Автор: Потачина Наталья Викторовна
Должность: преподаватель игры на фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств имени М.П.Мусоргского города Фокино"
Населённый пункт: г. Фокино, Брянская обл.
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Особенности работы с детьми с ОВЗ в классе фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени М.П. Мусоргского города Фокино»
Методическая разработка
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Автор: Потачина Наталья Викторовна,
преподаватель фортепиано
МБУДО «ДШИ г. Фокино»
АННОТАЦИЯ
По данным Минздрава и социального развития РФ 16% российских
детей хронически больны. Стремление к тому, чтобы дети с ограниченными
возможностями здоровья и дети-инвалиды воспитывались и обучались
вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится
сегодня главной областью приложения сил нашего государства и многих
родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
В связи с этим, возросла
актуальность проблемы
педагогической
помощи
и
обучения
детей-
инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В представленной методической разработке «Особенности работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе фортепиано» на
основе анализа собственного педагогического опыта мною рассматриваются
различные приемы и методы работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами,
затрагиваются вопросы включения детей этой категории в социально-
культурную и общеобразовательную среду.
Целью написания данной методической разработки является создание
условий
для
обмена
опытом,
взаимодействия,
сотрудничества
педагогических работников детских школ искусств в направлении развития
детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.
Задачи:
-
вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в
образовательный и воспитательный процесс;
- разработка комплекса специальных упражнений и заданий.
- повышение уровня социальной активности, активной жизненной
позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
- внедрение современных образовательных технологий.
Методическая разработка адресована педагогам, студентам – всем, кто
занимается работой с детьми с особыми образовательными потребностями.
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная
государственная
система
образования
в
России
предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок со
специальными
образовательными
потребностями
получит
возможность
реализации своих возможностей. Включение таких детей в социально-
культурную и общеобразовательную среду представляет на настоящий
момент актуальную проблему не только педагогики, но и психологии, и
социологии.
Одним из направлений работы детской школы искусств г. Фокино
является создание условий для оптимального развития детей-инвалидов и
детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья: с нарушением
опорно-двигательного аппарата, нарушением речи, с легкими нарушениями
интеллектуального развития, с задержкой психического развития и др.).
У
таких детей имеются определенные нарушения в приеме, переработке и
использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Они
нуждаются
в
особенном
индивидуальном
подходе,
специальных
адаптированных
программах
обучения.
Такая
адаптированная
дополнительная общеразвивающая программа предмета «Фортепиано» для
детей в возрасте от 7 до 14 лет реализуется в МБУДО ДШИ г. Фокино, срок
обучения 5 лет.
Значение музыки в жизни детей с особенностями развития трудно
переоценить.
Музыка
является
важным
средством
профилактики
и
коррекции целого ряда нарушений и положительно влияет на развитие всех
сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка.
Исследования
показали,
что
дети,
которые
учатся
играть
на
фортепиано,
имеют
более
позитивный
взгляд
на
жизнь,
чем
их
«немузыкальные» сверстники, это помогает им легче решать многие
жизненные проблемы. Обучение игре на фортепиано воспитывает волю
и дисциплину, помогает правильно распределять свое время. Занятия
3
музыкой способствуют развитию математических способностей, логики,
зрительно-пространственного восприятия, абстрактного мышления ребенка.
Известно, что между руками и мозгом существует тесная связь и
поэтому игра на фортепиано при формировании и систематической
тренировке общей моторики пальцев наряду со стимулирующим влиянием на
развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности
коры головного мозга.
Индивидуальная форма обучения в классе фортепиано позволяет найти
более точный и психологически верный подход к каждому обучающемуся и
выбрать наиболее подходящий метод обучения. На занятиях ребенок
знакомится с музыкальным языком, где, как и в литературном языке есть
предложения, фразы, мотивы. Учится при помощи звуков произносить
выразительно музыкальную фразу, передавая разные настроения. Описывая
на первом этапе словами музыкальную пьесу, ребенок расширяет свой
словарный запас. Игра на инструменте требует координации рук и глаз, что
улучшает общую координацию человека.
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Индивидуальный урок в классе фортепиано является основной формой
учебно-воспитательного
процесса.
На
уроке
происходит
синтез
всех
музыкальных знаний, умений и навыков, а также развитие музыкально-
пианистических
способностей
и
психофизических
возможностей
обучающихся, таких как:
- музыкального слуха и всех его составляющих;
- образного мышления;
- памяти;
- сенсомоторики;
- эмоциональной сферы;
- творческих возможностей.
4
Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на фортепиано
с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, необходимо учитывать следующее:
1) Необходимо установить психологический и эмоциональный контакт с
ребенком.
Работа
с
детьми
с
ОВЗ
связанна
с
обостренной
наблюдательностью: необходимо не только предельно ясно слышать игру
ученика и замечать все детали
движений рук, но и видеть все изменения
выражения его лица, ясно понимать, что он чувствует, чем занято его
внимание.
2) При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо
учитывать, принцип доступности. Все занятия должны быть разработаны с
учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
3) У детей, у которых нарушена зрительно-моторная координация, что
приводит к сложности при расшифровке нотных символов, для облегчения
процесса чтения нот используется крупный шрифт и цветовое оформление.
4) Небольшой объем мышечной памяти необходимо компенсировать за
счет логической, зрительной, тактильной видами памяти.
5) По отношению к ученику в процессе урока преподаватель не может
допустить даже намека на неудовольствие от выполняемого задания,
наоборот, только поощрение и радость сотворчества. Если ребенок не
справляется – значит, требования учителя завышены.
6) Для обучающегося деткой школы искусств немаловажной является
возможность выступить на сцене в качестве инструменталиста, певца хора
или вокалиста. Выступления позволяют детям самовыражаться, избавляться
от
комплексов,
повышают
их
самооценку,
делают
их
более
коммуникабельными.
При организации урока следует учитывать продолжительность и
чередование
различных
видов
учебной
деятельности.
Нормой
продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если в
течение 30-35 минут на уроке по специальности занимает работа по нотам, то
это приведет к снижению уровня восприятия материала учеником. На своих
5
уроках я чередую различные виды слуховой, двигательной и творческой
деятельности, где игра гамм сменяется разбором нового нотного материала,
дыхательными упражнениями, пальчиковыми играми (с детьми младшего
возраста), повторением уже выученных пьес, которые ученик знает наизусть,
физкультминутками, сочинением и подбором знакомых мелодий и т. д.
Необходимо
обратить
внимание,
что
физкультминутки
и
паузы
являются обязательной частью урока с детьми с ОВЗ. Нормой является их
проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями
каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения
упражнений.
У многих детей с ОВЗ наблюдается мышечная напряженность,
сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказываются
трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные,
слишком напряжены. Движение рук бывает неловкими, несогласованными, у
них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии
одновременно действовать двумя руками сразу.
В ходе занятий сосредотачиваю внимание на коррекции определенных
качеств
личности,
необходимых
ребенку:
физической
и
творческой
активности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости и т.д.
Основными задачами урока являются:
Обучающие:
изучить специально подобранный репертуар и упражнения с учетом
индивидуальных особенностей пианистического аппарата учащегося.
побудить к самостоятельной работе над развитием чувства ритма.
максимальную разработку двигательных способностей пальцев рук;
выработку точных и координированных движений рук и пальцев;
ускорение моторных реакций;
Развивающие:
развить пианистические навыки и слуховой контроль за характером
звукоизвлечения и ритмической организацией.
6
развить музыкальные способности: ритм, слух, память.
расширить музыкальный кругозор учащегося.
Воспитательные:
воспитание уверенности в себе
воспитание коммуникативных способностей.
воспитание чувства самообладания, сценической выносливости в
публичном выступлении.
Положительные эмоции, радость и удовлетворение от происходящего
творческого процесса поддерживают интерес к занятиям, коррекционный
компонент урока проходит для ребенка незаметным.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Детям с ОВЗ требуется особый, щадящий режим, поэтому с основными
формами музыкальной работы (изучением нотной грамоты, учебного
музыкального материала и т.д.) я использую дополнительные методы:
кратковременные физические и пластические упражнения под музыку,
которые,
вызывая
возбуждение
других
отделов
мозга,
усиливают
кровообращение
и
создают
благоприятные
условия
для
ранее
возбужденных отделов. После такого активного отдыха повышается
внимание и улучшается восприятие учебного материала.
Многие дети с ОВЗ имеют повышенный мышечный тонус с момента
рождения. В связи с этой физической особенностью на уроках
отрабатываем свободные движения рук, координацию движений.
В качестве основных упражнений можно назвать следующие:
Двигательные упражнения (без инструмента)
«Мельница». Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из
корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и
вместе, вперёд и назад.
«Прощание».
Локти свободны, пальцы – продолжение ладони, в
лучезапястном суставе рука мягко сгибается: дети имитируют жест
прощания, потряхивая ладошкой.
7
Перед упражнением полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее
чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии
мышц.
Наклоны головы к правому плечу, потом к левому, затем голову вперёд
(подбородок на грудь) круговые движения головой сначала в одну,
потом в другую сторону.
Вращательные движения. Ребёнок сжимает руки в кулачки и вращает
ими.
При
этом
важно
следить
за
локтями,
которые
должны
непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты!
Лёгкие удары по столу или крышке фортепиано всеми пальцами
кистевым движением или каждым пальцем в отдельности ритмического
рисунка песенок-попевок.
Упражнение для опоры в ногах – «Бросание кулачков». Свободные руки
с собранными пальцами спокойно опускаются на крышку, рисуя «дугу-
радугу». Сначала небольшая дуга перед собой, затем увеличивая дуги
всё больше и больше, наконец – «дуга-радуга», охватывающая почти
всю крышку инструмента. Если ноги без опоры, то поднимаются вслед
за движением рук.
Упражнение «Слон».
Наклониться к стене всем корпусом, упираясь
ладошками в стену. Оттолкнуться, возвращаясь в исходную позицию.
Важно, чтобы ребёнок почувствовал опору на ладони.
Упражнение «Кошка». Наклониться к стене, упираясь не ладошками, а
кончиками пальцев, чтобы почувствовать опору на них.
Упражнения, развивающие координацию движений, цепкость и свободу
рук, глубину взятия звука, глубокое легато:
«Платочек». Спина и плечи свободные. Ребёнок крепко стоит на ногах,
в руках держит платочек. Не наклоняясь, он отпускает платочек и
подхватывает другой рукой. При этом плечи опущены, спина прямая. Не
напрягаться!
«Марширующие
гномы».
Пальцы
«шагают»,
как
гномы
шагают
ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1, 2 и 1, 2 и 5, 1 и 5, 4 и 3.
Кисть остаётся в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые
пальцы.
8
«Вешалка». Ребёнок ставит пальцы на стол, но с таким ощущением, что
повесил на них руки. Теперь нужно свободно покачать локтями.
Сравните: вешалка – рука, а пальцы – крючок.
Также хорошо использовать упражнения на развитие хватательной функции
рук (игра с мячом и др.) и более крупных движений корпуса и головы.
Упражнение с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю
игровые задания
проводятся с целью восстановления и сохранения
эмоционального
благополучия
и
предупреждения
психических
расстройств.
Упражнение «Греем ладошки» - развитие мелкой моторики, самомассаж.
Текст
Движения
Если замерзают руки
Начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке. разогреть.
Сначала ладошки
Совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
Согрелись ладошки,
Горят, и взаправду,
А не понарошку.
Медленно-медленно растирать одну
ладонь о другую.
Растирать ладони все быстрее и
быстрее.
Протянуть вперед раскрытые горячие
ладони.
Игра «Разведчики» - развитие чувства темпа и ритма.
Преподаватель отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных
хлопка и 2 быстрых) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр».
Затем, ритм уже не отхлопывается, а играется на фортепиано. Следующее
задание – когда преподаватель отхлопывает руками, а ребенок повторяет на
инструменте.
Игра «Ухо – нос»
9
Левой
рукой
возьмитесь
за
кончик
носа,
а
правой
рукой
-
за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.
релаксация
– позволяет использовать особые упражнения, которые
помогают расслабить мышцы рук, ног, лица и туловища.
Игра «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует. Все движения
сопровождаются движением глаз.
«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
«Морковка» - повороты головы вправо-влево, носом рисуем морковку.
Это не займет много времени, но принесет несомненную пользу.
Упражнение «Цветок» под муз. Э. Грига «Утро».
Представить себя цветком, который распускается под лучами солнца
утром (медленно поднимать руки вверх и покачивать ими в такт музыки).
После окончания музыки руки встряхнуть.
Упражнение «Горящая свеча» под муз. Л. В. Бетховена «Лунная соната».
Представить себя в прекрасном замке, где горят свечи (их свечение
мягкое и тёплое). Попытаться достигнуть полного успокоения.
Упражнение «Ленивая кошечка»
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка.
Почувствовать, как тянется тело.
Затем резко опустить руки вниз, одновременно на выдохе произнести
звук «а!».
Также повторить упражнение несколько раз.
Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.
дыхательная гимнастика – надежное средство борьбы с усталостью,
напряжением и раздражительностью. Часто усталость приходит так
быстро
из-за
того,
что
организм
ребенка
недостаточно
хорошо
снабжается кислородом. Существует простой метод снятия напряжения:
несколько глубоких вздохов-выдохов (вздох носом, выдох ртом.).
Дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-
10
приспособленческие механизмы организма, способствуют преодолению
стрессовых состояний.
Упражнение
Медленно вдохнуть, затем выдохнуть, затем также медленно сделать
глубокий вдох.
Задержать дыхание на четыре секунды.
Вновь медленно выдохнуть и медленно сделать глубокий вдох.
Задержать дыхание на четыре секунды и выдохнуть.
Повторить эту процедуру семь раз, и мы почувствуем, что стали
спокойнее.
Упражнение «Задуй свечу»
Сделать глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше
воздуха.
Вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу,
при этом нужно длительно произносить звук «у-у-у».
«Дровосек»
Встать прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложить руки топориком и
поднять их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на
выдохе опустите вниз, корпус наклонить, позволяя рукам "прорубить"
пространство между ногами. Произнесите "бах".
пальчиковые игры
– считаю этот метод работы очень важным и
полезным для детей с ОВЗ.
Пальчиковые игры - это инсценировка
рифмованных потешек, историй, сказок, стихов при помощи пальцев.
Пальцы
напрямую
связаны
с
головой.
Пальцы
имеют
память
(музыкантам-исполнителям это известно больше, чем кому-либо), умеют
«думать», «сердиться», «разговаривать» и т.д. Неслучайно, именно
пальцы заменяют слепым глаза, глухонемым позволяют общаться друг с
другом и поддерживать связь с окружающим миром.
Ценность пальчиковых заключается в том, что они ненавязчиво, в
естественной для детей игровой форме позволяют решить ряд серьезных
учебных задач. В первую очередь, они способствуют формированию
правильной постановки пальцев, освобождают руки и плечевой пояс.
Используются для развития мышечного аппарата, растяжки и тактильной
11
чувствительности.
Тренируя
мелкую
моторику,
пальчиковые
игры
одновременно улучшают память, внимательность, в некоторых случаях
«лечат» отсутствие скоординированности движений правой и левой рук.
Упражнение с мячиком «Здравствуй, мой любимый мяч!»
Покатать мячик каждым пальцем.
Апельсин
Мы
делили апельсин! (руки
сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному
пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)
«На базар ходили мы»
Положение рук на столе, пальцы подобраны под ладошки.
На базар ходили мы,
(постучать согнутыми 5-ми пальцами правой и левой руки
по столу)
Много груш там и хурмы, (постучать 4-ми пальцами)
Есть лимоны, апельсины, (постучать 3-ми пальцами)
Дыни, сливы, мандарины, (постучать 2-ми пальцами)
Но купили мы арбуз – (постучать 1-ми пальцами)
Это самый вкусный груз! (все пальцы сжимаются и разжимаются).
12
Пение, чтение стихотворений и скороговорок. Существует тесная
взаимосвязь ручной и речевой моторики. Поэтому развитие мелкой
моторики пальцев во взаимодействии с речевой функцией (пением,
сольфеджио, чтением стихотворений и скороговорок) является важным
направлением коррекционной работы по воспитанию у обучающихся
правильной речи, логического мышления, памяти, зрительного и
слухового восприятия. Пение на уроке учит организации дыхания,
тренирует и разрабатывает артикуляционный аппарат, переносит
внимание с трудновыполнимого движения, несколько облегчая его.
Также в выполнении упражнений на инструменте я прошу ребенка
нажатие клавиш сопровождать пропеванием их названий, а при
исполнении пьес использовать подтекстовку, т.к. подключение к
работе тактильных ощущений с одновременным пропеванием нот
способствует снятию напряжения и укрепляет речевые навыки.
Скороговорка. Развитие звукопроизношения и мелкой моторики.
Текст
Движения
Орь-орь-орь – с мамой ты не спорь,
Ор-ор-ор – на, на возьми топор,
Ра-ра-ра – в лес идти пора,
Ре-ре-ре – выходи на заре.
грозить пальцем,
сжать пальцы в замок. Поднимать и опускать
руки
ударять ладонями по коленям
поднять прямые руки, поворачивать кисти рук из
стороны в сторону.
Музицирование в ансамбле
играет важную роль при развитии
коммуникативных навыков.
Ведь при ансамблевом исполнении
необходимо достичь общности ритмического пульса, синхронности
при взятии и снятии звука и др. Даже если ребенок долго играет на
одном звуке, одной рукой, преподавателю можно обогатить мелодию
различными средствами музыкальной выразительности, и мелодия
становится не такой скучной и трудной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
13
Работая
с
ребенком-инвалидом
и
ребенком
с
ограниченными
возможностями здоровья, нужно иметь определенные навыки:
- умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит
достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;
- умение установить контакт с ребенком. Это возможно с помощью мимики,
взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное –
положительного эмоционального настроя;
- чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, педагог должен сам
активно действовать на занятии (петь, играть на инструменте, воплощать
музыку в движениях).
Таким образом, создание условий и разработка эффективных методов
индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на занятиях фортепиано дают
возможность
ребенку развивать свои способности к активной плодотворной деятельности,
а в дальнейшем реализовать свои умения и навыки в социуме.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Алексеев А. Очерки по методике обучения игры на фортепиано, вып. 1,
- М., 1952.
2.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: учеб. пособие. - М., 1990.
3.
Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -
М., 1982.
4.
Баренбойм Л. «Путь к музицированию». – Л.,1973.
5.
Брозаускас Л.Г.
Развиваем пальчики. – СПб: Издательский дом
"Литера", 2008 г.
6.
Гостдинер А. Музыкальная психология. – М., 1993.
7.
Кирнарская Д. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век,
2004.
14
8.
Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-
Нью, 2005.
9.
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой
моторики руки: учебно-практическое пособие. Изд.: «Гном и Д». - М.,
2001.
10.Крюкова В., Левченко Г. Особенности образовательного процесса и
учебных программ детских музыкальных школ. - Сб: «Музыкальная
педагогика», «Феникс». Ростов-на-Дону, 2002.
11.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
12.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика: пособ. для родителей и
педагогов Изд.: «Родничок», М., 2000.
13.Сборник научно-методических материалов/ Под ред. А.Ю.Белогурова,
О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой// Социализация детей с ОВЗ на
современном этапе. - М.: Издательство «Спутник», 2014.
14.Солодянкина
О.В.
Воспитание
ребёнка
с
ограниченными
возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.
15.Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. - М.:
1968.
16.Юдовина – Гальперина Т. За роялем без слёз, или я – детский педагог.
– СПб., 1996.
15