Автор: Серюкова Светлана Геннадиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №428
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Раздел: дошкольное образование
«Экологическое воспитание дошкольников через
проектную деятельность».
«В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного.
И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека».
Михаил Пришвин
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать
добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек
познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности
личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную
сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание
общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных
формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического
мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической
культуры, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии,
эмоционально-положительное отношение к природе, и практические умения,
направленные на охрану природы.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы,
окружающего мира, отношение человека к природе и к миру в целом.
Уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной
функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в
этом мире. Первоначальные элементы экологической культуры
складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с
предметно-природным миром, который их окружает: растениями,
животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из
материалов природного происхождения. Экологическое воспитание
дошкольников обладает возможностью целенаправленной,
координированной и системной передачей знаний, где важное место имеет
детский сад, являющийся начальной ступенью в формировании
ответственного отношения детей к окружающей среде и здоровью человека.
Формирование ответственного отношения к природе требует включения в
различные виды деятельности и межличностного общения, предполагает
обеспечение такого воспитательного воздействия, который адекватно
соответствует символической структуре экологической ответственности.
Основой психологического механизма формирования у дошкольников
экологической ответственности является поэтапный процесс накопления и
разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к природе
к тем потенциально – возможным уровнем, на достижение которого
ориентированы цели экологического образования дошкольника.
Формирование экологической культуры, определяющей отношение к
окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс,
который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей
дошкольника. Конкретная цель экологического воспитания может быть
сформулирована как становление научно-познавательного, эмоционально-
нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде, к
познанию природного и социального окружения человека.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые
тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода
экологического воспитания на качественно новый уровень. Экологическое
воспитание – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к
родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте,
потом поменять мировоззрение и изменить представление человека
чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать
экологическое сознание маленькой личности. В современных условиях, когда
сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема
экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и
актуальность, ведь для того, чтобы сохранить природу на планете, нужны
экологически образованные и воспитанные люди.