Напоминание

Статья «Особенности развития мышления в начальном образовании»


Автор: Щербакова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: статья
Тема: Статья «Особенности развития мышления в начальном образовании»
Раздел: начальное образование





Назад




Щербакова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии

Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья «Особенности развития мышления в начальном образовании»

Развитие младшего школьника - важная составная часть педагогического процесса.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу,

самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли,

в последовательном

возникновении

форм

и способов

мыслительной

деятельности

и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка

усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка

и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его

влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе

развития. В этот период

совершается переход

от наглядно-образного

к словесно —

логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка

двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью

и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако

отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

В развитии мышления младших школьников психологи выделяют две основные

стадии.

На первой

стадии (I–II

классы) их мышление

во многом

похоже

на мышление

дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-

действенном

и наглядно-образном

плане.

Дети

судят

о предметах

и явлениях

по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения

их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются

не на основе

логических

аргументов,

а путем

прямого

соотношения

суждения

с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят

от внешних

характеристик

предметов

и фиксируют

те свойства,

которые

лежат

на поверхности.

К III классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, требующую

от учителя

демонстрации

связей,

существующих

между

отдельными

элементами

усваиваемых сведений. К III классу дети овладевают родо-видовыми соотношениями

между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-

синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что

начинает формироваться формально-логическое мышление.

В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий.

Выделяют предметные понятия (знания общих и существенных признаков и свойств

предметов — птицы, животные, фрукты, мебель и т.п.) и понятия отношений (знания,

отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений — величина, эволюция

и т.п.) .

Для первых выделяют несколько стадий усвоения: 1) выделение функциональных

признаков

предметов,

т.е.

связанных

с их назначением

(корова —

молоко);

2)

перечисление известных свойств без выделения существенных и несущественных (огурец

— плод, растет в огороде, зеленый, вкусный, с семечками и т.д.); 3) выделение общих,

существенных признаков у класса единичных предметов (фрукты, деревья, животные).

Для вторых тоже выделено несколько стадий освоения: 1) рассмотрение конкретных

отдельных случаев выражения этих понятий (одно больше другого); 2) обобщение,

относящееся

к известным,

встречавшимся

случаям

и не распространяемое

на новые

случаи; 3) широкое обобщение, применяемое к любым случаям.

Особое

место

занимают

мыслительные

операции,

такие

как

выделение

и абстрагирование свойств предметов, их сравнение и классификация.

Ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать предметы и окружающие

явления

по существенным

признакам,

сравнивает их,

учится

находить

в предметах

и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учиться мыслить.

Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые

из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников

вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить.

Таким образом, с каждым годом у детей развивается способность к обобщению,

к выделению существенных признаков предметов и явлений. Суждения и умозаключения

у младших школьников становятся все более логичными. До школы дети нередко могут

категорически утверждать что-то явно неправильное. В процессе обучения они постепенно

освобождаются от этой склонности.



В раздел образования