Автор: Портнягина Наталья Владимировна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБ НОУ Кадетская школа-интернат МЧС
Населённый пункт: Г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотические аспекты воспитания кадетов на уроках литературы
Раздел: полное образование
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ
Портнягина Н.В.
ГБНОУ Государственная кадетская школа-интернат МЧС
Аннтотация:
Ключевые
слова:
патриот,
патриотизм,
Родина,
патриотическое
воспитание.
FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION AT SCHOOL
Portnyagina N.V.
Boarding school of the Ministry of Emergency Situations
Annotation:
Key words: patriot, patriotism, Motherland, patriotic education
Постановка проблемы: современная система российского образования на
данный момент сталкивается с различными трудностями, которые в
разной степени касаются образовательного и воспитательного процесса.
Одна из таких трудностей - влияние западных сил на молодое поколение,
воздействие иностранных специальных служб на детей через социальные
сети с единственной целью: изнутри подорвать государственность России.
Актуальность поднятой проблемы заключается в том, что:
● страны Евросоюза ведут активную санкционную политику против
России на протяжении многих лет;
● присоединение Крыма вызвало подъём патриотических настроений
у граждан России;
● существует наличие не только внешних, но и внутренних угроз
национальной безопасности, которые связаны с деятельностью
экстремистских и террористических организаций;
● сложились
неоднозначные
отношения
взрослых
россиян
к
патриотизму: от абсолютного отрицания до полного приятия.
Цель статьи: проанализировать проблемы, связанные с патриотическим
воспитанием современных детей, чтобы дать оценку сложившейся
ситуации.
Кто такой настоящий патриот? Обращаясь к статье В.К.Криворученко,
патриотизм - понятие, связанное с идеями страны, народа, нации,
Отечества, большой и малой родины; это нравственный и политический
принцип, социальное чувство, выраженное в любви к родине. Патриот
живет и действует для себя, но соотносит свои действия с интересами
родины.
Понятия патриот и патриотизм неразрывно связаны между собой.
“Патриот тот, кто в самые трудные минуты для родины борется за самые
трудные дела”,П.А.Павленко.
“Настоящий патриотизм выше всех личных отношений и интересов и
находится
в
теснейшей
связи
с
любовью
к
человечеству”,
Н.А.Добролюбов.
“Настоящий патриотизм не тот,
который
суетится и
чванится в
торжественные минуты, а тот, который ежедневно и неутомимо заботится
об общем благе и не бахвалится этим”, А.Граф.
Из
высказываний
можно
сделать
вывод,
патриотизм
предстает
неотъемлемым элементом гражданского общества, его приуменьшение
приведет
страну
к
сильному
ослаблению
основ
общества,
а
патриотическое воспитание школьников приведет к национальному
возрождению России.
Необходимо выделить, что с 1 января 2021 года в России стартовала
реализация Федерального проекта “Патриотическое воспитание граждан
РФ”, в котором говорится, что патриотическое воспитание направлено на
развитие в гражданах фундаментальной личностной установки. Именно с
ее помощью сложится отношение людей к социокультурным жизненным
реалиям и мотивации общественно-значимой деятельности.
В учебно-воспитательной практике есть разные направления работы по
патриотическому воспитанию. А.Н.Вырщиков в своей работе выделяет
такие напрвления как:
● духовно-нравственное;
● историко-культурное;
● военно-патриотическое;
● экологическое;
● миротворческое;
● гражданско-правовое;
● краеведческое.
Все эти направления способствуют формированию учащихся к высокой
преданности своей стране, готовности защищать свое государство в
трудное время.
Кадесткая школа-интерант МЧС использует разнообразные направления с
помощью
разных
форм
организации
патриотического
воспитания:
классные
часы,
экскурсии,
организации
встреч
с
ветеранами
и
участниками
сражений,
проведения
конкурсов
стихотворений,
посвященных военной тематике и многое другое.
На уроках русского языка и литературы используются многие виды
деятельности, например: совместная проектная деятельность; коллажи,
посвященные ВОВ; консультации и беседы с отсылкой на православную
церковь; чтение стихотворений; уроки литературного чтения по ролям;
пьсьменные работы с обращением к устному народному творчеству и др.
Также не могу не отметить, что на заседании набсовета АНО “Россия-
страна возможностей” В.В.Путин поддержал идею поднятия флага и
исполнения гимна государства в школах с 1 сентября 2022 года, но
Кузбасс одним из первых начал новую традицию уже в мае. Тогда мною
было проведено анкетирование учащихся для того, чтобы узнать уровень
патриотического воспитания и влияния на кадет нововведения.
В конце мая 2022 года было опрошено 40 выпускников, в ноябре 2022 года
40 учащихся 10-х классов.
В мае: первый вопрос связан с критериями патриотизма. 70% опрошенных
кадет считают себя истинными патриотами, 7% убеждены, что они не
патриоты своей родины, 23% решили воздержаться от ответа. Второй
вопрос заключался в том, нужно ли вообще патриотическое воспитание.
80% считают, что именно благодаря патриотическому воспитанию люди
становятся патриотами, 20% считают, что воспитание не влияет, на это
есть другие причины. Третий вопрос был направлен на то, чтобы узнать,
как у людей возникает патриотизм. 65% ответили, что в семье, 25%-в
школе, 10%-в армии.
Такое же исследование провела в ноябре, результаты опроса изменились.
Первый вопрос также был связан с критериями патриотизма. 86%
опрошенных кадет считают себя истинными патриотами, 5% убеждены,
что они не патриоты своей родины, 9% решили воздержаться от ответа.
Второй вопрос заключался в том, нужно ли патриотическое воспитание.
85% считают, что именно благодаря патриотическому воспитанию люди
становятся патриотами, 15% считают, что воспитание не влияет, на это
есть другие причины. Третий вопрос был направлен на то, чтобы узнать,
как у людей возникает патриотизм. 54% ответили, что в семье, 38%-в
школе, 8%-в армии.
Результаты опроса, по моему мнению, демонстрируют нам, что поднятие
флага, знания слов гимна нашей страны способствуют улучшению
патриотического
воспитания,
дети
благодаря
школе
знают
государственные
символы
России,
в
стране
растет
уровень
патриотических знаний.
Особая роль в формировании патриотического воспитания относится
именно к кадетским корпусам, военным академиям и училищам.
Воспитание патриотизма - одна из важных задач на уроках русского языка
и литературы в кадетском корпусе МЧС, в 10 и 11 классах задача учителя
состоит в том, чтобы привить кадетам любовь к родному краю, природе,
культуре и истории. Именно благодаря изучению литературы, учащиеся
познают эстетические жизненные явления. Общие сведения о языке и роли
русского языка
формируют условия для учеников, чтобы
они с
уважением относились к языку и его носителям и уважали другие языки и
народы. Именно на этих двух предметах ребята могут по-настоящему
осознать, что такое честь, подвиг, долг перед своей родиной, гуманизм. Но
чтобы добиться этого, учителю самому нужно быть истинно убежденным
патриотом, не просто говорить о любви к России, а на личном примере
показывать это детям.
Закономерно встает вопрос, как этого добиться на практике, чтобы на
него ответить, хочу сделать акцент на том, что именно слова сохраняются
в нашей памяти, самое сильное оружие - это слово, именно этот
инструмент общедоступен, и именно слова закреплены во всех книгах,
важных документах. Книга-это духовное завещание одного поколения
другому, совет умирающего страца юноше, начинающему жить, приказ,
передаваемый
часовым,
отправляющимся
на
отдых
человеку,
заступающему на его место,(по А.Герцену). Поэтому задачи учителя
словесности: развивать у учащихся настойчивость в преодолении учебных
трудностей, формировать у учащихся готовность трудиться на благо
Родины и защищать ее.
С чего стоит начать? С книг, в которых описывается красота природы
родного края, подвиги людей во время войны, проявления человечности в
любой житейской ситуации. Не стоит забывать и про устное народное
творчество, ведь в пословицах, поговорках, сказках и песнях очень
красочно отражена идея народности, дети с помощью этого, помимо
словарного запаса, получают базовые знания и понимают, что именно
труд, любовь к родной земле являются основами жизни.
При анализе художественных произведений дети с помощью учителя
постигают жизненные ценности. Ведь каждый литературный классик
испытывал беспокойство за судьбу России, страдание, которое вызвано
бедами, стремление заглянуть в будущее и каждый литератор верил в
лучший исход - все это присуще было великим писателям земли русской,
при всем различии их идейных позиций и их творческих дарований.
“Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить”. Ф.И.Тютчев
В данном стихотворении описывается не только красота природы, родного
края, но и особый путь развития нашей Отчизны. Очень символична
последняя строка, именно она отражает то, каким должен быть истинный
патриотизм - спасительная вера в Россию, вера в будущее помогает людям
несмотря
ни
на
какие
трудности,
совершать
подвиги,
защищать
территориальные границы. Идея народа России отражена в душах каждого
гражданина, готового любить свою родину со всеми недостатками.
“Моя безбожная Россия,
Священная моя страна!
(...)
И эти земли неземные,
И эти бунты удалые,
И вся их, вся их глубина!”. Игорь Северянин
Сам поэт был настоящим патриотом, он искренно любил и уважал Россию.
По первым строкам, можно сразу догадаться почему в то время в стране не
было Бога: все духовные и нравственные принципы были подвержены
уничтожению, но несмотря на революцию, Россия остается сильной,
сохраняет свою красоту, люди готовы бороться и благодаря этому страна
все равно останется непоколебимой и непобедимой.
Можно
сделать
вывод,
что
через
эмоциональное
восприятие
стихотворений и прозы у кадет возникает идеал служения Родине, это
проявляется через чувство гордости за свое прошлое, за свою страну в
действительности, появляется чувство единения в трудные минуты и
суверенитет. Именно литература хранит богатый опыт наших предков и
новые знания, благодаря книгам мы с вами можем избежать ошибок ради
светлого будущего.
Литература и источники
1.
Криворученко В.К. Патриотизм//Энциклопедия гуманитарных наук//
Научный журнал КубГАУ. 2008. №3
2.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б.// Патриотическое воспитание
молодёжи в современном обществе: монография. Волгоград: НП
ИПД “Авторскоеперо”. 2006.
3.
Мардахаев Л.В. //Словарь по социальной педагогике: учебное
пособие для студентов высших педагогических учебных заведений//
М. Издательский центр “Академия”. 2002.
4.
Лазарева В.А. //Литературное чтение в современной школе: сборник
статей//Издательство “Первое сентября”. 2005.