Напоминание

Патриотические аспекты воспитания кадетов на уроках литературы


Автор: Портнягина Наталья Владимировна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБ НОУ Кадетская школа-интернат МЧС
Населённый пункт: Г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотические аспекты воспитания кадетов на уроках литературы
Раздел: полное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Портнягина Н.В.

ГБНОУ Государственная кадетская школа-интернат МЧС

Аннтотация:

Ключевые

слова:

патриот,

патриотизм,

Родина,

патриотическое

воспитание.

FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION AT SCHOOL

Portnyagina N.V.

Boarding school of the Ministry of Emergency Situations

Annotation:

Key words: patriot, patriotism, Motherland, patriotic education

Постановка проблемы: современная система российского образования на

данный момент сталкивается с различными трудностями, которые в

разной степени касаются образовательного и воспитательного процесса.

Одна из таких трудностей - влияние западных сил на молодое поколение,

воздействие иностранных специальных служб на детей через социальные

сети с единственной целью: изнутри подорвать государственность России.

Актуальность поднятой проблемы заключается в том, что:

● страны Евросоюза ведут активную санкционную политику против

России на протяжении многих лет;

● присоединение Крыма вызвало подъём патриотических настроений

у граждан России;

● существует наличие не только внешних, но и внутренних угроз

национальной безопасности, которые связаны с деятельностью

экстремистских и террористических организаций;

● сложились

неоднозначные

отношения

взрослых

россиян

к

патриотизму: от абсолютного отрицания до полного приятия.

Цель статьи: проанализировать проблемы, связанные с патриотическим

воспитанием современных детей, чтобы дать оценку сложившейся

ситуации.

Кто такой настоящий патриот? Обращаясь к статье В.К.Криворученко,

патриотизм - понятие, связанное с идеями страны, народа, нации,

Отечества, большой и малой родины; это нравственный и политический

принцип, социальное чувство, выраженное в любви к родине. Патриот

живет и действует для себя, но соотносит свои действия с интересами

родины.

Понятия патриот и патриотизм неразрывно связаны между собой.

“Патриот тот, кто в самые трудные минуты для родины борется за самые

трудные дела”,П.А.Павленко.

“Настоящий патриотизм выше всех личных отношений и интересов и

находится

в

теснейшей

связи

с

любовью

к

человечеству”,

Н.А.Добролюбов.

“Настоящий патриотизм не тот,

который

суетится и

чванится в

торжественные минуты, а тот, который ежедневно и неутомимо заботится

об общем благе и не бахвалится этим”, А.Граф.

Из

высказываний

можно

сделать

вывод,

патриотизм

предстает

неотъемлемым элементом гражданского общества, его приуменьшение

приведет

страну

к

сильному

ослаблению

основ

общества,

а

патриотическое воспитание школьников приведет к национальному

возрождению России.

Необходимо выделить, что с 1 января 2021 года в России стартовала

реализация Федерального проекта “Патриотическое воспитание граждан

РФ”, в котором говорится, что патриотическое воспитание направлено на

развитие в гражданах фундаментальной личностной установки. Именно с

ее помощью сложится отношение людей к социокультурным жизненным

реалиям и мотивации общественно-значимой деятельности.

В учебно-воспитательной практике есть разные направления работы по

патриотическому воспитанию. А.Н.Вырщиков в своей работе выделяет

такие напрвления как:

● духовно-нравственное;

● историко-культурное;

● военно-патриотическое;

● экологическое;

● миротворческое;

● гражданско-правовое;

● краеведческое.

Все эти направления способствуют формированию учащихся к высокой

преданности своей стране, готовности защищать свое государство в

трудное время.

Кадесткая школа-интерант МЧС использует разнообразные направления с

помощью

разных

форм

организации

патриотического

воспитания:

классные

часы,

экскурсии,

организации

встреч

с

ветеранами

и

участниками

сражений,

проведения

конкурсов

стихотворений,

посвященных военной тематике и многое другое.

На уроках русского языка и литературы используются многие виды

деятельности, например: совместная проектная деятельность; коллажи,

посвященные ВОВ; консультации и беседы с отсылкой на православную

церковь; чтение стихотворений; уроки литературного чтения по ролям;

пьсьменные работы с обращением к устному народному творчеству и др.

Также не могу не отметить, что на заседании набсовета АНО “Россия-

страна возможностей” В.В.Путин поддержал идею поднятия флага и

исполнения гимна государства в школах с 1 сентября 2022 года, но

Кузбасс одним из первых начал новую традицию уже в мае. Тогда мною

было проведено анкетирование учащихся для того, чтобы узнать уровень

патриотического воспитания и влияния на кадет нововведения.

В конце мая 2022 года было опрошено 40 выпускников, в ноябре 2022 года

40 учащихся 10-х классов.

В мае: первый вопрос связан с критериями патриотизма. 70% опрошенных

кадет считают себя истинными патриотами, 7% убеждены, что они не

патриоты своей родины, 23% решили воздержаться от ответа. Второй

вопрос заключался в том, нужно ли вообще патриотическое воспитание.

80% считают, что именно благодаря патриотическому воспитанию люди

становятся патриотами, 20% считают, что воспитание не влияет, на это

есть другие причины. Третий вопрос был направлен на то, чтобы узнать,

как у людей возникает патриотизм. 65% ответили, что в семье, 25%-в

школе, 10%-в армии.

Такое же исследование провела в ноябре, результаты опроса изменились.

Первый вопрос также был связан с критериями патриотизма. 86%

опрошенных кадет считают себя истинными патриотами, 5% убеждены,

что они не патриоты своей родины, 9% решили воздержаться от ответа.

Второй вопрос заключался в том, нужно ли патриотическое воспитание.

85% считают, что именно благодаря патриотическому воспитанию люди

становятся патриотами, 15% считают, что воспитание не влияет, на это

есть другие причины. Третий вопрос был направлен на то, чтобы узнать,

как у людей возникает патриотизм. 54% ответили, что в семье, 38%-в

школе, 8%-в армии.

Результаты опроса, по моему мнению, демонстрируют нам, что поднятие

флага, знания слов гимна нашей страны способствуют улучшению

патриотического

воспитания,

дети

благодаря

школе

знают

государственные

символы

России,

в

стране

растет

уровень

патриотических знаний.

Особая роль в формировании патриотического воспитания относится

именно к кадетским корпусам, военным академиям и училищам.

Воспитание патриотизма - одна из важных задач на уроках русского языка

и литературы в кадетском корпусе МЧС, в 10 и 11 классах задача учителя

состоит в том, чтобы привить кадетам любовь к родному краю, природе,

культуре и истории. Именно благодаря изучению литературы, учащиеся

познают эстетические жизненные явления. Общие сведения о языке и роли

русского языка

формируют условия для учеников, чтобы

они с

уважением относились к языку и его носителям и уважали другие языки и

народы. Именно на этих двух предметах ребята могут по-настоящему

осознать, что такое честь, подвиг, долг перед своей родиной, гуманизм. Но

чтобы добиться этого, учителю самому нужно быть истинно убежденным

патриотом, не просто говорить о любви к России, а на личном примере

показывать это детям.

Закономерно встает вопрос, как этого добиться на практике, чтобы на

него ответить, хочу сделать акцент на том, что именно слова сохраняются

в нашей памяти, самое сильное оружие - это слово, именно этот

инструмент общедоступен, и именно слова закреплены во всех книгах,

важных документах. Книга-это духовное завещание одного поколения

другому, совет умирающего страца юноше, начинающему жить, приказ,

передаваемый

часовым,

отправляющимся

на

отдых

человеку,

заступающему на его место,(по А.Герцену). Поэтому задачи учителя

словесности: развивать у учащихся настойчивость в преодолении учебных

трудностей, формировать у учащихся готовность трудиться на благо

Родины и защищать ее.

С чего стоит начать? С книг, в которых описывается красота природы

родного края, подвиги людей во время войны, проявления человечности в

любой житейской ситуации. Не стоит забывать и про устное народное

творчество, ведь в пословицах, поговорках, сказках и песнях очень

красочно отражена идея народности, дети с помощью этого, помимо

словарного запаса, получают базовые знания и понимают, что именно

труд, любовь к родной земле являются основами жизни.

При анализе художественных произведений дети с помощью учителя

постигают жизненные ценности. Ведь каждый литературный классик

испытывал беспокойство за судьбу России, страдание, которое вызвано

бедами, стремление заглянуть в будущее и каждый литератор верил в

лучший исход - все это присуще было великим писателям земли русской,

при всем различии их идейных позиций и их творческих дарований.

“Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить”. Ф.И.Тютчев

В данном стихотворении описывается не только красота природы, родного

края, но и особый путь развития нашей Отчизны. Очень символична

последняя строка, именно она отражает то, каким должен быть истинный

патриотизм - спасительная вера в Россию, вера в будущее помогает людям

несмотря

ни

на

какие

трудности,

совершать

подвиги,

защищать

территориальные границы. Идея народа России отражена в душах каждого

гражданина, готового любить свою родину со всеми недостатками.

“Моя безбожная Россия,

Священная моя страна!

(...)

И эти земли неземные,

И эти бунты удалые,

И вся их, вся их глубина!”. Игорь Северянин

Сам поэт был настоящим патриотом, он искренно любил и уважал Россию.

По первым строкам, можно сразу догадаться почему в то время в стране не

было Бога: все духовные и нравственные принципы были подвержены

уничтожению, но несмотря на революцию, Россия остается сильной,

сохраняет свою красоту, люди готовы бороться и благодаря этому страна

все равно останется непоколебимой и непобедимой.

Можно

сделать

вывод,

что

через

эмоциональное

восприятие

стихотворений и прозы у кадет возникает идеал служения Родине, это

проявляется через чувство гордости за свое прошлое, за свою страну в

действительности, появляется чувство единения в трудные минуты и

суверенитет. Именно литература хранит богатый опыт наших предков и

новые знания, благодаря книгам мы с вами можем избежать ошибок ради

светлого будущего.

Литература и источники

1.

Криворученко В.К. Патриотизм//Энциклопедия гуманитарных наук//

Научный журнал КубГАУ. 2008. №3

2.

Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б.// Патриотическое воспитание

молодёжи в современном обществе: монография. Волгоград: НП

ИПД “Авторскоеперо”. 2006.

3.

Мардахаев Л.В. //Словарь по социальной педагогике: учебное

пособие для студентов высших педагогических учебных заведений//

М. Издательский центр “Академия”. 2002.

4.

Лазарева В.А. //Литературное чтение в современной школе: сборник

статей//Издательство “Первое сентября”. 2005.



В раздел образования