Автор: Сафиуллина Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ Краснооктябрьская СОШ
Населённый пункт: посёлок Ишалино Аргаяшского района Челябинской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Математический детектив
Раздел: среднее образование
Сценарий математического мероприятия « ШКОЛА ДЕТЕКТИВОВ»
Выполнила Сафиуллина Л.Н. учитель математики МОУ Краснооктябрьской СОШ
Цели и задачи:
проверка знаний учащихся по изученным темам;
развитие интеллектуальных умений и навыков: умение анализировать, систематизировать,
находить общие признаки, развитие нестандартного логического мышления;
привитие интереса к предмету математики.
воспитание ответственности, собранности, математической культуры.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки, табло для записи очков, секундомер,
Условия проведения игры
В соревновании принимают участие 2 команды учащихся. В экзаменационную комиссию
(жюри) входят три человека.
Вся игра состоит из 8 испытаний:
1.
«Нераскрытые преступления».
2.
«Улики».
3.
«Отпечатки пальцев».
4.
«Место преступления».
5.
«Фоторобот!»
6.
«Болтун-находка для шпиона»
7.
«Войди в образ»
8.
«Конспирация»
Каждое задание оценивается определённым количеством баллов. Команда набравшая большее
количество очков побеждает (получает специальность «математический детектив»)
Ведущий зачитывает учащимся письмо.
Дорогие ребята, я директор школы детективов, приглашаю вас пройти курс обучения в моей
школе. Приглашаются команды, в которых сочетаются проницательность, ум, логика и
хитрость. После обучения вы получите специальность «математический детектив» или
помощник детектива. Это зависит от того кто успешнее пройдёт все испытания.
Ведущий: Заявку на обучение подали две команды.( Названия команд).Приступим к обучению.
Для этого надо пройти все испытания.
1 испытание: «Нераскрытые преступления». Оно начинается с расследования самых
необычных преступлений.
1 задание(1б): На выставке украли марку из коллекции. После обысков, у одного известного
филателиста, нашли марку, у которой был стёрт номер. Он утверждал, что марка принадлежит
ему. Докажите, что это не так.
( ПОДСКАЗКА: Какие цифры следует заменить вопросительными знаками? ОТВЕТ: 563412.
Все остальные номера билетов представляют собой комбинации чисел 12, 34 и 56, а 563412 – их
последняя возможная комбинация.
2 задание(1б):
На вызов о самоубийстве были вызваны представители уголовного розыска. В
кабинете жертвы они обнаружили диктофон и включили его. На диктофоне была записана
следующая фраза: «В моей смерти прошу никого не винить, жизнь не имеет смысла…» далее
раздался выстрел. Докажите, что самоубийство сфабриковано.
(Ответ: убитый не мог перемотать запись на начало, это сделал кто-то другой.)
3 задание(1-3б): Чтобы отменили экзамен по математике, неизвестные злоумышленники
стёрли первые задания по вариантам, но не успели избавиться от решения, стерев только знаки
действий. Помогите восстановить стёртые знаки.
а) Есть семь цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Соедините их арифметическими знаками так, чтобы
получившееся выражение было равно 55;
б) В выражении 5 × 8 + 12 : 4 − 3 расставьте скобки так, чтобы его значение было равно 10.
( ОТВЕТ: (5 × 8 + 12) : 4 – 3);
в) Составьте выражение из семи четвёрок, арифметических знаков и запятой таким образом,
чтобы его значение было равно 10.
( ОТВЕТ: 44,4 : 4 − 4,4 : 4.)
2 испытание : «Улики». Любой настоящий детектив должен быть внимательным, уметь
добывать улики.
После ограбления банка нить раскрытия преступления привела к владельцу банка. В кабинете
находился сейф, в котором, возможно, содержались похищенные деньги. Но хозяин заявил, что
давно не пользуется им и код утерян.
1 задание(1б): Помогите открыть сейф.
(ОТВЕТ: 6. Сгруппировав ряд двузначных чисел, вы добавляете восемь к верхнему
двузначному числу (75, 34, 68), чтобы получить нижнее (83, 42, 76))
Во время обыска детективы нашли записку. Помогите прочитать.
2 задание (1б): Найдите название единицы измерения, служащее окончанием данных слов:
НЕКТ(…); ПОЖ(…); КОМ(…); ПОВ(…). (ОТВЕТ: «ар»)
3 испытание : «Отпечатки пальцев». На месте преступления преступник оставил отпечатки
пальцев. Командам предлагается комплект отпечатков, среди которых два идентичных. Их
можно найти, решив уравнения.
Задание(1б): На отпечатках записаны уравнения. Найти два уравнения с одинаковыми
корнями.
1)
x = x+5;
2) x =−1
⁴
; 3)
x+6=13; 4)2·x=12; 5)│х│=4; 6) х² – 9 =0; 7) х² – 3х + 2 = 0; 8)
√
х
−
2
=1
4 испытание : «Место преступления». Детектив должен уметь предположить, находясь на
месте преступления, по имеющимся у него уликам то, что произошло.
По полученным фигурам представить картину происшествия.
Задание(1-3б): В прямоугольной системе координат по точкам построить фигуры.
1 фигура(1б):
(1; 2), (2; 3), (3; 3), (4; 2), (4; 1), (3; 0), (2; 0), (1; 1), (1; 2), (0; 2), (2; 4),
(4; 4), (4; 2), (7; 2), (9; 4), (11; 4), (11; 1), (10; 0), (9; 0), (8; 1), (8; 2), (9; 3), (10; 3),
(11; 2);
приложение к 1 фигуре: (3; 4), (3; 5), (4; 6), (5; 6), (5; 7), (4; 7), (4; 6) ( ОТВЕТ: Мотоцикл).
2 фигура(1б):
(4; -3), (6; 0), (1; 12), (5; 12), (1; 14), (0; 12), (3; 1), (-6; 4), (-7; 3), (-9; 4), (-9; 1), (-10; 0), (-8; -3), (4;
-3); приложение ко 2 фигуре: (2; 13) (ОТВЕТ: Лебедь).
ВЕРСИЯ (1б) ( ОТВЕТ: мотоциклист сбил лебедя)
Дополнительно!: Мельница (-4;-18), (-4;-14), (-1;-14), (-1;-18), (-5;-18), (-5;-11), (-4;-11),
(-1;4), (-3;2), (-2;1), (-9;-6), (-11;-4), (-1;6), (-4;9), (-5;8), (-11;15), (-9;17),
(-1;8), (1;8), (3;10), (2;11), (9;17), (11;16), (1;6), (5;2), (3;3), (13;-4), (11;-6),
(1;4), (4;-11), (5;-11), (5;-18), (-1;-18).
5 испытание «Фоторобот»
Хороший детектив должен уметь по описанию составить портрет
разыскиваемого преступника.
Задание(1б): Предлагаем вам по описанию построить график функции
1) Область определения функции (-∞;+∞). Область значений функции (-∞;5].
2) Нули функции х=0,5 и х=3,5.
3) у>0 на промежутке (0,5; 3,5), у<0 на каждом из промежутков (-∞;0,5) и (3,5; +∞).
4) Функция возрастает на промежутке (-∞;2], функция убывает на промежутке [2, +∞).
5) Наибольшее значение функции равно 5.
Ответ:
ИЛИ построить график уравнения у = (х-2)² +3.
6 испытание: «Болтун-находка для шпиона»
Умение держать язык за зубами — одно из главных качеств сыщика. Кто-то им владеет с
рождения, а кому-то придется его развивать.
Ведущий проводит «допрос с пристрастием », задавая вопросы любому члену команды так,
чтобы застать его врасплох. Сложность ситуации заключается в том, что на вопросы нельзя
отвечать «да» или «нет». Балл получат те, кто не ошибся, кто без промедления дал точный
ответ.
Задание(15б):Вопросы 1 команде:
1. Часть прямой, ограниченная с двух сторон, это - отрезок? (да)
2. Один из смежных углов равен 30
, а второй угол 140
?( нет)
⁰
⁰
3. Медиана – это отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной
стороны? (да)
4. Диагонали параллелограмма пересекаются в одной точке и взаимно перпендикулярны? (нет)
5. Периметр квадрата равен 20 см. Тогда его площадь равна 25 см? (да)
6. Если накрест лежащие углы равны, то прямые перпендикулярны? (нет)
7. Верно ли , если один из углов прямоугольного треугольника равен 35 , то второй равен 65 ?
⁰
⁰
(нет)
8. Вертикальные углы равны ? (да)
9. Диагонали прямоугольника равны? (да)
10. Сторона в прямоугольном треугольнике, лежащая напротив прямого угла называется
катетом? ( нет, гипотенуза)
11. Четырёхугольник называется параллелограммом, если стороны его попарно параллельны?
(да)
12. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности диаметром? ( нет,
радиус)
13. Если три стороны одного треугольника, соответственно равны трём сторонам другого
треугольника, то такие треугольники подобны? (нет, равны)
14. Если в треугольнике два угла равны, то он равнобедренный? (да)
15. Может ли угол при основании равнобедренного треугольника быть равен 100°? (нет)
Вопросы 2 команде:
1. Площадь квадрата 24 см², а его периметр 36 см? (нет, S=36см², Р=24см)
2. Биссектриса – это луч, делящий угол пополам? (да)
3. Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и делят углы пополам? (да)
4. Если соответственные углы при двух прямых и секущей равны, то прямые параллельны? (да)
5. Прямые, пересекающиеся под углом 90 градусов, называются параллельными? (нет,
перпендикулярными)
6. 2
2
= 4, 3
2
= 9, тогда угол в квадрате – прямой?(да)
7. Один из углов ромба равен 40
, тогда противоположный ему угол -140 ? (нет, 40 )
⁰
⁰
⁰
8.Перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к противоположной стороне,
называется высотой? (да)
9. Четырёхугольник, у которого две стороны перпендикулярны, а две нет называется
трапецией? (нет)
10. Ромб с прямым углом - это квадрат? (да)
11. Катет, лежащий против угла в 30°, равен гипотенузе ? (нет, её половине)
12. Кратчайшее расстояние от точки до прямой называют перпендикуляром?( да)
13.Если диаметр окружности равен 12 см, то её радиус равен 6 см?(да)
14. Если один из смежных углов острый, то второй угол - прямой? (нет, тупой)
15.Если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум
сторонам и углу между ними другого треугольника, то треугольники равны? (да)
7 испытание: «Войди в образ» Чтобы установить личность преступника, многие детективы
вживаются в его образ. То же самое предстоит сейчас и вам. По описанию изобразите
преступника.
Задание(2б):(С помощью жеребьёвки) команды изображают: 1)циркуль и линейку; 2)
транспортир и угольник.
Задача второй команды угадать что изображено. Выигрывает очко та команда, изображение
которой угадано.
Жюри подводит итоги, а команды выполняют последнее задание.
8 испытание: «Конспирация»
Без овладения секретами конспирации хорошим детективом не
станешь. Одна из составляющих частей конспирации — умение перевоплощаться. Ваша задача
стать на время артистами и исполнить частушки. Команды поют свой куплет, чередуя их со
второй командой.
Математические частушки
1.Треугольники, квадраты
Надоели нам давно.
Вот бы милый математик
Отпустил бы нас в кино.
2.Ах ты, милый Пифагор,
Снишься нам ты до сих пор,
Теорему сочинил
Её запомнить нету сил.
3.Геометрию люблю.
Видиков не надо,
В теореме Пифагора
Вся моя отрада.
4.Все уроки надоели.
Физкультура ни к чему,
Только б 10 раз в неделю
Геометрию одну.
5.Мне бы в космос полетать.
Гуманоида поймать,
Может он меня научит
Уравнения решать.
6.Теоремы, аксиомы
Голову сломаешь,
Что-то где-то ты докажешь,
Сам того не знаешь.
7.Мы сидели и считали,
Математика была.
Сколько кириешек съели
У соседа со стола.
8.Снится Ване страшный сон-
В геометрию влюблён,
Теорему Пифагора
Всё доказывает он.
9.Все мы можем очень быстро ,
Теорему доказать,
Вот ещё бы научиться
Нам задачки так решать.
10.Геометрию мы любим,
Вот бы алгебру на "пять”
И тогда пойдём всем классом
В универы поступать. (слова взяты на сайте «Звонок на урок»)
Ведущий: Слово комиссии.
Называются победители и проигравшие. Выигравшая команда получает специальность
«математический детектив», а вторая команда « помощник детектива». Вручаются жетоны с
названиями специальностей.
Ведущий: Школа закрывается до следующего года. До новых встреч! Всем спасибо за участие!