Автор: Киселева Лариса Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств городского округа Анадырь"
Населённый пункт: Чукотский автономный округ г. Анадырь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Начальное обучение игре на инструменте по классу аккордеона
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств городского округа Анадырь»
«Начальное обучение игре на инструменте
по классу аккордеон»
Методическая разработка
ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
(НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)
Детских школ искусств
Составитель: преподаватель МАУ ДО ДШИ ГО Анадырь
Киселева Лариса Владимировна
Анадырь, 2022 г.
Оглавление
1.
Вступление.
2.
Первые занятия с начинающими. Наглядно – демонстрационные.
3.
Практические навыки. Посадка, постановка инструмента.
4.
Размер плечевых ремней.
5.
Постановка рук. Особенности постановки правой руки.
6.
Извлечение одного звука.
7.
Штрихи. Легатто, нон-легато, стаккато.
8.
Меховедение.
9.
Чередование баса и аккорда в левой руке.
10.
Важность подбора репертуара.
Вступление.
Многолетний опыт работы позволяет мне обобщить рекомендации ведущих
методистов,
преподавателей
баянистов
и
аккордеонистов
в
работе
с
начинающими учениками.
С поступлением ребенка в музыкальную школу наступает резкая перемена
в его жизни, т.к. происходит резкий переход от игровой деятельности,
характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует
больших психофизических усилий.
Появляется новый распорядок жизни, новые систематические обязанности,
определенный ритм и темп учебной работы. Соприкасаясь со школьными
технологиями, объемом учебных занятий, потоком новой информации, дети
начинают понимать, что учение – это огромный систематический труд,
требующий от них большого терпения, внимания, умственных усилий и
различных самоограничений. Не все дети могут приспособиться к такому
режиму жизни, и поэтому у некоторых из них наступает разочарование.
Психологи установили, что примерно через 2-3 недели с начала занятий у
ребенка резко падает интерес к занятиям. Педагогу необходимо предотвратить
этот критический момент и заранее сформировать у ребенка потребность в
обучении. Если же педагог почувствовал падение интереса ученика к занятиям,
то необходимо срочно искать новую индивидуальную форму занятий с ним.
Основных причин утраты интереса к занятиям у детей может быть
две. Одна из них – однообразие изучаемого материала, преобладание в нем
инструктивных
упражнений
или
теоретических
заданий,
оторванных
от
практических заданий на инструменте.
Другая причина – завышение программы, которая угнетает ученика. Педагогу не
следует увлекаться чрезмерно интенсивным продвижением ученика вперед.
Необходимо помнить, что для прочного усвоения изучаемого материала
требуется время, ввиду чего закрепление его лучше проводить на пьесах
примерно равной музыкально-технической сложности.
Современная
педагогика
требует
хорошего
знания
детской
психологии и физиологии, без которых невозможно достичь результатов
обучения. Пренебрегая закономерностями, характерными для каждой возрастной
группы учащихся, значит сознательно встать на путь серьезных неудач. Именно
ученик и его возрастные особенности диктуют применение конкретных
методических приемов в обучении.
Основной метод обучения в этот период – дидактическая игра,
которая строится на строгом учете возрастных особенностей учеников. Этот
метод
характеризуется
доступностью,
конкретностью,
яркой
образностью
изучаемого материала и поддерживает достаточно высокий уровень внимания
ребенка. Дидактические игры строятся с учетом свойственной детям склонности
к подражанию и воздействуют, прежде всего, на эмоциональную сферу ребенка.
Необходимо помнить, что дети дошкольного и младшего школьного
возраста не обладают навыком организованного внимания, необходимого для
длительной работы в классе. В связи с этим большое значение приобретает темп
ведения урока. Быстрый или замедленный темпы одинаково отрицательно
влияют на устойчивость и концентрацию внимания ученика.
Дети охотно выполняют короткие задания, цель которых ясна и
конкретна, а также повторяющиеся задачи, в которых и ожидаемый результат, и
способ его достижения им хорошо знакомы. Исходя из этого, изучаемые
произведения должны быть небольшими по своей протяженности, а включение
нового материала должно быть постепенным.
Дети лучше реагируют на действия, чем на слова. Поэтому
теоретические объяснения педагога должны быть конкретными и обязательно
подкрепляться практическим показом. Каждое новое понятие должно быть
небольшим и почти незаметным добавлением к прежним знаниям, хорошо
усвоенным ребенком и ставшим для него привычным. В этом случае у детей
возникает позитивный эмоциональный настрой, уверенность в своих силах и
желание учиться.
Преподавателю
современной
музыкальной
школы
необходимо
четко
определить задачи начального периода обучения на инструменте и сосредоточить
внимание на подготовительном периоде обучения, как на важнейшем этапе
приобщения ребенка к музыке и музицированию. Именно в этот период
закладываются
необходимые
основы,
связанные
с
формированием
первоначальных музыкально-художественных слуховых представлений, навыков
звукоизвлечения,
метроритмической
организации,
технологической,
аппликатурной дисциплины и культуры. Все они имеют решающее значение для
последующего развития музыкальных способностей, исполнительской техники и
культуры ученика. Заложенные на первых уроках основы музыкальных знаний и
навыки игры на инструменте во многом определяют успехи дальнейшего
музыкально-художественного развития ребенка.
Структура каждого урока должна содержать многие аспекты музыкального
воспитания, куда входят теоретические знания, изучение средств музыкальной
выразительности, развитие художественного и логического мышления, развитие
звуковысотного (мелодического), тембродинамического, ладогармонического и
ритмического слуха, освоение технических навыков игры на инструменте,
чтение нот с листа, подбор по слуху и транспонирование.
Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся
имеет
начальный
период
обучения,
поскольку
именно
на
этом
этапе
закладываются
основные
навыки,
в
частности
постановочные
моменты,
технологические приемы. Стоит заметить, что именно на первых уроках у
ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его
навсегда.
Из всего этого идёт формирование музыкального развития ученика.
Рассмотрим подробнее - с чего же следует начинать первые занятия в классе
аккордеона.
Первые занятия с начинающими.
Наглядно – демонстрационные.
Первое
занятие
целесообразно
начинать
со
знакомства
ученика
с
инструментом, его возможностями.
Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить
несколько известных произведений, различных по характеру и доступных
восприятию ученика.
Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько
первоначальных педагогических задач, во-первых, приобщает ученика к музыке,
(учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых, используя
принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию
учиться исполнительству на инструменте и в третьих, постепенно вводит
ученика в учебный процесс.
После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить
определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая.
Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку,
учась при этом определять характер и темп.
Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель
тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности.
Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за
аккордеон и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую
возможность ученику на первом занятии, образно выражаясь, дать попробовать
свои силы.
Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше
уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента,
положению рук на правой и левой клавиатурах.
В зависимости от возраста начинающего ученика, в своей учебной работе
я предлагаю просмотр коротких мультфильмов о музыке, об инструменте, о
нотной грамоте. Это заметно вызывает интерес у ребенка к занятиям по
инструменту. Повышает уровень и быстроту осмысления материала, начального
понятия о музыкальной грамоте и инструменте. Ещё при изучении нот детьми
возраста 5-7 лет и в дальнейшем их чтении с листа в своей практике я пользуюсь
секундомером. Конечный результат ежеурочно записываю и сравниваю. Можно
проводить нотное чтение в виде соревнований. Это результативно сказывается на
скорости чтения нот с листа при игре на инструменте.
Практические навыки.
Посадка, постановка инструмента.
Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в
непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося и
положение аккордеона. Можно выделить два вида посадки:
1.
Расположение аккордеона, при котором гриф правой
клавиатуры упирается в правое бедро.
2.
Расположение аккордеона, при котором гриф правой
клавиатуры находится на правом бедре, аккордеон смещен вправо и стоит ровно
без наклона в правую сторону.
Более удобным для исполнителей и более рациональным, как показывает
практика, является первый вид посадки. Вообще, основным критерием при
осуществлении того или иного вида посадки является физическое удобство
учащегося, безвредность для его здоровья осанка. Удобство не должно идти
вразрез с основными правилами. Оно должно сочетаться с ними.
Итак, учащийся 6-8 летнего возраста должен садиться приблизительно на
1/3 стула. Это связано с конституцией, которой обладает ребенок в 6-8 лет. Если
учащийся садится глубже, то теряет упор ногами в пол подставку.
Бедро должно образовывать с голенью угол, равный примерно 90 градусов и
при этом должно быть параллельно относительно полу. Для достижения этого
критерия преподаватель обязан использовать либо подставку, либо специальный
уменьшенный по высоте стул.
Это условие является, пожалуй, единственным из всех остальных, которые
можно выполнить полностью.
Почему же остальные компоненты посадки нельзя исполнить до конца,
как это предписывают правила?
Дело все в том, что в 6-8 летнем возрасте, в большинстве случаев рост
учащихся оказывается недостаточно высоким даже для самой маленькой модели
аккордеона.
В
этой
ситуации
преподаватель
сталкивается
с
большими
трудностями. Известно, что в возрасте 6-8 лет у учащихся слуховая память и
тактильные ощущения не развиты, поэтому контролировать положение руки на
правой клавиатуре вначале
легче
зрением.
При
правильной постановке
аккордеона нижняя сторона корпуса инструмента всей поверхностью стоит на
левом бедре зрительный контроль учащегося над положением правой руки
затруднен или невозможен, а это создает дополнительные трудности. Конечно,
возможен вариант немного наклонить инструмент, подать нижнюю часть
корпуса немного вперед ближе к колену. Это позволит на первых порах видеть
правую клавиатуру.
- Гриф аккордеона должен упираться в правое бедро. Если гриф окажется
слишком низко, то при игре на верхних клавишах у учащегося
возникнут проблемы, которые будут связаны с неудобством, исходящим
от неправильного положения правой руки.
Левая нога должна находиться под правой частью корпуса аккордеона и 1/2
меха. Угол, который образуют ноги, должен быть не очень маленьким, но и не
очень большим, это зависит от размеров инструмента, их соотношения с
конституцией учащегося. За ось симметрии примем корпус учащегося и
относительно нее правильно сбалансировано расположим инструмент.
Размер плечевых ремней.
Подгоняя ремни, преподаватель должен в первую очередь принимать во
внимание удобство и комфортное состояние, которое должен чувствовать ученик
за инструментом. Нужно учитывать тот факт, что в положении сидя, ремни
выполняют роль фиксаторов, аккордеон вовсе не должен висеть на них, т. е. не
дают инструменту сдвигаться в левую сторону при движении меха на разжим и в
правую сторону при движении меха на сжим. Различие в размере левого и
правого ремня зависит от положения инструмента. Например, если аккордеон
больше смещен влево, то левый ремень будет значительно меньше правого.
Ремни не должны быть слишком туго затянуты, т.к. в этом случае аккордеон
будет давить учащемуся на грудную клетку. При длинных ремнях инструмент
будет сильно уходить влево при разжиме меха и вправо при сжиме, а также
может съезжать на колени, что нежелательно. Оптимальным вариантом является
такая подгонка ремней, при которой инструмент имеет устойчивое положение
при ведении меха, а ремни не врезаются и не сваливаются с плеч.
Постановка рук.
Особенности постановки правой руки.
Вырабатывая
правильную
постановку
правой
руки
на
клавиатуре,
преподаватель должен добиться, чтобы учащийся умел расслаблять руку. Для
этого можно попросить ученика опустить руку вниз, расслабить при этом все
мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе, задействовав при
этом только мышцы плеча, сохранив расслабленными предплечье и кисть. В
таком естественном положении кисть подносится к клавиатуре. Предплечье и
кисть должны образовывать единое целое, допустим лишь незначительный сгиб
в лучезапястном суставе. Ладонь должна быть расположена параллельно по
отношению к клавиатуре. Обычно учащиеся допускают ошибку, наклоняя
ладонь в сторону 5-го или, реже, 1-го пальцев. Преподаватель должен сразу
исправить учащегося, чтобы в дальнейшем избежать проблемы, связанные с
туше.
Пальцы при игре находятся в естественном положении, округлены и
касаются клавиш частью между подушечками и ногтями. Первый палец касается
клавиши боковой частью около ногтя.
В своей практике я применяю эффективное упражнение на столе «Курочки
клюют».
1. Положить руку вместе с локтем
на стол со свободно
раскрытой
ладошкой. Подобрать пальцы, поставив их на подушечки и выстроив в одну
линию. Мышцы ладони не касаются стола. При этом 1 палец находится в слегка
согнутом состоянии «уголком» крайней фаланги. Запястье поднять на уровень
пальцев. Получился «мостик» с опорой на локоть и все пять пальцев.
Последовательно поднимать вверх каждый полукруглый палец 2-3 раза с
последующим опусканием его на стол («поклевать» каждым пальцем). Особое
внимание уделять удержанию при подъеме и опускании на стол в состоянии
«уголка» 1 пальца и автономном движении 4 пальца.
Затем упражнение выполняется по команде педагога пальцами в разном
порядке.
2. После достижения свободного выполнения
предыдущего
упражнения - ученику предлагается в этом же исходном положении выполнить
это же упражнение парами двух соседних пальцев по порядку, а затем вразброс
( например, 1-2 пальцы, затем 4-5, затем 3-4 и т.д.).
3. После уверенного выполнения предыдущих упражнений следует
перейти к одновременному «клеву» двумя разными пальцами, например, 1-3, 2-
5, 2-4 и т.д.
4. Нарисовать клавиатуру на картонке и положить ее на стол. Кисть руки
располагается
на столе, как на клавиатуре. После уверенного освоения
предыдущих упражнений делать упражнения на подкладывание 1 пальца и
обратное накладывание пальцев.
Этот прием используется при игре довольно часто, поэтому овладение им
является необходимым условием развития исполнительской техники. Чаще всего
он применяется в гаммообразных последовательностях. Чтобы облегчить его
выполнение, необходимо с помощью кисти обеспечить удобное положение
пальцев. Подкладывание надо начинать заблаговременно, когда предыдущий
палец еще стоит на клавише и помогать плавным движением кисти без толчков и
остановок.
В процессе выполнения этих упражнений педагог постоянно должен
следить за свободой мышц пальцев, ладони, «пружиной» запястья, округлостью
пальцев, не допускать прогиба пальцев в фалангах.
Важно уяснить ученику, что свобода правой руки аккордеониста ничего
общего не имеет с расхлябанностью руки. Совершенно расслабленными руками
играть также невозможно, как и выполнять какое-либо действие для успешного
обучения требуется активный тонус необходимых мышц.
Прикасаться к
клавиатуре следует подушечкой пальца и ни в коем случае ногтем. Такое
прикосновение позволяет сохранить чуткость осязания кончика пальца и
является одним из видов выработки певучего звука. Положение пальцев должно
быть таким, чтобы его можно было быстро и легко изменить.
Особое положение первого пальца требует его постановки на некотором
расстоянии от ладони. Ладонь у основания первого пальца – широкая, раскрытая,
мышцы между первым и вторым пальцем - мягкие, свободные. Первый палец
работает легко, без усилий.
Пятый палец
имеет свои мышцы, которые наряду с первым пальцем за счет
сильных мышц имеет возможность сближаться и раздвигаться, что активно
используется при игре арпеджио, октав, гамм, аккордов. Эта особенность
упомянутых пальцев позволяет собирать пальцы после растяжения и удобно
менять позиции руки на клавиатуре. При поворотах кисти, при смене позиций
первый и пятый пальцы удобно держать почти параллельно.
Все приемы и упражнения следует проходить с учеником постепенно, от
простого к сложному, дозируя ежедневные нормы работы и выбирая для каждого
ребенка
те
упражнения,
которые
ему
необходимы
в
данный
момент.
Последовательность упражнений индивидуальна.
Главным критерием правильной работы является качество звучания.
Малейшее неудобство, напряжение, утомление сразу же отражается на звуке.
Естественный, свободно льющийся звук свидетельствует о ненапряженном
состоянии рук.
Извлечение одного звука.
Положение кисти правой руки должно находиться на середине правой
клавиатуры. Длинные пальцы (2,3,4) должны располагаться на черных клавишах,
а короткие – на белых. Первый палец в полусогнутом состоянии находится ближе
к концу белых клавишей, а 5 палей слегка развернут в сторону черных клавишей.
Первоначальные игровые навыки следует отрабатывать на средине клавиатуры
для комфортности положения всей руки.
Игра на аккордеоне предполагает разнообразный комплекс игровых
движений, формирующих постановку рук. Эталона постановки рук нет, как нет
одинаковых людей.
Однако есть общие правила и нормы, определяющие
требования к постановке рук:
При извлечении звука ведем счет до четырех. Сначала извлекается звук
одним (каждым) пальцем одной руки, затем каждым пальцем другой руки. Звук
должен быть внятным, протяжным, одинаковым для всех пальцев. Большое
внимание при извлечении звука 2,3,4,5 пальцами следует уделять свободе и
естественному положению 1 пальца. Все пальцы не должны прогибаться в
фаланговых суставах, т.к. при прогибе теряется цепкость пальца и его контакт с
клавиатурой. Смену пальцев надо производить за счет бокового движения кисти,
близко к клавиатуре и ни в коем случае за счет поднятия кисти над клавиатурой.
Гаммообразные последовательности играются пальцами близко к
клавиатуре, без лишних движений. Клавиша берется плавно, без толчка. Кисть
поворачивается в горизонтальной плоскости по рисунку мелодии - к 5 пальцу и
обратно. Первые упражнения играются нон легато, ровно, без толчков, ровно по
звучанию и времени. Переходя к легато необходимо следить за спокойным
подкладыванием 1 пальца. Основная причина толчков и неровности гамм -
малая
подвижность
и
напряженность
первого
пальца.
Поэтому
следует
использовать
природную
ловкость
и
легкость
1
пальца,
готовить
его
подкладывание заранее, не меняя уровня кисти. При смене позиции кисть
переносится через первый палец и свободно располагается на клавишах
следующей позиции. Полезно упражнение на подкладывание 1 пальца: всю
гамму играть только 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4,1 и 5 пальцами. Начинать учить гаммы
следует с трех звуков, затем играть тетрахорд, затем постепенно добавляя по
одному звуку до полной октавы. Приступать к изучению гамм нельзя до тех пор,
пока не выработано хорошее пальцевое туше и не закончена полностью
подготовка к действиям большого пальца.
В первом классе необходимо научить ребенка пользоваться тремя видами
штрихов: легато, нон легато и стаккато.
ЛЕГАТО
Легато означает взаимосвязь звуков друг с другом посредством пальцев
Палец, извлекший звук, не покидает клавишу до тех пор, пока звук,
воспроизводимый следующим пальцем, не будет произнесен (услышан). Легато
дает певучесть. Наилучшее легато получается в результате «прилипчивого и
певучего» скольжения пальцев по клавишам. Однако следует следить за тем,
чтобы «прилипание» не превратилось в «невнятность», а «скольжение» не
обернулось «смазыванием». Если грозит такая беда, надо на время увеличить
высоту подъема пальцев.
НОН ЛЕГАТО и СТАККАТО
Способ несвязной игры содержит в себе одинаковость артикуляции на всем
протяжении отрывка или произведения.
Объединяет
нон
легато
и
стаккато
звукоизвлечение
–
результат
взаимодействия опускающегося на клавиатуру хватательного движения пальца.
Существует пальцевое и кистевое стаккато. Пальцевое стаккато исполняется
таким движением, как будто стирают кончиками пальцев пятна с клавишей и
рука при этом не производит никаких движений. Оно применяется для
достижения наиболее краткого звучания, не связанность достигается благодаря
краткости прикосновения пальца к клавише.
Меховедение.
В период практических занятий педагог особое внимание должен уделять
ведению меха, от которого во многом зависит грамотность и выразительность
исполнения. Основными меховыми приемами является разжим и сжим, т.к. все
остальные приемы в своей основе построены на различных сочетаниях этих
движений. Мех следует разжимать и сжимать «веерообразно» по дуге вниз. При
разжиме меха запястье левой руки, упираясь в ремень, ведет левую часть
полукорпуса за собой. Часто повторяющаяся ошибка – ведение меха на разжим с
движением «на себя», при этом заваливаясь назад. Особо строго следует следить
за сжимом, т.к. ученики часто поднимают левый полукорпус вверх, а затем
производят сжим. При таком движении меха создаются лишние движения,
лишняя нагрузка на левую руку и заметна смена меха. Следует приучать ребенка
строго контролировать свои игровые движения и не производить движения меха
до предела. Рука должна двигаться равномерно, без рывков, сдерживая тяжесть
инструмента. При сжиме ни в коем случае нельзя позволять ребенку качать
туловищем как маятник при смене ведения меха.
На первых порах следует дать возможность ученику опробовать движения
меха на прижатии воздушного клапана левой клавиатуры. Надо предложить
ученику сделать движения меха с разной интенсивностью его ведения: дыхание
спокойно шагающего человека, дыхание во время бега, переход от одного
дыхания к другому. Можно представить легкий ветерок, сильный ветер, пургу,
акцентированные порывы ветра и т.д. Все варианты должны быть показаны
педагогом, а при выполнении их учеником (на первых порах) необходимо
педагогу
придерживать нижнюю часть меха рукой для «веерообразного»
движения меха и искоренения ведения меха «на себя». В ведении меха участвует
вся рука, постепенно выпрямляясь, путем разгибания ее в локтевом суставе.
Чистый и непрерывающийся звук получается в том случае, если мех движется
спокойно
и
равномерно.
Упражняться
в
распределении
запаса
воздуха
пропорционально длительностям нот очень важно, особенно в самом начале
обучения, т.к. это помогает почувствовать скорость движения меха, плавность и
ровность
его
ведения,
что
обуславливает
хорошее
качество
звука.
Первоначальные задачи, основанные на движении меха на воздушном клапане,
просты. Для их выполнения не требуется особых знаний и способностей, что
позволяет сосредоточиться на постановке левой руки, качеством ведения звука и
основами ведения меха. Игра с усилением и ослаблением звука позволяет
контролировать соответствие динамического развития и напряжения руки,
сознательно управлять ее напряжением, устранять скованность и закрепощение.
С самого начала ученика следует приучить к экономному (но не
малозвучному) использованию меха, так называемый «короткий мех».
При
«коротком мехе» меньше утомляется рука, более свободная кисть и менее
напряжены пальцы левой руки, а это, в свою очередь, обеспечит в дальнейшем
большую подвижность пальцев и пальцевую технику.
Искусство ведения меха очень трудный и сложный навык. Одного умения
провести мех ровно еще не достаточно – надо научить ребенка правильно
менять направление движения меха. Для этого необходимо:
- научить менять направление меха незаметно для слуха;
- звук не должен прерываться, когда мех доходит до своего крайнего
положения;
- меняя движение меха при переходе с клавиши на клавишу, нужно, чтобы
предыдущий звук не задерживался дольше, чем следует.
Чередование басов и аккордов в левой руке.
Для аккордеониста - это естественное действие пальцев. В момент нажатия
кнопок на любом из аккордовых рядов готового инструмента надо держать 3
палец левой руки над кнопкой баса на основном ряду, а не передвигаться вслед за
2 пальцем, нажимающим любой аккорд. Рука не должна смещаться в сторону
ремня. Нажимать клавиши надо спокойными движениями пальцев без рывка, с
постоянным натяжением меха левой рукой. Левая клавиатура должна звучать
внятно, но без наползания звуков друг на друга или чересчур коротко и резко.
Основная задача в технике звукоизвлечения левой рукой в начальных
классах заключается в том, чтобы сохранить правильное положение руки и не
допускать скованности кисти, а полусогнутые и ненапряженные пальцы должны
свободно перебирать кнопки.
В процессе первоначальных практических занятий педагог обязан
строго
контролировать
дыхание
ребенка.
Особенно
важно
следить
за
ритмичностью дыхания ученика при громкой игре, т.к. нарастание звука и его
громкость вызывают неизбежное физическое напряжение и большую затрату
сил, а это нередко ведет к нарушению ритма дыхания, быстрому утомлению рук
и нервному возбуждению.
Основой системного подхода является комплексный подход к техническому
развитию учащегося. Все задания по технике должны содержать принцип
разнообразия при повышении сложности таких заданий. Ежедневные
технические упражнения следует чередовать, внося в них разнообразие и
фантазию, особенно с начинающими учениками. Преподавателю следует точно
определять объем работы ученику над техникой, т.к. маленькие учащиеся еще не
наделены способностью к сознательным, тем более, инициативным занятиям.
Необходимо осторожно двигаться вперед от самых примитивных упражнений,
особенно с детьми, имеющими маленькие руки и слабые, очень гибкие пальцы.
В младших классах очень индивидуально следует подходить к количеству,
сложности и качеству выполнения даваемых упражнений.
Каждый новый год обучения ребенка на инструменте добавляет новые
навыки и умения и усложняет и шлифует уже имеющиеся.
Важность подбора репертуара.
Занимаясь
подбором
музыкальных
произведений,
преподавателю
необходимо
руководствоваться
принципом
доступности
и
посильности.
Технологические
навыки,
необходимые
для
исполнения
первых
пьес,
должны
быть
заложены
начальными
упражнениями.
Хорошо,
когда
на
один
технический
прием,
вид
техники
подбирается
несколько
пьес.
Это
способствует
закреплению
технических
навыков,
а
в
психологическом
плане
не
дает
накопиться
усталости
и
перенасыщению,
вызванных
многократным
исполнением
одной
пьесы.
Уровень
сложности
музыкальных
произведений
должен
исходить
от
возможностей
учащегося.
Если
при
накопленном
потенциале
ученик
в
состоянии
работать
над
более
сложными
пьесами,
не
стоит
продолжать
держать
его
на
простых.
Это
приводит
к
халатному
отношению
к
занятиям.
Завышенный
же
по
сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к
инструменту и музицированию.
Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание
постепенное,
незаметное
для
учащегося,
повышение
сложности
пьес,
руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть
развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся
достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.
Этой работой я попыталась показать, какие возникают вопросы при
работе с начинающими. С какими проблемами приходится сталкиваться.
Начальный этап обучения - это не только период, в который закладываются
постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению
отношения между педагогом и учеником.
Помимо
непосредственных
профессиональных
знаний,
каждый
преподаватель должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко
раскрыть у учащегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный
контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. Познать внутренний мир
ребенка, уметь направлять в нужное русло положительные, сильные черты
характера, а также стараться преодолеть отрицательные - вот главная задача
педагога. Каждый ребенок обладает присущими только ему чертами характера,
темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти индивидуальный
подход к каждому из учащихся. Важно иметь ввиду внимательность ребенка, в
этом возрасте (6-8 лет) внимание ученика не имеет направленности. Оно
рассеяно. Сосредоточить его можно лишь заинтересовав учащегося. Нельзя
заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется восприятие. Нужно
помнить, что самый большой отрезок времени, на который у ребенка сохраняется
внимание - это 9-10 минут. Поэтому преподавателю целесообразно делать в
работе с начинающими частые перерывы. Составляющие компоненты урока
должны быть разнообразными. Преподаватель должен уметь логично выстроить
урок, переключая внимание ребенка с одного компонента на другой, увеличивая
тем самым содержательность урока, и сохраняя при этом восприятие учащегося,
что также само по себе является важным. В возрасте 6-8 лет дети ведут и
воспринимают свою жизнь в постоянных играх. Психологи доказали, что
наибольших результатов в учебном процессе с маленькими детьми можно
достичь имитируя игру с ними. Занимаясь с учащимся непосредственно на
инструменте, а так же теорией, преподаватель должен привносить игровые
моменты.
В
этом
случае
у
ребенка
восприятие
материала
становится
непроизвольным. Его психика специально не напрягается для
запоминания. Результат такого метода превосходит результат
неигрового учебного подхода.
Очень важно найти взаимопонимание между друг другом. От этого будут
зависеть дальнейшие результаты. Главное, чтобы окончив музыкальную школу,
(не обязательно продолжив обучение в высших учебных заведениях) человек
испытывал любовь к музыкальному инструменту и музыке, заложенную
педагогом, а не наоборот.
Список используемой литературы
1.
Агафонов О. Самоучитель игры на баяне.
2.
Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне.
3.
Баренбойм А.А. «Фортепианная педагогика»
4.
Гофман И. «Фортепианная игра. Ответы на вопросы.
5.
Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста»
6.
Онегин А. Школа игры на баяне.
7.
Панайотов Д. Самоучитель игры на аккордеоне.
8.
Стативкин Н. Начальное обучение на выборно-готовом баяне.
9.
Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков».