Автор: Селезнева Ольга Ввалерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: «Воспитание маленького гражданина – будущего патриота страны
Раздел: дошкольное образование
Педагогический опыт
по теме «Воспитание маленького гражданина – будущего патриота страны»
воспитатель: Cелезнева Ольга Валерьевна
1
Введение
«Племя, не способное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить
сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее
целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего».
Джордж Гордон Байрон
Тема воспитания обозначена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в
«Указе о национальных целях развития до 2030 года».
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
отмечается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать
свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины».
С 1 января 2021 года в России в рамках национального проекта «Образование» стартовала
реализация
федерального
проекта «Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации». Целью которого является воспитание гармонично развитой и социально
ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025
году 24% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.
Являться патриотом, означает чувствовать себя
обязательной
составляющей
своего
Отечества. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в
России были чертами национального характера.
1.1.Актуальность
В последнее время заметна утрата нашим обществом традиционного патриотического
сознания. События последнего десятилетия нашей истории заставляют по-новому взглянуть
на привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В
российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и
во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной
опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из
духовных
ценностей
народа.
Очевидна
проблема воспитания
патриотизма,
которая
приобретает всё большее общественное значение и является задачей государственной
важности.
2
В разное время к проблеме обращались педагоги и ученые
К.Д. Ушинский, Я.А.
Каменский, А.С. Макаренко,
В.А. Сухомлинский отмечали, что суть патриотического
воспитания в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе
семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г.
Комратова, Е.Ю. Александрова, Э.П. Костина и другие исследователи, которые предлагали
одним из решений проблемы воспитания патриотизма детей-дошкольников познание ими
Родины-России.
Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к
лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как
род, родство, Родина.
В
педагогическом
аспекте
под
патриотическим
воспитанием
понимается процесс
формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился
и вырос, гордится историческими достижениями своего народа и своей культурой.
Любовь малыша к Родине рождается со взаимоотношения к самым родным и близким –
маме, папе, бабушкам и дедушкам, своему дому, улице, двору, детскому саду, городу и
стране
в
целом. Весьма
значимо
знакомить
детей
с
историческими
событиями,
географическим, естественно-природоохранным колоритом и особенностями родного края.
Работу по патриотическому воспитанию необходимо начинать с детьми дошкольного
возраста.
Для дошкольного
возраста
характерна
наибольшая
обучаемость,
податливость
педагогическим влияниям. Усвоенные в этот период - знания, навыки, привычки, способы
поведения – являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Педагогическая целесообразность заключается в построении эффективной системы,
обеспечивающей
формирование основ
духовно -
нравственного
– патриотического
воспитания у детей, основанной на социокультурном системном подходе И.А. Кузьмина
«Социокультурные истоки».
1.2. Цель - формирование духовно-нравственной основы личности, через приобщение к
базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям.
Для
достижения
поставленной цели, разработан целый комплекс задач:
Образовательные:
- создание условий для формирования, воспитания нравственно-патриотических чувств
детей в условиях детского сада;
3
- формирование привязанности к дому, детскому саду, близким; чувства любви к родному
краю, малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям;
представлений о России как о родной стране, Москве - столице страны;
Развивающие:
- развивать интерес к национальным традициям и промыслам;
Воспитательные:
-
воспитание
гражданско-патриотических
чувств
через
изучение
государственной
символики;
- воспитание патриотизма,
уважения к культурному наследию России средствами
эстетического воспитания;
- воспитывать ответственность, гордость за достижения нашей страны.
1.3. Проектируемые результаты
- Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение
добрых привычек и поступков.
- Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края. ·
Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего
народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны,
патриотом.
- Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия,
уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки;
направленность и открытость к добру.
- Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе
изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации
(книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).
- Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту
в поступках людей разных поколений;
- проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям,
животным, человеку.
- сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам;
активное стремление к творческому самовыражению.
- активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях
и т.д.
В рамках реализации данного направления ведется воспитательная работа и проведение
мероприятий патриотической направленности.
4
1.4 Направления и формы работы
Основные направления работы:
1. Здоровьесберегающее
2. Духовно-нравственное
3. Культурно-краеведческое (национально-региональный компонент)
4. Гражданско-патриотическое
5. Экологическое воспитание
Вышеперечисленные задачи и направления решаются во всех видах детской деятельности:
во время организованной образовательной деятельности, игровой, в режимных моментах,
самостоятельной, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с обществом.
Степень осведомлённости дошкольника о патриотизме в значительной мере зависит
от того, какой материал подбирает и использует педагог. В воспитании патриотических
чувств у дошкольников играет огромную роль отбор и создание новаторских подходов.
В работе использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических
особенностей дошкольника (восприятии окружающего, конкретность мышления). Считаю
наиболее
эффективным
методом
-
проектный
метод,
который
позволяет
создать
естественную учебную ситуацию и практическое взаимодействие детей и взрослых (в том
числе родителей), обеспечивая поэтапную последовательность в организации воспитания и
развития дошкольников.
Проектный метод обучения, один из способов достижения качества образования, его
обновления, эффективности развития личности ребенка; позволяет объединить интересы
всех участников проекта:
· педагог имеет возможность самореализоваться, проявить креативность в работе в
соответствии с профессиональным уровнем;
· родители имеют возможность участвовать в процессе воспитания детей;
· дети организованы в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
В течение года совместно с детьми и родителями реализованы несколько проектов:
«Мой родной город», «Россия - гордость», «Столица страны – Москва», «Священный
праздник – День Победы», «Русский народный костюм», «Красная книга ХМАО - Югры».
Воспитание любви к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу
с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает
все виды деятельности: игра, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы,
художественное творчество, физическая культура, труд, конструирование, формирование
общественной жизни (экскурсии, прогулки) и другие.
5
В работе
необходимо
придерживаться
принципов:
целостности
в
единстве
обучения, воспитания
и
развития,
с
одной
стороны,
и
системности
с
другой;
учета возрастных,
индивидуальных
особенностей,
атмосферы
доброжелательности
и
взаимопонимания; личностно-ориентированного подхода – знания приобретаются ребенком
во время активной деятельности.
Важнейшим символом российского государства выступают государственные символы
и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. Использование
государственных
символов
Российской
Федерации
является
важнейшим
элементом
приобщения обучающихся к российским духовно-нравственным ценностям, культуре,
исторической памяти.
В
практике
воспитательной
работы
начиная
придерживаемся
методических
рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и
воспитания государственных символов Российской Федерации с целью изучения истории,
начиная с 1 мая 2022 г.
Поэтому
содержание работы по
реализации
поставленных
задач
строится
по
тематическим блокам.
Для работы по каждому блоку составлен тематический план для детей среднего и
старшего дошкольного возраста. Изменяются только содержание, объем познавательного
материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам,
например, в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т. д.,
обеспечивая тем самым связь с общественными событиями и национальным календарем.
Возрастная
группа
Тематические блоки
«Я, моя семья, мой дом»
Задача:
Мероприятия
Средняя группа
Воспитывать любовь
и
привязанность
к
своей
семье,
родному дому, своим близким.
Формирование
представлений
о
семейных ценностях и традициях
Познавательная деятельность:
(беседы,
викторины,
тематические занятия и др.);
Ценностно-ориентировочная
деятельность:
(литературные,
музыкальные
гостиные, конкурсы, творческие
вечера,
экскурсии,
встречи
с
интересными людьми и т.д.);
Трудовая деятельность:
(выставки
творчества,
неделя
ремесел, украшение группы к
празднику,
изготовление
Старшая группа
Формировать представление о семье
как о людях, которые живут вместе;
развивать самопознание и чувство
гордости за свою семью;
воспитывать
у
детей доброе
отношение к родным и близким.
Учить детей сопереживать, замечать
6
боль
других,
совершать
по
собственной воле добрые поступки.
открыток,
организация
субботников, ярмарка мастеров
(представление профессий));
Общественно-полезная
деятельность:
(акции
милосердия
и
благотворительности,
праздник
игры и игрушки, вахта памяти);
Художественно-
творческая
деятельность:
(посещение
театра,
выставок,
новогодний
(осенний
бал),
конкурсы
художественной
самодеятельности);
Физкультурно-спортивная
деятельность:
(День
здоровья,
«Веселые
старты»,
«Лыжня
России»,
«Бегущий фонарик», «Бегущие
сандалии»
«Губернаторские
состязания» и т.д.);
Деятельность
свободного
общения:
(прогулки
по
городу,
вечер
поэзии,
конверт
откровений,
Выпускной бал и т.д.).
Подготовительная
к школе
Формировать
доверие
к
людям,
любовь к жизни, чувство радости
существования
«Я
будущий
защитник!».
Воспитывать
чувство
любви
к
матери, к природе, через приобщение
к произведениям искусства
«Детский сад»
Средняя группа
Знакомство детей с детским садом и
его сотрудниками, учить свободно
ориентироваться на территории и в
помещении детского сада.
Учить
быть
внимательными
к
сверстникам и заботиться о младших
детях.
Воспитывать интерес и любовь к
своему району, бережное отношение
к детским игровым постройкам.
Старшая группа
Подготовительная
к школе
«Родной город. Родная природа»
Средняя группа
Прививать
детям
умение
эстетически воспринимать красоту
окружающего мира, относиться к
природе поэтически, эмоционально,
бережно,
поощрять
желание детей больше
узнать
о
родной природе.
Знакомить
с
Целевые
прогулки
в
разные
времена года;
Конкурсы
рисунков «Мой
любимый
город», «Мой
любимый дворик»;
Дидактические игры и др.
Старшая группа
Подготовительная
к школе
7
достопримечательностями
города,
улицами родного города.
Закрепляли и расширяли знания о
жизни животных
«Родная страна»
Средняя группа
Знакомить
детей
с
защитниками
родины.
Расширять представления о значении
государственных символов России.
Углубить
знания
о
Российской
армии.
Формировать у детей образ героя,
защитника
своего
государства,
прививать любовь к Отечеству и
родному краю.
Воспитывать
уважительное
отношение к гербу, флагу, гимну
Российской Федерации, уважение к
мужеству русских солдат.
Непосредственно-
образовательная деятельность –
знакомство со столицей нашей
Родины – Москвой и другими
городами России, знаменитыми
россиянами
(«Кто
основал
Москву», «Моя Родина-Россия»);
Тематические праздники:
«День
Победы!»,
«День
защитника
Отечества»,
«День
России», «День государственного
флага РФ».
Создание
патриотического
центра
с
символикой
нашей
страны, нашего края.
Старшая группа
Подготовительная
к школе
В своей работе использую различные формы работы с детьми:
- образовательная деятельность с детьми (как организованная, так и непосредственная).
Педагогу следует продумывать форму, структуру занятия, средства и методы, позволяющие
реализовать
поставленные
задачи,
а
также
использование
специальных
приемов,
повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку каждого занятия.
Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогает такие
методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение
к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и
т. д.
-
игровая
деятельность.
Игры
также
способствуют
решению
задач
патриотического воспитания. Дидактические
игры
и
упражнения:
«Закончи
предложение»; «Слова
любви
к Родине»; «Объясни
значение» (златоглавый,
красно
каменный, могучая, свободная); «Составь флаг, герб», «Подбери технику по родам войск».
- экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: возложение
цветов к памятнику, минута молчания, вахта памяти, встреча с участниками боевых
действий.
- чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о
защитниках родной земли, Отечества.
8
- одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой
деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и
дома систематически. Дети могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по
самообслуживанию, но и на общую пользу.
- конструирование: Постройки из крупных деталей конструктора «Строитель»: гараж
для военной техники, военный корабль.
- изобразительная деятельность (продуктивная): рисование, лепка, аппликация.
- двигательная и музыкальная деятельность: подвижные игры: «Кто быстрее доставит
донесение
в
штаб», «Меткий
стрелок», «Пройди,
не
замочив
ног», «Преодолей
препятствие», «Боевая тревога». Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания
музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских
людей.
Взаимодействие с родителями.
Не маловажную роль в формировании патриотического сознания детей имеет
взаимодействие с родителями.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наш
детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а
как на равноправных участников формирования детской личности.
Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в
конкурсах рисунков, поделок.
Формы взаимодействия с родителями:
- природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
- совместная деятельность детей и родителей;
- конкурсы;
- информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей.
- опросные методы (анкеты, тесты).
- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие).
Выстраивая, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь
следующих результатов:
- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;
- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.
Взаимодействие с педагогами по проблеме нравственно-патриотического воспитания
дошкольников заключается в социальной активности: участие в различных конкурсах и
социальных проектах (акции – Посылка добра, посылка солдату, книги детям Донбасса); а
9
также повышении рейтинга детского сада посредством трансляции педагогического опыта в
среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в
художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.
Используемые формы работы в рамках сотрудничества с педагогами для достижения
поставленных задач:
- консультации и выставки «История, традиции и культура народов Севера»; «Богатства
своего края, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир моего края»; «Символика России,
моего края и ее исторические корни»;
- анкетирование,
- мастер-класс, открытые занятия.
1.5 Результаты уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Результаты мониторинга свидетельствуют об увеличении к концу 2021-2022 уч. года
уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников с 15 % до 41% в целом на
26%.
Опираясь на результаты, можно сделать следующие выводы:
- сравнительный анализ входного и контрольного срезов в экспериментальной группе (где
реализовывались педагогические условия (программа), позволил определить динамику, дети
в большинстве своем достигли желаемого уровня развития нравственно-патриотического
воспитания по сравнению со сверстниками контрольной параллельной группы;
-
система
мероприятий
является
эффективной,
так
как
способствует
успешному
формированию основ духовно - нравственного – патриотического воспитания у детей.
Заключение
Человек не появляется на свет враждебным или великодушным, нравственным или
безнравственным. От родителей, педагогов, от их усилий в воспитании ребёнка; от
окружающего мира, зависит какие черты характера сформируются у ребёнка, какие
впечатления сделают его духовно просвещённым.
В общей системе воспитательно-образовательной работы нравственно-патриотическое
воспитание занимает большое место, и основы, заложенные в раннем детстве, помогают
успешно решить главную задачу – научить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь
и уважать наследие своего народа, быть необходимым гражданином, патриотом своего
города, страны, Родины.
Список литературы:
10
1.
Елисеева Т.П. "Детский сад и семья: современные формы взаимодействия". Минск ООО
Лексия 2014г.
2.
Князьков С. Патриотами не рождаются, патриотов - воспитывают. // Красная звезда. -
2012. - 13 апреля.
3.
Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного
возраста» // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2016.
4.
Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание
нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2015.
5.
Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.
6.
Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».
Управление ДОУ 2016 № 8.
7.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера,
2017.
8.
Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление
ДОУ 2015 №1.
9.
Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2019.
10.
Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л. Тимофеева. - СПб: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2018. - 80 с.
11.
Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».
Управление ДОУ 2014 № 4.
12.
Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской
Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных
организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления».
11