Автор: Пахомова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6 г.Пушкино
Населённый пункт: город Пушкино Московской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Пушкино-жемчужина Подмосковья"
Раздел: начальное образование
Проект «Пушкино- жемчужина Подмосковья»
Мотив:
Мы живём в одном из самых экологически чистых городов ближнего
Подмосковья, который расположен в сказочно красивой местности
междуречья Учи и Серебрянки. Наш город Пушкино и район входят в
«зелёный пояс» столицы и является излюбленным местом отдыха москвичей.
В классе ребята часто начинают разговор и задают вопросы об истории
возникновения нашего города.
Исходя из интереса детей, мы решили разработать проект «Мой любимый
город». Собирая сведения о городе и совершая экскурсии, беседуя с
интересными людьми, мы вместе с учениками ещё раз убедились, что
Пушкино- настоящая жемчужина Подмосковья.
Модель 3-х вопросов
Что мы знаем про это?
Что мы хотим узнать?
Как мы узнаем?
Наш город называется
Пушкино.
Наш город старинный.
В нашем городе есть
старые (старинные) дома.
В центре у нас есть
красивые здания.
В нашем городе много
рек и мостов.
В городе есть памятники.
В городе много улиц.
Есть много церквей,
музей.
Почему город так
называется?
Что символизируют герб и
флаг нашего города?
Когда и кем были
построены старые дома?
Какие реки есть в городе?
Достопримечательности
нашего города.
Почему улицы нашего
города так называются?
Сколько в городе
старинных и новых
церквей?
Кто из известных поэтов и
писателей посещал наш
город?
Прочитаем в энциклопедии.
Узнаем на занятиях в школе.
Узнаем на экскурсии.
Сходим в краеведческий
музей.
Спросим у родителей, у
учителей.
В компьютере посмотрим.
Прочитаем в художественной
литературе.
Посмотрим фильм.
Вывод:
1. Дети проявляют большой интерес к родному городу, своей малой Родине.
2. У детей поверхностные знания. Знают о существовании и
местонахождении памятников, но не знают, кому они посвящены.
3. Не знают происхождение названия города, не знакомы с архитектурой -
историческими зданиями.
4. У детей не сформировано представление о малой Родине, как о
неотъемлемой части большой страны.
Виды работ:
Сбор информации.
Подбор иллюстративного материала.
Отбор художественной литературы, историко – публицистического
материала.
Организованная и неорганизованная деятельность.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Создание в классе уголка «Моя малая Родина».
Презентация проекта.
1 этап:
Цель:
1. Расширить знания детей о родном городе, его достопримечательностях.
2. Формировать интерес к истории родного города.
3. Воспитывать чувство любви и уважения к своему городу.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения города, его названия, древними
постройками.
2.Познакомить с именами основателей родного города и их последователей.
3. Закрепить знания детей о родном городе и его достопримечательностях.
4. Вырабатывать у детей умение рассуждать, высказывать своё мнение,
находить способы решения проблемных ситуаций.
5. Воспитывать интерес к истории родного города, чувство гордости,
ответственности и патриотизма к своей малой Родине.
6. Формировать у школьников положительный образ своего города.
Предполагаемый результат:
Владение детьми информацией:
Город Пушкино – малая Родина детей, а также является неотъемлемой
частью нашей страны – России.
У страны и городов России есть своя символика (флаг, герб, гимн). Она
рассказывает об истории города.
Сформировать представления детей о культурном и историческом
развитии города Пушкино.
Сформировать представление у детей о необходимости заботы о
родном крае, о сознании бережного отношения к культурным и
историческим ценностям. Сформировать чувства гражданственности и
патриотизма, гордости за свою страну.
Участники проекта:
- Ученики 2 А класса;
- Классный руководитель 2 А Пахомова И.Н.
- Родители учеников.
Срок: 3 месяца.
2 этап
Разработка проекта
Организованная деятельность:
1. Темы внеурочных занятий:
«Большие города нашей страны».
«Что я запомнил во время экскурсии в Пушкинский краеведческий
музей?»
«Главный город нашей области» (Москва-столица нашей Родины)
«Улицы и микрорайоны нашего города».
«Сколько в городе рек?»
«Откуда пошло название города Пушкино?»
«Знаменитые люди нашего города».
«Символы нашего города» (герб, флаг)
«Когда и кем были построены старинные дома нашего города?»
«О памятниках нашего города».
Пушкинцы в годы Великой Отечественной войны.
«Духовная жизнь города».
«Литературная жизнь города прежде и теперь».
«Что значит быть гражданином. Права и обязанности гражданина
России».
2. Встречи с интересными людьми:
Новожилова Е.В. – научный сотрудник Пушкинского краеведческого
музея.
Проведение экскурсии по центральным улицам г.Пушкино, знакомство с
достопримечательностями.
3. Художественная литература, чтение, рассказывание, заучивание наизусть.
Чтение стихов В.В.Маяковского, М.Кольцова, произведений
С.Шолохова,А.Гайдара.
Чтение стихов Пушкинской поэтессы А.Горьковой.
Придумывание познавательных сказок о достопримечательностях
города.
Беседы:
1. «Город прошлого»
Цель: познакомить детей с бытом и деятельностью горожан в старину; с
историей названия города и его основанием.
2. «Православное Пушкино»
Цель: познакомить детей с православными храмами города старинной и
современной постройки.
3. «Путешествие по нашему городу Пушкино»
Цель: познакомить детей с улицами, имеющими старинные названия, с
историческими зданиями: краеведческий музей ( образец деревянного
зодчества), водонапорная башня), фабрика «Серп и молот».
4. Итоговое «Мой любимый город»
Цель: уточнить и систематизировать знания учащихся о родном городе: его
истории, достопримечательностях, людях прославивших его; формировать
представление о городе Пушкино, как о нашей «малой Родине».
Совместная и самостоятельная деятельность.
Создание панно «Город прошлого»
Макет «Крестьянская изба»
Выставка рисунков:
«Мой любимый город сегодня»
«Мой любимый уголок нашего города»
Работа по созданию детских авторских книг
Пополнение коллекции «Мой город»
Проведение экскурсий и целевых прогулок:
- по улицам города
- в краеведческий музей
- посещение художественных выставок, библиотеки
-спорткомплексы и лодочная станция
Рассматривание иллюстративного материала о родном городе
Работа с детьми по теме: «Моя родословная», рассматривание
семейных альбомов, беседы о семье, её традициях.
Создание уголка «Мой любимый город
1. Панно «Город прошлого»
2. Макет «Центр города»
3. «Моя родословная»
4. Рисунки «Мой город» (с рассказами детей)
5. Фотоширмы: «Памятники города», «Прошлое и настоящее»
6. Познавательная и художественная литература (классная выставка)
7. Фотоальбом «Экскурсии по памятным местам»
8. Набор открыток и буклетов с видами города
9. Книга, созданная детьми, «Мой город»
3 этап
Реализация проекта
4 этап
Презентация проекта
Викторина «Знатоки родного города»
Итог работы
Модель 3-х вопросов
Что мы узнали нового?
Что вас удивило?
Что понравилось больше
всего?
История города начинается
с села Пушкино.
Как раньше перевозили
грузы, когда не было
железных дорог
Значение железной дороги
для развития города.
О том, как помогали стране
жители Пушкино во время
Великой Отечественной
войны.
О художнике
Д.В.Камзолкине и его
картинах
Пушкино стал называться
городом совсем не так
давно. И еще он считался
одним из основных
культурных центров
Подмосковья в конце
позапрошлого века.
Какой у нас старинный
город.
О нашем городе написаны
песни и стихи.
Посещение музея
Рассматривать фотографии
старинных улиц
Работать с панно « Город
прошлого»
Рисовать «Мой любимый
уголок города»
Ходить на выставки в
выставочный зал
Изготовление своей
«книги» о родном городе