Напоминание

"Развитие зрительно - пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи"


Автор: Жарникова Екатерина Владимировна
Должность: Логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад "Колобок"
Населённый пункт: Республика Бурятии Заиграевский район посёлок Онохой
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие зрительно - пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие зрительно-пространственных

представлений у детей 5-7 лет с общим

недоразвитием речи»

Интерес

к

проблемам

раннего

выявления,

предупреждения

и

коррекции зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлен тем,

что развитие зрительно-пространственных представлений играет большую

роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для

успешного овладения учебной деятельностью. Медики отмечают, что у 45%

первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно

сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное

различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном

возрасте.

Тонкость,

дифференцированность

зрительного

восприятия

и

анализа,

зрительная память свойственны далеко не всем детям. Дети с общим

недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными

предпосылками для развития зрительно-пространственного восприятия.

При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной

памяти у детей с общим недоразвитием речи в школе возможны такие

трудности, как:

трудности

формирования

зрительного

образа

буквы,

цифры,

графического элемента: нарушение соотношения элементов, путание

сходных по конфигурации букв, цифр;

плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно,

медленный темп;

угадывание букв;

возвратные движения глаз (путают строчку, читают наоборот);

пропуск, добавление, перестановка букв;

затруднение понимания прочитанного;

возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;

плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме

фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник).

Вышеизложенное

позволяет

говорить

о

важности

формирования

зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми,

имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет.

Система упражнений и дидактических игр, которая направлена на

развитие зрительно-пространственного восприятия у детей дошкольного

возраста с ОНР.

Она включает в себя:

- Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов

(умение воспринимать форму предметов и их элементов, цвет, величину

предметов, высоту, ширину, длину),

- обучение ориентировке в схеме собственного тела,

-

обучение

восприятию

местоположения

и

удалённости

предмета

в

пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше – ближе),

- обучение восприятию пространственных отношений между предметами, а

также изменчивости пространственных отношений,

- обучение ориентировке на плоскости (на столе, на доске, на полу и только

потом даем лист бумаги,

Предлагаю следующие игры

направленные на развитие зрительно –

пространственных представлений.

1.

«Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами

предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например:

«Встань спиной к телевизору и сделай 2 шага вправо, повернись

налево и сделай один шаг и т.д.

2.

«Части тела».

Попросите ребенка показать различные части тела:

правый глаз, левую руку и т.д. Такой вид упражнений помогает

сформировать умение ориентироваться в пространстве.

3.

«Ориентация в пространстве».

На улице предложите ребенку

рассмотреть окружающие предметы и назвать их относительно друг

друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа

от девочки» и т.д.

4.

«Графический диктант по клеточкам». Это задание помогает не

только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и

готовит руку к письму.

5.

«Сложи по образцу». Предложите ребенку сложить по образцу какой-

либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6.

«Найди отличия в картинках».

7.

«Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых

художник

не

нарисовал

какой-либо

детали.

Ребенок

должен

определить чего не хватает и дорисовать.

8.

«Что изменилось?». Разложите перед ребенком игрушки или картинки

(4-5 штук), предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте

игрушки местами и спросите, что изменилось?

Работа по развитию зрительно – пространственных представлений дает

следующие результаты:

у детей формируется представление о ведущей руке, о частях лица и

тела;

игры и игровые упражнения позволяют не только целенаправленно и

ускоренно формировать зрительно-пространственное восприятие, но и

в доступной интересной форме развивать познавательный процесс

дошкольника;

у детей наблюдается повышенный интерес к предлагаемым заданиям,

что способствует активизации внимания и зрительной памяти;

целенаправленное, всестороннее восприятие предмета, сравнение его с

другими предметами позволяет быстрее активизировать словарь

ребёнка;

силуэтные и контурные изображения предметов помогают развивать

зрительно-пространственную ориентировку, подготавливая ребёнка к

овладению чтением и письмом;

Таким образом, реализация предложенных направлений коррекционно-

профилактической работы в ходе обучения дошкольников с общим

недоразвитием речи позволяют успешно подготовить детей к обучению в

школе, улучшают социальную адаптацию детей к школьным условиям.



В раздел образования