Напоминание

«Воспитание маленького гражданина – будущего патриота страны


Автор: Селезнева Ольга Ввалерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: «Воспитание маленького гражданина – будущего патриота страны
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический опыт

по теме «Воспитание маленького гражданина – будущего патриота страны»

воспитатель: Cелезнева Ольга Валерьевна

1

Введение

«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить

сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее

целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».

Джордж Гордон Байрон

Тема воспитания обозначена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в

«Указе о национальных целях развития до 2030 года».

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей

является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные

духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать

свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите

Родины».

С 1 января 2021 года в России в рамках национального проекта «Образование» стартовала

реализация

федерального

проекта «Патриотическое

воспитание

граждан

Российской

Федерации». Целью которого является воспитание гармонично развитой и социально

ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской

Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025

году 24% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.

Являться патриотом, означает чувствовать себя

обязательной

составляющей

своего

Отечества. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в

России были чертами национального характера.

1.1.Актуальность

В последнее время заметна утрата нашим обществом традиционного патриотического

сознания. События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому взглянуть

на привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В

российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и

во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной

опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из

духовных

ценностей

народа.

Очевидна

проблема воспитания

патриотизма,

которая

приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной

важности.

2

В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые

К.Д. Ушинский, Я.А.

Каменский, А.С. Макаренко,

В.А. Сухомлинский отмечали, что суть патриотического

воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе

семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.

Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г.

Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали

одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими

Родины-России.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к

лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как

род, родство, Родина.

В

педагогическом

аспекте

под

патриотическим

воспитанием

понимается процесс

формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился

и вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.

Любовь малыша к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким –

маме, папе, бабушкам и дедушкам, своему дому, улице, двору, детскому саду, городу и

стране

в

целом. Весьма

значимо

знакомить

детей

с

историческими

событиями,

географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края.

Работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного

возраста.

Для дошкольного

возраста

характерна

наибольшая

обучаемость,

податливость

педагогическим влияниям. Усвоенные в этот период - знания, навыки, привычки, способы

поведения – являются фундаментом дальнейшего развития личности.

Педагогическая целесообразность заключается в построении эффективной системы,

обеспечивающей

формирование основ

духовно -

нравственного

– патриотического

воспитания у детей, основанной на социокультурном системном подходе И.А. Кузьмина

«Социокультурные истоки».

1.2. Цель - формирование духовно-нравственной основы личности, через приобщение к

базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям.

Для

достижения

поставленной цели, разработан целый комплекс задач:

Образовательные:

- создание условий для формирования, воспитания нравственно-патриотических чувств

детей в условиях детского сада;

3

- формирование привязанности к дому, детскому саду, близким; чувства любви к родному

краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;

представлений о России как о родной стране, Москве - столице страны;

Развивающие:

- развивать интерес к национальным традициям и промыслам;

Воспитательные:

-

воспитание

гражданско-патриотических

чувств

через

изучение

государственной

символики;

- воспитание патриотизма,

уважения к культурному наследию России средствами

эстетического воспитания;

- воспитывать ответственность, гордость за достижения нашей страны.

1.3. Проектируемые результаты

- Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение

добрых привычек и поступков.

- Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края. ·

Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего

народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны,

патриотом.

- Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия,

уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки;

направленность и открытость к добру.

- Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе

изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации

(книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).

- Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту

в поступках людей разных поколений;

- проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям,

животным, человеку.

- сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам;

активное стремление к творческому самовыражению.

- активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях

и т.д.

В рамках реализации данного направления ведется воспитательная работа и проведение

мероприятий патриотической направленности.

4

1.4 Направления и формы работы

Основные направления работы:

1. Здоровьесберегающее

2. Духовно-нравственное

3. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент)

4. Гражданско-патриотическое

5. Экологическое воспитание

Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности:

во время организованной образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах,

самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с обществом.

Степень осведомлённости дошкольника о патриотизме в значительной мере зависит

от того, какой материал подбирает и использует педагог. В воспитании патриотических

чувств у дошкольников играет огромную роль отбор и создание новаторских подходов.

В работе использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических

особенностей дошкольника (восприятии окружающего, конкретность мышления). Считаю

наиболее

эффективным

методом

-

проектный

метод,

который

позволяет

создать

естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том

числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и

развития дошкольников.

Проектный метод обучения, один из способов достижения качества образования, его

обновления, эффективности развития личности ребенка; позволяет объединить интересы

всех участников проекта:

· педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе в

соответствии с профессиональным уровнем;

· родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей;

· дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

В течение года совместно с детьми и родителями реализованы несколько проектов:

«Мой родной город», «Россия - гордость», «Столица страны – Москва», «Священный

праздник – День Победы», «Русский народный костюм», «Красная книга ХМАО - Югры».

Воспитание любви к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу

с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает

все виды деятельности: игра, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы,

художественное творчество, физическая культура, труд, конструирование, формирование

общественной жизни (экскурсии, прогулки) и другие.

5

В работе

необходимо

придерживаться

принципов:

целостности

в

единстве

обучения, воспитания

и

развития,

с

одной

стороны,

и

системности

с

другой;

учета возрастных,

индивидуальных

особенностей,

атмосферы

доброжелательности

и

взаимопонимания; личностно-ориентированного подхода – знания приобретаются ребенком

во время активной деятельности.

Важнейшим символом российского государства выступают государственные символы

и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. Использование

государственных

символов

Российской

Федерации

является

важнейшим

элементом

приобщения обучающихся к российским духовно-нравственным ценностям, культуре,

исторической памяти.

В

практике

воспитательной

работы

начиная

придерживаемся

методических

рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и

воспитания государственных символов Российской Федерации с целью изучения истории,

начиная с 1 мая 2022 г.

Поэтому

содержание работы по

реализации

поставленных

задач

строится

по

тематическим блокам.

Для работы по каждому блоку составлен тематический план для детей среднего и

старшего дошкольного возраста. Изменяются только содержание, объем познавательного

материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам,

например, в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т. д.,

обеспечивая тем самым связь с общественными событиями и национальным календарем.

Возрастная

группа

Тематические блоки

«Я, моя семья, мой дом»

Задача:

Мероприятия

Средняя группа

Воспитывать любовь

и

привязанность

к

своей

семье,

родному дому, своим близким.

Формирование

представлений

о

семейных ценностях и традициях

Познавательная деятельность:

(беседы,

викторины,

тематические занятия и др.);

Ценностно-ориентировочная

деятельность:

(литературные,

музыкальные

гостиные, конкурсы, творческие

вечера,

экскурсии,

встречи

с

интересными людьми и т.д.);

Трудовая деятельность:

(выставки

творчества,

неделя

ремесел, украшение группы к

празднику,

изготовление

Старшая группа

Формировать представление о семье

как о людях, которые живут вместе;

развивать самопознание и чувство

гордости за свою семью;

воспитывать

у

детей доброе

отношение к родным и близким.

Учить детей сопереживать, замечать

6

боль

других,

совершать

по

собственной воле добрые поступки.

открыток,

организация

субботников, ярмарка мастеров

(представление профессий));

Общественно-полезная

деятельность:

(акции

милосердия

и

благотворительности,

праздник

игры и игрушки, вахта памяти);

Художественно-

творческая

деятельность:

(посещение

театра,

выставок,

новогодний

(осенний

бал),

конкурсы

художественной

самодеятельности);

Физкультурно-спортивная

деятельность:

(День

здоровья,

«Веселые

старты»,

«Лыжня

России»,

«Бегущий фонарик», «Бегущие

сандалии»

«Губернаторские

состязания» и т.д.);

Деятельность

свободного

общения:

(прогулки

по

городу,

вечер

поэзии,

конверт

откровений,

Выпускной бал и т.д.).

Подготовительная

к школе

Формировать

доверие

к

людям,

любовь к жизни, чувство радости

существования

«Я

будущий

защитник!».

Воспитывать

чувство

любви

к

матери, к природе, через приобщение

к произведениям искусства

«Детский сад»

Средняя группа

Знакомство детей с детским садом и

его сотрудниками, учить свободно

ориентироваться на территории и в

помещении детского сада.

Учить

быть

внимательными

к

сверстникам и заботиться о младших

детях.

Воспитывать интерес и любовь к

своему району, бережное отношение

к детским игровым постройкам.

Старшая группа

Подготовительная

к школе

«Родной город. Родная природа»

Средняя группа

Прививать

детям

умение

эстетически воспринимать красоту

окружающего мира, относиться к

природе поэтически, эмоционально,

бережно,

поощрять

желание детей больше

узнать

о

родной природе.

Знакомить

с

Целевые

прогулки

в

разные

времена года;

Конкурсы

рисунков «Мой

любимый

город», «Мой

любимый дворик»;

Дидактические игры и др.

Старшая группа

Подготовительная

к школе

7

достопримечательностями

города,

улицами родного города.

Закрепляли и расширяли знания о

жизни животных

«Родная страна»

Средняя группа

Знакомить

детей

с

защитниками

родины.

Расширять представления о значении

государственных символов России.

Углубить

знания

о

Российской

армии.

Формировать у детей образ героя,

защитника

своего

государства,

прививать любовь к Отечеству и

родному краю.

Воспитывать

уважительное

отношение к гербу, флагу, гимну

Российской Федерации, уважение к

мужеству русских солдат.

Непосредственно-

образовательная деятельность –

знакомство со столицей нашей

Родины – Москвой и другими

городами России, знаменитыми

россиянами

(«Кто

основал

Москву», «Моя Родина-Россия»);

Тематические праздники:

«День

Победы!»,

«День

защитника

Отечества»,

«День

России», «День государственного

флага РФ».

Создание

патриотического

центра

с

символикой

нашей

страны, нашего края.

Старшая группа

Подготовительная

к школе

В своей работе использую различные формы работы с детьми:

- образовательная деятельность с детьми (как организованная, так и непосредственная).

Педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие

реализовать

поставленные

задачи,

а

также

использование

специальных

приемов,

повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие

методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение

к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и

т. д.

-

игровая

деятельность.

Игры

также

способствуют

решению

задач

патриотического воспитания. Дидактические

игры

и

упражнения:

«Закончи

предложение»; «Слова

любви

к Родине»; «Объясни

значение» (златоглавый,

красно

каменный, могучая, свободная); «Составь флаг, герб», «Подбери технику по родам войск».

- экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение

цветов к памятнику, минута молчания, вахта памяти, встреча с участниками боевых

действий.

- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о

защитниках родной земли, Отечества.

8

- одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой

деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и

дома систематически. Дети могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по

самообслуживанию, но и на общую пользу.

- конструирование: Постройки из крупных деталей конструктора «Строитель»: гараж

для военной техники, военный корабль.

- изобразительная деятельность (продуктивная): рисование, лепка, аппликация.

- двигательная и музыкальная деятельность: подвижные игры: «Кто быстрее доставит

донесение

в

штаб», «Меткий

стрелок», «Пройди,

не

замочив

ног», «Преодолей

препятствие», «Боевая тревога». Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания

музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских

людей.

Взаимодействие с родителями.

Не маловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет

взаимодействие с родителями.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наш

детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а

как на равноправных участников формирования детской личности.

Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в

конкурсах рисунков, поделок.

Формы взаимодействия с родителями:

- природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.

- совместная деятельность детей и родителей;

- конкурсы;

- информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.

- опросные методы (анкеты, тесты).

- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие).

Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь

следующих результатов:

- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;

- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

Взаимодействие с педагогами по проблеме нравственно-патриотического воспитания

дошкольников заключается в социальной активности: участие в различных конкурсах и

социальных проектах (акции – Посылка добра, посылка солдату, книги детям Донбасса); а

9

также повышении рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в

среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в

художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.

Используемые формы работы в рамках сотрудничества с педагогами для достижения

поставленных задач:

- консультации и выставки «История, традиции и культура народов Севера»; «Богатства

своего края, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир моего края»; «Символика России,

моего края и ее исторические корни»;

- анкетирование,

- мастер-класс, открытые занятия.

1.5 Результаты уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Результаты мониторинга свидетельствуют об увеличении к концу 2021-2022 уч. года

уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников с 15 % до 41% в целом на

26%.

Опираясь на результаты, можно сделать следующие выводы:

- сравнительный анализ входного и контрольного срезов в экспериментальной группе (где

реализовывались педагогические условия (программа), позволил определить динамику, дети

в большинстве своем достигли желаемого уровня развития нравственно-патриотического

воспитания по сравнению со сверстниками контрольной параллельной группы;

-

система

мероприятий

является

эффективной,

так

как

способствует

успешному

формированию основ духовно - нравственного – патриотического воспитания у детей.

Заключение

Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или

безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от

окружающего мира, зависит какие черты характера сформируются у ребёнка, какие

впечатления сделают его духовно просвещённым.

В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое

воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают

успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь

и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего

города, страны, Родины.

Список литературы:

10

1.

Елисеева Т.П. "Детский сад и семья: современные формы взаимодействия". Минск ООО

Лексия 2014г.

2.

Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. -

2012. - 13 апреля.

3.

Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного

возраста» // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2016.

4.

Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание

нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2015.

5.

Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.

6.

Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».

Управление ДОУ 2016 № 8.

7.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера,

2017.

8.

Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление

ДОУ 2015 №1.

9.

Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2019.

10.

Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб: ООО

«Издательство «Детство-пресс», 2018. - 80 с.

11.

Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Управление ДОУ 2014 № 4.

12.

Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской

Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных

организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления».

11



В раздел образования