Напоминание

"Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы"


Автор: Беличенко Валерия Анатолиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258
Населённый пункт: Колпинский район , Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы"
Раздел: полное образование





Назад




Статья для учителей русского языка и литературы на тему:

"Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературы"

Одна из самых серьезных и трудных задач — это научить детей думать, умение

мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского

языка и литературы, на своих уроках. "Литература развивает творческое начало в

человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать

воображение". (В. Давыдов)

На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир

прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художествен-ной

культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении,

интерес к литературе, научить понимать художественное слово, но и развивать

литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть

богатствами родной речи.

В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова

считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.

В своей работе стараюсь поощрять и развивать литературное творчество школьников,

ведь это проявление активных сил души, формирование интеллекта. Использую систему

индивидуальных творческих работ. От класса к классу характер заданий усложняется.

Если в V -VI классах в качестве индивидуального задания дается сочинение загадки,

сказки, небольшого рассказа из жизненного опыта, то в старших классах могут быть

предложены такие творческие работы, как самостоятельные художественные зарисовки,

создание

литературных

портретов,

очерки,

репортажи,

стихотворения,

а

также

исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных материалов.

Воспитывать у школьников глубоко личное,

эмоциональное отношение к

художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок

или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться

впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и

художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления.

Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по

сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного

эпизода и его экранизации.

Хорошее знание содержания, интерес к произведению дают пищу и для таких

работ, которые предполагают, как бы продолжение авторской мысли.

Конечно, сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли

ученика, росту его сознательного отношения к жизни, но и немаловажное значение имеет

и хорошее владение устной речью, умение отстаивать свою точку зрения. Этому

способствует внимательное, глубинное проникновение в содержание художественного

произведения. И я согласна с теми, кто утверждает, что этот практически бесконечный

процесс в школе не завершается, а только начинается и продолжается в течение всей

жизни человека.

Успешно совершенное постижение художественного произведения протекает,

когда в осмысление созданного писателем включаются чувства и весь опыт юного

читателя, когда художественное восприятие и познание опираются на эмоциональную,

нравственную, общеобразовательную подготовленность, когда восприятие становятся

эстетическим фактором, в свою очередь активно развивающим культуру чувств,

поэтическую наблюдательность, читательский интеллект. Непрерывно меняющийся опыт

человека приводит к тому, что каждый раз воображение по-новому воссоздает

нарисованные писателем картины, - отсюда ощущение новизны, углубление впечатлений

при повторном и последующих обращениях к произведению.

Для глубокого понимания изображенного в искусстве слова необходимо, с одной

стороны, мобилизовать прошлые представления, впечатления, понятия, с другой -

творчески трансформировать их на основе ориентиров, намеченных писателем, довести до

состояния образа, приближающегося к данному в произведении. Необходима социальная

подготовка. Мысль эта звучала еще в работах В.Г. Белинского: "Для полного, истинного

постижения искусства, а следовательно, и полного, истинного наслаждения им,

необходимо основательное изучение,

развитие: эстетическое чувство, получаемое

человеком

от

природы,

должно

возвыситься

на

степень

эстетического

вкуса,

приобретаемого изучением и развитием. А это возможно только для тех, кто на искусство

смотрит не как на приятно препровождение времени, веселое занятие от нечего делать или

легкое средство от скуки, но кто видит в искусстве серьезное дело, требующее

размышления, развивающее ум и сердце. Это та же наука, та же ученость, потому что для

истинного постижения искусства нужно много и много, всегда и всегда учиться, и притом,

многому такому, что, по-видимому, находится совершенно вне сферы искусства".

Потребность в общении с искусством, интерес к нему удовлетворяются на основе

трех

каналов

связи:

при

помощи непосредственного

общения

к

произведениям,

посредством получения информации об искусстве, в процессе собственной творческой

деятельности.

На уроках в процессе самостоятельной домашней работы, регламентированной

требованиями программ и направляемой учителем, школьники знакомятся с большим

количеством литературно-художественных текстов, осваивают обширную информацию о

языке искусства слова и закономерностях его развития. По-другому складывается

собственно-творческая деятельность, но не репродуктивная, какой она преимущественно

бывает, когда учащиеся пишут сочинения на темы, связанные с постижением изучаемых

литературно-художественных произведений, а продуктивная, в основе которой - создание

оригинальных собственных художественных решений.

Конкретность художественного образа не терпит абстрактного восприятия. Образ в

этом

случае

рассыпается,

перестает

существовать,

а

стало

быть,

и

не

будет

целенаправленно

воздействовать

на

сознание

учащихся

своими

специфическими

свойствами, среди которых наиболее характерно и сильно эмоциональное воздействие.

Вот почему изучение художественной литературы нельзя обособить от системы

формирования образного мышления, которое является условием и создания, и постижения

искусства.

Умение видеть изображенные в литературно-художественном произведении предметы,

явления, события, людей, остро воспринимать их чувства - качества, развиваемые опытом.

Увидеть созданную писателем картину, наполнить ее живыми красками, звуками,

запахами, биением жизни может научить опыт деятелей искусства.

Постановка вопросов специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и

воображение, увеличивают силу чувственного восприятия: оно приобретает конкретность,

осязаемость, написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках, запахах.

Подготовленное определенным образом, целенаправленное общение с литературой

может стать мощным средством познания, запечатленного в произведении. Выработка

способности самостоятельно проникать в образ, оценивать его эмоциональное и идейное

содержание - на мой взгляд, первоочередная задача, цель в области литературного

развития учащихся. Без чувственного восприятия не может быть сопереживания,

сотворчества, искусство исчезает, в сознании запечатлевается лишь его перевод на язык

литературно-творческих понятий. Успешное решение задачи неразрывно связано с

совершенствованием постижения литературно-творческих текстов, созданием условий,

когда каждая нарисованная писателем картина заиграет в представлении учащихся всем

богатством красок, когда, не ограничиваясь восприятием сюжетной канвы, юные читатели

волшебством

воображения,

усиленного

теоретико-

и

историко-литературной

подготовленностью,

сумеют

максимально

проникнуть

в

богатство

идейно-

художественного содержания.

В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной и

упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в

учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть

краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. А это становится возможным

при изучении художественных произведений, все этапы анализа развивают учащихся,

вводят в творческую лабораторию, вдохновляют на собственное творчество. Так

возникает двуединая по своему существу задача - вооружение учащихся методами

самостоятельно постижения произведений искусства слова в их специфике и пробуждение

стойкого интереса к изучаемым текстам, желания еще и еще раз к ним возвратиться,

формирование

высокого

художественного

вкуса

и

эстетических

потребностей,

нравственное воспитание; формирование духовного богатства и научного мировоззрения.

Решающим условием развития литературно-творческих способностей школьников

является

повседневная

работа

учителя

с

учетом

интересов,

способностей

и

подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление школьников,

постепенно углубляя их самостоятельность в ходе работы с текстом художественного

произведения, устных и письменных литературных опытов, учитель учит "мыслить с

пером в руках", формирует творческую личность.



В раздел образования