Автор: Кушниренко Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Лицей №1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк"
Населённый пункт: г.Камызяк Астраханская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Функциональная грамотность в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Выполнила: Кушниренко О.В. Учитель
начальных классов МКОУ «Лицей №1
им.А.П.Гужвина г.Камызяк»
Современные требования времени таковы,
что
каждый
день
наши
дети
сталкиваются
с
огромным
количеством
задач,
которые
необходимо
не
только
решить,
но
и
найти
рациональное и неординарное решение.
Перед
учителем ставятся
новые
задачи:
научить
не
только грамотно решать эти задачи,
но и делать
выводы,
систематизировать
накопленные
знания,
уметь
самостоятельно
добывать
необходимую информацию.
Вот
и
встают
перед
учителем вопросы:
как
научить
ребенка
учиться,
ориентироваться
в
большом
объеме
информации,
работать
с
текстом?
Как
вызвать
активную
познавательную деятельность? Как вызвать положительное
отношение
к
учебе?
Как
формировать
функциональную
грамотность?
Появляется
необходимость
в
новых
педагогических
технологиях,
в
эффективных
формах
образовательного процесса,
в активных методах и приемах
обучения,
которые направлены на развитие познавательной,
мыслительной
активности,
которая
в
свою
очередь
направлена
на
отработку,
обогащение
знаний
каждого
учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок
должен прежде всего уметь работать с информацией:
находить её,
отделять нужное от ненужного,
проверять
факты,
анализировать, обобщать и – что очень важно –
перекладывать
на
собственный
опыт.
Такой
навык
формируется
на
каждом из
предметов,
не
только в
рамках
русского
языка
и
литературного
чтения.
Осмысливать информацию и понимать,
для чего она
понадобится в будущем,
важно в рамках каждого из
школьных предметов: математики, окружающего мира и
так далее.
Функциональная грамотность младшего школьника
характеризуется следующими показателями:
•
готовность успешно взаимодействовать с
изменяющимся окружающим миром, используя свои
способности для его совершенствования;
•
возможность решать различные (в т.ч. нестандартные)
учебные и жизненные задачи, обладать
сформированными умениями строить алгоритмы
основных видов деятельности;
•
способность строить социальные отношения в
соответствии с нравственно-этическими ценностями
социума, правилами партнерства и сотрудничества;
•
совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих
оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему
образованию, самообразованию и духовному развитию;
умением прогнозировать свое будущее.
Перед учителем в начальной школе стоит колоссальная задача:
развить ребёнка.
•
Развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в
абстрактно-логическое
•
Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить
память и внимание, фантазию и воображение
•
Пространственное восприятие
•
Развить моторную функцию, способность контролировать свои
движения, а также мелкую моторику
•
Развить коммуникативные способности, способность общаться,
контролировать эмоции, управлять своим поведением.
Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально
развитую личность.
Для достижения поставленных целей учителя используют
следующие педагогические технологии:
•
проблемно-диалогическая технология освоения новых
знаний;
•
технология формирования типа правильной читательской
деятельности;
•
технология проектной деятельности;
•
обучение на основе «учебных ситуаций»;
•
уровневая дифференциация обучения;
•
информационные и
коммуникационные технологии;
•
технология оценивания учебных достижений учащихся и
др.
Функционально
грамотный
человек
–
это
человек,
способный использовать все постоянно
приобретаемые в течение жизни знания,
умения
и навыки для
решения
максимально
широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой
деятельности,
общения
и
социальных отношений.
А.А. Леонтьев
Для достижения поставленных целей учителя используют
следующие педагогические технологии:
•
проблемно-диалогическая технология освоения новых
знаний;
•
технология формирования типа правильной
читательской деятельности;
•
технология проектной деятельности;
•
обучение на основе «учебных ситуаций»;
•
уровневая дифференциация обучения;
•
информационныеи
коммуникационные
технологии;
•
технология оценивания учебных достижений учащихся
и др.
В современной школе сущностью функциональной
грамотности
становятся
не
сами
знания,
а
четыре
главные способности обучающегося:
1)добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3)оценивать свое знание-незнание;
4)стремиться к саморазвитию.
Формы и методы, которые способствуют развитию
функциональной грамотности: ЭТО
•
Групповая форма работы
•
Игровая форма работы
•
Творческие задания
•
Тестовые задания
•
Практическая работа
•
Ролевые и деловые игры
•
Исследовательская деятельность
Функциональная
грамотность
рассматривается
как
совокупность
двух групп
компонентов:
интегративных
и
предметных.
Предметные
соответствуют предметам учебного
плана
начальной
школы.
К
интегративным
относятся
коммуникативная,
читательская,
информационная,
социальная
грамотность,
формирующиеся
на
любом
предметном
содержании
Читательская
грамотность
является
базовым
навыком
функциональной грамотности .
Это способность человека понимать и
использовать
письменные
тексты,
размышлять
о
них
и
заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
В современном обществе умение работать с информацией (читать,
прежде
всего)
становится
обязательным
условием
успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное
внимание,
особенно на первой ступени образования.
Осознанное чтение
является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек
понимает текст,
размышляет над его содержанием,
легко излагает свои
мысли,
свободно общается.
Осознанное чтение создает базу не только
для успешности на уроках русского языка и литературы,
но и является
гарантией
успеха
в
любой
предметной
области,
основой
развития
ключевых компетентностей.
Для формирования читательской грамотности очень
важно организовать «читательское пространство»
Это:
•
Пробно-поисковые ситуации;
•
Беседы-дискуссии;
•
Сам задай вопрос;
•
Личный пример учителя;
•
Приём устного словесного рисования;
•
Словарно-стилистическая работа;
•
Элементы драматизации;
Математическая
грамотность
-
это
способность человека определять и понимать
роль математики в мире,
в котором он живет,
высказывать
хорошо
обоснованные
математические
суждения
и
использовать
математику
так,
чтобы
удовлетворять
в
настоящем и будущем потребности,
присущие
созидательному,
заинтересованному
и
мыслящему гражданину
Учебный
предмет
математика
предполагает
формирование
математических
счетных
навыков,
ознакомление с основами геометрии;
Формирование
навыка
самостоятельного
распознавания
предметов
на
плоскости,
практическое
умения
ориентироваться
во
времени,
умение
решать
задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями.
Особое
значение
сегодня
придается
формированию
логической
грамотности
у
учащихся
и
основным
средством её формирования являются уроки математики.
Главной
задачей
уроков
математики
являются
интеллектуальное
развитие
ребенка,
важной
составляющей которого является словесно -
логическое
мышление.
Естественнонаучная
грамотность
–это
способность
человека
осваивать
и
использовать
естественнонаучные
знания
для
распознания
и
постановки
вопросов,
для
освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных
явлений
и
формулирования
основанных
на
научных
доказательствах
выводов
в
связи
с
естественнонаучной
проблематикой.
Учебный
предмет
“Окружающий
мир”
является
интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной
и
социально-гуманитарной
направленности,
а
также
предусматривает
изучение
основ
безопасности
жизнедеятельности.
Виды заданий на
уроках
окружающего мира
можно
условно разделить на 3 группы:
1.
Задания,
формирующие
знаниевый
компонент
естественнонаучной грамотности.
2.
Задания,
направленные
на
применение
знаний на
практике.
3.
Задания,
позволяющие
сформировать
опыт
рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных
ситуаций.
Приём «Урок без темы»
Описание: универсальный приём триз, направленный на создание
внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет
привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя
восприятия непонятными терминами.
Пример: Учитель записывает на доске слово «тема», выдерживает
паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая
не хочет выводить саму тему.
Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему
урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы
разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему
урока?
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Учитель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки
зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок
нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с
помощью альтернативы "или-или", совершенно
произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых
ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и
лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип.
Например:
Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
Что растет не березе - яблоки или груши?
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
Столица России - Париж или Минск?
Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
Приём «Я возьму тебя с собой»
Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет
собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак.
Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель
говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается,
пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет
все «взятые» предметы.
«Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять
согласно теме урока.
Естественно-научная грамотность - способность человека
осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний
и объяснения естественно-научных явлений.
Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии
поступающей информации.
Приём «Хорошо - плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности
обучающихся на уроке, формирование представления о том, как
устроено противоречие. Формирует познавательные умений:
обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые
высказывания в устной форме; устанавливают причинно-
следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и
приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
умение находить положительные и отрицательные стороны в
любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия;
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает
ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является
дождь.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет
минусы.
Я вам предлагаю оставить эту же тему, но
взять природное явление - снег. Найдите
плюсы и минусы данного явления.
Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект,
ситуацию с разных позиций
Приём "Займись синтезом"
Описание:
Интересный
способ
ввести
себя
в
состояние
творчества
заключается
в
смешивании
различных видов восприятия,
способности ощущать вкус
звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
Пример.
Чем пахнет слово "учитель"?
Каково на ощупь число 7?
Какой вкус у сиреневого цвета?
Какая форма у среды (как она выглядит)?
Какую музыку вы слышите,
когда представляете лицо
пожилого человека, смеющегося ребенка?
Развития творческого восприятия,
совершенствования
механизмов
переключения
можно
добиться,
регулярно
работая над подобными упражнениями.
Примеры карточек
В первом классе хорошо читающим детям можно предложить
задание с отрывком из сказки Николая Носова «Винтик,
Шпунтик
и пылесос».
Часто ученики находят
элементы информации по
формальным признакам:
видят
заглавную букву
– значит,
это
начало предложения
или имя
собственное.
А что если нужен
навык просмотрового чтения? Как перепроверить себя:
как же
зовут героя? Если ребенок не знаком с текстом,
он может сделать
вывод, что, раз есть Шпунтик, то может быть и герой Пылесос.
В карточках для первого класса задания озвучиваются.
На
прочтении инструкции можно сэкономить время,
если ребенок
хорошо усваивает
материал на
слух.
Также можно слушать
и
просматривать
текст,
а
можно читать
вместе
с
диктором или
самому.
Можно ли по заголовку понять,
о чем произведение?
Иногда
можно,
иногда
–
нет.
В
этом
задании
на
читательскую грамотность ребенок попробует угадать, кто
является героем рассказа Станислава Востокова «Розовая
птица».
Здесь
нет
одного правильного ответа.
Ученик
может выбрать как сразу три варианта ответа, так и нажать
«пока не знаю».
Переходя на следующий этап задания,
он
удивится,
узнав героя рассказа,
и отметит верный ответ,
соотнеся текстовую информацию с иллюстрацией.
\Поправить подпись под третьей картинкой в первом
ряду – «Розовый вьюрок»
Задания
на
читательскую
грамотность
основываются
на
реальных
жизненных
ситуациях.
Третьеклассники в одном из заданий стартовой работы
будут искать нужную информацию на афише выставки
детских рисунков.
Здесь
ребенку пригодится
навык
чтения
несплошного
текста,
умение
выискивать
информацию,
поданную
различными
способами:
разными шрифтами,
через расположение материала и
оформление.
Как и в жизни,
он должен определиться,
насколько удобно ему будет отправиться в океанариум,
в какое время, сложно ли добраться до места.
Четвероклассники в одном из
заданий стартовой
работы расположат фигурки фотографа и туриста на
схеме.
Задание
проверяет,
насколько
дети
умеют
синтезировать
информацию,
полученную из
разных
источников.
Чтобы правильно расположить
фигурки,
нужно не только рассмотреть фотографию и прочитать
текст, но и проанализировать схему.
Только после этого
ученики
смогут
ответить,
с
какой позиции
снимал
фотограф,
а с какой путешественники рассматривали
соборы.
Заключение
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие
предмета
школьником,
вызывают
интерес
к
поставленным
задачам.
Используемые
на
уроках
приёмы
и
методы
работы
способствуют развитию информационно-образовательной среды,
направленной
на
формирование
функциональной
грамотности
учащихся.
Методы
и
приёмы
лучше
вводить
постепенно,
воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества;
применять данные методики не обязательно все на одном уроке,
главное, чтобы работа велась в системе.
Учитель
должен увлечь
и «заразить»
детей,
показать
им
значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.