Автор: Бойко Екатерина Геннадьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Большеелховская СОШ"
Населённый пункт: с. Большая Елховка Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Проектно–исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности младших школьников
Раздел: начальное образование
Проектно–исследовательская
деятельность как средство развития
самостоятельности младших школьников
Подготовила: учитель начальных классов
МОУ «Большеелховская СОШ»
Бойко Екатерина Геннадьевна
В условиях социально-экономической жизни современного общества
возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро
адаптироваться
к
изменяющимся
ситуациям,
творчески
подходить
к
решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным
участником социального и духовного развития страны, что требует от него
самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в
школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.
Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников -
это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение
окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов
деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного,
интеллектуального и творческого потенциала, является средством их
активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет
формировать предметные и общие умения.
В своей практической деятельности я исхожу из понимания, что
«всякое
развитие
представляет
собой
процесс
«самодвижения»,
совершающийся
по
своим
внутренним
законам.
Движущими
силами
развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие свой
конкретный
характер
на
каждом
этапе
развития».
Такими
считаю
противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями
школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к
нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения
умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее
привычными
способами
мышления
и
поведения.
Разрешение
этих
противоречий происходит благодаря переходу ученика на более сложный
уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и
творческих способностей
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к
универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение организацию
исследовательской работы младших школьников в своём классе.
В
своей
работе
я
стремлюсь
реализовать
различные
способы
привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе
обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения.
Мною активно используются: метод проектов, методы сбора и обработки
данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое
внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы
ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и
правильно оформлять результаты.
Возраст учеников начальной школы накладывает естественные
ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать
вовлекать
младших
школьников
в
проектную
деятельность
нужно
обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте
закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается
как
малозначимый,
«проходной»
для
исследовательской
работы,
то
нарушается
преемственность
между
этапами
развития
учебно-
познавательной
деятельности
обучающихся
и
значительной
части
школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в
проектной деятельности.
В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть
активные, общительные, а есть тихие, «одиночки». Одних устраивает их
второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не
знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре
внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом
вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются
внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек. И вот эта
детская отверженность - явление, к сожалению, частое и трудно поправимое.
Не стал исключением и мой класс!
Таким образом, возникла необходимость создания
личностной
траектории развития
каждого учащегося, исходя из
его
природных
возможностей через организацию исследовательской деятельности.
В практике современного обучения имеет место противоречие между
потребностями младших школьников в исследовательской деятельности и
отсутствием механизмов организации этого вида деятельности. Из данного
противоречия
вытекает
проблема:
как
заинтересовать
школьников
исследовательской деятельностью?
Таким образом, актуальность моей работы определяется социальным
заказом
на
творческую,
самостоятельную
личность;
потребностью
современной школы в разработке педагогической технологии развития
умений
исследовательской
деятельности
у
младших
школьников;
необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики
организации исследовательской деятельности.
Опыт участия моих учеников в школьных и районных конкурсах, а
также во Всероссийском конкурсе «Я — исследователь» позволил мне
составить представление о том, как способствовать, а не мешать развитию
исследовательского
поведения
младшего
школьника,
как
«запустить»
исследование и сопровождать его на разных этапах от «запуска» до
презентации результатов работы.
Создание
проектов
различной
сложности
ориентировано
на
организацию
самостоятельной
деятельности
исполнителей
проектов
(индивидуальной, групповой) в течение определенного отрезка времени.
Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы
и предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов,
с другой - умение применять знания из различных областей науки.
В своей практике я эффективно реализую следующие типы проектов:
творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен,
участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т.д.),
которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста проявить и
развить свои способности;
ролевые, игровые проекты,
сообразные возрасту и позволяющие
младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать
таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нём;
ознакомительно-ориентировочные (информационные),
предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся
изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что
позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
исследовательские проекты, направленные на развитие
исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
В своей работе с учениками начальных классов значительное место
уделяю
организации
самостоятельной
проектной
деятельности,
направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских
проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что
главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего
школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей
исследователи.
Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление
ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре
организую проект под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый из детей
приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги,
рисунки, поделки. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку
высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Я ищу первых
«исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.
Постепенно
начинаю
задавать
небольшие
задания,
требующие
проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Какие
сказки любят в твоей семье?», «Откуда берётся и куда девается мусор?»,
«Откуда в снежках грязь?».
Начиная со второго класса, работаю над формированием умений видеть
проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение
понятиям,
классифицировать
наблюдения
и
навыки
проведения
эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и
др.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть
проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир
чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем –
способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект
исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же
объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от
традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Для этого выполняем следующие упражнения:
продолжи неоконченный рассказ;
составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на
какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на
дороге);
опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную
концовку (…нам так и не удалось выехать на дачу; …и зайчонок мирно
заснул на руках у Оли);
определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше
вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования,
например, кирпича, газеты, кусочка мела);
назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома,
самолёта, книги и т. д.).
Ещё важным умением для исследования является умение задавать
вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую
следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей,
животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы
помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди
загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете,
начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»). Я готовлю детей к
тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их
к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме?
Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают
любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование и
познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их
чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и
явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди
не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и
преобразовывают
конкретные
наблюдения
в
абстрактные
категории.
Классификацией
называют
операцию
определения
понятий
по
определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я
предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы
классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем
больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень
важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений
использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи
позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в
исследовательской деятельности.
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов
исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные
опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать
выводы и умозаключения.
Самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает
из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет
участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача
учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет
соответствовать интересам и личностным особенностям ученика.
Защита проекта - венец исследования и один из главных этапов
обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не
просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить
публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию,
сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою.
Мы приглашаем администрацию школы, родителей учеников своего и
других классов, учителей начальной школы и ребят из разных классов...
Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети
получают оценку своего труда.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует
общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей
мыслительной деятельности как умение:
1.
классифицировать;
2.
обобщать;
3.
отбирать все возможные варианты решения;
4.
переключаться с одного поиска решения на другой;
5.
составлять программу действий по своей работе;
6.
рассматривать объект с различных точек зрения;
7.
сравнивать различные объекты и их совокупности;
8.
составлять задания по предложенной теме;
9.
проводить самоконтроль.
Наблюдения за учащимися показало, что процент детей, у которых
данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается
по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика
работы активизирует исследовательское поведение детей.