Автор: Донченко Ирина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 113 имени Сергея Семенова"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: проектирование учебного занятия
Тема: «Правописание корней с чередованием «лаг-лож»
Раздел: среднее образование
"Проектирование учебного занятия на основании
примерной рабочей программы, УМК по предмету"
Предложите проект учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК
по предмету с учетом требования к содержанию учебного занятия:
УМК «Русский язык» Т.А. Ладыженской , С. Г. Бархударова
5 класс
Работу выполнила Донченко И. М.
Тема «Правописание корней с чередованием «лаг-лож»
Цели и задачи учебного занятия:
Обучающие: найти способ выбора букв в корне с чередованием -лаг- / -лож-;
формировать умение опознавать слова с орфограммой , выбирать буквы в корне с
чередованием в зависимости от условий; развивать умение самоконтроля при
графическом комментировании орфограммы.
Развивающие: развитие у учащихся умения планировать свою деятельность.
Воспитательные: формирование у учащихся мотивации к обучению и познавательной
деятельности
Планируемые результаты обучения.
Метапредметные.
Познавательные: выявлять дефицит информации, необходимой для решения
поставленной учебной задачи, выявлять причинно-следственный связи при изучении
языковых процессов; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию,;
выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию.
Регулятивные: выявлять проблемы для решения в учебных ситуациях,
аргументировать предлагаемые варианты; владеть способами самоконтроля; понимать
мотивы и намерения другого человека; осознанно относится к другому человеку и его
мнению.
Коммуникативные: выражать себя в устной монологической речи, воспринимать и
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения.
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной
деятельности, готовность к саморазвитию.
Технологическая карта урока
Дидактич
еская
структур
а урока
Деятельност
ь учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые результаты
Личностн
ые
Метапредметн
ые
Предметны
е
Мотивац
ионный
этап
Работа по
домашнему
упр. № 446
Как
ие
орф
огра
фич
ески
е
шаг
и
прох
одил
и ,
рабо
тая
над
орф
огра
мма
Выдел
ю часть
слова с
орфогр
аммой.
Опреде
лю вид
орфогр
аммы.
Приме
ню
способ.
Способ
провер
ки
разный.
Необхо
димо
выясни
ть , где
находи
тся
Мотиваци
я на
целенапра
вленную
познавател
ьную
деятельнос
ть
Познаватель
ные: ,
выявлять
причинно-
следственный
связи при
изучении
языковых
процессов
Формиров
ать
умение
опознават
ь слова с
орфограм
мой
ми?
Поч
ему
эти
шаг
и
явил
ись
важ
ным
и
при
обоз
наче
нии
орф
огра
мм?
Поч
ему
это
важ
но?
Как
ие
спос
обы
пров
ерки
рабо
тали
?
С
орфогр
амма.
В приставке
запомнить букву.
В корне нужно
проверить по сильной
позиции.
Регулятивны
е: выявлять
проблемы для
Развивать
умение
каки
ми
труд
ност
ями
стол
кнул
ись?
В
чем ,
по
ваш
ему,
проб
лема
?
Молодцы ,
зафиксируй
те вашу
задачу на
урок
Практическ
ая часть.
Запись под
диктовку:
потерять,
отнести,
поля,
темнота.
Учащиеся выявляют
пробелы в знаниях ( не
умею выделять части в
словах, не знаю
способа)
Отработать способ
выделения частей в
словах.
Отработать способы
обозначения
орфограммы в
приставках и корнях.
Ситуация успеха у
ребят
Применяют способ
выделения частей в
слова, способы
обозначения
орфограмм в словах.
решения в
учебных
ситуациях.
Познаватель
ные:
выявлять
дефицит
информации,
необходимой
для решения
поставленной
самоконтр
оля при
графическ
ом
комменти
ровании
орфограм
мы
Создание
ситуации
разрыва в
знаниях
учащихся:
Изл
а
гать,
прил
а
гать,
изл
о
жение
Почему?
С какими
корнями
проблема?
Постановка
учебной
задачи.
Суждения учащихся:
Способ по сильной
позиции не работает.
Во всех словах буква
без ударения.
Л…г, л…ж
Выяснить способ
выбора букв в этих
корнях.
учебной
задачи,
выявлять
причинно-
следственный
связи при
изучении
языковых
процессов;
формировать
гипотезу об
истинности
собственных
суждений и
суждений
других,
аргументиров
ать свою
позицию
Этап
актуализа
ции
знаний
Что мы
знаем по
этой
проблеме?
Как будем
работать?
Планируем
свою
работу?
Согласные буквы
чередуются г//ж
Орфограмма в корне.
Слабая позиция.
Пары, группы.
Наблюдаем над
словами: выясняем
одинаковое и разное
Коммуни
кативные
: выражать
себя в
устной
монологич
еской
речи,
восприним
ать и
формулир
овать
суждения,
выражать
эмоции в
соответств
ии с
условиями
и целями
общения.
Этап
изучения
нового
знания
Предлагаю
материал
для
наблюдения
:
Отложить,
заложить,
сложить,
слагать.
Применение
способа на
практике
Суждения ребят
Обсуждение ситуации
С.32.
Работа с правилом. С.
33
Работая с правилом,
учащиеся проставляют
метки:
!- я это знал
+ новое для меня
- вызывает сомнение
? вопрос
Упр.448
( самостоятельно с
последующей
проверкой)
Этап
Самостояте
Взаимопроверка
самоконт
роля
льная
работа
Упр.447
Этап
рефлекси
и
учебной
деятельн
ости
Какую
задачу
решали?
Оцените
свою
работу.
Орфограмма в корнях
с чередованием лаг-
лож.
Мои достижения:
Сложности:
Задача на следующий
урок:
выбирать,
анализировать
, обобщать и
систематизир
овать
информацию.