Напоминание

Практика наставничества "Эверест"


Автор: Шилина Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ Косулинская СОШ № 8
Населённый пункт: с. Косулино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Практика наставничества "Эверест"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Практика наставничества «Восхождение на Эверест»

Появление практик наставничества продиктовано велением времени. На

сегодняшний день национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение

целевой модели наставничества во всех образовательных организациях. Да и сама жизнь

подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих

целей.

Такая форма взаимодействия с молодыми специалистами как нельзя лучше передает

все богатство знаний, которыми делится опытный педагог.

Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в

конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной

политики.

Наставничество — этот метод адаптации к профессии.

Наставники появились не здесь и сейчас, мы знакомимся с их важной ролью в

обществе еще со времен Древнего Рима. Ими были домашние учителя. Несмотря на это,

педагогическое сообщество остро нуждается в методической литературе, в которой бы

содержался материал о том, как организовать наставничество в образовательных

учреждениях. Это могут быть методические рекомендации для решения конкретных

профессиональных задач (инструкции, шаблоны отчетов, планов, конспектов,

технологических карт и др.)

В рамках реализации наставничества между педагогами не только «опекаемый» получает

новые знания, опыт, практики, но и сам наставник повышает свой профессиональный

уровень.

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью,

важностью для его личностного и профессионального развития. В зависимости от того, как

он пройдет, будет зависит, состоится ли новоявленный учитель как профессионал, останется

ли он в сфере образования.

Поэтому основная задача наставника – помочь пережить период адаптации

«безболезненно».

Когда я сама только пришла в профессию, то столкнулась с тем, что знаний,

полученных в институте, не хватает. Они все же были больше теоретическими. Поэтому свой

этап адаптации как учителя-логопеда я сравнивала с восхождением на гору Эверест: тяжело,

долго, страшно, но очень интересно и захватывающе.

Свою работу с молодым специалистом я представляю в виде подъема наверх, от

базовых теоретических знаний к богатому практическому навыку. По моему мнению,

процесс этот должен быть основан на партнерских взаимоотношениях между наставником и

«подопечным», ведь профессионально развиваются оба педагога.

В современной действительности я представляю наставника, который выступает в

роли коуча, он и учит, и развивает сильные стороны, ищет более эффективные способы

достижения цели. Именно эта модель взаимодействия была положена в основу моей работу с

молодым специалистом.

Взаимодействие между наставником и молодым специалистом можно условно

разделить на 3 этапа.

1 этап. Знакомство с молодым педагогом. Вхождение в профессию.

Итак, прежде чем начать «восхождение на гору», я поближе познакомилась с

молодым коллегой. Мы говорили о том, что стало основанием для выбора профессии

учитель - логопед, о ее увлечениях и интересах. Какой она видит себя в будущем. Решаем,

каким должен быть педагог. Теперь можно отправится в «поход». Главное, что необходимо

взять – это снаряжение. Для молодого учителя – логопеда это:

Образцовая речь. Логопед должен быть речевым эталоном не только для детей,

но и для взрослых.

Знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии,

Мотивация и психологическая готовность работать с детьми, у которых

отмечаются проблемы в развитии.

Педагогическая зоркость – способность фиксировать существенные моменты в

развитии ребенка, предвидеть перспективы, отслеживать динамику.

Способность к самообразованию.

Передо мной встает нелегкая задача – помочь молодому специалисту приобрести

такие качества, чтобы они соответствовали стратегии развития школьного образования.

2 этап. Практический.

Когда все «снаряжение» собрано, пора отправляться в путь, хоть и сложный, но

интересный.

Любой старт профессионального роста, по – моему мнению, начинается с

комфортных условий для молодого специалиста. На этом этапе важно создать условия для

работы. В случае с учителем-логопедом такими условиями будут наличие рабочего места для

проведения занятий, оборудования, методической литературы, пособий…

Действия необходимо координировать в соответствии с задачами образовательной

организации, в нашем случае – это МАОУ «Косулинская СОШ № 8»

Знакомство с

молодым

специалистом.

Знакомство

начинающего

учителя-

логопеда с

нормативно-

правовой базой,

оформлением и

ведением

документации

Анкетирование

Разработка и

обсуждение

планирования

Определение

форм

взаимодействи

я

Экскурсия по

школе,

знакомство с

учащимися

Ознакомление

с новинками

учебно-

методической

литературы

«Подъем к вершине горы» становится намного легче, если заранее запланировать

маршрут. Задача наставника заключается в том, чтоб этот маршрут помочь разработать.

Достичь основную цель проще, если разделить ее на несколько этапов.

На практическом этапе необходимы консультации, мастер классы, открытые показы

уроков со стороны наставника. Важную роль играет методическая поддержка в

планировании, отчетах, журналах. На данном этапе мы направляем все силы на

усовершенствование тех знаний, с которыми пришел новый учитель – логопед, работаем над

развитием тех сфер, в которых нужна практическая помощь наставника.

Данная практика реализуется в течение всего учебного года. Наставник на этом

этапе дает советы, рекомендации, делает поправки в деятельности наставляемого

(документация и практическая деятельность).

3 этап. Этап контроля и оценивания.

Педагог-наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого

педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных

обязанностей. Усилия педагога-наставника направлены на активизацию и закрепление

мотивов деятельности молодого педагога, овладение эффективными способами преодоления

трудностей, возникающих в ходе работы.

Как говорилось ранее, не только молодой специалист получает новый

профессиональный опыт, но и наставник совершенствует сове мастерство. На данном этапе

важно проанализировать свою деятельность за прошедший год, определить цели и задачи

для дальнейшей работы с молодым специалистом.

В своей работе мы даем объективную оценку не только наставляемому, и себе. Это

поможет в дальнейшем скорректировать маршрут «подъема на Эверест».

Приложение 1

План работы

учителя-логопеда наставника Шилиной Е.А. на учебный год

п/п

Форма

работы

Содержание

Сроки

1

Знакомство

учителя-логопеда со

школой и учениками

Экскурсия по школе

ознакомление с классами

Сентябр

ь

2

Знакомство

начинающего

учителя-логопеда с

нормативно-правовой

базой, оформлением и

ведением

документации

Ознакомление с условиями

труда: изучение коллективного

трудового договора, Правил

внутреннего трудового распорядка,

Устава МАОУ «Косулинская СОШ

№ 8».

Август-

сентябрь

3

Консультация

: «Составления плана

индивидуальной

работы на логопункте

на учебный год»

Ознакомить с правилами

ведения календарного плана

индивидуально-подгрупповой

работы, перечнем методической

литературы

Сентябр

ь

4

Консультация

«Организация

первичной

диагностики»

Ознакомить с правилами,

приемами работы с детьми во

время проведения

диагностического обследования.

Сентябр

ь

5

Круглый стол

«Составление плана

совместной работы на

учебный год»

Определение единых

направлений и требований всеми

специалистами МАОУ

«Косулинская СОШ № 8»

Сентябо

ь

6

Методическая

поддержка в

планировании

Оказывать методическую

помощь в планировании

воспитательно-образовательного

процесса, перспективное

планирование на каждого ребёнка,

подготовка документов к ПМПК

В

течение года

7

Педагогическ

ая мастерская:

«Эффективны

е приемы организации

работы с детьми»

Познакомить с

эффективными приемами

организации детей

на индивидуальных,

подгрупповых занятиях

артикуляционной

гимнастики

массаж языка

пальчиковой

гимнастики

В

течение года

8

Открытый

урок

Показ учебной

деятельности

Не

менее 1 раза в

месяц

9

Практикум

«Рекомендации по

качественному

ведению

документации»

Показать «плюсы» и

«минусы» ведения отчетной

документации.

Дать разъяснение на

возникающие вопросы

В

течение года

1

0

Просмотр и

анализ урока

Просмотр, анализ учебной

деятельности, дать разъяснение по

самоанализу

Ноябрь-

май

1

1

Беседа:

«Какие трудности

испытываешь в

организации

коррекционно-

развивающем

процессе»

Выяснить затруднения,

дать практические рекомендации.

Ноябрь

- апрель

1

2

Консультация

: «Индивидуальная

работа с родителями»

Методические

рекомендации в тетради

взаимосвязи по проведению

индивидуальной работы с детьми

В

течение года

1

3

Знакомство с

новинками

методической

литературы

Просмотреть, обсудить

новую методическую литературы,

предложить использовать в работе

периодические издания:

Логопед…, игры с использованием

ИКТ и др.

Декабрь

-январь

1

4

Консультация

: «Отчетная

документация

учителя-логопеда»

Консультирование по

заполнению отчетной

документации, журнала учета

реализации коррекционно-

развивающей программы,

циклограммы, расписание

индивидуально-подгрупповых

занятий.

Апрель

-май

1

5

Час

размышления

«Творческая тема»

Помощь в выборе темы

творческой работы на новый

учебный год

Май



В раздел образования