Напоминание

"Профилактика буллинг"


Автор: Дмитриева Екатерина Ивановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ ООШ №18
Населённый пункт: п.Солони Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Профилактика буллинг"
Раздел: среднее образование





Назад




«Профилактика буллинга»

Буллинг

(от

англ.

Bulling)

это

особый

вид

насилия,

проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из

членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или

его части), отличающийся систематичностью и регулярностью.

Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной

агрессии,

унижении.

Выделяют

следующие

специфические

характеристики буллинга: 1) буллинг асимметричен – с одной

стороны

находится

обидчик,

обладающий

властью

в

виде

физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший,

такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и

помощи третьих лиц; 2) буллинг осуществляется преднамеренно,

направлен на нанесение физических и душевных страданий

человеку, который выбран целью; 3) буллинг подрывает у

пострадавшего

уверенность

в

себе,

разрушает

здоровье,

самоуважение и человеческое достоинство; 4) буллинг – это

групповой

процесс,

затрагивающий

не

только

обидчика

и

пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где

он происходит; 5) буллинг никогда не прекращается сам по себе:

всегда требуется защита и помощь всем сторонам конфликта:

пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить,

и травля носит систематический характер. Буллинг не происходит,

когда два ученика с одинаковыми физическими возможностями

спорят или борются, когда «подзадоривание» происходит в

дружественной и игровой формах. Буллинг всегда преследует цель

затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить,

подчинить. В образовательных учреждениях буллинг встречается

среди сверстников и часто происходит в отношении младших

учеников со стороны более старших. С буллингом со стороны

коллег

или

руководства

могут

столкнуться

работники

образовательного учреждения. Буллинг в школе является широко

распространенным феноменом и встречается порой и со стороны

школьников по отношению к учителям, а порой даже – и наоборот.

Важной особенностью буллинга является вовлеченность всех

участников коллектива. Даже если они не активные его участники

(агрессор, жертва), они выступают в качестве наблюдателей и не в

меньшей

степени

несут

ответственность

за

происходящее.

Существуют основные признаки буллинга, которые не позволят

спутать его с другим видом агрессивного поведения и помогут его

распознать. К ним относятся: намеренность, повторяемость и

неравенство сил (дисбаланс власти в отношениях участников).

Таким образом, основными критериями буллинга являются: 1)

Конфликт приобретает стабильные формы, упрочивается. 2) Из

двух конфликтующих сторон одна (чаще всего это отдельный

человек) оказывается в положении слабого. 3) Этот человек часто и

на протяжении длительного времени подвергается нападками и

притеснениям. 4) У этого человека почти нет шансов своими

силами справиться с данной ситуацией.

Виды буллинга.

1. Физический буллинг

применение

физической

силы

по

отношению к подростку, в результате чего возможны телесные

повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки,

шлепки, удары, подзатыльники, пинки). Такое поведение чаще

встречается

среди

мальчиков,

чем

у

девочек.

Подвидом

физического буллинга является сексуальный

(домогательства,

насилие, принуждения к сексу).

2. Психологический буллинг насилие, связанное с действием на

психику, наносящее психологическую травму путём словесных

оскорблений

или

угроз,

которыми

умышленно

причиняется

эмоциональная неуверенность.

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым

постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки,

распространение обидных слухов, бесконечные замечания,

необъективные оценки, унижение в присутствии других детей.

Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу

предполагаемой половой ориентации ученика;

невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки

в жертву либо в её направлении, показывания неприличных

жестов);

запугивание использование постоянных угроз, шантажа для

того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить

совершать определенные действия и поступки;

изоляция жертва умышленно изолируется, выгоняется или

игнорируется частью учащихся или всей группой. С ребенком

не хотят дружить, гулять, не хотят с ним сидеть за одной

партой,

не

приглашают

на

дни

рождения

и

другие

мероприятия. Это может сопровождаться распространением

записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть

услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске

или в общественных местах;

вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и

предметы, талоны на бесплатное питание путем угроз,

шантажа, запугивания;

повреждение и иные действия с имуществом – воровство,

грабёж, прятанье личных вещей жертвы;

подростковый кибербуллинг – оскорбление, унижение через

интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или

через

другие

электронные

устройства

(пересылка

неоднозначных

изображений

и

фотографий,

анонимные

телефонные звонки, обзывания, распространение слухов,

жертв

буллинга

снимают

на

видео

и

выкладывают

в

интернет).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг

другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное

время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой

подросток при стечении определенных ситуационных, жизненных

обстоятельств.

Тем

не

менее,

юные

насильники

-

это

преимущественно

активные,

уверенные

в

себе,

склонные

к

доминированию, морально и физически сильные подростки.

Мотивами буллинга являются: зависть; месть (когда жертвы

переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные

страдания); чувство неприязни; борьба за власть; нейтрализация

соперника через показ преимущества над ним; самоутверждение;

стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; стремление

удивить,

поразить;

стремление

разрядиться,

«приколоться»;

желание унизить, запугать непонравившегося человека.

В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть

как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и

буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом

развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки,

которые закладываются в детях с малолетства; а так же развитию

травли

способствует

микроклимат

того

образовательного

учреждения, куда попадают дети для получения образования.

Кто участвует в травле

Какие

дети

становятся

агрессорами?

Кто

подвергается

наибольшему риску стать жертвой? Важно с осторожностью делать

обобщения

и предположения

о типе

детей,

оказывающихся

в каждой из категорий. Тем не менее исследования на эту тему

дают основания для следующих выводов.

Дети-агрессоры

Иногда имеет место проактивная травля — спланированная заранее

(целенаправленная). Здесь есть четкая цель и умысел. Дети,

которые занимаются проактивным буллингом, часто обладают

развитой социальной компетентностью и хорошо понимают эмоции

других людей, но им не хватает сочувствия (то есть им трудно

понять, каково это — быть жертвой).

И наоборот, существует реактивная травля. Ребенок, выступающий

в роли реактивного агрессора, может плохо понимать эмоции

других людей и поэтому не осознает, какие чувства вызывает у них

подобное поведение. У такого ребенка слабо развиты социальные

навыки,

а социальная

компетентность

низкая.

Он с большей

вероятностью

гиперактивен,

импульсивен,

вспыльчив,

раздражителен и не склонен сдерживать вспышки гнева, что часто

усугубляет ситуацию. В эту группу попадают и дети-агрессоры,

и дети-жертвы.

Дети-жертвы

Этим

детям

не хватает

уверенности

в себе,

их социальная

компетентность

невысока.

Одни

страдают

от приступов

тревожности и пассивны, другим трудно регулировать собственные

эмоции, и поэтому они набрасываются на других детей и сами

попадают в неприятные ситуации. У них может быть хорошо

развита аффективная эмпатия (способность чувствовать то, что

чувствуют

другие),

но отсутствует

эмпатия

когнитивная

(понимание этих чувств). У таких детей мало друзей, поэтому они

более уязвимы.

Как разговаривать с ребенком о проблеме

Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела.

Не торопиться с выводами. Постараться узнать детали.

Проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные

чувства.

Дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы

помогать.

Не обвинять ребенка.

Осознать свои чувства и переживания. Не впадать в сильные

эмоции. Постараться трезво оценить происходящее.

Спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило.

Дать советы, как отвечать обидчикам.

Как реагировать ребенку

Сохранять спокойствие.

Не поддаваться на провокацию, не проявлять гнев: возможно,

обидчик потеряет к нему интерес.

Блокировать агрессора онлайн или в телефоне, но сохранить

оскорбительные сообщения.

Сообщить о нападках родителям и учителю.

Если разговор с обидчиками вынужденно начался, переводить

внимание

на их поведение

нейтральными

безразличными

фразами: «Я знаю, что ты любишь так говорить»; «Я знаю, что

не умеешь по-другому развлекаться»; «Жалко, что у вас

не находится дел поинтереснее».

Какие меры предпринять родителям

Сообщить учителю. Лучше при личной встрече. Описав

ситуацию

в заявлении

с просьбой

разобраться

и принять

участие в ее разрешении.

Описать ситуацию в заявлении на имя директора школы.

Сохранять спокойное эмоциональное состояние. Не обвинять

коллектив школы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь

и поддержку.

Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются

замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку,

обратиться в управление образованием и прокуратуру с целью

провести проверку действий участников травли, сотрудников

и администрации школы.

Если ребенку нанесли физические травмы (даже легкие)

необходимо

засвидетельствовать

их в травмпункте

и обратиться в правоохранительные органы.

Поддерживайте связь со школой, учителем.

Регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.

Самостоятельно

с родителями

обидчиков

и самими

обидчиками не беседуйте.

Встреча

с родителями

обидчиков

должна

проходить

в присутствии школьного совета: классный руководитель,

директор,

психолог,

социальный

педагог,

педагог

по безопасности.

Что нельзя делать родителям

Искать причину в жертве травли. Обвинять жертву травли

в том, что ее травят. («Сам виноват, не умеет общаться, плохо

учится,

не умеет

находить

общий

язык

с остальными,

не может за себя постоять»).

Ждать, что ситуация разрешится сама.

Не замечать проблему.

Путать травлю, конфликт и непопулярность.

Считать травлю исключительно проблемой жертвы.

Давить на жалость к жертве.

Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими

проблемами.

Самим разбираться с обидчиками.

Какие советы нельзя давать ребенку

«Не обращай внимания»

«Дай сдачи»

«Разбирайся сам со своими проблемами»

«Учись налаживать отношения»

«Не бойся»

Если вы — родитель агрессора

Вот несколько советов родителям ребенка, который травит

других.

Агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает

неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то

издевается. Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя

таким образом.

Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуацию.

Помогите понять, что его поведение не есть он сам.

Важно

иметь

в виду,

что

недооценивание

серьезности

ситуации,

чувств

и страданий

жертвы

способствует

и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный

способ справиться с травлей или предотвратить ее — жёсткое

пресечение.



В раздел образования