Автор: Федорова Любовь Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 63
Населённый пункт: город Магадан, Магаданская область
Наименование материала: Конспект НОД в подготовительной группе для дете с ТНР.
Тема: "Родственные слова".
Раздел: дошкольное образование
Тема: Родственные слова.
Цели: Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова».
Учить выбирать родственные слова из потока слов и связной речи, упражнять в
подборе родственных слов.
Учить детей выбирать неродственные слова, образовывать сложные слова.
Закреплять навыки чтения.
Оборудование: предметные картинки: снежок, снежинка, снегурочка, снеговик; цветок,
цветы, цветовод, цветник, семицветик, цветочница, первоцвет; пар, почта, птица, рыба,
лыжи, паровоз, пароход, почтальон, почтовый ящик, птичница, птичий двор, рыбаки,
рыболов, рыболовная сеть, лыжница, горнолыжник. Предметные картинки к рассказу
«Дошколята»: мальчик, девочка – дошкольники, школьники, школа, школьный сад. Плакаты:
домашние птицы (курица с цыплятами, индюк с индюшатами, гусь с гусятами, утка с
утятами); домашние животные (коза с козлятами, собака со щенятами, свинья с поросятами,
корова с телятами); цветок (лепестки к нему с написанными словами: кот, зуб, нос, дуб, дом,
дым). Ель.
Ход занятия.
I.
Оргмомент.
- Сядет тот, кто назовет профессию.
- Кто рыбу ловит? (Рыболов) - Кто сад разводит?
- Кто собак разводит? - Кто трубы чистит?
- Кто хлеб печет? - Кто лес разводит?
- Кто пчел разводит? - Кто лед рубит?
- Кто птиц ловит? - Кто землю копает?
- Кто цветы разводит?
II.
Новая тема.
- Послушайте стихотворение:
Как-то, много лет назад потеряли слово СНЕГ.
И это слово будто корень разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
Вот тебе дружок СНЕЖОК с маленькой СНЕЖИНКОЙ,
Вот тебе СНЕГУРОЧКА со СНЕЖКАМИ – льдинками,
И веселый СНЕГОВИК из СНЕГА получился.
И этому на самом деле никто не удивился.
- СНЕЖинка, СНЕГурочка, СНЕЖки, СНЕГовик. Посмотрели люди, послушали, а слова-
то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.
- Какое слово потеряли? (Снег)
- Какие слова выросли от слова СНЕГ?
- Близки ли они по смыслу? (Да)
- Почему? (Имеют отношение к снегу, сделаны из снега . . . )
- Есть ли в этих словах одинаковая часть? (Да)
Вывод: слова, которые похоже звучат и близки по смыслу называются родственными.
III.
Закрепление.
- Сегодня мы будем подбирать к словам их родственников.
1. Составление цепочки родственных слов. (Выставляются предметные картинки).
- Есть слово «ЦВЕТОК». Называйте к нему родственников: цветы, цветник, цветовод,
семицветик, цветочница, первоцвет.
- Чем похожи эти слова? (У них есть одинаковая часть.)
- Близки ли они по смыслу? (Да)
- Значит они . . . (Родственные)
2. Выбор родственных слов из рассказа.
- Послушайте рассказ и выберите из него родственные слова.
Петя и Оля пока дошкольники. Они ходят в детский сад. Но быстро пройдет лето,
наступит осень, и станет Петя школьником, а Оля – школьницей. Пойдут они в новую,
красивую школу. Около школы есть школьный сад. А пока называют Петю и Олю
смешным словом – дошколята.
- От какого слова выросли эти слова? (Школа)
IV.
Физминутка.
«Снеговик».
Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок –
Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла! Два глаза . . . шляпа . . . нос . . . метла . . .
Но солнце припечет слегка – увы! – и нет снеговика.
- Назовите родственные слова. (Снег, снежок, снежный, снеговик)
V.
Работа с наглядным материалом. (У детей на столах предметные картинки)
1.
– Назовите картинки на доске. (Пар, почта, рыба, лыжи, птица)
- На счет 1 – перевернуть картинки и рассмотреть.
- На счет 2 – слушать задание.
- Выйти, назвать свое слово и отыскать к нему родственное, поставив рядом свою
картинку.
2. Игра «Садовник».
- Соберем из лепестков цветок.
- Выйти, прочитать слово и подобрать к нему родственное.
3. Игра «Кто это?»
- Посмотрите на этот плакат: кто это? (Домашние птицы)
- Они родственники между собой? (Да)
- Произнесите эти слова. (Курица с цыплятами.)
- Будут ли они родственными? (Нет)
- Почему? (У них нет общей части, они неодинаково звучат.)
- Какие слова будут родственными? (Индюк с индюшатами, гусь с гусятами,
утка с утятами.)
- Почему? (У них общая часть, они одинаково, похоже звучат.)
- Посмотрите на этот плакат: кто это? (Домашние животные)
- Назовите слова, которые будут родственными. (Коза с козлятами)
- Почему?
- Какие слова не являются родственными? (Собака со щенятами, свинья с
поросятами, корова с телятами.)
- Почему? (Нет общей части, не одинаково звучат.)
VI.
Итог.
- С какими словами вы сегодня познакомились?
- Какие слова называются родственными?
VII. Оценка деятельности детей.
Анализ открытого занятия
учителя-логопеда Федоровой Л. И.
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
(занятие проведено для педагогов МБДОУ №63, декабрь 2010г.)
Занятие, проведенное учителем-логопедом Федоровой Л. И., составлено в
соответствии
с
календарно-тематическим
планом
и
программными
требованиями. Четко определены цели и задачи педагогического воздействия.
Занятие было посвящено практическому усвоению понятия «родственные
слова». Оно включало несколько этапов взаимосвязанных между собой. По
ходу всего занятия прослеживалась его коррекционная направленность, а
также
формирование
самостоятельного
мышления,
активизация
познавательных процессов детей.
Учитель-логопед грамотно, в игровой форме, создавала проблемные
ситуации, которые дошкольники умело преодолевали.
В результате чего,
происходило качественное усвоение нового материала.
Усвоение нового материала сочеталось с решением задач по закреплению
навыков чтения, а также расширению лексического словаря у детей.
Целесообразно и грамотно был подобран наглядный материал в
соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.
В ходе занятия отмечалась собранность воспитанников, положительный
эмоциональный настрой.
Учитель-логопед владеет педагогической техникой: умеренный темп речи,
точная постановка вопросов, грамотная дикция, умение держать в поле зрения
весь детский коллектив и каждого ребенка отдельно.
Занятие достигло цели, проведено методически грамотно, заслуживает
внимания и может быть использовано в работе с детьми с речевой патологией
в практике учителей-логопедов.
Заведующий МБДОУ №63
В. Н. Склярова