Автор: Серк Светлана Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Новогоренская СОШ"
Населённый пункт: д.Новогорное
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие творческой деятельности учащихся на уроках математики"
Раздел: среднее образование
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках
математики
Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной
частью
человеческой
культуры,
она
является
ключом
к
познанию
окружающего
мира,
базой
научно-технического
прогресса
и
важной
компонентой
развития
личности.
Очень
часто
под
основной
целью
математического
образования
подразумевают
подготовку
к
будущей
профессии, к поступлению в вуз. Но не менее важно воспитать в человеке
способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение
правильно,
логично
рассуждать,
усвоить
навыки
алгоритмического
мышления.
Каждому
необходимо
научиться
анализировать,
отличать
гипотезу от факта, критиковать, схематизировать, отчетливо выражать свои
мысли,
с
другой
стороны
-
развить
воображение
и
интуицию
(пространственное представление, способность предвидеть результат и
предугадать
путь
решения).
Иначе
говоря,
математика
нужна
для
интеллектуального развития личности.
Задача учителя -
организовать процесс обучения таким образом,
чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития
познавательных
способностей
учащихся,
формирования
у
них
таких
основных
приемов
умственной
деятельности,
как
анализ,
синтез,
абстрагирование, обобщение, сравнение. Школьников необходимо учить
самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки,
уметь делать обобщения изученных фактов, творчески применять знания в
новых ситуациях.
Творческая
деятельность
учащихся
не
ограничивается
лишь
приобретением нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется
собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и они самостоятельно
решаются при помощи приобретенных знаний.
Учитель должен удивляться красоте и мощи математических методов и
заражать этим своих учеников. В равной степени он должен быть очень
терпеливым, поскольку не вправе ожидать мгновенных результатов. Однако,
если все делается профессионально и честно, то рано или поздно, ученик
себя проявит. Математика- наука “замечательная”. В ней нужно замечать, а
для этого следует побуждать учеников к поиску истины. Это значит, что на
каждом этапе школьного математического образования нужно учить детей
наблюдать, сравнивать, замечать закономерность, формулировать гипотезу,
учить доказывать или отказываться от гипотезы. Важно учить школьников
самостоятельно строить определения и их отрицания. Показывать, что в
математике почти ничего не нужно зазубривать - следует понять, научиться
применять и тогда все запомнится само собой.
Методы и формы развития творческой деятельности учащихся
Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным
учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне
развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с
учителями других дисциплин. В процессе обучения в школе формируется
человеческое сознание, взгляды, мировоззрение, убеждения, развиваются
творческие
способности
учащихся.
Для
этого
полезно
использовать нестандартные математические задачи, а также исторический и
иллюстративный материалы.
Никогда не начинаю изложение новой темы, не говоря уже о новом
разделе математики, без надлежащей вводной части, возбуждающий интерес
и внимание учащихся. Вводной частью может и должен быть 3-5-минутный
увлекательный рассказ, связанный с историей математики. Такое изложение
дает возможность показать учащимся при изучении каждого нового раздела
или темы, что математика как наука возникла и развивается в связи с
практической деятельностью человека. Изучаемые в школе свойства,
правила, теоремы – есть обобщение тысячелетнего опыта человечества.
Педагогический процесс всегда связан с взаимодействием учащегося не
только с учителем, но и с “явно не присутствующим учителем”. В качестве
“отсутствующих” учителей успешно выступают различные выдающиеся
деятели науки и культуры, в том числе ученые- математики. Изучая жизнь и
деятельность ученого – математика, учащиеся имеют достойный пример для
подражания,
который
побуждает
их
к
творческой
деятельности,
к
исследовательской работе при изучении нового материала.
На первом уроке геометрии в 7-ом классе рассказываю о зарождении
геометрических знаний в Египте, о дальнейшем их развитии в Греции, о
греческом ученом Евклиде, который все созданное до него по геометрии
привел в единую стройную систему. Более полное исследование трудов
Евклида проводят учащиеся. Учащиеся исследует не только математические
труды ученого, но и исторические предпосылки, вклад Евклида в развитие
других наук. В результате проведенного исследования делаются выводы о
значимости работ Евклида, о необходимости их изучения на данном этапе
обучения. Одно из таких исследований приводится в приложении.
Чтобы у подростка выработалось отношение к людям, к самому себе,
развивались творческие способности, нужно, чтобы окружающая жизнь, его
деятельность требовали от него активного выражения этого отношения.
Одним из эффективных средств является решение математических задач. По
мнению С. Шварцбурда, цель изучения школьного курса математики состоит
в усвоении учащимися математических теорий на современном научном
уровне и в овладении умением применять математику в окружающей
действительности. Поэтому в систему упражнений курса математики
включаю
задания,
содержащие
наиболее
полезные
и
интересные
в
общеобразовательном плане сведения из общетехнических дисциплин,
биологии, географии.