Автор: Еремин Александр Иванович
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: ГБОУ 409
Населённый пункт: г. Пушкин, Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка правил для чатов в открытых группах и личных блогов для обеспечения информационной безопасности
Раздел: среднее образование
Разработка правил для чатов в открытых группах и личных блогов
для обеспечения информационной безопасности
Еремин А.И., учитель информатики ГБОУ № 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Вопросы подростковой безопасности в Интернете являются предметом, требующим
тесного взаимодействия и координации принимаемых на всех уровнях решений: от семейного и
школьного до регионального и государственного. При этом необходимо эффективно
использовать не только правовые регуляторы и нормы, но и особенности нравов и обычаев,
морали, а также доступные технические и организационные возможности. Кроме этого одним
из эффективных механизмов решения задач кибербезопасности является формирование
информационной культуры обучающихся, их родителей, социума, а также профессиональной
культуры журналистов и учителей.
Основные группы вопросов, связанных с обеспечением информационной безопасности:
как регулировать доступ обучающихся в Интернет и контролировать их пребывание в
Интернете; как защищать их от преступных действий со стороны злоумышленников?
Для повышения защищенности от возможных угроз сегодня предлагается большое
количество
программных и технических средств,
различных методов защиты,
масса
всевозможных методик и советов, множество памяток. Но на практике все рекомендации
выполнить не представляется возможным.
Для обсуждения вероятных угроз и выработки практических рекомендаций для их
снижения с группами обучающихся 8 и 9 классов во время проведения основных уроков и во
время занятий дополнительного обучения были проведены учебные слушания по теме «Как
обеспечить личное безопасное общение в блогах мессенджерах».
В материале, представленном ниже, приведены первые пять по уровню значимости
правил,
ранжированных
в
процессе
обсуждения
в
группах
обучающихся.
Были
сформулированы и выбраны самые главные правила для чатов в открытых группах и веб-
журналах для личных блогов, которые несложно соблюдать на практике.
Правила для чатов в открытых группах
Правило
1.
Следует
выяснить,
кем
и
как
модерируется
чат.
Не
посещать
немодерируемые чаты. Перед тем как вступить в беседу, ознакомиться с условиями участия в
чате, правилах поведения и положением о конфиденциальности.
Правило 2. В чатах в открытых группах никогда не сообщать свои личные данные.
Пользоваться псевдонимами. При выборе псевдонима необходимо выбирать имя, не выдающее
личные данные. Не размещать и не посылать своих фотографий тем, с кем познакомились в
чате.
Правило 3. Насторожённо относиться к попыткам собеседников перевести общение из
виртуальной плоскости в реальную и никогда нельзя соглашаться на личную встречу с
незнакомыми людьми, с которыми познакомились только в Интернете.
Правила для личных блогов в веб-журналах
Правило 4. Следует пользоваться веб-журналами только с ясно сформулированными
условиями использования и проверять, можно ли защитить с помощью пароля сами веб-
журналы, а не только учетные записи пользователя.
Правило 5. Вести свой блог только в положительном ключе и не использовать его для
злословия или нападок на других пользователей при коммуникации.
Понятно, что предлагаемые правила безопасного общения в блогах и мессенджерах не
являются исчерпывающими по тематике обеспечения защиты от информационных угроз. Но
процесс их обсуждения, осмысления и окончательного оформления может служить хорошим
инструментом улучшения информационной безопасности в школе при обсуждении других
групп
угроз,
осмыслении
опасностей
в
Интернете
и
формулировании
практических
рекомендаций в виде правил.