Автор: Носова Ирина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Чернский профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: Мотивационная готовность старших дошкольников к обучению в школе
Раздел: среднее профессиональное
Мотивационная готовность старших дошкольников к обучению
в школе
Поступление
в
первый
класс
–
важное
событие
в
жизни
каждого
ребёнка.
Согласно
требованиям
Федерального
го сударственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образованияу
детей
к
концу
дошкольного
возраста
должна
сформироваться
самостоятельность
в
организации различных видах деятельности, положительное отношение к
миру,
труду,
другим
людям
и
самому
себе;
умение
договариваться
и
разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам;
должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная
речь;
крупная
и
мелкая
моторика;
любознательность;
ребёнок
должен
овладеть
начальным
сведениями
о
себе
о
окружающем
мире.
Успешное
формирование всех этих и многих других личностных качеств и свойств,
дошкольника
неразрывно
связано
с
общим
психическим
развитием,
что
входит в понятие общая готовность детей к обучению в школе.
Проблема общей
готовности
старших дошкольников к обучению в
школе отражена в трудах известных отечественных исследователей: Б. Г.
Ананьева, Т. И. Бабаева, J1. А. Венгера, JI. С. Выготского, Н. В. Дуровой, JT.
А. Григорович, Д. Б. Эльконина.Согласно мнению ученых: Н. И. Гуткина, К.
Р. Климова, Я. JI. Коломинского, В. Я. Панько в структуре общей готовности
к школьному обучению особое место занимает мотивационный компонент
готовности. Мотивационная готовность детей к обучению представляет собой
актуальную социально-психологическую проблему (Е. Е. Кравцова, Б. М.
Немов, Н. И. Чуткина), решение которой позволит создать действительную
основу
для
обеспечения
равных
возможностей
детей
в
получении
качественного образования.
Дошкольное детство является базой для формирования у ребенка готовности,
в
том
числе
и
мотивационной,
к
школьному
обучению
как
одному
из
факторов,
обеспечивающих
успешную
социализацию
и
самореализацию
личности. Мотивационная готовность предполагает отношение к учёбе как к
общественно
значимому
делу
и
желание
активно
участвовать
в
этом
деле.Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности
к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего
круг
важных
обязанностей
и
прав,
занимающего
иное
по
сравнению
с
дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность
выражается
в
отношении
ребенка
к
школе,
к
учебной
деятельности,
к
учителям, к самому себе.Е. О. Смирнова установила, что положительное
значение для обучения имеет наличие у ребенка личностных форм общения
со взрослым, не зависящих от конкретных ситуаций. В целом можно сказать,
что,
если
наиболее
адекватными
и
специфичными
для
учения
являются
познавательные
мотивы,
коммуникативная
готовность
к
обучению
обеспечивается мотивами общения со взрослыми.
В
структуре
готовности
к
обучению
в
школе
мотивы
учения
важнаясоставляющая. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В
качестве
мотивов
выступают
потребности,
интересы,
убеждения,
представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. В
основе
любого
действия
или
поступка
лежит
тот
или
иной
мотив
или
совокупность
мотивов,
которые
побуждают
и
направляют
активность
человека.
В
том
случае,
когда
деятельность
побуждается
внешними
факторами,
например,
указанием
взрослого,
говорят
о
внешних
мотивах
поведения и деятельности.В жизни действует одновременно не один, а целая
система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Взаимодействие
мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения
одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает
действие другого. Может наблюдаться и борьба мотивов, когда одновременно
действует
несколько
взаимоисключающих
мотивов.
Как
правило,
борьба
мотивов сопровождается неприятными переживаниями, и в конечном итоге
побеждает один из конкурирующих мотивов. Задача взрослого в данной
ситуации - усилить действие нужного мотива и ослабить конкурирующий
мотив (так в рассмотренном примере взрослый может предложить ребёнку
записать передач на видеомагнитофон и посмотреть её после выполнения
задания).
Для того чтобы взрослый мог правильно понять поведение и действия
ребёнка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют в
данной
ситуации,
формировать
и
поддерживать
те
из
них,
которые
обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.
В
старшем
дошкольном
возрасте
структура
мотивов
приобретает
относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают
занимать познавательные и широкие социальные потребности (потребности в
социальном
признании,
стремление
к
неигровым
видам
деятельности,
потребность
в
самоутверждении,
мотивы
долженствования).
К
концу
дошкольного возраста ребёнок исчерпывает возможности
игровой
деятельности
по
удовлетворению
своих
потребностей,
игровые
мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего
места в мотивационной структуре дошкольника.
Говоря о мотивах учения в структуре готовности к школе, имеются в виду
те
факторы
внешнего
и
внутреннего
характера,
которые
побуждают
деятельность ребёнка, направленную на усвоение новых знаний, способов
действий на данном этапе развития и которые могутслужить основой для
формирования
учебных
мотивов.
Учебный
мотив
как
осознанная
потребность
в
приобретении
знаний
и
развитии
своих
способностей
формируется в процессе школьногообучения и в мотивационной структуре
дошкольников, как правило, отсутствует.
Установлено, что учебная деятельность дошкольников побуждается не
одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста
не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Для одного ведущим
мотивом
учения
может
оказаться
стремление
занять
место
отличника
в
классе, для другого – получение одобрения взрослого, для третьего – интерес
к новым знаниям.
В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих
первоклассников
к
учению,
можно
выделить
шесть
групп
мотивов:
1- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости
и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника; 2
-учебно–познавательные
мотивы, интерес
к
новым
знаниям,
желание
научиться
чему-то
новому;
3
- оценочные
мотивы, стремление
получить
высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение; 4 - позиционные
мотивы, связанные
с
интересом
к
внешней
школьной
жизни
и
позиции
школьника;5 - внешние по отношению к школе и учению мотивы; 6 - игровой
мотив,
неадекватно
перенесённый
в
учебную
деятельность.
Каждый
из
перечисленных
мотивов
в
той
или
иной
степени
присутствует
в
мотивационной
структуре
ребёнка
6
–
7
лет,
каждый
из
них
оказывает
определённое
влияние
на
формирование
и
характер
его
учебной
деятельности.
Для
каждого
ребёнка
степень
выраженности
и
сочетание
мотивов индивидуальны.Достаточное развитие учебно – познавательных и
социальных
мотивов
в
сочетании
с
оценочными
мотивами
оказывают
положительное влияние на школьную успеваемость.Преобладание игрового
мотива, перенесённого в неадекватную ему сферу учебной деятельности,
оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе.
Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.
Таким
образом,
задача
подготовки
детей
к
школьному
обучению
не
должна сводиться только к тому, чтобы научить детей считать, писать, читать.
Важно
обращать
внимание
на
психологическое
развитие
ребенка,
формировать психологическую готовность к обучению в школе. Основной
акцент здесь должен делаться на мотивационное развитие ребенка, а именно
развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача педагогов
сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем
начинать работу по развитию высших психологических функций.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- ярких многоаспектных представлений о школе;
- желания учиться в школе, чтобы познавать окружающий мир;
-
сформированной
позиции
школьника,
произвольности
познавательных
процессов.
Предварительное знакомство со школой, неоднократные ее посещения
несомненно
рассредоточат
ту
массу
впечатлений,
котораявойдет
в
жизнь
ребёнка с приходом в класс. Это позволит ребенку с приходом к школу
почувствовать состояние праздника, раскрепощённо и активно общаться с
учителем, снимет эмоциональный дискомфорт в новой для него социальной
ситуации развития.