Автор: Лаврищева Светлана Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Г(О)БУ Центр "СемьЯ"
Населённый пункт: с. Становое, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Семейная досуговая деятельность
Раздел: дополнительное образование
Семейная досуговая деятельность.
Основа любого государства - это общественные институты, главным из
которых
является
семья.
Семья
является
важнейшим
институтом
социализации личности - это первый социальный опыт взаимодействия.
Родители передают накопленный поколениями опыт, знания, умения,
обогащают духовную жизнь ребёнка, знакомят с природой и окружающей
действительностью, учат с ней взаимодействовать, трудиться. Закладывают
нравственный
фундамент
личности
ребёнка:
усвоение
простых
норм
нравственности
(доброжелательности,
правдивости,
отзывчивости)
эмоционально-ценностных
представлений о
хорошем
и плохом, пре-
красном и безобразном, добром и злом, основных (базовых) потребностей
личности.
Простые нравственные нормы, чувства доброты и нравственности, усвоен-
ные в семье, становятся основой для формирования более сложных понятий
нравственности и нравственных чувств - патриотизма, чувства долга пред
обществом. Таким образом, именно в семье закладывается фундамент форми
рования структуры ценностных ориентаций.
Впервые термин «ценностные ориентации» появился в социологии, в ра
-ботах американских исследователей Уильяма Томаса и Флориана Знанец-
кого как аналог философского понятия ценности,
сегодня им активно пользу-
ются педагоги, философы, психологи.
Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей,
признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих
мировоззренческих ориентиров. Они определяют содержательную сторону
личности и составляют основу ее отношений к окружающему миру, к себе
самой, являются ядром мотивации жизненной активности, основой жизнен-
ной концепции.
Исходя из вышеизложенного, семья – своеобразная педагогическая ака
демия. Поэтому все, что недополучено в детстве, восполняется с большим
трудом, а иногда и вовсе не восполняется. И потери эти во многом явля -
ются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая
деятельность.
Совместная досуговая деятельность способствует формированию и
развитию духовного и культурного облика каждого члена семьи. Ценности
и атмосфера семьи определяют характер организации семейной досуговой
деятельности.
Семейная досуговая деятельность
- это социокультурный и
педагогический феномен,
находящийся в связи с обучением и воспитанием
личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические,
социальные аспекты. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг
представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных
ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при
учете индивидуальных интересов и потребностей.
Досуг – это синоним словосочетания «свободное время», организованное
в какие-либо виды. Понятие досуга неразрывно связано с понятием
свободного времени, т.е. времени, свободного от работы и других
обязательных
занятий
и
дел,
используемого
полностью
по
своему
усмотрению. И в этом смысле понятие свободного времени ассоциируется с
удовлетворением культурных потребностей, отдыхом и развлечениями.
Семейный досуг - это часть свободного времени, которая предполагает
добровольное и совместное участие членов семьи в разнообразных видах как
активной, так и пассивной деятельности, способствующей сплочению
семейного коллектива, направленная на развитие личности, восстановление
психических и физических сил, а также на формирование родительских и
супружеских отношений, на генерацию, хранение и развитие нравственных и
культурных ценностей, норм, образцов поведения членов семьи.
Задача родителей – суметь правильно использовать ту или иную форму
организации семейного досуга. Культура организации досуга, конечно же,
зависит от взрослых.
К.Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы
досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность».
Основным принципом организации семейного досуга является ориентация
НА ВСЕХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, учет возрастных, психофизиологических
особенностей, а также интересов и ценностей.
Чем же его заполнить?
Мы знаем время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет,
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней, напрасных счет. (С.Я.Маршак)
Формы семейного досуга можно разделить на два вида: семейный домаш
-ний досуг и семейный внедомашний досуг.
Семейный домашний досуг – это:
•любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за
домашними животными, совместные занятия творчеством,
художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование,
пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т.п.);
•совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр
телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ);
•домашние спектакли (организация театрализаций и театральной
деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши),
так и полномасштабной (организация домашнего театра – живого или
кукольного - постановка композиций, игровых программ, малоформатных
спектаклей и т.п.);
•семейное чтение;
•игры (с детьми, настольные и т.д.);
•праздники (организация домашних детских праздников с включением
игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с
привлечением широкого круга родственников и свойственников).
Семейный внедомашний досуг:
•рекреативный семейный отдых вне дома (дача, туризм);
•оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые
забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс-клуба и т.д.).
•совместное посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других
культурно-зрелищных мероприятий;
•хождение в гости;
•организация любительских семейных общностей и семейных коллективов
художественной самодеятельности;
•участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;
•организация
семейных
праздников
и
ритуально-обрядовых
действ
(свадьба, похороны, поминки и т.п.) с привлечением предприятий
культурно-досуговой сферы.
Виды семейного отдыха: активный и пассивный.
Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает
утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь
бы
можно
было
отвлечься,
освободиться
от
напряжения,
получить
эмоциональную
разрядку.
Пассивный
отдых –
неотъемлемый
элемент
жизни человека.
Он
служит
подготовительной
степенью
к более
сложной и творческой деятельности.
Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с
превышением исходного уровня. Человек наслаждается движением, быстрой
сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых
в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых
усилий и подготовки. Активный семейный досуг – это очень занимательное
времяпрепровождение, это веселье, развлечение, получение новых эмоций
всеми членами семьи.
Схематично активный семейный отдых можно разделить на
спортивный и культурный.
Спортивный отдых дает работу мышцам, требует некоторого минимума
свежих сил, волевых усилий и подготовки. Активный спортивный досуг – это
просто замечательная возможность великолепно провести выходные дни или
отпуск, а также получить незабываемые эмоции, которые Вы не сможете
забыть долгое время.
Семейные занятия спортом благотворно влияют не только на физическое,
но и на нервно-психическое здоровье членов семьи. Сейчас очень много
спортивных и развлекательных комплексов. Детям в выходные обязательно
необходимо выплеснуть куда-то свою неуемную энергию. Этого легко
можно достичь, посвятив время активному отдыху. Можно всей семьёй
посетить бассейн, спортивный центр, каток, а также съездить в ближайший
аквапарк. Да, это не самое дешевое удовольствие, но детский восторг вполне
окупает все затраты!
С культурным отдыхом
связаны
духовные
интересы,
которые побуждают
людей
к активным
поискам
в сфере культуры.
Итак, кино или театр, музей выставочный зал и т.д. Если ваш выбор пал на
кинотеатр, можно сходить на смешную семейную комедию или на весёлый
мультфильм. Театр - это не простое развлечение. В ходе спектакля мы
получаем
познавательную
информацию,
направленную
на
развитие
интеллектуальной сферы. Помимо всего прочего театр - это и школа чувств.
Мы учимся здесь переживаниям, различным эмоциям, навыкам познания
ощущений других людей.
В качестве оценки полноценности досуга используются два основных
критерия. Первый – объём свободного времени, отводимого на семейный
досуг. И второе - содержание досуга.
Семейный досуг не может существовать без определённых важных и
приятных обычаев.
В основе выбора той или иной формы семейного досуга
лежат семейные традиции. Семейные традиции — это духовная атмосфера
дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки
его обитателей.
Семейные
традиции
помогают нормально взаимо-
действовать
с
обществом,
делают
сплочённой
семью,
укрепляют
родственные
связи,
улучшают
взаимопонимание.
Так,
одни
семьи
предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на
работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях
приняты совместные трапезы, обсуждение планов.
Семейные традиции –
неотъемлемая часть жизни любого общества в каждом государстве. Они как
цемент при постройке дома, связывают всех родственников, позволяют им не
терять общих интересов.
Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но, все
же, в целом их условно можно разделить на две большие группы: общие и
специальные.
Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в
том или ином виде. К ним можно отнести:
Празднование дней рождений и семейных праздников. Благодаря
таким обычаям и дети, и взрослые получают множество «бонусов»:
предвкушение праздника, хорошее настроение, радость общения с
семьей, ощущение своей нужности и значимости для близких. Эта
традиция – одна из самых теплых и веселых.
Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание
вещей по местам. Когда малыш с малых лет приучается к своим
домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в
жизнь семьи, учится заботе.
Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взро
-слые, и маленькие. Делая что-то вместе с детьми, родители
показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства.
Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить
доверительные отношения с мамой и папой.
Семейный обед. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства,
что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.
Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором реша-
ются важные вопросы, обсуждается ситуация, строятся дальнейшие пла
ны, рассматривается бюджет семьи и т.п. Очень важно привлекать к со-
вету детей – так ребенок научится быть ответственным, а также лучше
понимать своих родных.
Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за
что можно (если можно) наказывать ребенка, и как его поощрять. Кто-
то дает дополнительные карманные деньги, а кто-то – совместный по-
ход в цирк. Главное для родителей – не переборщить, излишние требо-
вания взрослых могут сделать ребенка безынициативным и вялым или,
наоборот, завистливым и злым.
Ритуалы приветствия и прощания. Пожелания доброго утра и слад-
ких снов, поцелуи, объятия, встреча при возвращении домой – все это
является знаками внимания и заботы со стороны близких.
Дни памяти умерших родных и близких.
Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поезд-
ки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее
более яркой и насыщенной.
Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной
данной семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или
по выходным отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или
походы в горы. Или…
Также все семейные традиции можно разделить на сложившиеся сами по
себе и сознательно внесенные в семью.