Напоминание

"Использование проблемно-диалогического метода на уроках в рамках реализации ФГОС НОО"


Автор: Гоцуляк Валентина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 5"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Использование проблемно-диалогического метода на уроках в рамках реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Проблемно-диалогическое обучение

Из многочисленных проблем жизни самая «человеческая» - это проблема выбора. В

отечественном образовании 20-25 лет назад проблема выбора практически не стояла: я,

как и все, учила детей по одинаковым программам и учебникам. Очень рада, что ситуация

кардинально

изменилась.

Свой

выбор

я

остановила

на

Образовательной

программе

«Школа 2100». Чем руководствовалась я, делая свой выбор? На первом плане стоял мотив

«мне самой должно быть интересно».

Очевидно,

что

традиционный

объяснительно-иллюстративный

метод

обучения

недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирование

качеств толерантности, способности к самореализации и самоопределению. Ясно так же,

что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной

школы.

В

программах

«Школа

2100»

построена

новая

модель

обучения,

которая

обеспечивает синтез не конфликтующих между собой идей развивающего обучения (Л.В.

Занков,

В.В.

Давыдов,

Ш.А.

Амонашвили

и

др.),

с

позиций

преемственности

с

традиционной школой. Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную

дидактику, а продолжает и развивает её в направлении современных образовательных

целей. Один из принципов развивающего обучения принцип деятельности предполагает:

новые понятия не даются детям в готовом виде, а добываются ими самостоятельно в

процессе учебной деятельности. Передо мной встал вопрос: «Как организовать такое

обучение?».

Методически

грамотно

организованные

учителем

на

уроке

«коллизии»,

проблемные ситуации, «затруднения в деятельности» - все это дает учителю возможность:

учить детей учиться. При проблемном введении материала методы постановки проблемы

обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования или темы урока, а

методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, следовательно, их

деятельность можно отнести к творческому типу.

Я хотела бы поделиться своим опытом работы по использованию в учебном процессе

технологии проблемно-диалогического обучения.

Технология постановки учебной проблемы

Поставить «учебную проблему» значит помочь ученикам самим сформулировать либо

тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

В своей практике я использую три основных метода постановки учебной проблемы:

- побуждающий от проблемной ситуации диалог;

-подводящий к теме диалог;

-сообщение темы с мотивирующим приемом.

Я бы хотела остановиться подробнее на первом из них.

Итак, побуждающий от проблемной ситуации диалог. Данный метод постановки учебной

проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного

осуществления четырех педагогических действий: создание проблемной ситуации;

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому,

И это станет моим навсегда».

Древняя мудрость

На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков

в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии,

ориентированные на формирование у учащегося способности быть субъектом

образовательной деятельности как процесса собственного развития (интеллектуального,

личностного, эмоционального, телесного, духовно-нравственного).

Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки,

сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий

подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-

диалогическое обучение. Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения,

обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально

организованного учителем диалога.

Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового

материала уроком «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога универсальна, то есть, применима на любом предметном

содержании и любой ступени. В частности, она реализуется в Образовательной системе

«Школа 2100», по которой я веду обучение.

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в

готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской

деятельности. Каждый учитель подтвердит, что дети лучше усваивают не то, что получили

готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Учитель лишь

направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку

новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения.

На таких уроках, где используется проблемно-диалогический метод, ребята больше

думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь и им очень нравится, что

они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует

школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс.

Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает

понимание нового знания каждым учеником. Они учатся отстаивать собственную

позицию, рискуют, проявляют инициативу, и в результате вырабатывают характер.

Назову еще некоторые отличия проблемного диалога от других отечественных и

зарубежных технологий, в изобилии представленных сегодня на образовательном рынке.

Во-первых, место проблемного диалога – рядовой урок введения нового материала, в то

время как другие технологии (в том числе модный ныне метод проектов) предполагают

дополнительные занятия.

Во-вторых, проблемный диалог универсален, т.е. реализуем на любом предмете и любой

ступени обучения, а другие технологии обычно рассчитаны на определенный школьный

предмет или конкретный возраст учащихся.

В-третьих, проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов,

форм и средств обучения, в то время как другие технологии требуют соблюдения

единственной методической схемы урока.

Существует множество классификаций методов обучения по самым разным основаниям. В

рамках научного направления, получившего известность как «проблемное обучение»,

методы классифицировались в их связи с особенностями учебной (познавательной,

творческой) деятельности учащихся.

По этому основанию проблемные методы можно разделить на «классические» и

«сокращённые». «Классическая» группа обеспечивает на уроке подлинно творческую

деятельность, но осуществляют ее разные лица: либо учитель лично, либо ученик сам,

либо они вместе. При проблемном монологе учителя школьники наблюдают за его

творческим процессом, следовательно, развивающий эффект здесь снижен. Проблемный

монолог ученика является достаточно редким случаем, и на реальном уроке нельзя на него

рассчитывать. Поэтому из «классических» методов наиболее эффективен побуждающий

диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию

противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и проверке гипотез.

Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности учащихся.

Существует три «классических» метода постановки учебной проблемы:

1) учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему;

2) ученик сам осознаёт противоречие и формулирует проблему;

3)учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать

проблему.

Их сходство состоит в создании учителем проблемной ситуации, их различие заключается

в организации выхода из неё.

К «сокращённым» методам постановки проблемы относятся подведение к теме урока и

сообщение темы с мотивирующим приёмом. Оба метода не предполагают создания

проблемной ситуации и поэтому лишь имитируют творческий процесс.

В настоящем научном творчестве поиск решения проблемы идёт через выдвижение и

проверку гипотез. Поэтому «классический» путь «открытия» знаний на уроке заключается

в организации выдвижения и проверки гипотез. При этом возможны три принципиально

разных варианта:.

1) учитель лично выдвигает и/или проверяет гипотезу;

2) ученик сам выдвигает и/или проверяет гипотезу

3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.

Из «классических» методов поиска решения проблемы наиболее эффективен

побуждающий диалог, при котором учитель стимулирует учеников к творческим

действиям по осознанию противоречия и формулированию проблемы, по выдвижению и

проверке гипотез. Побуждающий диалог развивает речь и творческие способности

учащихся.

«Сокращённый» поиск решения состоит в том, что учитель пошагово подводит учеников к

знанию либо от сформулированной проблемы, либо без неё. Подводящий диалог развивает

речь учащихся и логическое мышление.

Проблемные методы эффективнее традиционных, поскольку постановка проблемы

обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание

материала большинством класса.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

1) как тема урока;

2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим

сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от

проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с

мотивирующим приёмом.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя,

поскольку требует последовательного осуществления четырёх педагогических действий:1)

создания проблемной ситуации;

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым

вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

Представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать

заложенное в проблемной ситуации противоречие.

3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога

представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой

возникает вопрос?»

4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных

ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них

отрицательной оценкой «2» («нет», «не правильно»). На неожиданную формулировку

учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала – поддерживающий

кивок головой и слово «так».

Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль

ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить ученика к

переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает

иначе? Кто может выразить мысль точнее?».

Подводящий к теме диалог.

Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных

ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы

урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий:

репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ,

сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом

материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему

урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся.

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что

учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного

из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении

классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом

связанного с темой урока. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла,

значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Сходство трех основных методов: побуждающий от проблемной ситуации диалог,

подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приёмом заключается в том,

что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового

материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников и,

следовательно, в развивающем эффекте.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую

деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме

диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитирует творческий

процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь

учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приёмом

незначителен.

Ещё одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При

побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При

подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.

Из всех методов технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОНЗ я чаще

отдаю предпочтение побуждающему и подводящему диалогам. Диалоги: побуждающий и

подводящий по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и

развивают разные стороны психики учащихся. Побуждающий диалог состоит из

отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую

деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. Подводящий

диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и

соответственно развивает логическое мышление учеников. Современные возможности

урока (мультимедийный проектор, интерактивная доска) позволяют сделать уроки более

интересными и запоминающимися. Я объединила организацию проблемных диалогов с

демонстрацией мультимедийных презентаций, но использую мультимедийные

презентации не только как иллюстративный материал для активизации внимания

учащихся современными средствами, но и как возможность прийти к открытиям на уроках

более легко и свободно. Благодаря зрительному восприятию, детям легче удерживать

логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося

противоречия, для обозначения проблемы, для открытия новых знаний. Каждый

появляющийся новый слайд мультимедийной презентации, предлагаемой мною, либо

служит для активизации внимания и мышления учащихся, либо побуждает к выполнению

заданий, или идет как подтверждение правильных ответов и выводов, проверки

самостоятельной работы по эталону. Демонстрация мультимедийных презентаций на

этапах: актуализация знаний, открытие новых знаний, первичное закрепление - оживляет

работу учащихся, позволяет в процесс открытия новых знаний включить практически

каждого ребенка. Организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных

презентаций предоставляет учащимся большую возможность «самостоятельно» прийти к

открытию новых знаний на уроках.

Посредством подводящего диалога на уроках ОНЗ я сначала помогаю ученикам

сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а

затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь

тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. «

Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в

голову другим», Луи Паскаль. Такой подход делает процесс обучения более демократич-

ным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями. При

составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных

ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы

урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий:

репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ,

сравнение, обобщение). Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже

пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам

сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные

ответы учащихся, я не акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику

диалога, задаю следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом

предыдущего ученика?» и др. Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и

логическое мышление. Организацию подводящего диалога с использованием

мультимедийной презентации я хотела бы показать на одном из уроков русского языка во

втором классе. Ввиду возрастных особенностей учащихся я остановилась на

«сокращенном» методе, представляющем собой подводящий к теме диалог. Урок русского

языка я привожу полностью, чтобы показать своё видение организации подводящего

диалога, который не должен быть оторван от других привычных для учителя этапов урока.

Открытие новых знаний всегда наиболее интересный и творческий этап урока. Ученики

быстрее и легче делают выводы, определяют тему урока и составляют правила

правописания, если предшествующим этапом будет этап актуализации тех знаний, умений

и навыков, которые будут необходимы для открытия новых знаний по теме урока. Я

подбирала вопросы и задания по уже пройденному материалу по темам: звуки и буквы,

слово, предложение, повторялись изученные орфограммы. Красной нитью проходит

правописание слов с Ь, гласные, обозначающие мягкость предыдущих согласных,

согласные буквы, которые обозначают всегда мягкий звук. Обобщающий вопрос помог

детям сформулировать тему урока, самостоятельно вывести правила правописания

разделительного Ь. Благодаря зрительному восприятию презентации детям легче было

удерживать логическую цепочку знаний, которые помогли осознать создавшееся

противоречие. Знакомство с правилом в учебнике, после того как оно самостоятельно

составлено детьми, вызывает у учащихся, как правило, положительные эмоции, так как

правило в учебнике совпадает с выводами детей. Создается ситуация успеха на уроке.

Мультимедийная презентация легла в основу следующих этапов урока: актуализация

знаний, «открытие» новых знаний, определение темы и цели урока, первичное

закрепления во внешней речи. Презентация состоит из 20 слайдов.

Следует отметить, что появляющиеся по щелчку мыши новые слайды должны или

побуждать детей к выполнению заданий, или быть подтверждением их ответов, выводов.

Важными на этом уроке являются развивающие задачи. Учащиеся добывают знания сами,

а не получают их в готовом виде. Технология проблемно-диалогического обучения

является общепредметной, т.е. реализуемой на любом предметном содержании.

Организацию подводящего к теме диалога с использованием мультимедийной

презентации я хотела бы показать и на уроке математики. Я предлагаю фрагмент урока

математики во втором классе, мультимедийную презентацию к этапам: актуализация

знаний, «открытие» новых знаний, определение темы и цели урока, первичное

закрепления во внешней речи. Ученики находят выход из затруднительной ситуации и

делают вывод быстрее и легче, если начать урок с этапа актуализации тех знаний, которые

будут наталкивать на нужную гипотезу.

На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, я чаще

использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим

заданием, не сходным с предыдущими. Далее организую с классом побуждающий диалог.

В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между

необходимостью и невозможностью выполнить задание, например, ученикам дается

задание, не выполнимое вообще. Я ставлю вопросы, которые помогают школьникам

понять заложенное в проблемной ситуации противоречие. Обобщающий вопрос может

быть: «Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?», или «Какой возникает вопрос?».

Следует отметить, при побуждающем диалоге возможно появление неточных или

совершенно ошибочных ответов учащихся. Недопустимо в данном случае реагировать на

них отрицательной оценкой. Догадаться, прийти к более точным ответам я помогаю

учащимся следующими вопросами: «Кто думает иначе? Кто может выразить мысль

точнее? Кто еще хочет сказать?» Суть поиска решения учебной проблемы проста: я

помогаю ученикам открыть новое знание. Важно организовать обучение на уроке таким

образом, чтобы ученики получали не готовое знание, а добывали его в процессе

собственной учебной деятельности. «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это

деятельность», Б. Шоу. При использовании метода - побуждающий диалог, я ставлю цель:

стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и

обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы

вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по

учебнику. Снова ситуация успеха. Для уроков окружающего мира наиболее характерными

являются проблемные ситуации с удивлением или затруднением. Их я организую разными

приемами:

одновременно преподношу ученикам противоречивые факты, теории, мнения;

сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание

на новый материал;

организую ситуацию на противоречии житейского представления учащихся и научного

факта и др.

В любых случаях возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», а

дальше - побуждающий диалог. Поиск решения на уроках окружающего мира более

материалоемкий, чем на уроках русского языка или математики. В этом случае на этапе

совместного «открытия» знаний уместно организовать групповую работу учащихся.

Работа по микрогруппам в коллективе - одна из лучших и эффективных форм организации

деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся

групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по

порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое

задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Очень важно, что в группе дети

сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в

учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во

время фронтальной работы.

Основная задача представленного мной урока окружающего мира заключается не в

сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их

свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность

детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы,

в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность.

Используемая в преподавании курса окружающего мира технология проблемно-

диалогического обучения помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их

делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни. Мультимедийная

презентация используется на этапах урока: актуализация знаний, создание проблемной

ситуации, определение темы и цели урока, а далее - побуждающий диалог, первичное

закрепление нового знания, проверка самостоятельной работы. Презентация состоит из 23

слайдов. Появляющиеся по щелчку мыши новые слайды на этапе актуализации знаний

помогают обозначить проблему, далее побуждают детей к выполнению заданий с целью

решения обозначенной проблемы, являются подтверждением их ответов и выводов

приоткрытии новых знаний, помогают организовать самопроверку.

Хочется остановиться на предметной специфике проблемного диалога, наиболее ярко

выраженной у побуждающего диалога. Сравним особенности побуждающего диалога на

уроках математики, русского языка, окружающего мира.

На уроках русского языка наиболее часто используется проблемная ситуация со

столкновением мнений учащихся. Например, прошу учеников написать слова или

предложение на новое правило, определить новую часть речи и т.д. при этом возможна

следующая форма организации работы в классе. Один или два ученика работают у доски,

с мнением которых фронтально работающий класс может не согласиться. При отсутствии

знаний по новой теме это задание, как правило, вызывает разброс мнений учеников. В

какой бы форме не создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического

задания, полученные результаты я озвучиваю. В этот момент и возникает проблемная

ситуация с удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог.

На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу

предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В

последнюю очередь - задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как

правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью

осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем

затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая

будет тема урока?» Тему записываю на доске, либо появляется на экране, этап постановки

проблемы завершается. Например, урок математики во втором классе, тема:

«Внетабличное умножение». Чтобы создать ситуацию с затруднением, дети получают

задание на внетабличное умножение: 12 х 4. С таким заданием они еще не встречались.

Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Каждый

ребенок идет к решению своим путем. Одни предлагают начать выполнять задание с

умножения десятков, другие настаивают начинать умножение с единиц, третьи предлагают

заменить умножение сложением. Рассматриваем разные способы решения, обязательно

кто-то из детей выделит более рациональный способ, делаем выводы, обозначаем тему

урока. Таким образом, организовывая и направляя коллективный поиск решения,

подхватывая нужную мысль, высказанную детьми в ходе обсуждения, делаем выводы,

обозначаем тему урока, сравниваем с примерами и выводами в учебнике.

Если новый материал не сложный, и ученики справляются с заданием, можно у

нескольких учеников спросить ответы. Как правило, они бывают разные, поэтому уместна

реплика: «Задание было одно, а результаты разные. Почему так получилось? Чем это

задание не похоже на предыдущее?»

Сравнивая этап постановки проблемы на уроках русского языка и математике, можно

сделать следующий вывод. Сходство методики заключается в том, что для создания

проблемной ситуации ученикам предлагается практическое задание на новый материал.

Однако на русском языке это задание ученики обычно выполняют, причем по-разному,

возникает проблемная ситуация со столкновением мнений. На математике класс такое

задание, как правило, не выполняет вообще и возникает проблемная ситуация с

затруднением. Столкновение мнений учащихся на уроке русского языка очевиднее при

вызове двух человек к доске, при групповой работе. Затруднение на математике требует

фронтальной формы. Естественно, что после возникновения разных проблемных ситуаций

на каждом предмете разворачивается свой побуждающий диалог. Поиск выхода из

проблемной ситуации (затруднения) на уроках математики обычно проходит на материале

того же задания, с которым ученики не справились. Завершаю этап поиска решения

открытием нового знания, сравниванием с детьми их формулировки (выводы) с правилом

в учебнике.

На уроках естествознания чаще организовываю проблемные ситуации с удивлением,

возникающие на противоречиях между двумя положениями или между житейским

представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации

«с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Вы как сначала думали? А как

на самом деле? Сформулируйте тему». Следует отметить, что на уроках естествознания

часто встречаются ситуации с несколькими решающими гипотезами. В этом случае лучше

организовать групповую работу учащихся.

Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает

пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого

ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во

взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности

и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование

у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение

собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям

предлагаются задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции,

умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. На

уроках передо мной стоит очень важная задача - создание особой атмосферы доверия,

доброжелательности, теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно. Я не

стараюсь критиковать их, хвалю - даже за самую маленькую удачу, за каждое верно

найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя - это

признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.

Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя.

Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый

сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке».

Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в

отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как

правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают

«открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не

отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация

успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения

нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с

разными интересами и способностями. Дети настолько привыкают к качественной оценке

учителя за два года обучения, что к отметкам в третьем, четвертом классе относятся очень

спокойно и осознанно. Они просто забывают о них на уроке, для них гораздо важнее быть

первым в решении обозначенной проблемы, сделать самый грамотный вывод. Самыми

догадливыми и самыми сообразительными, как правило, хотят быть все. Если ученику

комфортно на уроке - тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет

развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье

ребенка, но и психическое, и нравственное. Данная технология является результативной и

здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний,

позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и

творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья

учащихся.

Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе

начальной школы с применением мультимедийных презентаций применяется мною на

уроках ОНЗ математики, русского языка, окружающего мира.

Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий посредством

диалога с учителем творческое усвоение знаний учащимися. Вся система заданий

составлена таким образом, чтобы включить каждого ребенка в самостоятельную учебно-

познавательную деятельность. Это позволяет, наряду с развитием вычислительных

навыков, навыков чистописания, продвигаться в развитии мыслительных операций,

умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать.

Технология проблемно-диалогического обучения позволяет добиться положительной

динамики качества обучения. Таким образом, учебный процесс ориентирован на

формирование у учащихся интереса к обучению, на творческое начало в учебной

деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности.



В раздел образования