Напоминание

Дыхание и позиции в народном вокале


Автор: Черепанова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУДО "ДДЮ"
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Дыхание и позиции в народном вокале
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное автономное

учреждение дополнительного образования

«Дворец детей и юношества»

городского округа города Райчихинска Амурской области

Дыхание и позиции в народном вокале.

методическое пособие

руководителям детских вокальных коллективов.

Выполнила:

Педагог дополнительного образования

Черепанова Татьяна Анатольевна

Райчихинск

2022г.

Народный вокал одновременно имеет и общие черты с академическим

вокалом, и моменты, которые его сильно отличают. Общее – это принципы

вокала и устройство нашего певческого аппарата, а отличия – это жанровые

особенности и техника исполнения.

Дыхание в народном вокале

Правильное пение (неважно в какой технике) в первую очередь должно

быть безопасным. Это означает, что во время пения вы не должны ощущать

дискомфорт или напряжение в области плеч, шеи и челюсти.

Шея, плечи и руки должны быть расслаблены. Рекомендуется перед занятием

сделать несколько расслабляющих упражнений: круговые движения шеей и

плечами.

Во время занятий обязательно следите за осанкой: нельзя сутулиться и

держать спину неровно. Плечи необходимо отводить назад, как будто

вешаете их на вешалку, а голову держать прямо. Основа народного (и любого

другого) вокала – правильное дыхание. Вокалисты пользуются

диафрагмальным дыханием, т.к. оно обеспечивает лучший контроль над

воздушной струёй, а также наибольшую наполняемость лёгких.

Диафрагма, напрягаясь, растягивает нижнюю часть лёгких, организуя место

для воздуха. Живот выпячивается, и кажется, что человек «дышит животом».

Если дышать грудью, то нижняя часть легких не заполняется воздухом, и

человек не может использовать объем лёгких в полной мере.

Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра,

правильное звукоизвлечение становится возможным только после

постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом —

диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и

расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными.

Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и

расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время

пения дышать ключичным дыханием, то получится неровный и зажатый

звук, который непригоден для пения.

Чтобы понять, как это происходит — представьте себя бочонком.

Попробуйте надуться, как шарик, но так, чтобы ваши плечи оставались

неподвижными. Поставьте руки на пояс, чтобы почувствовать, как

расширяются ребра. Попробуйте положить одну руку на живот, вторую на

пояс, чтобы ощущать, как надувается живот и контролировать, двигаются ли

ребра. Контролируйте плечи – никаких движений плечами.

Чтобы было легче почувствовать правильный вдох, выполните следующее

упражнение. Лягте на спину, а на живот положите тяжелую книгу. Вдыхайте

и наблюдайте, как книга поднимается во время вдоха. Так вы не будете

отвлекаться на плечи и поймете, какие ощущения должны быть при вдохе.

Вдыхайте глубоко и ровно выдыхайте. Делайте так, чтобы книга плавно

поднималась и опускалась.

Упражнение на вокальный выдох

Вокальное дыхание — это и вдох, и выдох. Выдох должен быть ровным,

плавным — от этого зависит качество вашего пения. Суть упражнения в том,

что выдох должен идти маленькое струёй, а мышцы живота – напряжены и

контролировать вдох.

Вдохните, станьте бочонком. Представьте, что на бочонок надевается

обруч, и при выдохе обруч не должен соскользнуть с бочонка до самых

последних секунд. Выдыхайте на букву «с», т.е. делайте «ссссс». Чем дольше

получится, тем лучше, притом живот не должен сразу сдуться. Чтобы

проверить правильность выдоха — поставьте ладошку в пяти-семи

сантиметрах от рта и проверяйте, равномерна ли струя воздуха.

Упражнение на распределение выдоха

Вдохните коротким вдохом, и выдыхайте на букву «ф». Делайте вдох,

затем один выдох, потом вдох — и два выдоха, затем вдох-три выдоха и так

до восьми выдохов за один вдох. Вдохи должны быть одинаковыми, выдохи

так же не должны различаться по напору воздуха. Так вы научитесь

распределять воздух.

Чтобы поставить певческое дыхание, вам понадобится каждый день по

20-30 минут выполнять дыхательную гимнастику в течение нескольких

месяцев, а затем дышать перед каждым занятием по вокалу. Так вы разовьете

мышечную память, и правильное дыхание войдет в привычку, что позволит

во время пения концентрироваться на звукоизвлечении и тембре.

Позиция в народном вокале

Опытные вокалисты поют в правильной позиции «на автомате» и могут

контролировать положение каждого органа певческого аппарата, новичкам

же приходиться внимательно следить за своим выражением лица и

внутренними ощущениями.

Голосообразование в народном пении происходит в открытой манере,

певческая позиция преимущественно речевая (поём как говорим).

Диапазон пения ограничен, и звучит в одном регистре – либо в грудном, либо

в головном. Если в академическом пении выделяют «микст», т.е. плавный

переход с груди на голову, то народное пение не предполагает умения

сглаживать этот переход.

Также в народном пении слышен особый характерный говор, т.н.

«народный говор».

Ограниченность диапазона и достаточная простота обусловлена

происхождением народного вокала. В отличие от академических

композиций, цель народного пения – это донесения смысла, четкость и

понятность слов, поэтому приоритет отдаётся дикции. Чаще всего в

народном пении используется грудной резонатор, активно участвуют зубы,

полость рта и твёрдое небо.

Чтобы научиться народному вокалу, необходимо либо с детства иметь опыт

слушания и повторения народных песен в естественной среде, либо

обратиться к преподавателю по вокалу, который поможет поставить

правильную позицию и проконтролирует, чтобы начинающий вокалист себе

не навредил.

Самостоятельные занятия возможны после приобретения опыта работы с

педагогом: когда вы научитесь себя контролировать, понимать, что вы

делаете и зачем. Самостоятельная работа на первом этапе заключается в

тренировке дыхания, выполнении артикуляционных упражнений и

скороговорок.



В раздел образования