Автор: Кобзева Екатерина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ДОУ №4 "Сказка"
Населённый пункт: г. Заозерск, Мурманская область
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Развитие мелкой моторики - как средство подготовки руки к письму"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание
в старшей группе
Тема: « Развитие мелкой моторики – как средство
подготовки руки к письму».
Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев
В.А. Сухомлинский
Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее
воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулаки, и если
взрослый вкладывает палец в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает.
Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа
«Сороки – белобоки») приводят в гармоничные отношения тело и разум,
поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро, утверждал, что пальцы наделены
большим количеством рецепторов посылающих импульсы в центральную
нервную систему человека. Восточные медики утверждали, что массаж
указательного пальца положительно действует на состояние желудка,
большого пальца повышает функциональную активность головного мозга,
среднего на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца на сердце.
В результате малой двигательной активности мышцы рук обычно вялые
или слишком напряженные. Это сдерживает развитие тактильной
чувствительности и моторики рук, отрицательно сказываются на
формирование предметно- практической деятельности, моторной готовности
руки к письму.
Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить
полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его
к школе? Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы – развитие
мелкой моторики и координации движений пальцев рук
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от
степени сформированных тонких движений пальцев рук. На основе
обследования детей была выявлена следующая закономерность: если
развитие движений пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое
развитие находится в пределах нормы ; если развитие движений пальцев
отстаёт то задерживается и речевое развитие хотя общая моторика при этом
может быть нормальной и даже выше нормы .
Как часто приходится слышать от учителей : « Интеллект
первоклассников развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики,
немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита.Пишут
медленно, неуверенно.».Родители первоклассников тоже порой приходят в
отчаяние: « Чем больше строк пишет, тем хуже становится каллиграфия.
Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные
каракули, которые он выводит, даже буквами не назовёшь.»
Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при
современном образе жизни явление. Слабую руку дошкольника можно и
необходимо развивать.
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в
различных видах предметно - практической деятельности:
- Лепка
-Конструкторы и мозайки
-Аппликация
-Ниткопись
-Нанизывание бус разного размера
_Плетение ковриков
-Застёгивание и расстегивание пуговиц, застёжек
-Вышивание на картоне
-Пришивание пуговиц
-Перебирание круп
-Сматывание клубка ниток
-Укладывание спичек в коробку (одной, двумя руками) и т.д.
Пальчиковые игры: играют особую роль в развитии мелкой моторики -
своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они
позволяют корригировать движения, помогают концентрировать внимание.
Если пальчиковые игры сопровождаются стихами, то у детей развивается
речь, чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельности.
Так же используются фигуры из пальцев.
Практикум « Пальчиковые игры и упражнения»
1.
Упражнение « Горошина».
Цель. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.
А) кладет горошину на одну ладонь и раскатывает её другой ;
Б) берёт горошину в щепоть и катает её между пальцами ;
В) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под
слова педагога;
Мы горошину в двух пальцах помнем,
О горошине, зеленой мы споем.
Г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным
пальцам. Педагог сопровождает движения словами:
Катись, горошина, за окошко,
Катись, горошина, к нам в лукошко.
Ты катись, горошина, по столу,
Развлекай, горошина, детвору.
2.
Упражнение «Вертушка» (с карандашом).
Цель. Развивать координацию движений.
Ребенок держит карандаш двумя пальцами :большим и указательным.
Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке,
помогая себе при этом средним пальцем.
3) Упражнение « Змейка».
Цель. Развивать содружество движений и моторную ловкость.
Ребенок берет карандаш за верхушку тремя пальцами - щепотью.
Вращая карандаш по часовой стрелке, ребенок начинает опускать
пальцы ( щепоть) вниз ( карандаш извивается, как змейка ). Карандаш
при этом проходит между большим и указательным пальцами.
Упражнение выполняется сначала в воздухе, а затем с упором в лист
бумаги.
Для развития мелкой моторики рук так же используют нетрадиционные
виды рисования. К ним относятся:
- рисование по мокрому фону
- кляксография
- выдувание
- рисование мыльными пузырями
- рисование ладошкой и пальцами
- рисование нитками и т д.
Мне бы хотелось подробнее остановится на рисовании с помощью
ладошек и пальцев Это занятие одно из самых любимых у детей оно не
только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз
убеждает детей в том , что их ладони необыкновенные , волшебные.
Практикум « Нетрадиционное рисование».
Предлагаю родителям нанести краску на ладонь, сделать отпечаток и
дорисовать недостающие части.
Показ рисунков: «Рыба», «Утка», «Цветы», «Жар- птица».
Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности
каждого ребенка, его настроение, желания и возможности. Главное чтобы
занятия приносили только положительные эмоции. Не надо вкладывать в ещё
неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над
прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение.
Умелые пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые
разминки, рисование, нетрадиционные виды рисования, проводимые
систематически в д/с, дома, во дворе, во время выездов на природу с самого
раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку,
самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких
деталей конструктора, лепить, мастерить подарки своим близким, принося
им и себе радость.