Автор: Кузнецова Людмила Викторовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 107» (МБДОУ)
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Оглавление:
Глава 1. Особенности развития детей с нарушениями зрения, как основа
разработки содержания коррекционной работы.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития
музыкально-ритмических движений у детей с нарушениями зрения.
1.2 0собенности развития музыкально-ритмических движений у детей с
нарушениями зрения.
Глава 2. Исследование развития музыкально-ритмических движений детей с
нарушениями зрения.
2.1 Методика проведения исследования.
2.2 Характеристика детей, принимавших участие в исследовании.
Глава 3. Организация коррекционно-педагогической работы по развитию
музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушениями
зрения.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Целительное в коррекционно-развивающем воздействии музыки и движения
на детей с проблемами указывали такие виднейшие ученые, как Пифагор,
Аристотель, Платон, зарубежные Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли,
отечественные
Л. С. Выготский, В. П. Кащенко. Г. А. Волкова, А. В. Кручинин, Л. И.
Плаксина
Л. В. Рудакова и другие. Исследования литературы и опыт работы дают
основание говорить об актуальности данной темы.
Новизна работы состоит в использовании общепринятых методик на детях,
имеющих нарушения зрения, использование нетрадиционного наглядного
материала, офтальмологических упражнений, гимнастики для глаз,
в
разработке и использовании нетрадиционных методов и приемов в обучении,
а также в рациональных методах обработки наблюдений.
Цель: изучение музыкально-ритмических способностей дошкольников с
нарушениями
зрения
и
определение
наиболее
эффективных
путей
коррекционной работы.
Задачи: изучить литературу, найти научное подтверждение наблюдениям;
на
основе
сравнительного
экспериментального
исследования
изучить
развитие
музыкально-ритмических
способностей
у
дошкольников
с
нарушениями зрения и выявить их особенности; выявить динамику
изменений
у
детей
экспериментальной
группы;
определить
пути
коррекционно-педагогической работы по развитию музыкально-ритмических
движений у детей с нарушениями зрения.
В
предлагаемом
исследовании
рассматриваются
рациональные
и
эффективные пути и средства индивидуального и дифференцированного
подходов к содержанию и формам коррекционной работы с дошкольниками,
имеющими
нарушения
речи.
Данная
проблема
рассматривается
во
взаимосвязи коррекционно-восстановительной работы, проводимой с учетом
состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей детей.
Глава 1 Особенности развития детей с нарушениями зрения, как основа
разработки содержания коррекционной работы.
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития
музыкально-ритмических движений у детей с нарушением зрения. В
специализированных
группах
лечение
сочетается
с
педагогическим
воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся
патологии. С младшей группы я включаю в занятия различные шумовые
инструменты: колокольчики, ложки, погремушки и другие. Игра в оркестре
не только развивает чувство ансамбля, координацию слуха и движения рук,
но и является хорошим коррекционным упражнением для глаз. Этот вид
музыкальной деятельности детей хорошо представлен в программе Т. Э.
Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Для детей с нарушениями зрения и отставанием в развитии психических
функций, плохо развитой общей моторикой и задержкой эмоционального
развития в коррекционные занятия по ритмической пластике я включаю
программу А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика».
Я включаю в занятия музыкальные этюды и танцы. Это помогает не только
формировать и развивать эмоциональную сферу детей с нарушениями
зрения, но и расширяет их возможности в исполнении выразительных жестов
в повседневной жизни.
1.2. Особенности развития музыкально-ритмических движений у детей с
нарушениями зрения.
Чтобы изучить индивидуальные в начале года на каждую группу с
нарушением зрения я составляю список-таблицу, где фиксируется острота
зрения каждого ребенка, затем глазной диагноз и особенности развития
детей. Если ребенку прописана окклюзия (заклейка, отмечается на какой
глаз. Отмечается дата поступления в детский сад. Для чего это делается? Для
работы с детьми с нарушениями зрения нужна организация их внимания. Для
этого необходимо правильно распределить их по музыкальному залу, чтобы
каждый ребенок чувствовал себя максимально комфортно. Нарушение
зрения влияет на формирование зрительного восприятия,
которое у
слабовидящих детей отличается неполнотой и фрагментарностью образа. У
детей
невысокая
двигательная
активность,
общая
медлительность,
повышенная
утомляемость
и
истощаемость.
Кроме
этого,
у
детей
наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства, аритмичность
двигательных актов, трудности зрительно-пространственной ориентировки
У
ребенка
со
значительным нарушением
зрения часто наблюдается
напряженный или, наоборот, отсутствующий взгляд,
невыразительное
лицо-«маска», скованность и схематизм в передаче различных движений.
Главное
содержание
музыки-чувство,
эмоция,
поэтому
именно
на
музыкальных
занятиях
особенно
видна
необходимость
коррекции
эмоционально-поведенческих нарушений детей с патологией зрения.
Глава 2. Исследование музыкально-ритмических движений у детей с
нарушениями зрения.
2.1. Методика проведения исследования. Данная методика включает в себя
два раздела: 1. исследование движений; 2. исследование чувства ритма.
При выполнении движений детьми учитывались следующие параметры:
- двигается ритмично,
- чувствует смену частей музыки;
- проявляет творчество, придумывает свое движение;
-ориентируется в пространстве,
-выполняет движения эмоционально
При
исследовании
чувства
ритма
у
детей
учитывались
следующие
параметры:
-правильно и ритмично прохлопывает усложненные ритмические рисунки;
-умеет
их
составлять,
проговаривать,
проигрывать
на
музыкальном
инструменте;
- умеет держать ритм в двухголосье.
В связи с трудностью выполнения задания использовались 2 вида помощи:
1-ый -стимулирующий («неверно, послушай внимательнее»);
2-ой вид-помощь при выполнении движений.
Оценка: 10 баллов- правильное выполнение, 7 баллов- правильное
выполнение после стимулирующей помощи, 4 балла -правильное
выполнение после второго вида помощи, 0 баллов - неэффективное
использование помощи как первого, так и второго вида.
2.2.
Составляется
характеристика
детей,
принимавших
участие
в
исследовании.
Для выявления анализа применялась анкета для родителей.
Таким образом, изучив документацию и выявив анамнестические данные
детей с нарушениями зрения, принимавших участие в исследовании мы
можем сделать вывод, что офтальмологический диагноз часто сочетается с
невропатологическим, психическим дефектом.
Глава 3. Организация коррекционно-педагогической работы по развитию
музыкально-ритмических движений у дошкольников с нарушениями зрения.
Успешное овладение музыкально-ритмическими движениями у детей с
монокулярным
зрением
возможно
обеспечить
только
в
условиях
специальных коррекционных занятий ритмикой, целью которых является
формирование компенсаторных способов восприятия и воспроизведения
музыкально-ритмических
движений
на
полисенсорной
основе
(слухо-
зрительно-тактильно-кинестетической). Работа по развитию музыкально-
ритмических движений ведется музыкальным руководителем поэтапно, в
определенной
последовательности.
На
начальном
этапе
проводится
подготовительная работа, на втором этапе- освоение движения, на третьем-
закрепление в играх, танцах, в самостоятельной деятельности.
Опыт показывает, что в работе со слабовидящими детьми первый этап
работы более продолжителен, чем с нормально видящими. Весьма важен
принцип
индивидуального
и
дифференцированного
подходов
к
коррекционной работе.
Важное значение в коррекции имеет принцип единства педагога и ребенка.
Обычно эти дети не контактны и не сразу включаются в работу. Поэтому на
начальном этапе стремимся детей заинтересовать, активизировать.
Дети быстро утомляются. Исходя из практики работы с такими детьми я
рекомендую все виды музыкальной деятельности организовывать в игровой
форме. Во все виды музыкальной деятельности я стараюсь внести наглядный
материал, который должен быть четким, ярким, достаточно крупным- это
одна из специфических особенностей коррекционной работы с детьми.
Расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном
расстоянии. В обучении чаще всего наглядный материал используется в
сочетании со словесным, так как у детей страдают различные зрительные
функции (острота зрения. бинокулярность, сужение или выпадение поля
зрения и цветоразличений и т. д.).
При нарушении зрения формирование музыкальной деятельности идет от
показа к подражанию и осуществляется на многофункциональной основе:
речевой и слуховой и музыкально-двигательной. Движения детям следует
показывать с близкого расстояния, а для детей с низкой остротой зрения
повторять их по несколько раз, комментируя свои действия. Иногда следует,
взяв ребенка за руки, двигаться вместе с ним, чтобы он ощутил ритм.
Наиболее
успешно
освоение
детьми
ориентировки
в
окружающем
пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях. На
занятиях при объяснении часто используем наглядно-игровые методические
приемы. Каждое новое музыкально-ритмическое упражнение разучиваем на
трех- четырех занятиях. В ходе специального обучения слабовидящие дети
усваивают. музыкально-ритмические движения.
Заключение. Таким образом, специфика работы музыкального руководителя
в детском саду
для детей с нарушениями зрения заключается в том, что она требует
знаний в области офтальмологии, тифлопсихологии, тифлопедагогики,
владения соответствующими приемами и методами обучения, применения
специальных средств наглядности. Во всех видах музыкальной деятельности
предусматривается коррекционные упражнения для активизации зрительных
функций. Навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе музыкально-
ритмической деятельности, способствуют у них развитию способности
организовать направлять свои действия в пространстве в соответствии с
определенными временными интервалами, степенью мышечных усилий,
действиями других детей, что позволяет в дальнейшем быстрее усваивать
необходимый двигательный ритм любого действия в процессе учебной,
игровой и трудовой деятельности. Чтобы коррекционная работа по развитию
музыкально-ритмических
движений
была
результативной,
необходимо
создать соответствующие условия для зрительного восприятия, оптимально
использовать наглядные пособия, применять специальные методы обучения,
учитывать особенности зрения каждого ребенка, подходить к обучению
индивидуально
учитывая
психофизиологические
особенности
детей.
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения зрения,
подтверждают
необходимость
специальной
коррекционной
работы
по
музыкально-ритмическим движениям.
Список литературы:
1. Волкова И. П. Индивидуально-типологические особенности лиц с
нарушениями зрения. Дефектология. 2005.№5 стр. 39-47.
2. Васильева Т. К. Секрет танца. -СПб, 1997.
3. Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». М., 2006.
4. Коррекционно-воспитательная работа в детском саду для детей с
нарушением зрения/ под ред. Л. И. Плаксиной, И. В. Новичковой. -М., 1994.
5. Кряж В. Н. и др. Гимнастика. Ритм. Пластика. -Минск, 1987.
6. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников. -М., 1986. 10. Кононова Н. Г. Обучение
дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. -М., 1990.
7. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. -М., 2000.
8. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение, -М., 1972.
9. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. -М., 2000.
10. П. Тарханова Ю. С. Коррекция зрения у детей. - Ростов н/Д. 2000.
11. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование: музыка, речь,
движение.