Автор: Кадирова Кенюль Исахан Кызы
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: "Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Ханты-Мансийск
Наименование материала: доклад
Тема: "Коллективные формы работы во внеурочное время – экскурсии"
Раздел: среднее профессиональное
Коллективные формы работы во
внеурочное время – экскурсии
Внеурочная воспитательная деятельность проводится в разнообразных
организационных формах, которые можно объединить в 3 группы:
-Кружковые формы занятий, объединяющие группы учащихся для
проведения с ними внеурочной деятельности по определенному плану и
программе в течении определенного времени (полугодие, год);
-массовые мероприятия, охватывающие сразу значительное количество
учащихся в качестве слушателей, зрителей или участников коллективного
труда, групповых соревнований, игр и развлечений;
-индивидуальная работа с отдельными учащимися, которым даются те или
иные задания по самостоятельному внеклассному чтению, по подготовке
рефератов, или докладов, по проведению каких-либо наблюдений, по
коллекционированию, изготовлению моделей, конструированию и
выполнению других творческих работ;
Экскурсия- общеразвивающее занятие в ГПД, составная часть системы
занятий на открытом воздухе.
Отличительные особенности этой формы воспитания- показ и объяснение
наблюдаемого объекта, движение по избранному маршруту, познавательна,
двигательная и досуговая деятельность школьников.
Цель экскурсии: с одной стороны, обеспечить отдых и восстановить
умственную работоспособность детей; с другой- ненавязчиво организовать
их познавательную деятельность.
Общие задачи экскурсионных занятий следующее:
1.
Сформировать общественно ценное отношение к активной досуговой
деятельности, служащей духовному и физическому обогащению
личности;
2.
Развивать социально значимые потребности заполнять свое свободное
время разнообразными экскурсиями;
3.
Воспитать общие способности использовать экскурсии для
всестороннего развития личности.
Решая эти задачи при организации экскурсии, следует учитывать ряд
требований:
1.
Двигательная деятельность детей должна быть доминирующей.
Основу ее составляет ходьба. Игровая и трудовая деятельность
заполняет кратковременные паузы на остановках.
2.
Экскурсия не должна вызывать переутомления учащихся.
3.
Необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник
информации.
4.
Содержание экскурсии следует обогащать кратковременными беседами
на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям.
5.
Каждая экскурсия посвящается объяснению одного-двух понятий,
вокруг которых группируется сообщаемая информация.
6.
К организации и проведению экскурсии нужно активно привлекать
самих учащихся, поручать им различные роли по обеспечению порядка.
По своим целям и месту в учебном процессе экскурсии делятся на
такие виды:
Вводные, которые предшествуют изучению темы, имеют целью
накопить наблюдения и собрать материал для последующих
уроков;
По усвоению новых знаний: на них ученики в естественных
условиях знакомятся с новыми для них объектами, явлениями и
закономерностями, приобретают новые знания
«исследовательским методом», что способствует их осознанности
и прочности;
Обобщающие, на которых учащиеся получают практическое
подтверждение полученных на уроках знаний о фактах,
явлениях, событиях и т.д.
Учитель:
сообщает тему, цель, маршрут экскурсии;
распределяет обязанности между школьниками;
проверяет их одежду и обувь;
оценивает соответствие их сезону и погоде;
предупреждает о соблюдении осторожности на некоторых этапах
маршрута.
Иногда бывает полезно прервать экскурсию на короткое время, собрать
учеников и дополнительно разъяснить свои требования.
Завершая экскурсию, учитель предлагает им проверить чистоту одежды и
обуви. Кратко подводя итоги, учитель дает оценку поведения детей.
Особенности этих занятий состоит в том, что они проходят на воздухе. При
ненастной погоде экскурсия может быть прервана или сокращена. В
зависимости от настроения группы учителю порой целесообразно изменить
содержание деятельности учащихся. Ему важно сохранить бодрое и
радостное настроение учеников.
Готовясь к экскурсии, учитель должен удачно избрать ее объект.
Особое внимание учитель, чтобы экскурсии проходили по одним и тем же
местам. Знакомые и часто встречающиеся виды не побуждают учащихся
вести наблюдения за окружающей действительностью. Надо сделать так,
чтобы в маршруте было что-то новое:
место для игр;
отрезок пути;
остановка для отдыха;
вспомогательный объект изучения;
порядок движения.
Иногда полезно пройти лишнее расстояние. От этого экскурсия выигрывает.
Протяженность маршрутов зависит от возраста учеников:
в начальных классах расстояние колеблется от 2 до 3 км;
в подростковых- до 5 км.
Учитель составляет план экскурсионной работы, который включает
схему объектов и маршрутов экскурсий с учетом возраста детей.
Необходимо менять источник информации с тем, чтобы придать
новизну занятию;
Можно привлекать родителей, других взрослых, старшеклассников и
самих детей к организации экскурсии;
Общение с различными людьми расширяет знания о жизни
окружающих людей, возбуждает любопытство и уважение к ним,
повышает их авторитет в глазах школьников.
Пример
На экскурсиях по теме «Творчество людей» учителю предстоит познакомить
учеников с народными умельцами. Они должны увидеть, что люди стремятся
создать приспособления, облегчающие труд или украшающие их жизнь.
Послушав во время экскурсии произведение устного народного творчества,
рассмотрев вышитые, вязанные, плетенные предметы домашнего обихода,
увидев резьбу по дереву, чеканку, рисунки, дети пожелают создать подобные
предметы. Цель этих экскурсий- возбудить у них интерес к творческой
деятельности.
Пример
На экскурсиях по теме «Водные ресурсы родного края» ученики узнают о
водных объектах и сооружениях при них: каналах, озерах, плотинах, мостах,
родниках, об охране водных ресурсов, об их роли в народном хозяйстве.
Вывод: хорошо продуманная, разумно организованная внеурочная работа
содействует успешному решению поставленных перед школой задач.
Поэтому важно создать для учащихся в школах устойчивый режим дня с
определенной постоянной системой видов деятельности, связанной с
основным учебным процессом, единством времени места и педагогического
руководства. Целостное педагогическое воздействие на ученика
осуществляется в течении дня, создаются наиболее благоприятные условия
для построения педагогически целесообразной системы всестороннего
воспитания учащихся, то успех такой работы обеспечен.
Экскурсионная деятельность ценна тем, что во время нее можно собрать
материалы различного назначения:
Раздаточный материал для уроков. Краеведческого уголка или музея.
Образцы местных полезных ископаемых горных пород, почв, растительные
образцы для гербариев, насекомых для коллекций.
Кадирова Кенюль Исахан кызы - учитель индивидуального обучения.