Автор: Щербакова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: статья
Тема: Статья «Особенности развития мышления в начальном образовании»
Раздел: начальное образование
Щербакова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа №258 с углубленным изучением физики и химии
Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья «Особенности развития мышления в начальном образовании»
Развитие младшего школьника - важная составная часть педагогического процесса.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу,
самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли,
в последовательном
возникновении
форм
и способов
мыслительной
деятельности
и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка
усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка
и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его
влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе
развития. В этот период
совершается переход
от наглядно-образного
к словесно —
логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка
двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью
и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако
отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.
В развитии мышления младших школьников психологи выделяют две основные
стадии.
На первой
стадии (I–II
классы) их мышление
во многом
похоже
на мышление
дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-
действенном
и наглядно-образном
плане.
Дети
судят
о предметах
и явлениях
по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения
их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются
не на основе
логических
аргументов,
а путем
прямого
соотношения
суждения
с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят
от внешних
характеристик
предметов
и фиксируют
те свойства,
которые
лежат
на поверхности.
К III классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, требующую
от учителя
демонстрации
связей,
существующих
между
отдельными
элементами
усваиваемых сведений. К III классу дети овладевают родо-видовыми соотношениями
между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-
синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что
начинает формироваться формально-логическое мышление.
В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий.
Выделяют предметные понятия (знания общих и существенных признаков и свойств
предметов — птицы, животные, фрукты, мебель и т.п.) и понятия отношений (знания,
отражающие связи и отношения объективных вещей и явлений — величина, эволюция
и т.п.) .
Для первых выделяют несколько стадий усвоения: 1) выделение функциональных
признаков
предметов,
т.е.
связанных
с их назначением
(корова —
молоко);
2)
перечисление известных свойств без выделения существенных и несущественных (огурец
— плод, растет в огороде, зеленый, вкусный, с семечками и т.д.); 3) выделение общих,
существенных признаков у класса единичных предметов (фрукты, деревья, животные).
Для вторых тоже выделено несколько стадий освоения: 1) рассмотрение конкретных
отдельных случаев выражения этих понятий (одно больше другого); 2) обобщение,
относящееся
к известным,
встречавшимся
случаям
и не распространяемое
на новые
случаи; 3) широкое обобщение, применяемое к любым случаям.
Особое
место
занимают
мыслительные
операции,
такие
как
выделение
и абстрагирование свойств предметов, их сравнение и классификация.
Ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать предметы и окружающие
явления
по существенным
признакам,
сравнивает их,
учится
находить
в предметах
и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учиться мыслить.
Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые
из различных источников информации, вызывают потребность уже у младших школьников
вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е. отвлеченно мыслить.
Таким образом, с каждым годом у детей развивается способность к обобщению,
к выделению существенных признаков предметов и явлений. Суждения и умозаключения
у младших школьников становятся все более логичными. До школы дети нередко могут
категорически утверждать что-то явно неправильное. В процессе обучения они постепенно
освобождаются от этой склонности.