Напоминание

"Патриотическом воспитание"


Автор: Сакаева Дина Камильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д /с 7
Населённый пункт: С. Буздяк
Наименование материала: Консультация
Тема: "Патриотическом воспитание"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников

в условиях ФГОС»

Опираясь на требования ФГОС, традиции отечественной педагогики и

особенности нового времени, воспитателям целесообразно стремиться к

построению модели духовного развития малышей, отвечающей следующим

требованиям:

-Процесс

нравственного

и

патриотического

воспитания

следует

ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника. Этого

можно добиться посредством реализации этнопедагогических идей, которые

через

приобщение

к

русским

народным

традициям

способствуют

становлению духовно богатых граждан, отличающихся стремлением жить

интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к

старшему поколению, заботой об окружающем мире, адекватной долей

требовательности к себе.

- Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить

комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника.

Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие,

а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага.

Педагогу стоит выстроить деятельность малышей таким образом, чтобы она

соответствовала принципам регионализации образования и требованиям

ФГОС — через расширение используемых методических материалов,

разработку

новых

форм

работы

с

детьми,

организацию

проектной,

исследовательской, творческой совместной активности.

- Включение духовного, патриотического и нравственного компонента

в практику дошкольного образования осуществляется посредством переход

от образов и понятий, близких дошколятам, к более абстрактным. Так, чтобы

осознать значимость и величие родовых традиций и культурных достижений,

становление которых стало доступным благодаря вкладу соотечественников,

малышам важно принять ценность своей семьи, мудрость советов предков,

святость народных традиций. Деятельность, реализуемая для достижения

ключевых целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников по

ФГОС, должна быть интересной для малышей и эмоционально насыщенной.

Опора на чувственную сферу ребенка позволяет актуализировать внимание

на объекте изучения, собственных поступках и действиях, развить чувство

сопереживания и готовности к активному участию.

- Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной

деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения,

особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение

детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-

патриотической направленности помогает выработать формы поведения,

советующие

образу

будущего

сознательного

гражданина,

достойного

продолжателя славных традиций русского народа.

Таким образом, педагогические условия организации деятельности по

нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование

принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность

предлагаемого

дошкольникам

материала,

комплексность

характера

воздействия,

которое

должно

быть

направленно

на

всестороннее

формирование личности в коллективной и индивидуальной деятельности.

Этапы

патриотического

воспитания

дошкольников:

предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности,

накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими

людьми,

развитие

нравственных

чувств);

художественно-

ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным

искусством);

когнитивно-эмоциональный (развитие

интереса

к

своей

стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения

реализовать

отношения

и

знания

в

практической

и

воображаемой

деятельности).

Средства патриотического

воспитания:

окружающая

среда,

художественная

литература

и

искусство,

фольклор,

практическая

деятельность.

Выбор

средств

должен

быть

адекватен

каждому

этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы

с

детьми

и

их

возрасту:

повышают

познавательную

активность,

эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся

у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных

возможностей

детей (при

отборе

соответствующих

методов) и

доминирующих

целей воспитания.

Сочетание

разных

методов.

Создание условий

для

успешного

воспитания

патриотических

чувств

дошкольников

Задачи:

Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи,

детского сада, родного города.

Способствовать формированию желания участвовать в общественных

мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории

группы, улиц родного города.

Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим

сверстникам и старшему поколению.

Воспитывать уважение к труду разных профессий.

Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и

сохранять.

Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно

их расходовать.

Знакомить с символикой российского государства, ее значением для

народа и страны в целом.

Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту

интересов каждого дошкольника.

Расширить представления детей о регионах страны, ее больших

городах.

Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных

областях

деятельности:

сельском

хозяйстве,

науке,

спорте,

культуре,

образовании.

Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к

другим народам, их культуре, традициям.

Нравственно-патриотическое

воспитание ребенка

-

сложный

педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым

близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство

Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему

он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления

еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие,

они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к

поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,

трудолюбие.

Произведения

устного

народного

творчества

не

только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию

личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному

краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с

детским садом, своей улицей, городом, республикой, а затем и со страной, ее

столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений,

получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных

дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные

события и т. д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны

быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому,

начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам

его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и

рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для своего края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте

своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала

позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен

одной край. Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен

своей

историей,

традициями,

достопримечательностями,

памятниками,

лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на

которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к

объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека

и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для

удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников

расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности,

исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они

воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города,

своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он

родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу,

наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать,

что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи,

знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей

с народными промыслами, народными умельцами республики.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет

пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах

из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой

Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо

привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к

Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести

ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,

Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена

увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты

памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими

городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом

государства. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем

самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда

преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а

иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно

раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их

дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.).

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного

человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-

патриотических чувств.

Организованная

таким

образом

работа

будет

способствовать

правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к

своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо

подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех

местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат

больных; рабочие делают машины и т. д.);

везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от

врагов;

повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и

помогают друг другу;

люди берегут и охраняют природу;

есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну

должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к

культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от

цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям

разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием

родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним.

Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого

населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому

особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к

людям других национальностей, рассказать, где территориально живет

данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx

зависит его быт, характер труда и т. д.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: Россию населяют

люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и

традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат

умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Таким

образом,

решая

задачи нравственно-патриотического

воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с

местными условиями и

особенностями

детей,

учитывая

следующие

принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для

ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет

его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный

возрасту

баланс

интеллектуальных,

эмоциональных

и

двигательных

нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Основной

формой нравственно-патриотического

воспитания детей

являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую

мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в

колхозе раньше и теперь, счёты и компьютеры и т. д., вопросы,

индивидуальные

задания).

Нужно

приучать

детей

самостоятельно

анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить

найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения

игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной

активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить:

где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она

называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей

игры в «поездки и путешествия».

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом,

традициями,

отдельными

историческими

моментами

вызваны

тем,

что дошкольникам свойственно

наглядно-образное

мышление.

Поэтому

необходимо

использовать

не

только

художественную

литературу,

иллюстрации,

шутку

и

т.

д.,

но

и

наглядные

предметы

и

материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия

труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для

ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми

предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также

организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для

ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта

родного

края.

Кроме

того,

в

подобном «помещении» расширяются

возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.

д.).

Не

менее

важным условием

нравственно-патриотического

воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение

к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет

сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим

историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу

способствует

бережному

отношению

к

традициям,

сохранению

вертикальных

семейных

связей.

Большое

значение

имеют

семейные

экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных

предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть

выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом

фильме.

Целесообразно

использовать

проектную

деятельность.

Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему

исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные

рамки". Хорошо, когда проект включают в себя работу фольклорного плана

(разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные

традиционные

праздники

и

обряды,

рождественские

святки,

русской

масленицы и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и

своего народа, воспитывает любовь к Родине.

В настоящее время эта тема актуальна, так как сегодня одним из

приоритетных

направлений

государственной

политики

является

стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах — Семейном

Кодексе, Законе РФ «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания.

На современном этапе реализация законодательной базы предусматривает

переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. К

сожалению, приходится отмечать, что современные семьи не всегда

педагогически состоятельны, они остро нуждаются в квалифицированной

поддержке и помощи различных специалистов. В последнее время все чаще

говорят о разрушении традиционных устоев семьи, что является одной из

причин кризиса в нравственной сфере современного общества. Решить

имеющиеся

проблемы

возможно,

осуществляя

новые

подходы

при

организации взаимодействия ДОУ с семьей. Сотрудничество педагогов и

родителей

предполагает

равенство

позиций

партнеров,

уважительное

отношение

друг

к

другу

взаимодействующих

сторон

с

учетом

их

индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом

реализации

сотрудничества

педагогов

и

родителей

является

их

взаимодействие, в котором родители — не пассивные наблюдатели, а

активные участники воспитательного процесса.



В раздел образования