Напоминание

Дифференциация звуков и букв г-к в слогах, словах, словосочетаниях , предложениях


Автор: Рыжкова Ася Васильевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №5"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: Конспект логопедического занятия
Тема: Дифференциация звуков и букв г-к в слогах, словах, словосочетаниях , предложениях
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока/занятия: Дифференциация звуков и букв г-к в слогах, словах, словосочетаниях , предложениях.

Название программы: Рабочая программа коррекционного курса «Логопедия» для обучающихся пятого класса.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока/занятия: развитие навыка дифференциации сходных по произношению звуков и букв г-к

Задачи урока/занятия:

1.

Формировать умения дифференцировать буквы и звуки г-к на уровне слога, слова, словосочетания, предложения;

2.

Корригировать логическое мышление, в процессе операции сравнения;

3.

Способствовать воспитанию доброжелательного отношения и оказанию помощи друг другу.

Группа__5 класс

Технологии, используемые на уроке/занятии. Здоровьесберегающая технология, игровая технология.

Методы, используемые на уроке/занятии: наглядный и практический.

Оборудование: Компьютер с презентацией, интерактивный стол, легкий пластилин, снежинки, карточки с заданиями.

Схема конспекта урока/занятия

1. Организационный момент, включающий:

подготовка учащихся к работе на занятии; взаимное приветствие с целью установления эмоционального

контакта с группой.

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые

(формируемые)

компетенции

Проводит с детьми упражнения,

направленные на установление

взаимопонимания, создание

благоприятного психологического

климата.

- Доброе утро!

Настал новый день. Я улыбнулась вам, а

вы улыбнитесь друг другу. Сделайте

глубокий вдох через нос, вдохните в себя

доброту и красоту. А выдохните через рот

все обиды и огорчения.

А сейчас, за парты тихо сели,

Сразу стали все при деле

Слухо-двигательное восприятие текста

учителя.

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся, садятся за парты в соответствии

инструкциям.

Учебно-познавательные

Руки на партах, спины ровно

Ноги вместе

Будет очень интересно

Проводит рефлексию на начало урока

для определения эмоционального

состояния детей через показ

соответствующего символа.

- Перед вами на столах лежат снежинки

смайлики. Выберите смайлик,

соответствующий вашему настроению и

покажите мне. Спасибо!

Определяют своё эмоциональное состояние

через показ символа.

2. Вводная часть урока/занятия:

Организовать познавательную деятельность учащихся

Привлечь внимание и вызвать интерес к происходящему

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Развиваемые

(формируемые)

компетенции

Проводит беседу о временных

представлениях.

Назовите,

какая сегодня дата занятия?

Откройте тетради и запишите дату

Ноябрь месяц какого времени года?

Назовите осенние месяцы?

Ноябрь какой по счету осенний месяц?

Сегодня последний день осени.

Какое следующее время года?

В народе говорят: «Ноябрь-ворота зимы!»

Назовите признаки зимы

-А сейчас представим, что мы оказались в

сказочном лесу. Послушаем звуки леса. И

постараемся отгадать природные явления.

Беседа. Отвечают на вопросы учителя

Сегодня 30 ноября

Ноябрь месяц осени

Осенние месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь

Ноябрь третий по счету осенний месяц

Следующее время года зима

Ученики называют по одному признаку

зимы

Ученики слушают звуки леса (вьюга, скрип

снега, треск льда). Составляют предложения

Учебно-

познавательные

Слайд

- Как красиво в сказочном лесу, подул

ветер, полетели пушистые снежинки

Дыхательная гимнастика

Возьмите с парты снежинки и подуйте на

них. Не забывайте вдыхаем носом,

выдыхаем ртом, щёк не раздуваем, губы не

вытягиваем.

Артикуляционная гимнастика

Слайд

Мы улыбаемся, радуемся снежинкам.

Снежинки все очень разные.

Круглые, широкие.

Острые, резные.

Летят вправо, влево.

Вверх, вниз.

Кружатся и порхают.

Пальчиковая гимнастика

Слайд

Морозно, холодно в лесу. Чтобы нам не

замерзать в снежки нам надо поиграть.

В руку я снежок возьму

Пальцами его сожму,

Другой рукой сжимаю

И пальцы разминаю

А теперь в руках катаю

И в комочек собираю

Одной рукой подбросили – поймали.

Другой рукой подбросили – поймали.

И снеговика собрали.

о данных явлениях.

Выполнение действий дыхательной

гимнастики за учителем.

Ученики выполняют артикуляционные

упражнения:

«Улыбка»,

«Блинчик»,

«Иголочка»

«Часики»,

«Качели»,

«Вкусное варенье»

Сжимать пальцами правой руки легкий

пластилин.

Сжимать пальцами левой руки легкий

пластилин.

Скатать в руках шарик из пластилина.

Подбросить одной рукой и поймать шарик.

Подбросить другой рукой и поймать шарик.

Слепить снеговика из шариков.

3.

Связь звуков и букв.

Постановка цели и задач урока/занятия, включающая:

Дети должны установить связи между звуками и буквами г-к.

Выделить согласный звук г. Уточнить артикуляцию. Установить связь звука с буквой.

Выделить согласный звук к. Уточнить артикуляцию. Установить связь звука с буквой.

Фиксация учебной задачи, фиксация учебной цели.

- В лесу мы весело гуляли и девочку из

сказки повстречали. Отгадайте кто она?

Чтобы друга верного спасти

Ей полстраны надо пройти

Через льды перебираться

Со Снежной королевою сражаться

Определите, какой первый звук в слове

Герда.

Дайте характеристику звуку

Посмотрите, какое положение при

произнесении звука [г] принимают губы,

зубы, язык.

Какой буквой обозначается звуки [г], [г`]

Давайте напишем букву г на заснеженной

дорожке.

-Как звали друга Герды, названного брата?

Определите первый в слове

Дайте характеристику звуку

Посмотрите, какое положение при

произнесении звука [к] принимают губы,

зубы, язык.

Какой буквой обозначается звук [к], [к`]

Давайте напишем букву к на заснеженной

Обучающиеся отгадывают загадку

(Герда)

[г`]

Согласный, мягкий, может быть твёрдым,

глухой,

Губы в улыбке, зубы сближены, спинка

языка выгнута крутой горкой и касается

неба.

Под напором выдыхаемого воздуха спинка

языка отрывается от неба

Ученик в коробочках с манной крупой

прописывают прописную и строчную букву

г

Друга звали Кай

Первый звук [к]

Согласный, твердый, может быть мягким

звонкий,

Губы в улыбке, зубы сближены, спинка

языка выгнута крутой горкой и касается

неба.

Под напором выдыхаемого воздуха спинка

дорожке.

Догадались, какая тема занятия?

Звуки и буквы г-к

Чему должны научиться на занятии?

Научиться различать звуки и буквы г- к

Давайте сравним звуки и буквы.

В чем сходство?

В чем отличие?

Из какой сказки Герда и Кай?

Снежная королева похитила Кая, увезла в

своё ледяное царство.

Герда отправилась на поиски Кая.

Поможем её найти друга и пройдём вместе

все испытания?

У Герды есть карта, по которой мы будем

передвигаться.

языка отрывается от неба

Ученики в коробочках с манной крупой

прописывают прописную и строчную букву

к

Одинаково образуются, согласные, твердые,

могут быть мягкими.

Звук [г] – звонкий, звук [к] – глухой.

В написании не похожи.

Из сказки «Снежная королева»

Просмотр презентации

На доску вывешивается карта пути

4. Дифференциация букв по кинетическому сходству.

Научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы г- к через слуховое,

зрительное восприятие.

В самом начале своего пути Герда

оказалась в волшебном саду Феи-

цветочницы, которая не желала отпускать

девочку.

Но, если мы выполним задание,

то сможем идти дальше.

Положите в корзину гвоздики. Я буду

называть слова, если в слове услышите

звук [г], положите голубую гвоздику, если

Ученики определяют наличие звуков г, к в

словах и кладут в корзину из фетра цветы

соответствующего цвета.

Предметные

услышите звук [к], положите красную

гвоздику

Слова: горы, корзина, галька, куча, карета,

город, калька, дорога, карта

Посчитайте и назовите сколько голубых

гвоздик в корзине

Посчитайте и назовите сколько красных

гвоздик в корзине

Отправляемся дальше по волшебной

тропинке, чтобы по ней пройти нужно

зачеркнуть букву б и подчеркнуть букву к

На пути овраг, чтобы его перейти нужно

сделать мост из букв. Я буду называть

слова, определите первый звук в слове и

запишите букву в тетрадь (г или к)

Слова: куст, карта, гордость, карета, кони,

горы, грач

Впереди высокая гора, а на ней написаны

волшебные слова. Чтобы дальше путь

держать слова нам хором нужно

прочитать.

Ку-го-ка – вижу в небе облака

Гу-ко-га – и заснежены луга

Ки-гу-ка – пусть дорога нелегка

Ги-ко-га – одолеем мы врага

Добралась Герда до дворца, думала, что

там встретит Кая. Но и там его не было.

Девочка познакомилась с принцессой и

В корзине 4 голубые гвоздики

В корзине 5 красных гвоздик

Ученики выполняют задания на карточках,

один ученик на интерактивном столе

Ученики определяют наличие звуков г, к в

словах и записывают в тетрадь цепочку букв

Ученики читают чистоговорки, хором,

индивидуально по строке.

Ученики по очереди выполняют задание на

интерактивной доске, и записывают слова на

доске в два столбика

принцем. Они подарили ей и Каю подарки.

Давайте поможем разложить подарки в две

коробки в красную подарки для Кая, если в

слове есть звуки [к] [к`], в голубую

подарки для Герды, если в слове есть звуки

[г] [г`]. Слова: санки, сапоги, коньки,

гитара

Запишите слова в два столбика под

буквами к, г

Подчеркните букву г – одной чертой,

букву к – двумя.

Дальше путь Герды идёт через лес.

Давайте встанем и под музыку зашагаем,

если видим на экране ветку ели приседаем,

если сугробы высоко поднимаем ноги

В лесу на Герду напали разбойники.

Герда рассказала маленькой разбойнице

свою историю, и та пообещала помочь,

если Герда выполнит её задание

Вставьте в слова пропущенные буквы г, к

дорога высокие

горы глубокие

овраги широкая

Соедините слова из первого столбика, со

словами из второго по смыслу. Какие

получились словосочетания

Маленькая разбойница подарила Герде

Северного оленя. Давайте посмотрим, как

Ученики выполняют физ.минутку под

музыку

Ученики выполняют задания на карточках и

на интерактивном столе, записывают в

тетрадь словосочетания, подчеркивая букву

г – одной чертой, букву к – двумя.

Зрительная гимнастика (Презентация)

он помог Герде добраться до ледяного

замка.

Герда увидела Кая. Он пытался разгадать

загадку Снежной королевы и составлял

что-то из льдинок.

Составьте из слов предложение.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Прочитайте хором поговорку.

Что она означает?

Запишите в тетрадь.

Загадка Снежной королевы разгадана.

Герда благодарит вас за помощь.

А Кай вам хочет подарить подарок.

Отгадайте какой.

Начинается на ка

Очень сладкая она

В обертку яркую одета,

Скажите, что это? (Конфета)

Ученики составляют из слов предложение и

записывают в тетрадь.

5. Подведение итогов и оценка работы обучающихся, включающее:

Сделать вывод и подвести итог, отметить работу учащихся.

ИТОГ

- Давайте подведём итоги.

Назовите, еще раз, имена главных героев с

которыми мы сегодня повстречались?

Какая была тема нашего занятия?

Какая была цель занятия?

Чем отличаются эти звуки и буквы?

- Какое настроение у вас сейчас? Возьмите

снежинку со смайликом и покажите ее

мне. Спасибо!

Тема занятия – звуки и буквы г-к.

Учиться различать звуки и буквы г-к.

Отвечают на вопросы.

Выбирают снежинки

Личностные

Занятие окончено.



В раздел образования