Автор: Беличенко Валерия Анатолиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258
Населённый пункт: Колпинский район , Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы"
Раздел: полное образование
Статья для учителей русского языка и литературы на тему:
"Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы"
Одна из самых серьезных и трудных задач — это научить детей думать, умение
мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского
языка и литературы, на своих уроках. "Литература развивает творческое начало в
человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать
воображение". (В. Давыдов)
На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир
прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художествен-ной
культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении,
интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать
литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть
богатствами родной речи.
В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова
считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.
В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество школьников,
ведь это проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему
индивидуальных творческих работ. От класса к классу характер заданий усложняется.
Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается сочинение загадки,
сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть
предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки,
создание
литературных
портретов,
очерки,
репортажи,
стихотворения,
а
также
исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных материалов.
Воспитывать у школьников глубоко личное,
эмоциональное отношение к
художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок
или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться
впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и
художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления.
Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по
сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного
эпизода и его экранизации.
Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких
работ, которые предполагают, как бы продолжение авторской мысли.
Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли
ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное значение имеет
и хорошее владение устной речью, умение отстаивать свою точку зрения. Этому
способствует внимательное, глубинное проникновение в содержание художественного
произведения. И я согласна с теми, кто утверждает, что этот практически бесконечный
процесс в школе не завершается, а только начинается и продолжается в течение всей
жизни человека.
Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает,
когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и весь опыт юного
читателя, когда художественное восприятие и познание опираются на эмоциональную,
нравственную, общеобразовательную подготовленность, когда восприятие становятся
эстетическим фактором, в свою очередь активно развивающим культуру чувств,
поэтическую наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно меняющийся опыт
человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому воссоздает
нарисованные писателем картины, - отсюда ощущение новизны, углубление впечатлений
при повторном и последующих обращениях к произведению.
Для глубокого понимания изображенного в искусстве слова необходимо, с одной
стороны, мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой -
творчески трансформировать их на основе ориентиров, намеченных писателем, довести до
состояния образа, приближающегося к данному в произведении. Необходима социальная
подготовка. Мысль эта звучала еще в работах В.Г. Белинского: "Для полного, истинного
постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им,
необходимо основательное изучение,
развитие: эстетическое чувство, получаемое
человеком
от
природы,
должно
возвыситься
на
степень
эстетического
вкуса,
приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на искусство
смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие от нечего делать или
легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело, требующее
размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же ученость, потому что для
истинного постижения искусства нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом,
многому такому, что, по-видимому, находится совершенно вне сферы искусства".
Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на основе
трех
каналов
связи:
при
помощи непосредственного
общения
к
произведениям,
посредством получения информации об искусстве, в процессе собственной творческой
деятельности.
На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной
требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим
количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию о
языке искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается
собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она преимущественно
бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с постижением изучаемых
литературно-художественных произведений, а продуктивная, в основе которой - создание
оригинальных собственных художественных решений.
Конкретность художественного образа не терпит абстрактного восприятия. Образ в
этом
случае
рассыпается,
перестает
существовать,
а
стало
быть,
и
не
будет
целенаправленно
воздействовать
на
сознание
учащихся
своими
специфическими
свойствами, среди которых наиболее характерно и сильно эмоциональное воздействие.
Вот почему изучение художественной литературы нельзя обособить от системы
формирования образного мышления, которое является условием и создания, и постижения
искусства.
Умение видеть изображенные в литературно-художественном произведении предметы,
явления, события, людей, остро воспринимать их чувства - качества, развиваемые опытом.
Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее живыми красками, звуками,
запахами, биением жизни может научить опыт деятелей искусства.
Постановка вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и
воображение, увеличивают силу чувственного восприятия: оно приобретает конкретность,
осязаемость, написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках, запахах.
Подготовленное определенным образом, целенаправленное общение с литературой
может стать мощным средством познания, запечатленного в произведении. Выработка
способности самостоятельно проникать в образ, оценивать его эмоциональное и идейное
содержание - на мой взгляд, первоочередная задача, цель в области литературного
развития учащихся. Без чувственного восприятия не может быть сопереживания,
сотворчества, искусство исчезает, в сознании запечатлевается лишь его перевод на язык
литературно-творческих понятий. Успешное решение задачи неразрывно связано с
совершенствованием постижения литературно-творческих текстов, созданием условий,
когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в представлении учащихся всем
богатством красок, когда, не ограничиваясь восприятием сюжетной канвы, юные читатели
волшебством
воображения,
усиленного
теоретико-
и
историко-литературной
подготовленностью,
сумеют
максимально
проникнуть
в
богатство
идейно-
художественного содержания.
В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и
упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в
учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть
краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А это становится возможным
при изучении художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся,
вводят в творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество. Так
возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся методами
самостоятельно постижения произведений искусства слова в их специфике и пробуждение
стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним возвратиться,
формирование
высокого
художественного
вкуса
и
эстетических
потребностей,
нравственное воспитание; формирование духовного богатства и научного мировоззрения.
Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников
является
повседневная
работа
учителя
с
учетом
интересов,
способностей
и
подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников,
постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного
произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит "мыслить с
пером в руках", формирует творческую личность.