Напоминание

Инновации образования


Автор: Головачева Елена Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ гимназия №528
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Инновации образования
Раздел: полное образование





Назад




«Инновации образования».

В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский

аналог этому слову - нововведение.

Существует мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых

образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это верно лишь отчасти,

так как главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе

образования последних лет:

1.Увеличение объема новой информации из разных областей наук. Какую часть от

этого объема предложить детям. Где и как им выбирать необходимую информацию,

меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день?

Следовательно, нужно обучить школьников умению искать нужную информацию,

определять с какой целью она применяется и распространяется.

2.Изменились условия организации обучения: образовательные программы, планы и

учебники; оснащение кабинетов техническими средствами.

Новые социально-экономические требования повлияли на процесс развития как

групповой, так и индивидуальной деятельности учащихся Это привело к изменениям в

структуре организации учебно-воспитательного процесса.

3.Изменились требования к профессиональной компетенции учителя, подходы к

обучению. Актуальные вопросы сегодня: здоровье ребенка; его психолого-

педагогические и возрастные особенности; адаптация к определенным условиям жизни и

обучения.

Инновационный урок - это динамичная, вариативная модель организации обучения

учащихся на определенный период времени. Включает в себя: элементы внеклассной

работы, экскурсий, обучение учащихся через художественные образы; раскрытие

способностей школьников через активные методы творческой деятельности;

научно-исследовательская деятельность, раскрывающая особенности мыслительной

работы учащихся; применение психологических знаний и т. д.

Стремление учителя изменить свою деятельность к лучшему - именно этот процесс и

является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке

раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях,

конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода

урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов,

организации творческой работы учащихся.

Виды инновационных уроков по истории:

1.Уроки самостоятельной деятельности.

Учебный процесс на основе организации самостоятельной работы учащихся. Цель:

формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение

самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки,

убеждения, традиции, действия. Подобные уроки играют большую воспитательную роль.

При подготовке к такому уроку необходимо знать уровни учебных умений и навыков

учащихся, их способности к самостоятельной работе.

Каждый ученик получает соответствующие рекомендации в письменной и устной форме,

содержащие технологию обучения; объем и содержание учебного материала; литературу и

дидактический материал.

Учитель при проведении уроков самостоятельной деятельности должен:

демонстрировать доверие;

не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи;

не критиковать за ошибки;

собеседование вести в виде уточнения деталей;

определять конкретный объем работы для того, чтобы ученик мог рассчитать свои силы;

установить временные рамки для выполнения работы;

создать условия для самооценки учащимся результата собственной деятельности;

определять критерии выполнения самостоятельной работы;

разработать формы контроля и оценки самостоятельной деятельности ученика

2.Исследовательский урок.

Форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации

исследования того или иного предмета или явления.

Цель исследовательского урока - использование, развитие и обобщение опыта учащихся и

их представлений о мире.

В основе такого урока - организация практического исследования проблемы.

Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения

проблемы, обмениваются мнениями, вырабатывают определенный вариант предложений

для изучения.

На исследовательском уроке учащиеся получают конкретный результат, опыт

самостоятельной учебной деятельности. Такие уроки способствуют установлению более

открытых отношений между педагогом и учащимися.

3.Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в

микрогруппах.

Цель групповой технологии - обучение умению работать в коллективе и средствами

коллектива.

Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную

работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место,

роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению

подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение.

Групповая работа эффективна, если учитель организовал процесс распределения

учебных заданий и продумал технологию обсуждения в коллективе. Процесс обсуждения

учебных заданий в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые

советуются с учащимися. Это помогает ученикам чувствовать себя более уверенно.

Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога,

собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

4.Проблемные уроки

Форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации.

На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется

проблема.

Цель проблемного обучения - активизация познавательной деятельности учащихся на

основе выявления причинно-следственных связей.

Эта технология помогает видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а

также способствует развитию умения решать проблемы.

Проблемные уроки напоминают психологические ситуации, которые имеют своеобразную

конструкцию деятельности. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный

материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами.

Проблемное обучение - это, прежде всего, обучение умению находить новые способы

решения сложившихся противоречий. Задача учителя - организовать учебную

деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока.

5.Уроки на основе проектной деятельности.

Такие уроки предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения

самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию,

выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный

процесс творческим, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным.

Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но

обязательной познавательной деятельности.

Преимущества метода проектов:

системное закрепление знаний по другим учебным предметам;

развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных

данных;

развитие социальных умений и навыков;

Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Характерное для

человеческой цивилизации быстрое усложнение деятельности делает необходимым

наращивание усилий людей по решению сложных проблем, выработке новых смыслов

жизнедеятельности. Решать такие задачи может понимающий человек, способный

свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при

достижении целей. В образовании одними из таких методов являются инновационные

технологии.



В раздел образования