Автор: Беляева Наталья Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОКОУ "Пенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Курчатовский район Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы работы с неговорящими детьми с глубокой умственной отсталостью"
Раздел: начальное образование
ДОКЛАД
«Формы и методы работы с неговорящими детьми с глубокой
умственной отсталостью»
Подготовила: учитель Беляева Н.Н.
2023г.
Неговорящие дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют
ограниченные
возможности
формирования
навыков
общения
и
взаимодействия с социальным окружением. Устная речь является основой
социального взаимодействия и играет главную роль в когнитивном и
эмоциональном развитии ребенка. Таким детям она в большинстве случаев
недоступна,
потому
что
у
этих
детей
имеются
органические
или
функциональные нарушения ЦНС.
Речь возникает при сохранности необходимых социальных и биологических
предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования
ЦНС, а также при условии достаточного общения ребенка со взрослыми и
сверстниками. Отсутствие, ограничение или неправильная организация
общения зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место
обе причины отсутствия речи у ребенка – недостаточность/нарушение
развития нервной системы и ограничение речевого общения с ребенком.
Тяжелое
недоразвитие
речи
приводит
к
нарушениям
саморегуляции,
поведения,
произвольного
внимания,
различных
типов
мышления,
психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение
социализации ребенка.
Для всех детей с тяжелой формой недоразвития речи характерны отсутствие
мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений
о
значениях
предметов
и
явлений
окружающей
действительности,
несформированность
коммуникативной,
регулирующей,
планирующей
функций
речи,
недостаточность
сенсомоторного
уровня
речевой
деятельности.
Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребёнок
понимает взрослого. Поэтому первоочередной целью в работе педагога,
важно
ставить развитие понимания обращённой речи,
формирование у
ребенка потребности в общении, ведь это во многом учит ребенка
ориентироваться в окружающем, выделять существенные и несущественные
связи и устанавливать причинно-следственные отношения.
Дети с глубокой умственной отсталостью зачастую имеют разные уровни
развития и поэтому стандартный подход или методику применить на уроке
невозможно. Поэтому необходимо индивидуально подбирать технологию
работы, а игры и упражнения необходимо сочетать и комбинировать.
Например, ребятам не всегда интересно рассматривать картинки. Поэтому
целесообразно использование «говорящих» игрушек и пособий, т.е. такие к
которым можно «привязать» звукоподражание или звук. К примеру, на уроке
ОБЖ, когда речь может идти о том, какую опасность могут представлять
домашние животные, ребята могут проявить слабую заинтересованность в
изложенном материале. Но когда им представится возможность поиграть с
игрушками «кошка» и «собака», которые издавали звуки, то их включенность
в работу значительно увеличится, возможно подражание звукам этих
животных.
Очень важным моментом для продуктивной работы с неговорящими детьми
является создание речевой среды. Во время проведения урока, педагогу
необходимо неоднократно проговаривать все режимные моменты (снимание,
надевание верхней одежды, посадка на свои места за парты, уборка своих
школьных
принадлежностей
по
окончании
урока
и
т.д).
При
этом
используются короткие фразы из 2-4 слов, одни и те же словосочетания
употребляются по несколько раз,
делаются паузы, используются различные
интонации, различная сила голоса.
В работе с детьми с ОВЗ с речевым недоразвитием большое место занимает
игра.
Выготский подчеркивал :
«Через игру и движется ребенок. В этом смысле игровая деятельность и
может быть названа ведущей, так как определяет развитие ребёнка.»
Планируя урок, педагогу важно использовать игры на формирование
коммуникативной
компетенции,
пространственных
ориентаций,
дидактические, музыкальные, сюжетно-ролевые и многие другие игры. В
процессе игры у детей снижается напряженность, тревога, страх перед
окружающими, игра позволяет поверить в себя в различных ситуациях
общения.
Но
наиболее
эффективным
способом,
позволяющим
удовлетворять
потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм.
Пиктограммы - это символические изображения, заменяющие слова.
Данная
методика уделяет большое внимание работе с пиктограммами, на которых
изображены предметы, их признаки и действия с ними, которые часто
встречаются в окружающем ребенка социальном мире.
Эта методика
способствует накоплению тематического словаря и формированию фразовой
речи.
Поскольку пиктограммы относятся к невербальным средствам общения, то
педагог в своей работе может использовать их:
- в качестве средства временного общения (это если ребенок пока не говорит,
но в перспективе может овладеть звуковой речью) ;
- если ребенок не способен заговорить и в будущем, то пиктограммы
становятся средством постоянного общения;
- также метод пиктограмм является средством, облегчающим развитие
когнитивных
функций
(символизации,
формирования
элементарных
представлений);
- как подготовительный этап к освоению чтения и письма.
Согласно
этой
методике,
необходимо
провести
так
называемую
«идентификацию символа». Это последовательная демонстрация ребенку
пиктограммы с предложением опознать и соотнести с реальным предметом
или с его изображением на картинке. Например, на пиктограмме нарисована
«тетрадь», или «книга». В ряд перед ребенком выкладывается несколько
предметов (например, ручка, ластик, книга и тетрадь) и ребенку указывается
на тетрадь и на книгу соответственно.
На следующем этапе ребенку предстоит выбрать нужную пиктограмму из
ряда других, т.е показать ту, которую назвал учитель. Также можно
предложить выбрать из ряда других пиктограмм две одинаковые, либо
попросить выбрать такую же пиктограмму среди определенного множества
других.
Следующим, более сложным этапом, является конструирование фразы с
помощью пиктограммы. Детям необходимо рассмотреть пиктограммы с
изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого
предмета.
Учитель
произносит
фразу,
которая
соответствует
этим
изображениям.
Ребенок
выбирает
и
показывает
пиктограммы
в
той
последовательности, в которой учитель произнес слова, чтобы получилась
нужная фраза. Например, ребенку предлагается три пиктограммы «Ванная»,
«Мальчик», «Идти». Учитель просит составить фразу «Мальчик идет в
ванную». Или пиктограммы «Девочка», «Кухня», «Есть» и необходимо
составить фразу «Девочка ест на кухне». Более сложным вариантом данного
этапа является такой, когда ребенку предоставляется гораздо больший набор
изображений пиктограмм, такие, которые не войдут в предлагаемую фразу. И
ребенок пытается из множества других выбрать именно те, которые
содержит эта фраза.
Данный
метод
работы
с
неговорящими
детьми
также
позволяет
прорабатывать
алгоритм
установления
связи
между
изображениями
предметов и их функцией. Например, учитель дает ребенку пиктограмму,
изображающую предмет с просьбой подобрать из определенного множества
других пиктограмм ту, на которой отражено действие, которое можно
производить с этим предметом. (например, кукла --- играть, яблоко ---- есть,
кровать ---- спать и т.п.).
Рабочие тетради Баряевой «Я – говорю!» содержат множество различных
упражнений для выработки этого алгоритма. К примеру, для закрепления
обобщающих понятий, ребенку дается задание: среди определенного
множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной
тематической группе, например, к группе «одежда» или «посуда». Или,
задание «пятый лишний»: предлагается четыре пиктограммы из одной
тематической группы, а пятую – из другой. Ребенок находит и показывает
его.
Ребенок
также
может
производить
последовательность
логического
конструирования фразы путем нахождения и исправления ошибок в парах
пиктограмм или в целой фразе. К примеру, учитель дает пиктографические
изображения «уши --- смотреть», «глаза ---- слушать». Ребенку необходимо
найти и справить ошибку. («уши ---- слушать, глаза --- смотреть»).
Данный
метод
позволяет
проводить
эффективную
коррекционно-
педагогическую работу с имеющими речевое недоразвитие и с неговорящими
детьми.
Какая бы методика работы не применялась, во время уроков необходимо
помочь ребенку показать себя с хорошей стороны. Для этого необходимо
давать
короткие
задания,
при
этом
стараясь
сделать
их
более
разнообразными соответственно чередовать разные виды деятельности;
начинать, а также заканчивать каждую серию любых заданий ситуацией
успеха: сочетать какие - либо новые трудные задания с известными старыми,
наиболее легкими.