Напоминание

"Развитие мелкой моторики - как средство подготовки руки к письму"


Автор: Кобзева Екатерина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ДОУ №4 "Сказка"
Населённый пункт: г. Заозерск, Мурманская область
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Развитие мелкой моторики - как средство подготовки руки к письму"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание

в старшей группе

Тема: « Развитие мелкой моторики – как средство

подготовки руки к письму».

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев

В.А. Сухомлинский

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее

воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулаки, и если

взрослый вкладывает палец в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает.

Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа

«Сороки – белобоки») приводят в гармоничные отношения тело и разум,

поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро, утверждал, что пальцы наделены

большим количеством рецепторов посылающих импульсы в центральную

нервную систему человека. Восточные медики утверждали, что массаж

указательного пальца положительно действует на состояние желудка,

большого пальца повышает функциональную активность головного мозга,

среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца на сердце.

В результате малой двигательной активности мышцы рук обычно вялые

или слишком напряженные. Это сдерживает развитие тактильной

чувствительности и моторики рук, отрицательно сказываются на

формирование предметно- практической деятельности, моторной готовности

руки к письму.

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить

полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его

к школе? Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы – развитие

мелкой моторики и координации движений пальцев рук

Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от

степени сформированных тонких движений пальцев рук. На основе

обследования детей была выявлена следующая закономерность: если

развитие движений пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое

развитие находится в пределах нормы ; если развитие движений пальцев

отстаёт то задерживается и речевое развитие хотя общая моторика при этом

может быть нормальной и даже выше нормы .

Как часто приходится слышать от учителей : « Интеллект

первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики,

немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита.Пишут

медленно, неуверенно.».Родители первоклассников тоже порой приходят в

отчаяние: « Чем больше строк пишет, тем хуже становится каллиграфия.

Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные

каракули, которые он выводит, даже буквами не назовёшь.»

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при

современном образе жизни явление. Слабую руку дошкольника можно и

необходимо развивать.

Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в

различных видах предметно - практической деятельности:

- Лепка

-Конструкторы и мозайки

-Аппликация

-Ниткопись

-Нанизывание бус разного размера

_Плетение ковриков

-Застёгивание и расстегивание пуговиц, застёжек

-Вышивание на картоне

-Пришивание пуговиц

-Перебирание круп

-Сматывание клубка ниток

-Укладывание спичек в коробку (одной, двумя руками) и т.д.

Пальчиковые игры: играют особую роль в развитии мелкой моторики -

своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они

позволяют корригировать движения, помогают концентрировать внимание.

Если пальчиковые игры сопровождаются стихами, то у детей развивается

речь, чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности.

Так же используются фигуры из пальцев.

Практикум « Пальчиковые игры и упражнения»

1.

Упражнение « Горошина».

Цель. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

А) кладет горошину на одну ладонь и раскатывает её другой ;

Б) берёт горошину в щепоть и катает её между пальцами ;

В) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под

слова педагога;

Мы горошину в двух пальцах помнем,

О горошине, зеленой мы споем.

Г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным

пальцам. Педагог сопровождает движения словами:

Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошина, к нам в лукошко.

Ты катись, горошина, по столу,

Развлекай, горошина, детвору.

2.

Упражнение «Вертушка» (с карандашом).

Цель. Развивать координацию движений.

Ребенок держит карандаш двумя пальцами :большим и указательным.

Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке,

помогая себе при этом средним пальцем.

3) Упражнение « Змейка».

Цель. Развивать содружество движений и моторную ловкость.

Ребенок берет карандаш за верхушку тремя пальцами - щепотью.

Вращая карандаш по часовой стрелке, ребенок начинает опускать

пальцы ( щепоть) вниз ( карандаш извивается, как змейка ). Карандаш

при этом проходит между большим и указательным пальцами.

Упражнение выполняется сначала в воздухе, а затем с упором в лист

бумаги.

Для развития мелкой моторики рук так же используют нетрадиционные

виды рисования. К ним относятся:

- рисование по мокрому фону

- кляксография

- выдувание

- рисование мыльными пузырями

- рисование ладошкой и пальцами

- рисование нитками и т д.

Мне бы хотелось подробнее остановится на рисовании с помощью

ладошек и пальцев Это занятие одно из самых любимых у детей оно не

только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз

убеждает детей в том , что их ладони необыкновенные , волшебные.

Практикум « Нетрадиционное рисование».

Предлагаю родителям нанести краску на ладонь, сделать отпечаток и

дорисовать недостающие части.

Показ рисунков: «Рыба», «Утка», «Цветы», «Жар- птица».

Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности

каждого ребенка, его настроение, желания и возможности. Главное чтобы

занятия приносили только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё

неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над

прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение.

Умелые пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые

разминки, рисование, нетрадиционные виды рисования, проводимые

систематически в д/с, дома, во дворе, во время выездов на природу с самого

раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку,

самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких

деталей конструктора, лепить, мастерить подарки своим близким, принося

им и себе радость.



В раздел образования