Напоминание

Методические рекомендации по написанию итогового сочинения


Автор: Козлова Ирина Ваисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Серменево
Населённый пункт: Респ.Башкортостан Белорецкий район с.Серменево
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по написанию итогового сочинения
Раздел: среднее образование





Назад




Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное

и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)

Сочинение должно быть написано самостоятельно

Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас

получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15

минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы

рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому

направлению окажется сложной?

До итогового сочинения осталось меньше 1 месяца! А подготовка к нему включает в

себя общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это

значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для

действительно хорошего результата, особенно в такие сжатые сроки. Вам нужна четкая

система: сегодня вы разбираете речевые ошибки, завтра — орфографические, а

послезавтра подбираете интересные аргументы.

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и

наказание — вечная тема

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения

2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной,

воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях

других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных

перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не

исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков.

Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении.

Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает

практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной

литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть

путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира

человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках

цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте

столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут

импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и

окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов

пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов»

цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о

способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и

духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной

литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают

технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к

художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том

числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как

социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда,

ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и

этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как

ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и

самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки

зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной

проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в

которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского,

200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце

2021 г.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов

искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или

документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения,

выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения.

Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое

впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника,

актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок

автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления

жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов

(включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих

трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А.

Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный

вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной

справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах

социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого

возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и

государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов,

позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт

социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из

художественной, исторической, психологической, философской литературы и

публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравстве

нную

позицию.



В раздел образования