Напоминание

Мотивационная готовность старших дошкольников к обучению в школе


Автор: Носова Ирина Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "Чернский профессионально-педагогический колледж"
Населённый пункт: Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: Мотивационная готовность старших дошкольников к обучению в школе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мотивационная готовность старших дошкольников к обучению

в школе

Поступление

в

первый

класс

важное

событие

в

жизни

каждого

ребёнка.

Согласно

требованиям

Федерального

го сударственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образованияу

детей

к

концу

дошкольного

возраста

должна

сформироваться

самостоятельность

в

организации различных видах деятельности, положительное отношение к

миру,

труду,

другим

людям

и

самому

себе;

умение

договариваться

и

разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам;

должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная

речь;

крупная

и

мелкая

моторика;

любознательность;

ребёнок

должен

овладеть

начальным

сведениями

о

себе

о

окружающем

мире.

Успешное

формирование всех этих и многих других личностных качеств и свойств,

дошкольника

неразрывно

связано

с

общим

психическим

развитием,

что

входит в понятие общая готовность детей к обучению в школе.

Проблема общей

готовности

старших дошкольников к обучению в

школе отражена в трудах известных отечественных исследователей: Б. Г.

Ананьева, Т. И. Бабаева, J1. А. Венгера, JI. С. Выготского, Н. В. Дуровой, JT.

А. Григорович, Д. Б. Эльконина.Согласно мнению ученых: Н. И. Гуткина, К.

Р. Климова, Я. JI. Коломинского, В. Я. Панько в структуре общей готовности

к школьному обучению особое место занимает мотивационный компонент

готовности. Мотивационная готовность детей к обучению представляет собой

актуальную социально-психологическую проблему (Е. Е. Кравцова, Б. М.

Немов, Н. И. Чуткина), решение которой позволит создать действительную

основу

для

обеспечения

равных

возможностей

детей

в

получении

качественного образования.

Дошкольное детство является базой для формирования у ребенка готовности,

в

том

числе

и

мотивационной,

к

школьному

обучению

как

одному

из

факторов,

обеспечивающих

успешную

социализацию

и

самореализацию

личности. Мотивационная готовность предполагает отношение к учёбе как к

общественно

значимому

делу

и

желание

активно

участвовать

в

этом

деле.Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности

к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего

круг

важных

обязанностей

и

прав,

занимающего

иное

по

сравнению

с

дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность

выражается

в

отношении

ребенка

к

школе,

к

учебной

деятельности,

к

учителям, к самому себе.Е. О. Смирнова установила, что положительное

значение для обучения имеет наличие у ребенка личностных форм общения

со взрослым, не зависящих от конкретных ситуаций. В целом можно сказать,

что,

если

наиболее

адекватными

и

специфичными

для

учения

являются

познавательные

мотивы,

коммуникативная

готовность

к

обучению

обеспечивается мотивами общения со взрослыми.

В

структуре

готовности

к

обучению

в

школе

мотивы

учения

важнаясоставляющая. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В

качестве

мотивов

выступают

потребности,

интересы,

убеждения,

представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. В

основе

любого

действия

или

поступка

лежит

тот

или

иной

мотив

или

совокупность

мотивов,

которые

побуждают

и

направляют

активность

человека.

В

том

случае,

когда

деятельность

побуждается

внешними

факторами,

например,

указанием

взрослого,

говорят

о

внешних

мотивах

поведения и деятельности.В жизни действует одновременно не один, а целая

система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Взаимодействие

мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения

одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает

действие другого. Может наблюдаться и борьба мотивов, когда одновременно

действует

несколько

взаимоисключающих

мотивов.

Как

правило,

борьба

мотивов сопровождается неприятными переживаниями, и в конечном итоге

побеждает один из конкурирующих мотивов. Задача взрослого в данной

ситуации - усилить действие нужного мотива и ослабить конкурирующий

мотив (так в рассмотренном примере взрослый может предложить ребёнку

записать передач на видеомагнитофон и посмотреть её после выполнения

задания).

Для того чтобы взрослый мог правильно понять поведение и действия

ребёнка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют в

данной

ситуации,

формировать

и

поддерживать

те

из

них,

которые

обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

В

старшем

дошкольном

возрасте

структура

мотивов

приобретает

относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают

занимать познавательные и широкие социальные потребности (потребности в

социальном

признании,

стремление

к

неигровым

видам

деятельности,

потребность

в

самоутверждении,

мотивы

долженствования).

К

концу

дошкольного возраста ребёнок исчерпывает возможности

игровой

деятельности

по

удовлетворению

своих

потребностей,

игровые

мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего

места в мотивационной структуре дошкольника.

Говоря о мотивах учения в структуре готовности к школе, имеются в виду

те

факторы

внешнего

и

внутреннего

характера,

которые

побуждают

деятельность ребёнка, направленную на усвоение новых знаний, способов

действий на данном этапе развития и которые могутслужить основой для

формирования

учебных

мотивов.

Учебный

мотив

как

осознанная

потребность

в

приобретении

знаний

и

развитии

своих

способностей

формируется в процессе школьногообучения и в мотивационной структуре

дошкольников, как правило, отсутствует.

Установлено, что учебная деятельность дошкольников побуждается не

одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста

не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Для одного ведущим

мотивом

учения

может

оказаться

стремление

занять

место

отличника

в

классе, для другого – получение одобрения взрослого, для третьего – интерес

к новым знаниям.

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих

первоклассников

к

учению,

можно

выделить

шесть

групп

мотивов:

1- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости

и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника; 2

-учебно–познавательные

мотивы, интерес

к

новым

знаниям,

желание

научиться

чему-то

новому;

3

- оценочные

мотивы, стремление

получить

высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение; 4 - позиционные

мотивы, связанные

с

интересом

к

внешней

школьной

жизни

и

позиции

школьника;5 - внешние по отношению к школе и учению мотивы; 6 - игровой

мотив,

неадекватно

перенесённый

в

учебную

деятельность.

Каждый

из

перечисленных

мотивов

в

той

или

иной

степени

присутствует

в

мотивационной

структуре

ребёнка

6

7

лет,

каждый

из

них

оказывает

определённое

влияние

на

формирование

и

характер

его

учебной

деятельности.

Для

каждого

ребёнка

степень

выраженности

и

сочетание

мотивов индивидуальны.Достаточное развитие учебно – познавательных и

социальных

мотивов

в

сочетании

с

оценочными

мотивами

оказывают

положительное влияние на школьную успеваемость.Преобладание игрового

мотива, перенесённого в неадекватную ему сферу учебной деятельности,

оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе.

Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

Таким

образом,

задача

подготовки

детей

к

школьному

обучению

не

должна сводиться только к тому, чтобы научить детей считать, писать, читать.

Важно

обращать

внимание

на

психологическое

развитие

ребенка,

формировать психологическую готовность к обучению в школе. Основной

акцент здесь должен делаться на мотивационное развитие ребенка, а именно

развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача педагогов

сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем

начинать работу по развитию высших психологических функций.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- ярких многоаспектных представлений о школе;

- желания учиться в школе, чтобы познавать окружающий мир;

-

сформированной

позиции

школьника,

произвольности

познавательных

процессов.

Предварительное знакомство со школой, неоднократные ее посещения

несомненно

рассредоточат

ту

массу

впечатлений,

котораявойдет

в

жизнь

ребёнка с приходом в класс. Это позволит ребенку с приходом к школу

почувствовать состояние праздника, раскрепощённо и активно общаться с

учителем, снимет эмоциональный дискомфорт в новой для него социальной

ситуации развития.



В раздел образования