Авторы: Пискунова Наталья Александровна, Соколова Марина Викторовна
Должность: Учителя начальных классов
Учебное заведение: МБУ " Лицей№6"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Конкурс методических разработок
Тема: Авторская программа по внеурочной деятельности " Я и мой мир"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Программа
курса
внеурочной деятельности работа с портфолио «Я и мой мир»
разработана для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС
начального
общего
образования
второго
поколения,
на
основе
пособие
для
учителей
общеобразовательных учреждений «Портфолио в начальной школе» из серии «Работаем по новым
стандартам» под редакцией А.В.Иванова 2012 года издания.
Личностное портфолио
– эффективное средство для плодотворной совместной работы
учеников,
родителей
и
учителей
над
формированием
положительных
качеств
характера
развивающейся личности. Особенно актуально это для учащихся начальных классов, когда ребёнок
только начинает понимать, что такое коллектив и какое место занимает он в коллективе, когда он
только начинает учиться оценивать себя: свои сильные и слабые стороны. Содержание его
помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных
областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное
средство для решения ряда важных педагогических целей и задач.
Цели:
Формирование у первоклассника навыков самооценки.
Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать
собственные
интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный»,
«я идеальный»);
Развитие мотивации творческого роста, самостоятельной организации учебной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Задачи:
Своевременно отмечать успехи ученика.
Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности
обучения и
самообучения.
Через создание ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в
собственных силах и возможностях.
Через создание условий для самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и
внешкольной жизни максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка,
развивать познавательные интересы учащихся и формирование готовности к самостоятельному
познанию.
Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность.
Формировать положительные моральные и нравственные качеств личности.
Функции портфолио
Целеполагание.
Поддерживает образовательные цели, сформулированные ФГОС второго поколения
Диагностическая функция.
Позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться.
Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении
с детьми.
Мотивационная функция.
Поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных
результатов.
Контролирующая и оценивающая функция.
Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы
помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений,
проанализировать свой учебный опыт. Задуматься над результатами своего труда.
Воспитательная функция.
Важно направить сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его
ценностных ориентациях.
Кроме того, заполняя эти страницы, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности,
узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно
проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребёнок делится своим
социальным опытом.
Развивающая функция.
Обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговая функция.
Показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Страницы портфолио включают в себя 5 основных разделов:
Разделы (что это значит для учителя)
Как называются страницы в
портфолио
Диагностика личности.
Мой портрет.
Это я!
Я о себе…
Всё обо мне.
Моя семья.
Диагностика успехов.
По лестнице знаний.
Мои достижения.
Социальная жизнь.
Моя школьная жизнь.
Самооценка личности.
Я познаю мир.
Какой я?
Детское творчество.
Мои «шедеврики».
Содержание каждого раздела углубляется с каждым годом.
Сроки реализации – 1 год. Программа рассчитана на проведение занятий в течение учебного года
– 33 недели. Продолжительность занятий – 35 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете с
игровой зоной, в городской и школьной библиотеке.
В ходе всего обучения на занятиях доминирует познавательная и практическая деятельность.
Основными формами обучения являются:
беседы;
игры;
практические работы.
Особое место и значение отводится на каждом занятии игре. Это ведущий вид деятельности
этого возраста (6-11 лет). Через игру ребёнок вступает во взрослый мир. Через игру
формируется чувство товарищества и дружбы между детьми, гуманистическая атмосфера в группе.
Формы подведения итогов работы: беседа, заполнение и оформление страницы портфолио.
Изучение курса внеурочной деятельности работа с портфолио «Все обо мне»
формирует следующие универсальные учебные действия
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя
справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития
речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении
(правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами
изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного
общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток
информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при
взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и
мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия,
прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
–
продуцировать уместные,
эффективные этикетные
жанры
приветствия,
прощания,
благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к
маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных
составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков,
опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
В основу изучения к курса внеурочной деятельности работа с портфолио «Все обо мне»
положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со
своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-
социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает)
первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или
отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом
социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей,
которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно
становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным
человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество,
та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского
общества.
Планируемые результаты освоения программы:
Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализацию
ребёнка. Оно даёт проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок: его отношение к
обучению, степень овладения УУД, как постепенно меняется и обогащается мир ребёнка, как
складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.
В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию
ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными
ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).
Что даёт портфолио учителю?
Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него
умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и
вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах,
впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность
узнать особенности эмоциональной жизни отдельного ученика и учитывать их в своём общении с
детьми.
Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения
учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на
помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи,
не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители,
которые всегда придут на помощь.
Что даёт портфолио родителям?
Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят движение ребёнка в
овладении ЗУН, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, трудности и
радости.
Важно, чтобы ребёнок в любое время мог взять своё портфолио, что-либо исправить или
дополнить, вложить в папку «Мои шедеврики» свои работы.
С разрешения детей можно выкладывать портфолио на родительских собраниях. Показывать его
кому-либо можно только с разрешения ребёнка.
Собранные листы наблюдений отражают динамику следующих показателей:
сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких
навыков учения, как:
приобретение знаний,
понимание,
применение,
анализ,
синтез,
оценка,
диалектичность мышления,
метазнание
Сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:
способность принимать ответственность;
способность уважать других;
умение сотрудничать;
умение участвовать в выработке общего решения;
способность разрешать конфликты;
Способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе
сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда
коммуникативных навыков:
слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и
большой группе);
чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание,
готовить отчеты, вести дневник)
Содержание программы
№
Название разделов
Название тем
1
Знакомьтесь, это я!
Первое сентября.
Мой портрет.
Моя семья.
Мои друзья.
Я о себе.
Моя маленькая Родина.
Мои добрые дела.
Это я!
Я познаю мир.
2
Моя школа.
Чему учат в школе.
Законы школьной жизни.
Права и обязанности ребёнка.
Распорядок дня.
Правила безопасности.
Безопасный маршрут «Дом – школа».
3
Мой класс.
Мой класс.
Моя школьная жизнь.
Традиции класса.
Как я отношусь к людям.
4
Мои учебные достижения.
Я учусь писать.
Учимся ставить цели.
Моё созвездие успеха.
Мои цели: 1 класс.
Математическая копилка.
Портфель читателя.
Оцени свои знания по ИЗО.
Оцени свои знания по музыке.
Оцени свои знания по технологии.
Оцени свои знания по окружающему
миру.
Оцени свои знания по литературному
чтению.
Оцени свои знания по математике.
Оцени свои знания по русскому языку.
5
Мои достижения + Мои «шедеврики»
Я закончил(а) 1(2, 3, 4)класс!
Тематическое планирование
1 класс
№
Название тем
Количество часов
Всего
Аудит.
Внеаудит.
1.
Первое сентября.
1
1
2.
Чему учат в школе.
1
1
3.
Мой портрет.
1
1
4.
Моя семья.
1
1
5.
Мой класс.
1
1
6.
Законы школьной жизни.
1
1
7.
Права и обязанности ребёнка.
1
1
8.
Распорядок дня.
1
1
9.
Правила безопасности.
1
1
10.
Безопасный маршрут «Дом – школа».
1
1
11.
Мои друзья.
1
1
12.
Я учусь писать.
1
1
13.
Учимся ставить цели.
1
1
14.
Моё созвездие успеха.
1
1
15.
Мои цели: 1 класс.
1
1
16.
Моя школьная жизнь.
1
1
17.
Математическая копилка.
1
1
18.
Я о себе.
1
1
19.
Как я отношусь к людям.
1
1
20.
Традиции класса.
1
1
21.
Портфель читателя.
1
1
22.
Моя маленькая Родина.
1
1
23.
Мои добрые дела.
1
1
24.
Это я!
1
1
25.
Я познаю мир.
1
1
26.
Оцени свои знания по ИЗО.
1
1
27.
Оцени свои знания по музыке.
1
1
28.
Оцени свои знания по технологии.
1
1
29.
Оцени свои знания по окружающему миру.
1
1
30.
Оцени свои знания по литературному
чтению.
1
1
31.
Оцени свои знания по математике.
1
1
32.
Оцени свои знания по русскому языку.
1
1
33.
Я закончил(а) 1 класс!
1
1
Итого:
33
14
19
Тематическое планирование
2 класс
№
Название тем
Количество часов
Всего
Аудит.
Внеаудит.
1.
Первое сентября.
1
1
2.
Чем я занимался летом.
1
1
3.
Мой портрет: как я изменился за лето.
1
1
4.
Моя семья: совместные мероприятия.
1
1
5.
Мои обязанности в классе.
1
1
6.
Законы школьной жизни.
1
1
7.
Права и обязанности ребёнка.
1
1
8.
Распорядок дня.
1
1
9.
Правила безопасности.
1
1
10.
Безопасный маршрут «Дом – школа».
1
1
11.
Мои друзья.
1
1
12.
Какой предмет мне даётся труднее всего?
1
1
13.
Я ставлю цель.
1
1
14.
Моё созвездие успеха.
1
1
15.
Мои цели: 2 класс.
1
1
16.
Моя школьная жизнь.
1
1
17.
Математическая копилка.
1
1
18.
Я о себе.
1
1
19.
Как я отношусь к людям.
1
1
20.
Традиции класса.
1
1
21.
Портфель читателя.
1
1
22.
Моя маленькая Родина.
1
1
23.
Мои добрые дела.
1
1
24.
Это я!
1
1
25.
Я познаю мир.
1
1
26.
Оцени свои знания по ИЗО.
1
1
27.
Оцени свои знания по музыке.
1
1
28.
Оцени свои знания по технологии.
1
1
29.
Оцени свои знания по окружающему миру.
1
1
30.
Оцени свои знания по литературному чтению.
1
1
31.
Оцени свои знания по математике.
1
1
32.
Оцени свои знания по русскому языку.
1
33.
Я закончил(а) 2 класс!
1
34.
Мои планы на лето.
1
Итого:
34
14
20
Тематическое планирование
3 класс
№
Название тем
Количество часов
Всего
Аудит.
Внеаудит.
1.
Первое сентября.
1
1
2.
Чем я занимался летом.
1
1
3.
Мой портрет: как я изменился за лето.
1
1
4.
Моя семья: совместные мероприятия.
1
1
5.
Мои обязанности в классе.
1
1
6.
Законы школьной жизни.
1
1
7.
Права и обязанности ребёнка.
1
1
8.
Распорядок дня.
1
1
9.
Правила безопасности.
1
1
10.
Безопасный маршрут «Дом – школа».
1
1
11.
Мои друзья.
1
1
12.
Какой предмет мне даётся труднее всего?
1
1
13.
Я ставлю цель.
1
1
14.
Моё созвездие успеха.
1
1
15.
Мои цели: 3 класс.
1
1
16.
Моя школьная жизнь.
1
1
17.
Математическая копилка.
1
1
18.
Я о себе.
1
1
19.
Как я отношусь к людям.
1
1
20.
Традиции класса.
1
1
21.
Портфель читателя.
1
1
22.
Моя маленькая Родина.
1
1
23.
Мои добрые дела.
1
1
24.
Это я!
1
1
25.
Я познаю мир.
1
1
26.
Оцени свои знания по ИЗО.
1
1
27.
Оцени свои знания по музыке.
1
1
28.
Оцени свои знания по технологии.
1
1
29.
Оцени свои знания по окружающему миру.
1
1
30.
Оцени свои знания по литературному чтению.
1
1
31.
Оцени свои знания по математике.
1
1
32.
Оцени свои знания по русскому языку.
1
33.
Я закончил(а) 3 класс!
1
34.
Мои планы на лето.
1
Итого:
34
14
20
Тематическое планирование
4 класс
№
Название тем
Количество часов
Всего
Аудит.
Внеаудит.
1.
Первое сентября.
1
1
2.
Чем я занимался летом.
1
1
3.
Мой портрет: как я изменился за лето.
1
1
4.
Моя семья: совместные мероприятия.
1
1
5.
Мои обязанности в классе.
1
1
6.
Законы школьной жизни.
1
1
7.
Права и обязанности ребёнка.
1
1
8.
Распорядок дня.
1
1
9.
Правила безопасности.
1
1
10.
Безопасный маршрут «Дом – школа».
1
1
11.
Мои друзья.
1
1
12.
Какой предмет мне даётся труднее всего?
1
1
13.
Я ставлю цель.
1
1
14.
Моё созвездие успеха.
1
1
15.
Мои цели: 4 класс.
1
1
16.
Моя школьная жизнь.
1
1
17.
Математическая копилка.
1
1
18.
Я о себе.
1
1
19.
Как я отношусь к людям.
1
1
20.
Традиции класса.
1
1
21.
Портфель читателя.
1
1
22.
Моя маленькая Родина.
1
1
23.
Мои добрые дела.
1
1
24.
Это я!
1
1
25.
Я познаю мир.
1
1
26.
Оцени свои знания по ИЗО.
1
1
27.
Оцени свои знания по музыке.
1
1
28.
Оцени свои знания по технологии.
1
1
29.
Оцени свои знания по окружающему миру.
1
1
30.
Оцени свои знания по литературному чтению.
1
1
31.
Оцени свои знания по математике.
1
1
32.
Оцени свои знания по русскому языку.
1
33.
Я закончил(а) 4 класс!
1
34.
Мои планы на лето.
1
Итого:
34
14
20
Список литературы
1.
«Портфолио учащегося начальной школы» Мишакина Т.Л. - Москва, «Ювента», 2007.
2.
«Первоклассник: адаптация к новой социальной среде» Соловьёва Т.А., Рогалева Е.И. – Москва,
«ВАКО», 2008.
3.
«Портфолио ученика начальной школы» Андреева Е.А., Разваляева Н.В. – Москва, «Планета»,
2011.
4.
«Портфолио ученика. Оценка достижений школьников» - электронное пособие – Волгоград,
«Учитель», 2009.
5.
«Я – первоклассник, портфолио учащегося» Осетинская О.В. – Волгоград, «Учитель», 2011.