Автор: Тухватуллина Ильнара Ильдаровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Школа - интернат № 3" г. Оренбурга
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: разработка конспекта урока по математике
Тема: “Задачи на кратное сравнение”
Раздел: начальное образование
Тема: “Задачи на кратное сравнение”
Цель: познакомить учащихся с решением задач на сравнение.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать вычислительные навыки;
Развивающая: развивать логическое мышление, математическую речь;
Воспитывающая: воспитывать математическую культуру, интерес к предмету.
Здоровьесберегающая:
обеспечить
необходимые
условия
для
продуктивной
познавательной
деятельности
учащихся,
снятию
умственного
и
физического
напряжения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
С неба звездочка упала,
Я желанье загадала,
А желанье вот такое:
Будем думать и считать,
И пятёрки получать!
- Ребята, предлагаю каждому из вас на этом уроке побыть звёздочкой.
- Будьте активными и яркими как звёзды.
II. Актуализация знаний.
Речевая разминка
- Начнем урок с речевой разминки.
«Терпение и труд всё перетрут»
- Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Трудолюбие на уроке всегда нужно.
Устный счёт (по слайдам)
- Ребята, посмотрите на слайды и давайте вспомним
таблицу умножения и деления на 4,
5.
- Молодцы, вы справились с заданиями.
Пальчиковая гимнастика.
- Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа.
18 октября. Классная работа.
Чистописание
- На минутке чистописания запишем такое число, которое получится, если к
сегодняшней дате (18) прибавим номер месяца в году (10).
- Получим какое число? (28)
- А если поменяем местами десятки и единицы местами, то, какое число получится?
(82)
- Итак, прописываем 28 и 82, чередуем, через клетку, не забываем.
III. Самоопределение к деятельности. Определение цели урока.
- Ребята, послушайте задачу.
Мама купила 6 яблок и 12 груш. На сколько груш больше купила мама?
Решение: 12 – 6 = 6 (г.)
- Прочитайте следующую задачу.
Мама купила 6 яблок и 12 груш. Во сколько раз больше мама купила груш, чем
яблок?
- Условие осталось то же самое, поменялся вопрос задачи.
- Чтобы ответить на вопрос задачи, мы должны узнать, сколько раз по 6 содержится в
12. Делим 12 на 6, получим 2.
- Значит, груш в 2 раза больше, чем яблок.
- Молодцы! Вы справились с новый видом задачи.
- Мы сейчас решили новый вид задачи.
- Задачи, в которых есть вопросы во сколько раз больше, или во сколько раз меньше,
решаются действием «деление» (на доску вывести вопросы).
- Какую цель поставит каждый на этом уроке? (научиться решать задачи)
- Вернёмся к нашей задачи. Запишем в тетрадях. Обозначим груши – треугольниками,
а яблоки – кружками.
- Посмотрите, сколько у нас треугольников – 12, а кружков – 6.
- Давайте скажем, во сколько раз треугольников большем, чем кружков?
- Как это запишем? 12 : 6 = 2 (раза)
Ответ: в 2 раза груш больше, чем яблок.
- Молодцы!
IV. Работа по теме урока. Работа по учебнику.
- Сейчас предстоит работа по учебнику. Откройте стр. 41.
- Ребята, посмотрите на иллюстрацию и посчитайте сколько утят, а цыплят? (утят – 4,
цыплят – 8)
- Давайте прочитаем вопросы, заданные в учебнике, и попробуем ответить на них.
- Чтобы ответить на эти вопросы, надо узнать, сколько раз по 4 содержится в 8.
- Как найдем? (8 : 4 = 2)
- Значит, цыплят в 2 раза больше, чем утят, а утят в 2 раза меньше, чем
цыплят.
- Какое действие мы применяем при решении этих задач? (применяем действие
«деление»)
- Исходя из решений этих задач давайте сделаем вывод.
Вывод: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо
большее число разделить на меньшее.
Физминутка
-Выполните столько наклонов вперед, во сколько раз 15 больше 3? (5)
-Выполните по столько наклонов влево и вправо, во сколько раз 3 меньше 9? (3)
- Присели столько раз, во сколько 18 больше 3? (6)
- Подпрыгните столько раз, во сколько2 меньше 8? (4)
VI. Закрепление изученного материала.
- Продолжаем работать по учебнику. Задача 1 (1 ученик работает у доски).
- Читаем задачу (читает …)
- Нарисуйте 10 кружков и внизу 2 квадрата.
- Давайте прочитаем еще раз вопрос задачи.
- Как решим?
10 : 2 = 5 (раз)
Ответ: в 5 раз больше, в 5 раз меньше.
- Молодцы, справились с этой задачей.
- Посмотрите на № 4.
- Что нужно сделать?
- Решаем примеры 1 столбика.
- Обменяйтесь тетрадями. Посмотрите на доску и выполните проверку карандашом.
- Ставьте – 5, если выполнено все без ошибок.
- Ставьте – 4, если допущена 1 ошибка.
Резерв (по времени) № 5.
х * 4 = 36 20 : х = 4
Творческая работа. Работа в парах.
- Ребята, скажите, а хотел бы кто – нибудь из вас стать учёным, писателем… и
выпускать свой сборник трудов?
- А что такое сборник? (книга, в которую собраны какие – либо материалы).
- И мы на этом уроке попробуем создать свой сборник задач.
- Вы будете работать в парах. Задача каждой пары сделать страничку для нашего
сборника. Придумать 1 задачу, в которой вопрос будет звучать во сколько раз больше,
или во сколько раз меньше.
- Первая пара читает свою задачу.
- Остальные задачи прочитаем на следующем уроке, обменяемся и порешаем.
- Молодцы!
VII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
Ребята, на партах у вас лежат звёздочки. Определите свою успешность на уроке:
Я работал на уроке с желанием. Мне было интересно и понятно. Улыбка
Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то
неудобство, волновался. Прямая черточка
VIII. Подведение итогов урока.
- Чему вы научились на уроке?
- Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого?
Домашнее задание
Карточки № 1
Карточки № 2
8 х (25 : 5) = 90 – 46 =
(6 : 2) х 5 = 96 – 40 =
30 : (2 х 3) = 90 – 6 =
Задача 1
8 х (90 – 86) =
(18 + 14) : 8 =
6 х (50 – 47) =
Задача 1
Реши задачу
В кастрюле 4 литра воды, а в ведре на 4
литра больше. Во сколько раз меньше
литров воды в кастрюле, чем в ведре?
Сделай схематический рисунок и реши.
Мальчики сделали 15 флажков, а девочки
5 флажков. Во сколько раз больше
флажков
сделали
мальчики,
чем
девочки?