Напоминание

Оптимизация учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе по шахматам»


Автор: Петров Александр Александрович
Должность: Тренер
Учебное заведение: МБУ "СШ "Смена"
Населённый пункт: города Воркуты, Республики Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Оптимизация учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе по шахматам»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

на тему: «Оптимизация учебно-тренировочного процесса в

детско-юношеской спортивной школе по шахматам»

Тренер

Петров Александр Александрович

Воркута - 2022 год

Введение.

Актуальность исследования. Шахматы, как вид спорта, вошли в систему детско-

юношеских спортивных школ (ДЮСШ) в середине пятидесятых годов XX века. С этого

времени соревнования по шахматам были включены в Спартакиады школьников,

отделения шахмат в ДЮСШ стали открываться во всех крупных городах нашей страны.

Управление учебно-тренировочным процессом в шахматных ДЮСШ осуществлялось на

основе общепринятых рекомендаций по режиму работы спортивных школ.

Типовой Программы, отражающей специфику вида спорта, у шахматных ДЮСШ не было,

учебные планы строились на основе традиционного подхода к изложению учебного

шахматного материала, сформулированного чемпионами мира по шахматам,

выдающимися зарубежными и отечественными гроссмейстерами и систематизированного

в работах опытных тренеров-методистов.

В качестве учебных материалов тренеры шахматных ДЮСШ использовали сборники

партий известных шахматистов, материалы из книг, ведущих гроссмейстеров и тренеров,

различные учебники. С 1979 г. стала действовать «Программа для детско-юношеских

спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и

школ высшего спортивного мастерства», утвержденная Спорткомитетом СССР [87]. В

этой Программе (далее-Программа-79) регламентировалось построение учебно-

тренировочного процесса в соответствии с нормативными документами Спорткомитета

СССР и апробированными шахматными методиками обучения, основанными на

использовании традиционного для шахматного спорта инструментария - учебников,

сборников шахматных партий, различных тематических пособий.

После 1991г. работа шахматных спортшкол регулировалась нормативными документами

органов управления физической культурой и образованием Российской Федерации [135].

Однако содержание программного материала для шахматных ДЮСШ и его методическое

обеспечение, отражающее изменения за прошедший тридцатилетний период, не

обновлялось; спортивные школы руководствовались Программой-79 и разрабатывали на

ее основе собственные программы. В этот период основная роль в подготовке

квалифицированных тренерских кадров принадлежала кафедре теории и методики шахмат

ГЦОЛИФК, выпускники которой составляли основу тренерского контингента шахматных

спортшкол и обеспечивали качество подготовки юных шахматистов на всей территории

России. Тем не менее, это не отменяло необходимости создания новой редакции

Программы для шахматных ДЮСШ с учетом современной тренерской практики.

С наступлением эры компьютеров, интернета, распространением новых информационных

технологий или инфокоммуникационных технологий (ИКТ) тренеры шахматных ДЮСШ

и спортсмены начали стихийно осваивать и использовать различные шахматные игровые,

обучающие, информационно-поисковые компьютерные программы, а также программы

для совместной работы в сети Интернет («Chess Assistant», «Chess Base», «Рыбка

Аквариум», «Фриц 12», «Динозавры учат шахматам», «Фриц учит шахматам»,

«Шахматная тактика для начинающих», «Шахматная школа», «CT-ART 3.0,» «Шахматная

стратегия», «Шахматные окончания», «Chess Tempo», игровой Интернет-портал

«Шахматная планета»). Появились авторские разработки по использованию

компьютерного класса в обучении шахматам учеников начальной школы [140; 195]. На

основе компьютерных программ для тренировки шахматистов высших разрядов (до

уровня международных мастеров) была создана инновационная методика «Мышление

схемами» [115; 116; 178]. Стала очевидной необходимость создания методики групповых

занятий в компьютерном классе для основного контингента обучающихся в

ДЮСШ - учебно-тренировочных групп первого и последующих годов обучения (УТГ). В

целом, шахматные ДЮСШ нуждались в обосновании введения в учебно-тренировочный

процесс инфокоммуникационных технологий и внесения соответствующих дополнений в

учебную программу.

Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью совершенствования

учебно-тренировочного процесса подготовки юных шахматистов на основе применения

инфокоммуникационных технологий и недостаточной разработанностью научно-

методических основ обеспечения этого процесса.

Представленное противоречие определило проблему исследования, сущность которой

заключается в определении способов оптимизации учебно-тренировочного процесса в

шахматных ДЮСШ при использовании инфокоммуникационных технологий. Данная

проблема позволила сформулировать тему исследования: «Оптимизация учебно-

тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе по шахматам».

Объект исследования: процесс учебно-тренировочной и соревновательной деятельности

учащихся учебно-тренировочных групп в шахматных ДЮСШ.

Предмет исследования: оптимизация учебно-тренировочного процесса учащихся учебно-

тренировочных групп в шахматных ДЮСШ на основе инфокоммуникационных

технологий.

Гипотеза исследования. Инфокоммуникационные технологии могут стать одним из

эффективных средств оптимизации учебно-тренировочного процесса в шахматных

ДЮСШ, если:

- в процессе обучения и совершенствования шахматистов на этапе учебно-тренировочной

работы наиболее полно реализуются возможности локальной компьютерной сети, в том

числе с выходом в интернет; в обеспечении взаимодействия «тренер - ученик» и «тренер -

группа»; наличием баз данных по индивидуальному учету и накоплению достижений

каждого ученика на конкретном занятии и в учебно-тренировочном процессе в целом, а

также специальных шахматных информационно-поисковых систем и учебно-

методических комплексов; методика обучения, основанная на применении шахматных

инфокоммуникационных технологий в учебно-тренировочных группах, приводит к

индивидуализации обучения; стимулирует глубокое усвоение теоретического материала

каждым обучающимся; лучше закрепляет практические навыки по разыгрыванию

типовых позиций и нахождению типичных комбинаций, повышающих уровень

выполнения контрольно-переводных нормативов; в конечном счете, способствует

быстрому росту квалификации занимающихся в ДЮСШ;

- тренер сочетает непосредственное взаимодействие с шахматистами учебно-

тренировочных групп и активное использование шахматных инфокоммуникационных

технологий в учебно-тренировочном процессе; шахматисты имеют компьютерную

подготовку и умеют пользоваться инфокоммуникационными технологиями.

Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить эффективность модели

оптимизации учебно-тренировочного процесса шахматистов учебно-тренировочных групп

шахматных ДЮСШ при применении инфокоммуникационных технологий.

В соответствие с объектом, предметом, гипотезой и целью были определены следующие

задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание теоретической и практической модели оптимизации

учебно-тренировочного процесса в шахматных ДЮСШ.

2. Выявить возможности инфокоммуникационных технологий в оптимизации учебно-

тренировочного процесса в учебно-тренировочных группах шахматных ДЮСШ.

3. Создать электронный ресурс учебно-методического комплекса «Шахматный

факультатив» для учебно-тренировочных групп шахматных ДЮСШ.

4. Разработать методику проведения учебно-тренировочных занятий на основе

инфокоммуникационных технологий обучения и совершенствования шахматистов.

5. Экспериментально проверить эффективность методики проведения учебно-

тренировочных занятий на основе инфокоммуникационных технологий обучения и

совершенствования шахматистов в учебно-тренировочных группах шахматных ДЮСШ.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные

положения в трудах ведущих специалистов в области:

- педагогики и психологии (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, Б.С.

Гершунский, Т.А. Ильина, JI.B. Мардахаев, Н.Ф. Талызина); - теории и практики

физической культуры и спорта, (Б.А. Ашмарин, В.Г. Бауэр, В.К. Бальсевич, И.С.

Барчуков, Г.В. Барчукова, А.Н. Блеер, М.М. Боген, Л.Б. Кофман, В.Г Никитушкин, Л.П.

Матвеев, М.Я. Набатникова, Н.Г. Озолин, А.Т. Паршиков, В.Н. Платонов, В.Б. Попов,

Ф.П. Суслов, В.П. Филин, JI.C. Хоменков, В.В. Чешихина); - шахматной науки и методики

обучения (IO.JI. Авербах, A.B. Барташников, М.А. Бейлин, В.А. Бологан, М.М.

Ботвинник, Д.И. Бронштейн, М.А. Вершинин, В.Е. Голенищев, М.И. Дворецкий, В.Г. Зак,

Б.А. Злотник, М.Р. Кобалия, А.Н. Кобленц, A.B. Кокшаева, E.H. Кучумова, Г.Я.

Левенфиш, Е.П. Линовицкий, П.В. Лобач, И.Л. Майзелис, В.А. Пожарский, В.А.

Полоудин, Я.Г. Рохлин, Ю.Е. Симкин, И.Г. Сухин).

При систематизации и обобщении были использованы методологические подходы

(системный, личностно ориентированный, технологический, информационный); идея

системно-структурного подхода к исследованию педагогического процесса; концепции

оптимизации процесса обучения; концепции личностно-ориентированного обучения;

концепции информатизации образования. Для решения поставленных задач и проверки

положений гипотезы были использованы методы исследования: теоретические

(сопоставление, анализ, синтез, обобщение, моделирование, проектирование);

эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое

наблюдение, тестирование на шахматном материале, опрос, педагогический эксперимент);

методы математической статистики и графического анализа данных.

Организация и этапы исследования. Исследование проходило в четыре этапа.

На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлялся анализ состояния проблемы исследования;

уточнялись отдельные положения теории оптимизации процесса обучения, принципов

построения учебных программ по видам спорта; были выделены проблема, объект и

предмет, сформулирована рабочая гипотеза, определены цель, задачи и методы

исследования; создан электронный ресурс учебно-методического комплекса «Шахматный

факультатив» (УМК) на базе информационно-поисковой системы «Chess Assistant»;

разработана основа экспериментальной программы для ДЮСШ и собран, структурирован

учебный материал к ней. Все это позволило определить исходные позиции исследования и

сформулировать авторскую методику оптимизации процесса обучения в ДЮСШ по

шахматам.

На втором этапе (2006-2009 гг.) - констатирующем - проведены предварительные

исследования в группах студентов кафедры теории и методики шахмат РГСУ (Москва),

юных шахматистов ДЮСШ «Шахматная школа Анатолия Карпова» (Москва), СДЮШОР

«Полярная шахматная школа Анатолия Карпова» (Салехард), ДЮСШ по шахматам г.

Набережные Челны. В 2007 г. ДЮСШ «Шахматная школа Анатолия Карпова» перешла на

экспериментальный режим работы, с 2008 г. в реальном учебно-тренировочном процессе

отрабатывалась технология проведения групповых занятий в компьютерном классе,

вносились дополнения к содержанию программного материала для УТГ шахматных

ДЮСШ, что позволило определить компоненты теоретической и практической модели

оптимизации учебно-тренировочного процесса в шахматных ДЮСШ. В экспериментах

принимало участие 120 человек.

На третьем этапе (в учебном 2010/2011 г.) - формирующем - проведен

естественнонаучный педагогический эксперимент в УТГ второго года обучения ДЮСШ

«Шахматная школа Анатолия Карпова» (Москва).

На четвертом этапе (2011 г.) — итоговом — проанализированы, обобщены,

систематизированы и структурированы полученные в ходе экспериментальной работы

материалы; осуществлена статистическая обработка данных эксперимента,

сформулированы выводы и рекомендации, подготовлен текст диссертационной работы.

Научная новизна исследования определяется тем, что в процессе исследования:

- уточнено и дополнено понимание сущности оптимизации учебно-тренировочного

процесса в шахматных ДЮСШ;

- раскрыты способы оптимизации процесса совершенствования шахматистов средствами

инфокоммуникационных технологий;

- определены требования к содержанию разделов новой редакции Программы для ДЮСШ

по шахматам с учетом применения инфокоммуникационных технологий в работе с

учебно-тренировочными группами;

- разработана, обоснована и апробирована в реальном учебно-тренировочном процессе

методика «Шахматный факультатив» для занятий с учебно-тренировочными группами

ДЮСШ по шахматам; создан электронный ресурс учебно-методического комплекса

«Шахматный факультатив»;

- выявлены необходимые организационно-педагогические условия для применения

инфокоммуникационных технологий на занятиях в учебно-тренировочных группах

шахматных ДЮСШ.

Теоретическая значимость исследования. Материалы, полученные в результате

исследования, дополняют теорию и методику физического воспитания и спорта в разделе

«спортивная тренировка» на примере оптимизации учебно-тренировочного процесса в

шахматных ДЮСШ. Они расширяют представления о возможностях оптимизации учебно-

тренировочного процесса в шахматных ДГОСШ и увеличивают область применения

инфокоммуникационных технологий при работе с учебно-тренировочными группами;

раскрывают способы использования инфокоммуникационных технологий не только в

индивидуальном режиме для высококвалифицированных шахматистов, но и при работе в

локальной сети с группами шахматистов массовых разрядов; позволяют ввести

инфокоммуникационные технологии в содержание учебных планов и разделов

Программы для шахматных ДЮСШ; открывают возможность создания вариативных

методик организации учебно-тренировочного процесса в шахматных ДЮСШ на основе

шахматных инфокоммуникационных технологий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная методика

«Шахматный факультатив» для занятий с учебно-тренировочными группами

обеспечивает учащимся высокие темпы освоения программных материалов, стабильное

выполнение контрольно-переводных нормативов, ведет к значительному росту

спортивных результатов. Методика получила распространение в спортивных школах

Москвы и российских регионов, а также в ряде зарубежных шахматных клубах.

Использованные в методике учебные материалы, способствующие повышению

эффективности обучения и тренировки шахматистов, применяются в российских ДЮСШ

и переведены на четыре иностранных языка. Электронный ресурс учебно-методического

комплекса «Шахматный факультатив» позволяет индивидуализировать процесс

тренировки, оперативно оценивать уровень овладения учениками техническими

приемами, показывать большое количество учебных примеров на каждом занятии.

Личный вклад автора состоит в разработке учебно-методического комплекса «Шахматный

факультатив», его электронной версии и методики применения комплекса в учебно-

тренировочных группах ДЮСШ по шахматам. Автором в период 1978-2011 гг. созданы

типовые программы по шахматам для внешкольных учреждений и спортивных школ,

пособия для подготовки шахматистов от новичков до уровня первого спортивного

разряда, которые были впоследствии изданы в Англии, Германии, Греции, Франции,

США.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и основных выводов

исследования обеспечены применением совокупности методов исследования;

разнообразием источников информации; непротиворечивостью выводов и их

сравнимостью с массовой практикой; систематической проверкой результатов

исследования на различных этапах опытно-экспериментальной работы; обработкой

полученных эмпирических результатов исследования на основе количественного и

качественного анализа, позволяющего сделать обобщающие выводы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Учебно-тренировочный процесс подготовки шахматистов представляет собой

комплексную систему взаимодействия «тренер - ученики», целью которой является

развитие природных задатков шахматистов и достижение ими спортивного успеха:

- путем выполнения планомерных тренировочных упражнений, изучения шахматной

теории и участия в соревнованиях - со стороны учеников;

- прогнозирования и контроля спортивного роста учеников, выбора соответствующих

организационных форм и средств построения тренировочных занятий, планирования

затрат времени на освоение шахматной техники и турнирной практики - со стороны

тренера.

Оптимизация этого процесса представляет собой создание методики обучения

шахматистов, на основе знания индивидуальных возможностей каждого, прогнозирования

перспектив его шахматного роста, выбора способов построения тренировочных занятий,

обеспечивающих при минимальных ресурсных затратах поэтапное личностное

продвижение шахматиста в процессе его спортивной подготовки.

2. Методика «Шахматный факультатив» ориентирована на тренировочные занятия с

группой шахматистов первого-второго-третьего разрядов и основывается на применении

инфокоммуникационных технологий и интернета. Эта технология обеспечивает

дифференцированный характер тренировок, позволяя включать в процесс обучения

различные категории шахматистов по уровню их шахматной подготовки и способности к

шахматному росту. Данная технология позволяет использовать значительное число

учебных примеров для различного, уровня подготовленности шахматистов, в том числе с

подводящими упражнениями, фиксирует попытки ученика воспользоваться подсказкой,

начисляет штрафные очки, автоматически создает статистику индивидуально-

личностного роста шахматиста. Ученикам методика позволяет получать индивидуальные

задания во время тренировочного занятия; выполнять упражнения в собственном темпе,

осуществляя смену учебных позиций на экране монитора нажатием клавиши мышки и

получать за нахождение правильного решения рейтинговые очки; реализовать потенциал

«лидера», присущий спортсменам, выполняя индивидуальные задания на расчет

вариантов или нахождение комбинаций. Тренеру методика позволяет рельефно вычленять

опорные признаки, свидетельствующие о степени овладения учебным материалом и

закрепления технических навыков каждым учеником; получать на экране монитора

информацию о выполнении каждым учеником текущих заданий; видеть ошибки учеников

и при необходимости оказывать необходимую помочь; копировать в памяти компьютера

«быстрые» партии своих учеников и учитывать их в последующей тренировочной

деятельности.

3. Условиями, необходимыми для реализации методики «Шахматный факультатив» в

учебно-тренировочном процессе подготовки шахматистов являются: устойчивость

интереса спортсменов к занятиям шахматами, вера в собственные силы и желание

добиваться спортивного успеха; использование потенциала шахмат в расширении

общекультурного кругозора спортсменов через изучение истории шахмат; развитие

навыков самостоятельной исследовательской работы шахматистов; информационная

подготовленность шахматистов к работе с компьютерными программами; управление

профессионально-личностным ростом шахматистов, с учетом их результативности на

занятиях и в шахматных турнирах; мониторинг личностного роста спортсменов;

информационно-техническая и информационно-программная обеспеченность учебно-

тренировочной работы с шахматистами; подготовленность тренера к использованию

компьютерных технологий.

Апробация результатов исследования. Учебно-методический комплекс «Шахматный

факультатив» применялся в Д10СШ «Шахматная школа Анатолия Карпова»

Москомспорта, ДЮСШ по шахматам г. Набережные Челны и СДЮШОР «Полярная

шахматная школа Анатолия Карпова» в г. Салехарде, что подтверждено

соответствующими актами внедрения результатов исследования в практику.

Материалы исследования были представлены в выступлениях автора на обучающих

семинарах, курсах повышения квалификации для директоров и тренеров спортивных

школ по шахматам, научно-практических конференциях, на тренерских семинарах во

время чемпионатов мира и Европы среди школьников. Основные теоретические

положения и методические разработки автора переведены на английский, французский,

немецкий, греческий языки. Общий объем публикаций автора по теме диссертации

составляет около бОп.л.

Структура диссертационной работы. Замысел исследования, его цель и задачи определили

структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, выводов,

практических рекомендаций, списка литературы из 220 наименований, из них 23 на

иностранных языках. Основное содержание включает 151 страницу. В диссертации

приведены 20 таблиц и 34 рисунка. Во введении обосновывается актуальность темы

исследования, описывается научный аппарат, положения, выносимые на защиту. В первой

главе «Состояние проблемы исследования» представлен обзор взглядов специалистов на

оптимизацию учебного процесса, в том числе, учебно-тренировочного сбора.

Вывод.

1. Оптимизация учебно-тренировочного процесса в шахматных ДЮСШ средствами

инфокоммуникационных технологий позволяет выйти на качественно новый уровень

подготовки шахматистов с использованием информационных технологий.

2. К основным требованиям к содержанию разделов Программы для ДЮСШ по шахматам

с учетом применения инфокоммуникационных технологий относятся: системное и

последовательное ознакомление спортсменов с игровыми, обучающими шахматными

компьютерными программами и информационно-поисковыми системами, начиная с этапа

учебно-тренировочной работы; привитие навыков индивидуальной работы с

инфокоммуникационными технологиями, как на занятиях, так и в интерактивном режиме.

3. Наиболее перспективными способами оптимизации учебно-тренировочного процесса

подготовки шахматистов средствами инфокоммуникационных технологий являются:

мониторинг профессионально-личностного роста каждого спортсмена и его учет в учебно-

тренировочном процессе; диалоговый режим учебно-тренировочных занятий;

оперативное использование информационной шахматной базы, в том числе и личностного

роста спортсменов.

4. Модель оптимизации учебно-тренировочного процесса в шахматных ДЮСШ

представляет собой структурированное содержание и вариативные методики поэтапной

индивидуально-ориентированной работы с шахматистами с использованием

инфокоммуникационных технологий, обеспечивающих эффективность тренировочных

занятий и контроль личностного продвижения шахматистов к спортивным целям.

5. Применение инфокоммуникационных технологий для оптимизации учебно-

тренировочного процесса в шахматных ДЮСШ является эффективным при наличии

компьютерного класса с внутренней локальной сетыо и интернетом, электронного ресурса

учебно-методического комплекса, методики его применения и умения тренера

осуществлять непосредственное взаимодействие с учениками при работе с

компьютерными программами в классе.

6. Возможности инфокоммуникационных технологий позволяют создавать различные

методики, индивидуализирующие тренировочный процесс с группами шахматистов

первого-второго-третьего разрядов, повышают продуктивность практических занятий,

способствуют росту спортивной квалификации юных шахматистов. Педагогический

эксперимент показал, что методику «Шахматный факультатив» на базе информационно-

поисковой системы «Chess Assistant» можно рассматривать как «шахматный тренажер»,

позволяющий резко увеличить скорость усвоения технических приемов и типовых

комбинаций и достичь уровня «беззевкового барьера» для шахматистов первого-второго

разряда. Применение методики «Шахматный факультатив» доказало значительное

повышение продуктивности тренировочных занятий одновременно с десятью и более

шахматистами.

7. Разработанный автором и внедренный на практике комплекс, включающий: Программу

для шахматных ДЮСШ, электронный ресурс учебно-методического комплекса

«Шахматный факультатив» и методику его применения для учебно-тренировочных групп,

показал свою эффективность и возможность практического использования в процессе

тренировочной работы с юными шахматистами.

8. Апробирован экспериментальный режим работы ДЮСШ по шахматам с учетом

современных требований ЕВСК и ФИДЕ. Модель экспериментальной программы ДЮСШ

«Шахматная школа Анатолия Карпова» ГОУ ДОДСН МГФСО Москомспорта прошла

первичное испытание в реальном учебно-тренировочном процессе; результаты были

положительными. В экспериментальной Программе были уточнены следующие разделы:

минимальный возраст зачисления в учебные группы СОГ, возраст для зачисления в

учебные группы на всех этапах учебно-тренировочного процесса, количество учащихся в

группах и объем недельной нагрузки, требования по спортивной подготовке на начало и

конец учебного года приведены в соответствие с ЕВСК и международными рейтингами,

уточнен раздел «Спортивно-оздоровительные группы» для школьников старшего

возраста; создан перечень современных программных продуктов и оборудования для

компьютерного класса шахматных ДЮСШ, необходимого для обеспечения деятельности

спортивных школ по шахматам.

Представленное исследование не исчерпывает проблемы. Дальнейшими направлениями

исследования, в частности, могут быть: развитие методики улучшения интеллектуальной

подготовки шахматистов; обоснование оптимального контроля времени на обдумывание

ходов в турнирной партии для различных возрастов шахматистов; индивидуализация в

формировании позиции успешности шахматиста и др.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Детско-юношеской комиссии Российской шахматной федерации:

- результаты настоящего исследования могут стать основой для подготовки типовой

Программы нового поколения для шахматных ДЮСШ.

2. Директорам детско-юношеских спортивных школ по шахматам:

- шахматные ДЮСШ, обладающие компьютерным классом, в котором компьютеры

объединены в локальную сеть или имеют выход в Интернет, могут с успехом применять

на занятиях с учебно-тренировочными группами методику «Шахматный факультатив» на

базе информационно-поисковой системы «Chess Assistant».

3. Тренерам шахматных ДЮСШ:

- методику «Шахматный факультатив» на базе информационно-поисковой системы

«Chess Assistant» рекомендуется применять на этапе учебно-тренировочной работы.

Рекомендуемая литература:

1. Подласый И.П. Педагогика.- М.: Просвещение, 1996

2. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.- М.: Владос, 1995

3. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М.:

Всероссийский шахматный клуб, 1969.

4. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990.

5. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радянська школа, 1986.

6. Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983.

7. Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.

8. Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986.

9. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980.

10. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956.

11. Майзелис И. Шахматы.—М.; Л.: Детгиз, 1960.

12. Макарычев С., Макарычева М. От А до ...— М.: “64”, 1995.

13. Нимцович А. Моя система.— М.: ФиС, 1984.

14. Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991.

15. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное

возрождение, 2004.

16. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное возрождение,

2005.

17. Суэтин И. Как играть дебют.— М.: ФиС, 1981.

18. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер.— М.: ФиС, 1964.

19. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991.

20. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности.— М.:

ГЦОЛИФК, 1986.

21. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.

22. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995

23. И.А.Кан. законы шахматных сражений. М., ФИС, 1971г.

24. Л. Абрамов, Ю. Знаменский, Ю. Карахан. Организация и судейство шахматных

соревнований. М., ФИС, 1977 г.

25. Правила вида спорта «шахматы».Утверждены приказом министерства спорта России

№1093 от 30.12.2014 г.Русский Шахматный Дом,М.,2016 г.

26. Шахматные окончания. Слон против коня. М., ФИС 1981 г.

27. Шахматные окончания. Пешечные. М., ФИС, 1983 г.

28. Шахматные окончания. Ферзевые. М., 1982 г.

29. М.И. Шершевский. Стратегия эндшпиля. М., ФИС, 1988 г.

30. Л. М. Слуцкий, М.И. Шершевский. Контуры эндшпиля. М., ФИС, 1989 г.

31. Г. М. Лисицин. Стратегия и тактика шахмат. М., ФИС, 1958 г.



В раздел образования