Автор: Шестерикова Алёна Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР "Золотой ключик"
Населённый пункт: Россия, г. Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над мимикой и эмоциональностью
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Золотой ключик»
Методическая разработка
открытого занятия в вокальной студии «Поющая капель»
Тема: «Работа над мимикой и эмоциональностью»
Педагог: Шестерикова А.А.
Г. Нижний Новгород, 2021
Аннотация методической разработки.
Данное занятие направлено не только на работу над мимикой и
эмоциональностью, но и на закрепление знаний строения голосового
аппарата, распевок и упражнений направленных на правильное певческое
дыхание, резонаторное пение и использование опоры во время пения. Знание
и правильное владение этими техниками является важным в обучении детей.
Пояснительная записка.
Данный материал был направлен на освоение детьми 7-9 лет.
Цель - разучить технику выполнения некоторых упражнений на мимику,
поработать над эмоциональностью обучающихся. А так же закрепить уже
имеющиеся навыки через распевание.
Задачи:
1.
Продолжить развивать мимику и эмоциональность обучающихся по
средствам различных упражнений;
2.
Закрепить и научиться применять на практике:
- правильное певческого дыхание, без поднятия плеч.
- правильное использование головного и грудного резонаторов.
- правильное использование приёма «зевок».
Материально-техническое обеспечение, оформление:
Для достижения поставленной цели и задач необходимо использование на
занятии:
- фортепиано (проигрывание распевочного материала)
- ноутбук и аудиопроигрыватель (для прослушивания и пропевания нового
песенного материала)
- лист бумаги (для упражнения на дыхание)
- распечатанные цветные карточки с различными выражениями лица (для
упражнения на мимику).
План проведения занятия.
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия.
3. Разминка (слуховая, дыхательная, артикуляционная, голосовая)
4. Упражнения на мимику и раскрытие эмоциональности.
5 Проведение физкультминутки.
6. Подведение итогов занятия.
Подробный ход занятия.
Организационный момент. Приветствие.
-
Ребята,
сегодня
мы
будем
работать
над
вашей
мимикой
и
эмоциональностью. Но для начала давайте вспомним, какие части нашего
организма и тела участвуют в пении?
(Ответ: легкие, диафрагма, губы, язык, брови)
Артикуляционная разминка.
- Правильно. Сейчас мы приготовим наш организм к пению, а начнем мы с
артикуляционных
упражнений.
Сначала
разомнем
губы
(упражнение
трубочка- улыбочка), затем язык (толкаем язык в щеки, достаем языком до
носа и подбородка), щечки (набираем воздух и гоняем его из одной щеки в
другую) и бровки (удивляемся- хмуримся). А теперь представьте, что у вас во
рту жвачка и вы ее жуете очень активно.
Дыхательная разминка.
- Молодцы! А теперь подготовим к пению наши легкие и опору. Упражнение
«Шарики». Набираем в легкие как можно больше воздуха и задерживаем,
пытаемся держать воздух как можно дольше, и в последний момент резко
выдыхаем. А теперь упражнение «Листочек». Берем в правую ручку листок
бумаги и вытягиваем руку перед собой. Набираем в легкие воздух и
медленно выдуваем воздух через трубочку. Нужно так выдувать воздух,
чтобы листочек слегка колыхался. Воздух должен выходить равномерно и
весь без остатка.
Голосовая разминка
Настраиваем свои инструменты – голос и ушки. Пропеваем один звук у-о-и-
а.
Распевка:
а) «Вот иду я вверх, вот иду я вниз»
б) «До-ре-ми»
в) «Мия» (на стаккато)
г) гладим кошку (распевочное упражнение на соединение верхних и нижних
регистров).
наглядность, показ, повторение, объяснение.
Замечательно! А теперь давайте поговорим о мимике и почему она так важна
во время пения. Мимика у певца должна быть достаточно подвижной, а
движения эмоциональны, для того, чтобы доносить до зрителя смысл
исполняемого произведения. Сейчас я буду показывать вам карточки, на
которых изображены те или иные эмоции. Ваша задача изображать эти
эмоции все по одному.
Отлично , а теперь проверим на сколько вы эмоциональны и на сколько
развита ваша мимика. Сейчас каждый из вас вытянет карточки с названием
какой-либо песни, ваша задача только за счет своей эмоциональности,
артистичности и мимики «объяснить» ребятам, что это за песня, издавать
звуки нельзя.
Физ. минутка.
А сейчас мы немного отвлечемся от песни и разомнем наши ножки и
заставим нашу головку думать. Я закрываю глаза, говорю какую фигуры вы
должны построить передо мной и считаю до трех. А вы строите. (Например,
полукруг,
круг,
линия, две линии и тд. Это не только послужит
упражнением на смену деятельности, но и будет развивать в детях умение
быстро думать и принимать решения, ориентироваться на площадке.)
Подведение итога.
Молодцы, ребята, мы с вами сегодня многое сделали, многое успели. Давайте
вспомнить почему так важна мимика и эмоциональность при пении? Какие
упражнения на мимику мы делал? Какие техники вокальные мы вспомнили в
самом начале урока?
Я желаю вам всегда дружить с песней. До свидания.
Методические советы на период проведения занятия
Очень важно во время занятия, особенно во время разминки/распевки
стараться уделать должное внимание каждому обучающемуся. Это повысит
эффективность работы каждого ученика в отдельности, а так же повысит
интерес самого ученика к делу. Так же не стоит забывать о смены
деятельности во время урока, чтобы обучающиеся были более внимательны и
не уставали во время занятия.
План открытого урока
Вокальная студия «Поющая капель» д/к «Светлячок»
Дата проведения: 12.04.2021г. 15.50
ФИО педагога: Шестерикова Алёна Александровна
Тема занятия Работа над мимикой и эмоциональностью.
Цель занятия: Цель - разучить технику выполнения некоторых
упражнений на мимику, поработать над эмоциональностью обучающихся. А
так же закрепить уже имеющиеся навыки через распевание.
Задачи:
Воспитательные:
- способствовать развитию чувства коллективного мышления у детей, за счет
совместных действий;
- расширить кругозор в сфере вокальных техник.
Обучающие:
- обучить детей правильной технике выполнения дыхательной и
артикуляционной гимнастики;
- способствовать развитию певческого диапазона каждого учащегося по
средствам распевок.
Развивающие:
- способствовать развитию мимики и эмоциональности детей
- развить способность быстро принимать решения.
Технология проведения занятия: занятие проводится согласно учебно -
тематического плана,
Тип учебного занятия: комбинированное занятие.
Методы проведения: практический, словесный, метод показа и метод
коллективно групповой работы, музыкальный.
План занятия:
1.Организационный момент
2. Определение темы занятия
3.Теоретическая часть:
- вспоминание теоритических знаний по технике выполнения тех или иных
упражнений;
- объяснение новых упражнений;
- напоминание методики выполнения уже выученных распевок;
4. Практическая часть:
- выполнение артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений;
- выучивание новых упражнений на развитие гибкой мимики и
эмоциональности;
- проведение физкультминутки.
5. Подведение итогов.
6. Уборка рабочего места
Анализ открытого занятия
Дата 12.04. 2021 г.
Образовательная программа: «Поющая капель»
ФИО педагога : Шестерикова Алёна Александровна
Цель посещения занятия : открытое занятие
Тема занятия : Развитие мимики и эмоциональности
Степень сложности для данной группы детей: средняя
Цель занятия: Цель - разучить технику выполнения некоторых упражнений
на мимику, поработать над эмоциональностью обучающихся. А так же
закрепить уже имеющиеся навыки через распевание.
Информирует ли педагог о цели и теме занятия: информирует
Соответствие темы и содержания занятия его цели: соответствует
Тип занятия: комбинированное
Его целесообразность с точки зрения темы и цели: целесообразно
Содержание занятия: Повторение и закрепление приобретенных навыков
по технике выполнения вокальных упражнений, разучивание новых
упражнений на развитие гибкой мимики и эмоциональности.
Методы и приемы обучения: метод практической работы, словесный,
музыкальный, метод коллективно групповой работы.
Способы индивидуализации и дифференциации на занятии: все дети
выполняют упражнения вместе. Некоторые распевки пропеваются
индивидуально каждым обучающимся, в процессе чего педагог указывает на
ошибку в исполнении и исправляет ее.
Виды и место самостоятельной работы детей: самостоятельное пропевание
тех или иных распевок.
Оценивание знаний и умений учащихся: наблюдение педагога.
Умение владеть группой и организовать работу детей: педагог владеет
группой в течение всего занятия, используя чередование видов деятельности
для сохранения внимания.
Учет индивидуальных способностей детей: педагог корректирует задание
в зависимости от способностей детей
Наблюдательность, находчивость, эмоциональность педагога: педагог
эмоционален во время ведения занятия, передает свою увлеченность детям
Стиль и тактичность ведения занятия: педагог спокоен и доброжелателен
во время проведения занятия к каждому ученику.
Педагог- организатор Саратовская Н.В. ___________________
Должность проверяющего ФИО Подпись