Напоминание

«Технология проекта на уроках русского языка и литературы как инновация»


Автор: Антропов Андрей Васильевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Затеченская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Затеченское
Наименование материала: Статья
Тема: «Технология проекта на уроках русского языка и литературы как инновация»
Раздел: среднее образование





Назад




«Технология проекта на уроках русского языка и литературы как

инновация»

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познаний, чем из своих успехов.

Дж. Дьюи

Актуальность технологии проектного обучения на уроках русского

языка и литературы

для

современного образования определяется его

многоцелевой

и

многофункциональной

направленностью,

а

также

возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в

ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми

знаниями

и

ключевыми

компетенциями

происходит

многостороннее

развитие растущей личности.

Данная тема является достаточно изученной на уровне теории, но тем

не

менее

анализ

педагогической

действительности

показывает,

что

потенциал метода проектов в силу инерционных издержек используется

учителями-практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной

мере.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода

ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской

общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов

современного обучения. Он является составной частью учебного процесса.

Практика

использования

метода

проектов

показывает,

как

отмечает

Е.С.Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и

значительно эффективнее».

В конце XX в. проектирование превратилось в распространенный вид

интеллектуальной деятельности.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на

интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем

самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает

возможность

осваивать

новые

способы

человеческой

деятельности

в

социокультурной среде.

Поэтому, если говорить о методе проектов, то нужно иметь в виду

именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку

проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным,

осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Этот

результат

можно

увидеть,

осмыслить,

применить

в

реальной

практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо

научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и

решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,

умения

прогнозировать

результаты,

возможные

последствия

разных

вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод

проектов

всегда

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую

учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени, всегда

предполагает

решение

какой-то

проблемы.

Решение

проблемы

предусматривает,

с

одной

стороны,

использование

совокупности,

разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает

необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из

различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты

выполненных

проектов

должны

быть,

что

называется,

«осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее

решение,

если

практическая

-

конкретный

результат,

готовый

к

использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о

методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология

предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных

методов, творческих по самой своей сути.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе

доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

практико-ориентированный проект (от учебного пособия до

пакета

рекомендаций по восстановлению экономики страны);

исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем

правилам научного исследования;

информационный проект сбор и обработка информации по значимой

проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ,

информация в сети Интернет);

творческий проект максимально свободный авторский подход в решении

проблемы.

Продукт

альманахи,

видеофильмы,

театрализации,

произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.

ролевой проект литературные, исторические и т.п. деловые ролевые

игры, результат которых остается открытым до самого конца.

По продолжительности различают:

минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;

краткосрочные — на 4-6 уроков;

недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и

внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную

неделю оптимальной формой организации проектной работы; долгосрочные

(годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как

правило, во внеурочное время.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть

надлежащим

образом

оформлены

(видеофильм,

альбом,

бортжурнал

«путешествий», компьютерная газета, альманах).

Виды презентации проектов:

научный доклад;

деловая игра;

демонстрация видеофильма;

экскурсия;

телепередача;

научная конференция;

инсценировка;

театрализация;

игры с залом;

защита на Ученом Совете;

диалог исторических или литературных персонажей;

спортивная игра;

спектакль;

путешествие;

реклама;

пресс-конференция.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в

современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь

при

помощи

проекта

можно

реализовать

все

воспитательные,

образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Проектная деятельность по русскому языку и литературе включает в

себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное

выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных

результатов.

Проекты по русскому языку и литературе распределяются и по

продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например,

«Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Их именами названы

улицы Казани», «Г. Тукай и его сказки», «Г.Тукай и А.С. Пушкин», «Сказка о

прилагательном», «Язык sms сообщений и его влияние на молодежь»)?

«Знаменитые писатели нашего края». Краткосрочные проекты по русскому

языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки

доброты. Почему учительница поступила именно так?» (по произведению

В.Распутин).

Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под

руководством учителя.

Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в

группах, так и индивидуально. Часто эта работа проводится в рамках

ученических научных обществ. Весь годичный проект – от определения

проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В

качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно

(индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над

проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока.

Есть учебные проекты, направленные на интеграцию знаний учащихся по

русскому языку и литературе. Например, «О чём говорят фамилии

персонажей Н.В. Гоголя «в поэме «Мертвые души» или «Язык действующих

лиц комедии», где «говорящие фамилии», речь персонажей отражают не

только общественное положение, но и характер личности.

Ученики

рассматривают

лексические

обороты,

синтаксические

конструкции,

раскрывающие смысл понятий. Не менее интересны наблюдения ребят по

темам «Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

«Словари русского языка»

Цели проекта:

Учить

детей

самостоятельно

искать

необходимую

информацию

с

использованием различных источников, анализировать и обобщать факты.

Учить работать в группах, обмениваться информацией, выражать свою точку

зрения

и

обосновывать

её,

анализировать

и

оценивать

собственные

творческие и деловые возможности.

Создать

условия

для

вовлечения

каждого

ученика

в

активный

познавательный, творческий процесс.

Задачи проекта:

Расширить знания школьников о словарях, показать их многообразие и

назначение каждого.

Закрепить навыки практической работы со словарями.

Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за

порученное дело.

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Защита таких исследовательских работ в нашей школе проводится на

традиционных ежегодных школьных научно-практических конференциях в

конце учебного года.

Работа над проектом по русскому языку и литературе проходит по

следующему плану:

1.Выбор

вида

проектной

деятельности

из

предложенного

учителем

(презентация, буклет или литературно-музыкальная композиция)

Формулирую цели и задачи. Руковожу деятельностью учащихся.

Формирую идея проекта, исходя из потребностей и реально доступных

ресурсов. Помогаю систематизировать материал, сделать выводы о значении

Лицея в жизни А.С.Пушкина.

2. Практическая реализация проекта: подбор материала, иллюстраций для

исполнения работы

Самостоятельная

работа

над

созданием

презентации.

Создание

иллюстративного

материала.

Распределение

ролей

(оформители,

компьютерщики, ведущие, чтецы) и оформление проекта. Консультирую,

направляю, стимулирую активность детей

3. Внесение необходимых изменений

Работа

с

орфографией

и

пунктуацией,

работа

со

смысловой

наполняемостью,

работа

над

дикцией.

Контролирую,

координирую,

корректирую деятельность учащихся.

4. Заключительный этап (презентация проекта)

Выступление перед учащимися (приглашаются классы). Самооценка

проекта.

Помогаю

готовить

презентацию,

выразительно

прочесть

текст.

Помогаю. Сделать выводы и значение проектной деятельности.

В ходе проектной деятельности я пришёл к выводу, что важным

источником повышения профессиональной подготовки учителя является

обмен опытом. Представляя свои работы на школьном уровне, я в первую

очередь знакомлюсь с опытом коллег по данному направлению и беру все

рациональное в свою педагогическую копилку.

И еще, я убедился, что у проектной технологии много сторонников и

последователей,

потому

что

данная

форма

обучения

многогранна,

эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит

нам словесникам сделать процесс обучения русскому языку и литературы

ярким и запоминающим, поможет учащимся овладеть всеми ключевыми

компетенциями, что позволит им не только успешно выдержать выпускные

испытания, но и стать востребованными специалистами, занять достойное

место в обществе.

Использованная литература

1. Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования,

2006, №35

2. Бухтиярова И.Н.Метод проектов и индивидуальные программы в

продуктивном обучении. Школьные технологии. №2, 2001.

3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай технологического

обучения// Директор школы, 1995. №6.

4.Дьяченко В.К.Сотрудничество в обучении: о коллективном способе

ученических работ. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

5. Загвязинский В.И. Методология и методика социально- педагогического

исследования. – Тюмень,1995

6. Заграничная Н.А., Добротина И.Г, Проектная деятельность в школе:

учимся работать индивидуально и в команде.-М.: Интеллект-Центр, 2014.

7. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. – Казань, 1995

8.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе

образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

9. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с.

42.

10. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные

технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47

11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.-

М.: Аркти, 2012.



В раздел образования