Напоминание

История камня. История в камне.


Автор: Демина Людмила Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ многопрофильная гимназия №4 "Ступени"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Открытый урок.
Тема: История камня. История в камне.
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока географии

6 класс.

История камня. История в камне

.

Дети сидят тремя группами за тремя отдельными столами.

На столах лежат папки с наборами текстов, инструкциям, кластерами

Звенит звонок

1 Этап. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

У: Здравствуйте, ребята, садитесь! Рада видеть вас и надеюсь на

плодотворное сотрудничество. Сегодня на уроке мы отправимся с вами в

увлекательное путешествие. А вот куда мы отправимся, вам придется

угадать.

СЛАЙД 1: «Пирамиды. Парфенон. Колизей»

Дети отвечают: Египет (Др. Египет),

Греция (Др. Греция),

Италия (Др. Рим).

Учитель: А почему вы так решили?

Дети отвечают: Потому что на фотографиях мы видим здания,

построенные в этих древних государствах. (Мы их изучали на уроках истории

в 5 классе.)

Учитель: Как они называются?

Дети отвечают: Пирамиды, Парфенон, Колизей.

Учитель: Правильно!

2 Этап. Выявление места и причин затруднения

А теперь попробуйте определить, где находится это здание?

СЛАЙД 2 «Современное здание»

Дети отвечают: Называют разные места.

Учитель: Почему раньше архитектурные сооружения отличались

значительно, и мы можем определить, откуда они, а сейчас нет?

1

Дети отвечают: Должна появиться гипотеза об использовании разных

строительных материалах, в данном случае, камнях.(Сейчас используют

больше искусственные материалы, а раньше природные).

Учитель: Ребята, а как вы думаете, древние строители учитывали

особенности камней, из которых возводили сооружения?

Дети отвечают: Да.

Учитель; А как по-другому можно назвать эти особенности?

Дети отвечают: Свойства.

Учитель: Почему камни обладают разными свойствами?

Дети отвечают: ……имеют разное происхождение.

Учитель: Кто-нибудь может сказать, какие свойства камней повлияли на

архитектуру пирамид или Колизея?

Дети отвечают.

3 Этап. Целеполагание и планирование деятельности.

СЛАЙД 3: Стихотворение.

Учитель: Полезно камни наблюдать,

Над ними можно размышлять,

Ценней же прочего - желанье

Законы жизни их понять.

Прочесть сокрытые в них тайны,

Что им присуще, что - случайно.

И поделиться, рассказать,

О том, что удалось узнать.

Учитель: А как по-другому называются камни?

Дети отвечают: Горные породы.

Учитель: Правильно! Какие же тайны горных пород нам надо будет сегодня

разгадать, на какие вопросы ответить?

Дети отвечают:

2

Учитель подводит итог: Как я вас поняла, сегодня мы будем знакомиться с

разными видами горных пород, узнаем об условиях их происхождения,

выясним, какими свойствами они обладают и, наконец, как эти свойства

влияли на древнюю архитектуру?

Почему именно эти камни использовали?

СЛАЙД 4 «Цели урока».

- Познакомиться с видами горных пород по происхождению.

- Выявить, как связаны между собой происхождение горных пород и их

свойства. Свойства горных пород и особенности архитектуры древних

государств.

Учитель: Задачи, прямо скажем, непростые. А времени у нас не так много.

Как же быть? Как продуктивно провести наше исследование? Что нам для

этого может понадобиться? Предложите свои варианты.

Дети отвечают:

Учитель: Хорошо. Представляю вашему вниманию предмет сегодняшних

исследований, горные породы которые использовались в строительстве.

Учитель выкладывает на демонстрационный столик образцы горных пород.

Что это за породы? Предположите, какие горные породы использовались в

Древнем Египте, Риме и Греции?

Учитель раздает камни по командам

Итак, вы решили, что исследование будут проводить 3 команды

Учитель показывает пункт назначения:

- Команда, получившая известняк будет проводить свои исследования в

Египте,

- Команда, получившая мрамор отправляется в Грецию, а

- Команда, получившая пемзу, направляется в Италию.

В каждой команде будет работать по 3 группы по 2 специалиста в каждой:

- Геологи расскажут нам о происхождении горных пород. И как оно повлияло

на их свойства.

- Петрографы будут описывать горные породы по плану.

- Архитекторы объяснят нам, как свойства горных пород влияли на стиль

архитектуры.

СЛАЙД 5 «Геология - это… Петрография - это …»

3

У вас на столах есть материалы, которые вам пригодятся в исследовании, по

итогам работы вам предстоит заполнить кластер. В кластере необходимо

показать взаимосвязи между происхождением, свойствами горных пород и

особенностями архитектурных сооружений. А каким образом мы можем

показать взаимосвязь на кластере?

Дети отвечают: При помощи стрелочек.

Учитель: Правильно. После вы представите результаты своих

исследований.

Ну, что ж в добрый путь! В вашем распоряжении….минут.

4 Этап. Поиск

решения проблемы.

Дети работают в группах.

5 Этап. Представление результатов работы.

Группы представляют свою работу по регламенту.

Дети из других команд задают вопросы.

СЛАЙДЫ 6: «Пирамиды. Известняк».

СЛАЙД 7: «Каменоломни. Внутреннее строение пирамид».

СЛАЙД 8: «Парфенон. Мрамор».

Слайд 9: «Каменоломни. Стоечно-балочная конструкция».

СЛАЙД 10: «Вулкан. Пемза».

СЛАЙД 11: «Арка».

СЛАЙД 12: «Свод».

СЛАЙД 13: «Купол»,

6.Этап. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Ребята, что мы узнали на уроке?

Дети отвечают:

- Узнали, какие бывают виды горных пород в зависимости от условий

происхождения: Магматического, осадочного и метаморфического.

- Научились описывать горные породы, определять их свойства.

- Узнали, что стиль архитектуры древних государств связан со свойствами

горных пород и историческими особенностями развития общества.

Учитель подводит итог:

Мы познакомились с историей строительства великих сооружений

человечества. С историей самих камней, т е с историей в камне и историей

самого камня.

4

Ребята, а что, по-вашему, первичнее: история в камне или история камня?

Дети отвечают: История камня первичнее, потому что…

Учитель: Ребята, а теперь попробуйте назвать (сформулировать) тему

нашего урока.

СЛАЙД 14 «История камня. История в камне»

В ваших папках находятся оценочные листы для каждого, оцените,

пожалуйста, свою работу на уроке.

Звучит красивая музыка.

Учитель: Природа преподнесла человеку щедрый подарок - отличные

строительные материалы, из которых великие цивилизации строили не менее

великие, сооружения. Камень доказал свою прочность перед временем.

Вы только вдумайтесь, римскому Колизею тысяча лет, греческому

Парфенону 1,5 тысячи лет, а египетским пирамидам в Гизе более 4 тысяч лет.

Тысячи лет мы можем любоваться ими.

Музыка прекращается.

Но сегодня, к сожалению, мы знаем и другие примеры, когда камень

отступает перед безжалостной рукой человека.

Вы, наверняка, слышали про Пальмиру. Великолепный древний город, его

еще называли «Невестой пустыни». Объект всемирного наследия ЮНЕСКО

простоявший тысячу лет просто взорван, уничтожен террористами в Сирии

за каких-то 1,5 года.

Музыка грустная

СЛАЙД 15, 16, 17, 18,19. «Пальмира до и после»

Учитель: В Конституции нашей страны сказано, что в обязанности каждого

входит забота о сохранении исторического и культурного наследия. Как вы

думаете почему?

Дети отвечают.

Учитель подводит итог: Все памятники истории и культуры уже сегодня

принадлежит будущему.

Римляне говорили, что жизнь коротка, а искусство вечно. К счастью, это не

совсем так, ведь бессмертное искусство создается людьми. И в наших с вами

силах хранить бессмертие человечества.

5

Учитель: Ну, вот ребята, как говорится, пришло время собирать камни.

Учитель ставит на стол прозрачную чашу с камешками.

Если урок был для вас интересным, познавательным, полезным, положите

свой камень в белую чашу, если наоборот, то в черную.

(А вы знаете, что древние греки тоже голосовали камнями?)

7 Этап: Домашнее задание.

СЛАЙД 20: «Домашнее задание»

Учитель раздает карточки с домашним заданием:

1. Письменно ответьте на вопрос: Где еще человек использует известняк,

мрамор и пемзу.

2. В тетради приведите примеры других горных пород относящихся к разным

группам по происхождению. (Параграф 12)

По желанию.

3. Подготовьте доклад на тему « Роль камня в Русской архитектуре»

4. В России есть город, который называют «Северной Пальмирой». Как на

самом деле называется этот город, и какие горные породы были

использованы при его строительстве.

5. Эссе «Пальмира - каменная сказка».

6



В раздел образования