Автор: Сакаева Дина Камильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д /с 7
Населённый пункт: С. Буздяк
Наименование материала: Консультация
Тема: "Патриотическом воспитание"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников
в условиях ФГОС»
Опираясь на требования ФГОС, традиции отечественной педагогики и
особенности нового времени, воспитателям целесообразно стремиться к
построению модели духовного развития малышей, отвечающей следующим
требованиям:
-Процесс
нравственного
и
патриотического
воспитания
следует
ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника. Этого
можно добиться посредством реализации этнопедагогических идей, которые
через
приобщение
к
русским
народным
традициям
способствуют
становлению духовно богатых граждан, отличающихся стремлением жить
интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к
старшему поколению, заботой об окружающем мире, адекватной долей
требовательности к себе.
- Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить
комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника.
Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие,
а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага.
Педагогу стоит выстроить деятельность малышей таким образом, чтобы она
соответствовала принципам регионализации образования и требованиям
ФГОС — через расширение используемых методических материалов,
разработку
новых
форм
работы
с
детьми,
организацию
проектной,
исследовательской, творческой совместной активности.
- Включение духовного, патриотического и нравственного компонента
в практику дошкольного образования осуществляется посредством переход
от образов и понятий, близких дошколятам, к более абстрактным. Так, чтобы
осознать значимость и величие родовых традиций и культурных достижений,
становление которых стало доступным благодаря вкладу соотечественников,
малышам важно принять ценность своей семьи, мудрость советов предков,
святость народных традиций. Деятельность, реализуемая для достижения
ключевых целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников по
ФГОС, должна быть интересной для малышей и эмоционально насыщенной.
Опора на чувственную сферу ребенка позволяет актуализировать внимание
на объекте изучения, собственных поступках и действиях, развить чувство
сопереживания и готовности к активному участию.
- Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной
деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения,
особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение
детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-
патриотической направленности помогает выработать формы поведения,
советующие
образу
будущего
сознательного
гражданина,
достойного
продолжателя славных традиций русского народа.
Таким образом, педагогические условия организации деятельности по
нравственно-патриотическому воспитанию включают в себя следование
принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность
предлагаемого
дошкольникам
материала,
комплексность
характера
воздействия,
которое
должно
быть
направленно
на
всестороннее
формирование личности в коллективной и индивидуальной деятельности.
Этапы
патриотического
воспитания
дошкольников:
предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности,
накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими
людьми,
развитие
нравственных
чувств);
художественно-
ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным
искусством);
когнитивно-эмоциональный (развитие
интереса
к
своей
стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения
реализовать
отношения
и
знания
в
практической
и
воображаемой
деятельности).
Средства патриотического
воспитания:
окружающая
среда,
художественная
литература
и
искусство,
фольклор,
практическая
деятельность.
Выбор
средств
должен
быть
адекватен
каждому
этапу воспитания.
Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы
с
детьми
и
их
возрасту:
повышают
познавательную
активность,
эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся
у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.
Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных
возможностей
детей (при
отборе
соответствующих
методов) и
доминирующих
целей воспитания.
Сочетание
разных
методов.
Создание условий
для
успешного
воспитания
патриотических
чувств
дошкольников
Задачи:
Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи,
детского сада, родного города.
Способствовать формированию желания участвовать в общественных
мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории
группы, улиц родного города.
Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим
сверстникам и старшему поколению.
Воспитывать уважение к труду разных профессий.
Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и
сохранять.
Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно
их расходовать.
Знакомить с символикой российского государства, ее значением для
народа и страны в целом.
Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту
интересов каждого дошкольника.
Расширить представления детей о регионах страны, ее больших
городах.
Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных
областях
деятельности:
сельском
хозяйстве,
науке,
спорте,
культуре,
образовании.
Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к
другим народам, их культуре, традициям.
Нравственно-патриотическое
воспитание ребенка
-
сложный
педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым
близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство
Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему
он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления
еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие,
они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к
поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие.
Произведения
устного
народного
творчества
не
только
формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию
личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному
краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с
детским садом, своей улицей, городом, республикой, а затем и со страной, ее
столицей и символами. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений,
получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных
дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные
события и т. д.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны
быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому,
начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам
его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и
рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для своего края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте
своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала
позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен
одной край. Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен
своей
историей,
традициями,
достопримечательностями,
памятниками,
лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на
которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к
объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека
и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для
удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников
расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности,
исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они
воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города,
своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он
родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу,
наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать,
что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи,
знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей
с народными промыслами, народными умельцами республики.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет
пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах
из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой
Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к
Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими
городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом
государства. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем
самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда
преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а
иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно
раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. (Знают ли они, за что их
дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.).
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного
человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-
патриотических чувств.
Организованная
таким
образом
работа
будет
способствовать
правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к
своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо
подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех
местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат
больных; рабочие делают машины и т. д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от
врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и
помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну
должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к
культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от
цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям
разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием
родителей и педагогов, т. е. взрослых, которые находятся рядом с ним.
Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого
населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому
особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к
людям других национальностей, рассказать, где территориально живет
данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx
зависит его быт, характер труда и т. д.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: Россию населяют
люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и
традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат
умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Таким
образом,
решая
задачи нравственно-патриотического
воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с
местными условиями и
особенностями
детей,
учитывая
следующие
принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для
ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет
его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный
возрасту
баланс
интеллектуальных,
эмоциональных
и
двигательных
нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Основной
формой нравственно-патриотического
воспитания детей
являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую
мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в
колхозе раньше и теперь, счёты и компьютеры и т. д., вопросы,
индивидуальные
задания).
Нужно
приучать
детей
самостоятельно
анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить
найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.
Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения
игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной
активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.
Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить:
где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она
называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей
игры в «поездки и путешествия».
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом,
традициями,
отдельными
историческими
моментами
вызваны
тем,
что дошкольникам свойственно
наглядно-образное
мышление.
Поэтому
необходимо
использовать
не
только
художественную
литературу,
иллюстрации,
шутку
и
т.
д.,
но
и
наглядные
предметы
и
материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия
труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для
ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми
предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также
организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для
ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта
родного
края.
Кроме
того,
в
подобном «помещении» расширяются
возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.
д.).
Не
менее
важным условием
нравственно-патриотического
воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение
к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет
сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим
историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу
способствует
бережному
отношению
к
традициям,
сохранению
вертикальных
семейных
связей.
Большое
значение
имеют
семейные
экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных
предприятий и учреждений района и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть
выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом
фильме.
Целесообразно
использовать
проектную
деятельность.
Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему
исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные
рамки". Хорошо, когда проект включают в себя работу фольклорного плана
(разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные
традиционные
праздники
и
обряды,
рождественские
святки,
русской
масленицы и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и
своего народа, воспитывает любовь к Родине.
В настоящее время эта тема актуальна, так как сегодня одним из
приоритетных
направлений
государственной
политики
является
стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах — Семейном
Кодексе, Законе РФ «Об образовании», Концепции дошкольного воспитания.
На современном этапе реализация законодательной базы предусматривает
переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. К
сожалению, приходится отмечать, что современные семьи не всегда
педагогически состоятельны, они остро нуждаются в квалифицированной
поддержке и помощи различных специалистов. В последнее время все чаще
говорят о разрушении традиционных устоев семьи, что является одной из
причин кризиса в нравственной сфере современного общества. Решить
имеющиеся
проблемы
возможно,
осуществляя
новые
подходы
при
организации взаимодействия ДОУ с семьей. Сотрудничество педагогов и
родителей
предполагает
равенство
позиций
партнеров,
уважительное
отношение
друг
к
другу
взаимодействующих
сторон
с
учетом
их
индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом
реализации
сотрудничества
педагогов
и
родителей
является
их
взаимодействие, в котором родители — не пассивные наблюдатели, а
активные участники воспитательного процесса.