Автор: Жарникова Екатерина Владимировна
Должность: Логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад "Колобок"
Населённый пункт: Республика Бурятии Заиграевский район посёлок Онохой
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие зрительно - пространственных представлений у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие зрительно-пространственных
представлений у детей 5-7 лет с общим
недоразвитием речи»
Интерес
к
проблемам
раннего
выявления,
предупреждения
и
коррекции зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлен тем,
что развитие зрительно-пространственных представлений играет большую
роль в процессе социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для
успешного овладения учебной деятельностью. Медики отмечают, что у 45%
первоклассников зрительно – пространственные представления недостаточно
сформированы. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное
различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном
возрасте.
Тонкость,
дифференцированность
зрительного
восприятия
и
анализа,
зрительная память свойственны далеко не всем детям. Дети с общим
недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными
предпосылками для развития зрительно-пространственного восприятия.
При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной
памяти у детей с общим недоразвитием речи в школе возможны такие
трудности, как:
трудности
формирования
зрительного
образа
буквы,
цифры,
графического элемента: нарушение соотношения элементов, путание
сходных по конфигурации букв, цифр;
плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно,
медленный темп;
угадывание букв;
возвратные движения глаз (путают строчку, читают наоборот);
пропуск, добавление, перестановка букв;
затруднение понимания прочитанного;
возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме
фигур (круг – овал, квадрат – ромб – прямоугольник).
Вышеизложенное
позволяет
говорить
о
важности
формирования
зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми,
имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет.
Система упражнений и дидактических игр, которая направлена на
развитие зрительно-пространственного восприятия у детей дошкольного
возраста с ОНР.
Она включает в себя:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов
(умение воспринимать форму предметов и их элементов, цвет, величину
предметов, высоту, ширину, длину),
- обучение ориентировке в схеме собственного тела,
-
обучение
восприятию
местоположения
и
удалённости
предмета
в
пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше – ближе),
- обучение восприятию пространственных отношений между предметами, а
также изменчивости пространственных отношений,
- обучение ориентировке на плоскости (на столе, на доске, на полу и только
потом даем лист бумаги,
Предлагаю следующие игры
направленные на развитие зрительно –
пространственных представлений.
1.
«Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами
предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например:
«Встань спиной к телевизору и сделай 2 шага вправо, повернись
налево и сделай один шаг и т.д.
2.
«Части тела».
Попросите ребенка показать различные части тела:
правый глаз, левую руку и т.д. Такой вид упражнений помогает
сформировать умение ориентироваться в пространстве.
3.
«Ориентация в пространстве».
На улице предложите ребенку
рассмотреть окружающие предметы и назвать их относительно друг
друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа
от девочки» и т.д.
4.
«Графический диктант по клеточкам». Это задание помогает не
только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и
готовит руку к письму.
5.
«Сложи по образцу». Предложите ребенку сложить по образцу какой-
либо предмет из сборного конструктора или кубиков.
6.
«Найди отличия в картинках».
7.
«Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых
художник
не
нарисовал
какой-либо
детали.
Ребенок
должен
определить чего не хватает и дорисовать.
8.
«Что изменилось?». Разложите перед ребенком игрушки или картинки
(4-5 штук), предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте
игрушки местами и спросите, что изменилось?
Работа по развитию зрительно – пространственных представлений дает
следующие результаты:
у детей формируется представление о ведущей руке, о частях лица и
тела;
игры и игровые упражнения позволяют не только целенаправленно и
ускоренно формировать зрительно-пространственное восприятие, но и
в доступной интересной форме развивать познавательный процесс
дошкольника;
у детей наблюдается повышенный интерес к предлагаемым заданиям,
что способствует активизации внимания и зрительной памяти;
целенаправленное, всестороннее восприятие предмета, сравнение его с
другими предметами позволяет быстрее активизировать словарь
ребёнка;
силуэтные и контурные изображения предметов помогают развивать
зрительно-пространственную ориентировку, подготавливая ребёнка к
овладению чтением и письмом;
Таким образом, реализация предложенных направлений коррекционно-
профилактической работы в ходе обучения дошкольников с общим
недоразвитием речи позволяют успешно подготовить детей к обучению в
школе, улучшают социальную адаптацию детей к школьным условиям.