Напоминание

"Функциональная грамотность в начальной школе"


Автор: Кушниренко Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк"
Населённый пункт: г.Камызяк Астраханская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Функциональная грамотность в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Выполнила: Кушниренко О.В. Учитель

начальных классов МКОУ «Лицей №1

им.А.П.Гужвина г.Камызяк»

Современные требования времени таковы,

что

каждый

день

наши

дети

сталкиваются

с

огромным

количеством

задач,

которые

необходимо

не

только

решить,

но

и

найти

рациональное и неординарное решение.

Перед

учителем ставятся

новые

задачи:

научить

не

только грамотно решать эти задачи,

но и делать

выводы,

систематизировать

накопленные

знания,

уметь

самостоятельно

добывать

необходимую информацию.

Вот

и

встают

перед

учителем вопросы:

как

научить

ребенка

учиться,

ориентироваться

в

большом

объеме

информации,

работать

с

текстом?

Как

вызвать

активную

познавательную деятельность? Как вызвать положительное

отношение

к

учебе?

Как

формировать

функциональную

грамотность?

Появляется

необходимость

в

новых

педагогических

технологиях,

в

эффективных

формах

образовательного процесса,

в активных методах и приемах

обучения,

которые направлены на развитие познавательной,

мыслительной

активности,

которая

в

свою

очередь

направлена

на

отработку,

обогащение

знаний

каждого

учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок

должен прежде всего уметь работать с информацией:

находить её,

отделять нужное от ненужного,

проверять

факты,

анализировать, обобщать и – что очень важно –

перекладывать

на

собственный

опыт.

Такой

навык

формируется

на

каждом из

предметов,

не

только в

рамках

русского

языка

и

литературного

чтения.

Осмысливать информацию и понимать,

для чего она

понадобится в будущем,

важно в рамках каждого из

школьных предметов: математики, окружающего мира и

так далее.

Функциональная грамотность младшего школьника

характеризуется следующими показателями:

готовность успешно взаимодействовать с

изменяющимся окружающим миром, используя свои

способности для его совершенствования;

возможность решать различные (в т.ч. нестандартные)

учебные и жизненные задачи, обладать

сформированными умениями строить алгоритмы

основных видов деятельности;

способность строить социальные отношения в

соответствии с нравственно-этическими ценностями

социума, правилами партнерства и сотрудничества;

совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих

оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему

образованию, самообразованию и духовному развитию;

умением прогнозировать свое будущее.

Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача:

развить ребёнка.

Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в

абстрактно-логическое

Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить

память и внимание, фантазию и воображение

Пространственное восприятие

Развить моторную функцию, способность контролировать свои

движения, а также мелкую моторику

Развить коммуникативные способности, способность общаться,

контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально

развитую личность.

Для достижения поставленных целей учителя используют

следующие педагогические технологии:

проблемно-диалогическая технология освоения новых

знаний;

технология формирования типа правильной читательской

деятельности;

технология проектной деятельности;

обучение на основе «учебных ситуаций»;

уровневая дифференциация обучения;

информационные и

коммуникационные технологии;

технология оценивания учебных достижений учащихся и

др.

Функционально

грамотный

человек

это

человек,

способный использовать все постоянно

приобретаемые в течение жизни знания,

умения

и навыки для

решения

максимально

широкого

диапазона жизненных задач в различных сферах

человеческой

деятельности,

общения

и

социальных отношений.

А.А. Леонтьев

Для достижения поставленных целей учителя используют

следующие педагогические технологии:

проблемно-диалогическая технология освоения новых

знаний;

технология формирования типа правильной

читательской деятельности;

технология проектной деятельности;

обучение на основе «учебных ситуаций»;

уровневая дифференциация обучения;

информационныеи

коммуникационные

технологии;

технология оценивания учебных достижений учащихся

и др.

В современной школе сущностью функциональной

грамотности

становятся

не

сами

знания,

а

четыре

главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

Формы и методы, которые способствуют развитию

функциональной грамотности: ЭТО

Групповая форма работы

Игровая форма работы

Творческие задания

Тестовые задания

Практическая работа

Ролевые и деловые игры

Исследовательская деятельность

Функциональная

грамотность

рассматривается

как

совокупность

двух групп

компонентов:

интегративных

и

предметных.

Предметные

соответствуют предметам учебного

плана

начальной

школы.

К

интегративным

относятся

коммуникативная,

читательская,

информационная,

социальная

грамотность,

формирующиеся

на

любом

предметном

содержании

Читательская

грамотность

является

базовым

навыком

функциональной грамотности .

Это способность человека понимать и

использовать

письменные

тексты,

размышлять

о

них

и

заниматься

чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и

возможности, участвовать в социальной жизни.

В современном обществе умение работать с информацией (читать,

прежде

всего)

становится

обязательным

условием

успешности.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное

внимание,

особенно на первой ступени образования.

Осознанное чтение

является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек

понимает текст,

размышляет над его содержанием,

легко излагает свои

мысли,

свободно общается.

Осознанное чтение создает базу не только

для успешности на уроках русского языка и литературы,

но и является

гарантией

успеха

в

любой

предметной

области,

основой

развития

ключевых компетентностей.

Для формирования читательской грамотности очень

важно организовать «читательское пространство»

Это:

Пробно-поисковые ситуации;

Беседы-дискуссии;

Сам задай вопрос;

Личный пример учителя;

Приём устного словесного рисования;

Словарно-стилистическая работа;

Элементы драматизации;

Математическая

грамотность

-

это

способность человека определять и понимать

роль математики в мире,

в котором он живет,

высказывать

хорошо

обоснованные

математические

суждения

и

использовать

математику

так,

чтобы

удовлетворять

в

настоящем и будущем потребности,

присущие

созидательному,

заинтересованному

и

мыслящему гражданину

Учебный

предмет

математика

предполагает

формирование

математических

счетных

навыков,

ознакомление с основами геометрии;

Формирование

навыка

самостоятельного

распознавания

предметов

на

плоскости,

практическое

умения

ориентироваться

во

времени,

умение

решать

задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями.

Особое

значение

сегодня

придается

формированию

логической

грамотности

у

учащихся

и

основным

средством её формирования являются уроки математики.

Главной

задачей

уроков

математики

являются

интеллектуальное

развитие

ребенка,

важной

составляющей которого является словесно -

логическое

мышление.

Естественнонаучная

грамотность

–это

способность

человека

осваивать

и

использовать

естественнонаучные

знания

для

распознания

и

постановки

вопросов,

для

освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных

явлений

и

формулирования

основанных

на

научных

доказательствах

выводов

в

связи

с

естественнонаучной

проблематикой.

Учебный

предмет

“Окружающий

мир”

является

интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной

и

социально-гуманитарной

направленности,

а

также

предусматривает

изучение

основ

безопасности

жизнедеятельности.

Виды заданий на

уроках

окружающего мира

можно

условно разделить на 3 группы:

1.

Задания,

формирующие

знаниевый

компонент

естественнонаучной грамотности.

2.

Задания,

направленные

на

применение

знаний на

практике.

3.

Задания,

позволяющие

сформировать

опыт

рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных

ситуаций.

Приём «Урок без темы»

Описание: универсальный приём триз, направленный на создание

внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет

привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя

восприятия непонятными терминами.

Пример: Учитель записывает на доске слово «тема», выдерживает

паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая

не хочет выводить саму тему.

Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему

урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы

разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему

урока?

Данный вопрос записывает в уголке классной доски.

Учитель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки

зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок

нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…

Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с

помощью альтернативы "или-или", совершенно

произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых

ответов не является верным.

Пример.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и

лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.

Например:

Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?

Что растет не березе - яблоки или груши?

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?

Столица России - Париж или Минск?

Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

Приём «Я возьму тебя с собой»

Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет

собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак.

Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель

говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается,

пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет

все «взятые» предметы.

«Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять

согласно теме урока.

Естественно-научная грамотность - способность человека

осваивать и использовать естественнонаучные знания для

распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний

и объяснения естественно-научных явлений.

Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии

поступающей информации.

Приём «Хорошо - плохо»

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности

обучающихся на уроке, формирование представления о том, как

устроено противоречие. Формирует познавательные умений:

обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые

высказывания в устной форме; устанавливают причинно-

следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и

приводят доказательства.

Кроме этого формируются:

умение находить положительные и отрицательные стороны в

любом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия;

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает

ситуацию:

Тема «Погода». Одним из природных явлений является

дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет

минусы.

Я вам предлагаю оставить эту же тему, но

взять природное явление - снег. Найдите

плюсы и минусы данного явления.

Хорошо, когда идёт снег, потому что…….

Плохо, когда идёт снег, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект,

ситуацию с разных позиций

Приём "Займись синтезом"

Описание:

Интересный

способ

ввести

себя

в

состояние

творчества

заключается

в

смешивании

различных видов восприятия,

способности ощущать вкус

звуков, слышать цвета, обонять ощущения.

Пример.

Чем пахнет слово "учитель"?

Каково на ощупь число 7?

Какой вкус у сиреневого цвета?

Какая форма у среды (как она выглядит)?

Какую музыку вы слышите,

когда представляете лицо

пожилого человека, смеющегося ребенка?

Развития творческого восприятия,

совершенствования

механизмов

переключения

можно

добиться,

регулярно

работая над подобными упражнениями.

Примеры карточек

В первом классе хорошо читающим детям можно предложить

задание с отрывком из сказки Николая Носова «Винтик,

Шпунтик

и пылесос».

Часто ученики находят

элементы информации по

формальным признакам:

видят

заглавную букву

– значит,

это

начало предложения

или имя

собственное.

А что если нужен

навык просмотрового чтения? Как перепроверить себя:

как же

зовут героя? Если ребенок не знаком с текстом,

он может сделать

вывод, что, раз есть Шпунтик, то может быть и герой Пылесос.

В карточках для первого класса задания озвучиваются.

На

прочтении инструкции можно сэкономить время,

если ребенок

хорошо усваивает

материал на

слух.

Также можно слушать

и

просматривать

текст,

а

можно читать

вместе

с

диктором или

самому.

Можно ли по заголовку понять,

о чем произведение?

Иногда

можно,

иногда

нет.

В

этом

задании

на

читательскую грамотность ребенок попробует угадать, кто

является героем рассказа Станислава Востокова «Розовая

птица».

Здесь

нет

одного правильного ответа.

Ученик

может выбрать как сразу три варианта ответа, так и нажать

«пока не знаю».

Переходя на следующий этап задания,

он

удивится,

узнав героя рассказа,

и отметит верный ответ,

соотнеся текстовую информацию с иллюстрацией.

\Поправить подпись под третьей картинкой в первом

ряду – «Розовый вьюрок»

Задания

на

читательскую

грамотность

основываются

на

реальных

жизненных

ситуациях.

Третьеклассники в одном из заданий стартовой работы

будут искать нужную информацию на афише выставки

детских рисунков.

Здесь

ребенку пригодится

навык

чтения

несплошного

текста,

умение

выискивать

информацию,

поданную

различными

способами:

разными шрифтами,

через расположение материала и

оформление.

Как и в жизни,

он должен определиться,

насколько удобно ему будет отправиться в океанариум,

в какое время, сложно ли добраться до места.

Четвероклассники в одном из

заданий стартовой

работы расположат фигурки фотографа и туриста на

схеме.

Задание

проверяет,

насколько

дети

умеют

синтезировать

информацию,

полученную из

разных

источников.

Чтобы правильно расположить

фигурки,

нужно не только рассмотреть фотографию и прочитать

текст, но и проанализировать схему.

Только после этого

ученики

смогут

ответить,

с

какой позиции

снимал

фотограф,

а с какой путешественники рассматривали

соборы.

Заключение

Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие

предмета

школьником,

вызывают

интерес

к

поставленным

задачам.

Используемые

на

уроках

приёмы

и

методы

работы

способствуют развитию информационно-образовательной среды,

направленной

на

формирование

функциональной

грамотности

учащихся.

Методы

и

приёмы

лучше

вводить

постепенно,

воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества;

применять данные методики не обязательно все на одном уроке,

главное, чтобы работа велась в системе.

Учитель

должен увлечь

и «заразить»

детей,

показать

им

значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.



В раздел образования