Напоминание

"Как пробудить у учащихся стремление к изучению русского языка в условиях школы пенитенциарной системы."


Автор: Полыгин Юрий Михайлович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Белгородская вечерняя школа"
Населённый пункт: город Белгород Белгородская область пос. Сосновка
Наименование материала: статья
Тема: "Как пробудить у учащихся стремление к изучению русского языка в условиях школы пенитенциарной системы."
Раздел: среднее образование





Назад




Как пробудить у учащихся стремление к изучению

русского языка в условиях школы пенитенциарной системы.

Педагогическая работа в школе при исправительном учреждении

специфична,

деликатна

и

имеет

весьма

локальное

применение.

У

поступающих

в

колонию

осужденных

отсутствует

психологическая

готовность

к

учению.

Низкий

стартовый

познавательный

уровень,

несоответствие

биологического

возраста

классу

обучения

становятся

серьезными

препятствиями

на

пути

его

эффективного

обучения

и

воспитания.

Школа

и

происходящие

в

ней

процессы

вызывают

у

ряда

учащихся только отрицательные эмоции, что является прямым следствием их

глубокой десоциализации. Поэтому нежелание продолжать учебу в школе –

характерное

явление

среди

подавляющего

большинства

осужденных

в

адаптационный период.

Важнейшей

особенностью школы при исправительном

учреждений является

доминирование

воспитательных

задач

н ад

обучающими,

т.

е.

важнейшая

функция

пенитенциарной системы –

человекообразующая.

В условиях лишения свободы учебное заведение является той нитью,

которая

связывает

учащихся

с

остальным

обществом

и

приобщает

их

к

р е а л и я м

ж и з н и .

А

е щ ё

ч а щ е

преподаватели пенитенциарной системы я в л я ю т с я

п е р в ы м и

и

д а ж е

единственными из людей, которые социализируют ученика. На учителей

русского языка полностью ложится ответственность корректировки речевых

предпочтений

учащихся,

освоения

ими

общепринятого

грамматического

строя речи, грамотности изъяснения и письма, искоренения специфических

для контингента исправительных учреждений речевых оборотов.

Работающий в исправительном учреждении педагог, должен понимать,

что

оказание

помощи

осужденным

должно

быть

направлено,

в

первую

очередь, на познание себя, понимания своего внутреннего мира, сохранения

человеческого

достоинства,

вселение

уверенности

в

завтрашнем

дне.

В

процессе

учебы

необходимо

вести

корректировку

их

мировоззрения,

формирование у осужденных, учащихся школы,

чувства ответственности,

поскольку успехи в учебе повышают их престиж, укрепляют положение в

коллективе, способствуют легитимному самоутверждению.

Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов

максимально

концентрации

моральных,

эмоциональных,

психических

и

волевых усилий. Вся работа учителя нацелена на поиск новых форм работы с

целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у

низ

положительной

мотивации

к

обучению.

В

условиях

исправительной

колонии,

при

работе

с

обучающимися

осуждёнными

учитель

должен

добиться того, чтобы обучающийся его позитивно воспринял. Только при

взаимопонимании

учителя

и

ученика

могут

сложиться

благоприятные

условия для начала образовательной деятельности.

В

самом

начале

обучения

целесообразно

предусмотреть

вводно-

корректирующий курс, цель которого – подготовить учащихся к усвоению

нового систематизированного содержания предмета. Здесь хороший эффект

имеет использование вводного повторения, чтобы выявить уровень опорных

знаний учащихся, помочь им восстановить в памяти изученное ими ранее и

подготовить их для дальнейшего обучения предмету.

В

повседневной

учебной

работе

педагога

присутствует

проблема

выравнивания

знаний

учащихся.

Эта

проблема

решается

на

всех

этапах

обучения

на

уроках,

во

время

индивидуальных

консультаций,

когда

углубляются знания, формируются умения и закрепляются навыки учащихся

по основным вопросам изучаемого материала.

В целях достижения лучшего результата целесообразно использовать

разнообразные

виды

уроков:

урок-практикум,

урок-модуль,

урок-лекция,

урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН,

урок-презентация

с

использованием

компьютера,

урок-экскурсия.

Виртуальные

экскурсии,

с

помощью

презентаций,

расширяют

мир

для

осуждённых, ограниченных в контактах и социальном мировосприятии.

Перед учителем русского языка стоит более сложная задача – не только

дать

необходимые

по

образовательной

программе

знания,

но

в

первую

очередь

сохранить

национальную

чистоту

речи

осуждённых,

не

дать

жаргонизмам

вытеснить

культуру

русского

языкового

общения.

Поэтому

поиск

инновационных

путей

преподавания

русского

языка

в

условиях

исправительной колонии, это поиск путей пробуждения интереса к предмету,

гражданской гордости за родной русский язык.

Наша речь – это монологи, диалоги, в любом случае это какой-то текст.

Грамотность речи зависит от умения составить любой разговорный текст.

Изучая

данный

материал

целесообразно вводить

в

уроки

элементы

лингвистического анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам,

практиковать тематические речевые уроки, для развития коммуникативных

умений и навыков, включать ситуативные упражнения и игры по культуре

речи.

При изучении тем по культуре речи можно составить диалоги: разговор с

представителями

сферы

обслуживания.

Этот

момент

важен

в

плане

социализации

освободившихся

из

мест

заключения

людей.

Учащиеся

представляют работу в виде публичного выступления. Работа в данном русле

создаёт широкой спектр коммуникативных ситуаций, требует от учащихся

умения

участвовать

в

диалоге,

дискуссиях,

аргументировано

отстаивать

собственную

точку

зрения,

строить

содержательное,

развернутое

монологическое высказывание, что способствует развитию коммуникативной

компетенции учащихся.

Для учащихся старших классов очень полезными являются

интеллектуально-лингвистические

упражнения

с

текстами

официально-

делового стиля.

Работа с текстом выстраивается следующим образом:

1этап: жизненное наблюдение (я наблюдаю);

2 этап: анализ текста-образца (я анализирую);

3 этап: подражание «чужому» тексту (я подражаю);

4 этап: индивидуальное написание «своего» текста (я делаю сам).

Целью

подобных

заданий

становится

формирование

коммуникативной

компетенции обучающихся, а для учителя – это возможность отслеживать

уровень

сформированности

мыслительных

операций

и

способов

деятельности обучающихся, их речевых приоритетов.

Результаты

выполнения

предлагаемых

учащимся

заданий

станут

основой

рефлексии и коррекции процесса обучения русскому языку, что поможет

спокойной адаптации в социальной среде при освобождении.

При подготовке к написанию экзаменационных сочинений на начальном

этапе возникают определённые трудности. Одним из действенных методов

подготовки к созданию собственного текста является редактирование чужого

сочинения. В данном случае действенен приём, когда после анализа чужого

сочинения в группе (где оттачивается умение вести диалог, слушая друг друга

и

вырабатывая

общую

точку

зрения)

учащиеся

готовят

публичное

выступление, в котором представляют результаты своей работы.

Грамотность письма ещё один из важных в социальном плане момент.

Для

закрепления

навыков

грамотного

письма

необходимо

использовать

диктанты

разных

типов:

предупредительный,

творческий,

выборочный,

диктант на классификацию орфограмм, изложения.

Особое внимание следует уделить опросу обучающихся, так как именно

опрос

предполагает

систематическую

работу

над

совершенствованием

знаний

обучающихся,

развитием

их

языковой

культуры

и

мышления,

способностей давать развёрнутый, полный, логически последовательный и

аргументированный ответ.

В настоящее время приоритет отводится активным формам обучения.

Ведь они позволяют не “натаскать” обучающихся, а обеспечить свободное

владение

предметом,

развивают

самостоятельность

мышления

и

особенно лингвистическую интуицию.

В

связи

с

этим

целесообразна

следующая структура изучения любого тематического блока: вводная лекция

с элементами беседы, практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное

использование любых доступных источников информации), практикум по

выполнению познавательных

заданий,

в

завершение

деловая

игра

или

дебаты.

В школах при исправительных колониях обучаются учащиеся с

различным уровнем знаний. Поэтому особое место должна занимать работа с

неуспевающими

учащимися,

которая

заключается

в

проведении

дополнительных

занятий,

индивидуальных

консультациях,

вовлечении

учащихся в проведение внеклассных мероприятий. Зная индивидуальные

способности учащихся, педагог должен старается подобрать такое задание,

которое повысило бы познавательный интерес к изучению языка. Например,

если

учащийся

имеет

способность

писать

стихи,

то

ему

предлагается

определенную тему изложить в стихотворной форме.

Для развития мыслительного процесса очень

важно

применять элементы

развивающего

обучения.

Этому

способствуют

п р о б л е м н ы е

в о п р о с ы ,

п о и с к о в ы е

з а д а н и я ,

з а д а н и я

н а

наблюдения, выполнение практических упражнений.

А главное – учащиеся

смогут

самостоятельно

устанавливать

разнообразные

логические

связи

между

явлениями,

высказывать

аргументированные

суждения

по

поводу

изучаемого материала.

В основе всей деятельности педагога лежат хорошо известные

принципы: принцип сочетания требовательности к осужденному с гуманным

и справедливым отношением к нему. Принцип опоры на положительное в

личности.

Принцип

дифференцированного

подхода,

помогающий

строить

перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он

относится, а так же принцип личностного подхода. В основе этих принципов

лежит гуманное отношение к человеку.

А.С. Макаренко утверждал: «Необходимо постоянно держать в голове

правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше

уважения к нему».

Основной целью всей деятельности педагога школы при исправительном

учреждении,

его

морально-этическое

поведение

по

отношению

к

людям

преступившими закон - пробуждение интереса к учению, изучению русского

языка и литературы, как факторов сохранения языковой культуры, культуры

слова в создавшейся в их жизни трудной жизненной ситуации.



В раздел образования