Автор: Полыгин Юрий Михайлович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Белгородская вечерняя школа"
Населённый пункт: город Белгород Белгородская область пос. Сосновка
Наименование материала: статья
Тема: "Как пробудить у учащихся стремление к изучению русского языка в условиях школы пенитенциарной системы."
Раздел: среднее образование
Как пробудить у учащихся стремление к изучению
русского языка в условиях школы пенитенциарной системы.
Педагогическая работа в школе при исправительном учреждении
специфична,
деликатна
и
имеет
весьма
локальное
применение.
У
поступающих
в
колонию
осужденных
отсутствует
психологическая
готовность
к
учению.
Низкий
стартовый
познавательный
уровень,
несоответствие
биологического
возраста
классу
обучения
становятся
серьезными
препятствиями
на
пути
его
эффективного
обучения
и
воспитания.
Школа
и
происходящие
в
ней
процессы
вызывают
у
ряда
учащихся только отрицательные эмоции, что является прямым следствием их
глубокой десоциализации. Поэтому нежелание продолжать учебу в школе –
характерное
явление
среди
подавляющего
большинства
осужденных
в
адаптационный период.
Важнейшей
особенностью школы при исправительном
учреждений является
доминирование
воспитательных
задач
н ад
обучающими,
т.
е.
важнейшая
функция
пенитенциарной системы –
человекообразующая.
В условиях лишения свободы учебное заведение является той нитью,
которая
связывает
учащихся
с
остальным
обществом
и
приобщает
их
к
р е а л и я м
ж и з н и .
А
е щ ё
ч а щ е
преподаватели пенитенциарной системы я в л я ю т с я
п е р в ы м и
и
д а ж е
единственными из людей, которые социализируют ученика. На учителей
русского языка полностью ложится ответственность корректировки речевых
предпочтений
учащихся,
освоения
ими
общепринятого
грамматического
строя речи, грамотности изъяснения и письма, искоренения специфических
для контингента исправительных учреждений речевых оборотов.
Работающий в исправительном учреждении педагог, должен понимать,
что
оказание
помощи
осужденным
должно
быть
направлено,
в
первую
очередь, на познание себя, понимания своего внутреннего мира, сохранения
человеческого
достоинства,
вселение
уверенности
в
завтрашнем
дне.
В
процессе
учебы
необходимо
вести
корректировку
их
мировоззрения,
формирование у осужденных, учащихся школы,
чувства ответственности,
поскольку успехи в учебе повышают их престиж, укрепляют положение в
коллективе, способствуют легитимному самоутверждению.
Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов
максимально
концентрации
моральных,
эмоциональных,
психических
и
волевых усилий. Вся работа учителя нацелена на поиск новых форм работы с
целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у
низ
положительной
мотивации
к
обучению.
В
условиях
исправительной
колонии,
при
работе
с
обучающимися
–
осуждёнными
учитель
должен
добиться того, чтобы обучающийся его позитивно воспринял. Только при
взаимопонимании
учителя
и
ученика
могут
сложиться
благоприятные
условия для начала образовательной деятельности.
В
самом
начале
обучения
целесообразно
предусмотреть
вводно-
корректирующий курс, цель которого – подготовить учащихся к усвоению
нового систематизированного содержания предмета. Здесь хороший эффект
имеет использование вводного повторения, чтобы выявить уровень опорных
знаний учащихся, помочь им восстановить в памяти изученное ими ранее и
подготовить их для дальнейшего обучения предмету.
В
повседневной
учебной
работе
педагога
присутствует
проблема
выравнивания
знаний
учащихся.
Эта
проблема
решается
на
всех
этапах
обучения
–
на
уроках,
во
время
индивидуальных
консультаций,
когда
углубляются знания, формируются умения и закрепляются навыки учащихся
по основным вопросам изучаемого материала.
В целях достижения лучшего результата целесообразно использовать
разнообразные
виды
уроков:
урок-практикум,
урок-модуль,
урок-лекция,
урок-семинар, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-КВН,
урок-презентация
с
использованием
компьютера,
урок-экскурсия.
Виртуальные
экскурсии,
с
помощью
презентаций,
расширяют
мир
для
осуждённых, ограниченных в контактах и социальном мировосприятии.
Перед учителем русского языка стоит более сложная задача – не только
дать
необходимые
по
образовательной
программе
знания,
но
в
первую
очередь
сохранить
национальную
чистоту
речи
осуждённых,
не
дать
жаргонизмам
вытеснить
культуру
русского
языкового
общения.
Поэтому
поиск
инновационных
путей
преподавания
русского
языка
в
условиях
исправительной колонии, это поиск путей пробуждения интереса к предмету,
гражданской гордости за родной русский язык.
Наша речь – это монологи, диалоги, в любом случае это какой-то текст.
Грамотность речи зависит от умения составить любой разговорный текст.
Изучая
данный
материал
целесообразно вводить
в
уроки
элементы
лингвистического анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам,
практиковать тематические речевые уроки, для развития коммуникативных
умений и навыков, включать ситуативные упражнения и игры по культуре
речи.
При изучении тем по культуре речи можно составить диалоги: разговор с
представителями
сферы
обслуживания.
Этот
момент
важен
в
плане
социализации
освободившихся
из
мест
заключения
людей.
Учащиеся
представляют работу в виде публичного выступления. Работа в данном русле
создаёт широкой спектр коммуникативных ситуаций, требует от учащихся
умения
участвовать
в
диалоге,
дискуссиях,
аргументировано
отстаивать
собственную
точку
зрения,
строить
содержательное,
развернутое
монологическое высказывание, что способствует развитию коммуникативной
компетенции учащихся.
Для учащихся старших классов очень полезными являются
интеллектуально-лингвистические
упражнения
с
текстами
официально-
делового стиля.
Работа с текстом выстраивается следующим образом:
1этап: жизненное наблюдение (я наблюдаю);
2 этап: анализ текста-образца (я анализирую);
3 этап: подражание «чужому» тексту (я подражаю);
4 этап: индивидуальное написание «своего» текста (я делаю сам).
Целью
подобных
заданий
становится
формирование
коммуникативной
компетенции обучающихся, а для учителя – это возможность отслеживать
уровень
сформированности
мыслительных
операций
и
способов
деятельности обучающихся, их речевых приоритетов.
Результаты
выполнения
предлагаемых
учащимся
заданий
станут
основой
рефлексии и коррекции процесса обучения русскому языку, что поможет
спокойной адаптации в социальной среде при освобождении.
При подготовке к написанию экзаменационных сочинений на начальном
этапе возникают определённые трудности. Одним из действенных методов
подготовки к созданию собственного текста является редактирование чужого
сочинения. В данном случае действенен приём, когда после анализа чужого
сочинения в группе (где оттачивается умение вести диалог, слушая друг друга
и
вырабатывая
общую
точку
зрения)
учащиеся
готовят
публичное
выступление, в котором представляют результаты своей работы.
Грамотность письма ещё один из важных в социальном плане момент.
Для
закрепления
навыков
грамотного
письма
необходимо
использовать
диктанты
разных
типов:
предупредительный,
творческий,
выборочный,
диктант на классификацию орфограмм, изложения.
Особое внимание следует уделить опросу обучающихся, так как именно
опрос
предполагает
систематическую
работу
над
совершенствованием
знаний
обучающихся,
развитием
их
языковой
культуры
и
мышления,
способностей давать развёрнутый, полный, логически последовательный и
аргументированный ответ.
В настоящее время приоритет отводится активным формам обучения.
Ведь они позволяют не “натаскать” обучающихся, а обеспечить свободное
владение
предметом,
развивают
самостоятельность
мышления
и
особенно лингвистическую интуицию.
В
связи
с
этим
целесообразна
следующая структура изучения любого тематического блока: вводная лекция
с элементами беседы, практикум-обучающий тест (предусмотрено свободное
использование любых доступных источников информации), практикум по
выполнению познавательных
заданий,
в
завершение
–
деловая
игра
или
дебаты.
В школах при исправительных колониях обучаются учащиеся с
различным уровнем знаний. Поэтому особое место должна занимать работа с
неуспевающими
учащимися,
которая
заключается
в
проведении
дополнительных
занятий,
индивидуальных
консультациях,
вовлечении
учащихся в проведение внеклассных мероприятий. Зная индивидуальные
способности учащихся, педагог должен старается подобрать такое задание,
которое повысило бы познавательный интерес к изучению языка. Например,
если
учащийся
имеет
способность
писать
стихи,
то
ему
предлагается
определенную тему изложить в стихотворной форме.
Для развития мыслительного процесса очень
важно
применять элементы
развивающего
обучения.
Этому
способствуют
п р о б л е м н ы е
в о п р о с ы ,
п о и с к о в ы е
з а д а н и я ,
з а д а н и я
н а
наблюдения, выполнение практических упражнений.
А главное – учащиеся
смогут
самостоятельно
устанавливать
разнообразные
логические
связи
между
явлениями,
высказывать
аргументированные
суждения
по
поводу
изучаемого материала.
В основе всей деятельности педагога лежат хорошо известные
принципы: принцип сочетания требовательности к осужденному с гуманным
и справедливым отношением к нему. Принцип опоры на положительное в
личности.
Принцип
дифференцированного
подхода,
помогающий
строить
перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он
относится, а так же принцип личностного подхода. В основе этих принципов
лежит гуманное отношение к человеку.
А.С. Макаренко утверждал: «Необходимо постоянно держать в голове
правило: как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше
уважения к нему».
Основной целью всей деятельности педагога школы при исправительном
учреждении,
его
морально-этическое
поведение
по
отношению
к
людям
преступившими закон - пробуждение интереса к учению, изучению русского
языка и литературы, как факторов сохранения языковой культуры, культуры
слова в создавшейся в их жизни трудной жизненной ситуации.