Напоминание

Изучение русского языка в рамках социально-гуманитарной направленности системы дополнительного образования


Автор: Филатова Ирина Александровна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДО "Реальная школа"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Изучение русского языка в рамках социально-гуманитарной направленности системы дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Изучение русского языка в рамках социально-гуманитарной

направленности системы дополнительного образования

И.А. Филатова,

педагог дополнительного образования

(Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр

дополнительного образования «Реальная школа»)

В последние годы в современной системе дополнительного образования

всё большую популярность по праву набирает социально-гуманитарная

направленность. Её актуальность обуславливается, прежде всего, тем, что в

современном обществе на первый план выходит проблема воспитания такой

личности, которая будет владеть высоким уровнем культуры коммуникации, а

также будет готова активно «мыслить, познавать, действовать и развиваться в

течение всей жизни» [1, с. 87]. Поэтому программы социально-гуманитарной

направленности ориентированы, в первую очередь, на формирование личности

ребёнка как члена коллектива и общества, на его самоопределение. Также они

нацелены на то, чтобы способствовать развитию творческих и познавательных

интересов

детей,

их

адаптации

в

обществе,

проводить

профилактику

девиантного поведения.

Изучение

русского

языка

в

рамках

социально-гуманитарной

направленности системы дополнительного образования ориентировано, в

первую очередь, на воспитание интереса к родному языку, формирование

познавательных

и

лингвистических

компетенций

детей.

Это

особенно

актуально в работе с детьми из старших классов, перед которыми стоит выбор

профессионального

самоопределения

и

которые

сдают

обязательные

выпускные экзамены по русскому языку.

Такие занятия помогают учащимся лучше «усвоить материал, закрепить

свои знания, а также совершенствовать умения и навыки» [3, с. 50]. Зачастую

они дополняют и углубляют школьную программу, способствуют её более

прочному усвоению, дают целостное представление о богатстве русского

языка, помогают использовать в повседневной практике нормативную устную и

письменную речь.

Именно на дополнительных занятиях по русскому языку учащиеся могут

подробно узнать о роли и месте родного языка в мире, о его функции в

современном обществе, получить важные и интересные сведения из истории

языка. Также большое внимание уделяется основным аспектам культуры речи,

языковым нормам, важнейшим коммуникативным качествам речи, резервам

развития словарного запаса человека. Актуально на дополнительных занятиях

также изучение официально-делового стиля речи, в частности, языка деловых

бумаг, где ребята учатся создавать деловые письма, резюме, а также рекламные

тексты.

При организации образовательного процесса с детьми старшего

школьного

возраста

на

занятиях

по

русскому

языку

в

системе

дополнительного образования ставятся следующие основные задачи:

1) дети должны овладеть основными нормами литературного языка и

получить прочную базу языковой грамотности;

2) учащиеся должны познакомиться со стилистическим многообразием и

практическим использованием художественно-выразительных средств русского

языка;

3) ребята должны уметь выполнять основные виды языкового анализа и

знать алгоритмы тестовых и коммуникативных задач;

4) обучающиеся должны освоить работу с текстом и постоянно

совершенствовать свою лингвистическую компетенцию при выполнении

различных письменных заданий;

5) дети должны получать активное развитие их коммуникативной и

речевой культуры, мышления, памяти, воображения;

6) у обучающихся должен расширяться кругозор и воспитываться интерес

к родному языку и культуре.

Специфика учреждения дополнительного образования состоит, прежде

всего, в добровольном выборе учащимся вида учебной деятельности и в

ориентации

на

личные

интересы

и

потребности

детей,

в

практико-

ориентированной

деятельности

как

основе

образовательного

процесса.

Следовательно, формы проведения занятий весьма разнообразные.

При организации уроков по русскому языку со старшеклассниками

активно используются следующие формы:

1) лекции – предоставление педагогом новой теоретической информации;

2) семинары – подготовленные сообщения и выступления обучающихся в

группе, их последующее совместное обсуждение;

3) дискуссии и диспуты – постановка проблемных вопросов, отработка умения

грамотно отстаивать и аргументировать свою точку зрения;

4) беседы;

5) урочные занятия;

6) решение тестов на заданное время;

7) написание сочинений в соответствии с требованиями ФГОС;

8) анализ образцов ученических сочинений;

9) контрольные занятия.

Вышеперечисленные формы и виды работы на занятиях не только

совершенствуют знания, умения, навыки, но и обеспечивают метапредметные

связи русского языка с литературой, иностранными языками, историей.

На занятиях важно приучить детей наблюдать за языком как за «живым»,

изменяющимся явлением, именно в таком случае у ребят проявляется

«исследовательский» интерес, воспитывается бережное отношение и уважение

к языку и его богатствам, возникает желание дальше узнавать его. Это

обеспечивает формирование познавательного интереса, который является

важнейшим условием учебной деятельности. Ребята сами начинают понимать,

что хорошее знание родного языка является важнейшим условием для

успешного усвоения и других предметов, т.к. без отличного владения словом

любая познавательная деятельность очень сильно усложняется.

Подводя итог, отмечу следующее. «Коммуникативный характер обучения

русскому языку должен осуществляться на основе тесной взаимосвязи урочных

и внеурочных занятий» [2].

Внешкольные лингвистические уроки имеют

огромный образовательный потенциал. Система дополнительного образования

на сегодняшний день предлагает старшеклассникам весьма полезные и

актуальные занятия по русскому языку, которые не только раскрывают

способности детей, помогают с выбором будущей профессии, прививают

любовь и уважение к языку, углубляют их знания по предмету, но и дают

прочную базу для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.

Список литературы

1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников.

Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В.

Степанов. – Москва : Просвещение, 2014. – 223 с.

2. Орг, А. Лингвистический кружок / А. Орг // Учительская газета. – Москва,

2007. - № 40.

3. Пасхалов, А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка / А.П. Пасхалов. –

Москва : НЦ ЭНАС, 2007. – 136 с.



В раздел образования