Автор: Фёдорова Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ОЦ "Протон"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»
Раздел: дошкольное образование
Дети черпают много знаний из сказок. Первые представления о связи
времени и пространства, человека и природы, предметного мира, сказки
позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Сказки для детей– это не просто вымысел и фантазия, это особая реальность
мира эмоций.
Сказки раздвигают границы детской повседневности. Когда дети слышат
сказки, у них развивается глубокое сопереживание героям и внутреннее
побуждение помочь или защитить.
В дошкольном возрасте восприятие сказок становится специфической
деятельностью ребенка (помимо игр и изобразительной деятельности оно
обладает невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно
мечтать и фантазировать.
Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в развитии
правильной устной речи. Традиционно говоря, тексты увеличивают
словарный запас, помогают правильно строить диалог, влияют на развитие
связной речи, не менее важно сделать свою речь эмоциональной,
метафоричной и красивой.
Читать истории недостаточно. Чтобы ребёнок лучше запомнил её,
необходимо помочь ребёнку понять её, пережить разные ситуации с
персонажем. Проанализируйте действия персонажа и представьте себя в этом
месте. Тогда запоминание будет осознанным, глубоким.
Чтобы помочь ребёнку запомнить сказки, можно использовать различные
дидактические игры. Также эти игры очень помогают в развитии творческого
воображения, фантазии, связных монологов и интерактивной речи.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
«Встреча героев»
Эта игра помогает развивать устную диалогическую речь. Советуем
запомнить последовательность действий сказки и её сюжет.
Сказки свободно читают детям. После прочтения предлагается образ двух
сказочных героев. Задача ребёнка–вспомнить, что говорили персонажи друг
другу и озвучить диалог. Мы можем предоставить героев, которых нет в
сказках. Например, в сказке «Колобок» кролик и медведь не встречаются. Но
что они скажут друг другу при встрече? Похвалите Колобка за то, что он
такой умный и хитрый, или пожалуйтесь друг другу на обманщиков.
"Звукооператор"
Игра также направлена на развитие устной связной речи, помогая лучше
запомнить последовательность действий сказок и их сюжеты.
Прочитав рассказ, посмотрите на иллюстрации. Уточните, какая понравилась
больше. Попросите ребёнка «озвучить» картинку. Пусть вспомнят, что
говорили в тот момент герои, что делали.
«Новые сказки»
Основной целью этой игры является развитие творческого воображения, и
речевой фантазии.
Берём хорошо знакомую сказку. Вспоминаем последовательность событий в
ней, то, где будет происходить действие, какие персонажи встретятся. И
вдруг в сказке что-то меняется. Это может быть место действия, или
появляются новые герои. Например, в сказке «Репка» смените место
действия и отправьте всех персонажей на стадион или в кинотеатр. Ещё там
могут появится зайцы, волки, злые или добрые волшебники. Всё зависит от
вашей фантазии.
"Мисс Фрейм"
Цель этой игры: Помочь детям запомнить последовательность событий в
сказке, научив их составлять рассказ по ряду сюжетных образов.
В игре можно использовать серию картинок, чтобы рассказать сказку.
По очереди перед ребёнком раскладываются картинки из сказок. Одна
картинка специально убирается. Ребёнок должен запомнить, какого сюжета
не хватает. Если он затрудняется найти ответ, можно разместить
перевернутую картинку там, где она должна быть, не нарушая
последовательности. После озвучивания недостающего сюжета нужно
рассказать всю историю.
"Сказочная цепочка"
Цель этой игры-научить составлять предложения по предметной картинке.
Помогите ребёнку вспомнить сказочных персонажей, обстановку и
последовательность событий.
Выберите любую прочитанную сказку для игры. Подготовьте всех героев
этой сказки, разные предметы (картинки или фигурки). Чтобы усложнить
задачу, можно добавить других сказочных персонажей и предметов.
Возьмем, к примеру, сказку «Лиса и лапти». Ребёнку предлагаются
изображения героев и предметов из сказок, и он решает, есть ли такие в этой
сказке. Если есть, используйте этот предмет или персонажа, чтобы составить
сказочное предложение. Если это курица, то мы знаем, что лиса взяла курицу
в обмен на лапти.
Вот несколько интересных игр, которые помогут ребёнку лучше
ориентироваться в сказочном мире. Когда ребёнок учится работать в сказке,
он может хорошо её понимать, анализировать действия героев, оценивать их,
переносить эту модель в реальную жизнь и исправлять ситуацию.
Сказки развивают у детей образное и логическое мышление, творчество и
речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.