Напоминание

"Как работать над проектом в начальных классах"


Автор: Шадская Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ №140"
Населённый пункт: г.Комсомольск - на -Амуре -31 Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Как работать над проектом в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой

лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно

конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие

критического и творческого мышления.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с

начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя,

расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод,

строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных

задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой,

классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько

интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется

умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему

приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную

работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные

знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность

младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения,

способствует:

1. Обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве

разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;

2. Развитию творческих способностей и активности обучающихся;

формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства

опредмечивания и распредмечивания знаний;

3.Адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

4. Формированию познавательных мотивов учения, так как обучающиеся видят конечный

результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает

желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Значимость проектной деятельности для обучающегося младших классов состоит и в

следующем:

— определять и формулировать проблему, и с помощью взрослых находить пути её

решения;

— планировать собственную самостоятельную деятельность;

— осваивать навыки рефлексии

Существует достаточно много методической литературы по этой теме. В большинстве

своём, она рассчитана на преподавателя. Ребёнок, приступая к работе над собственным

проектом, должен осознать суть своей деятельности, иметь план, который поможет

работать над проектом по выбранной теме. Мы разработали на основе материалов тетради

Савенкова А. И. «Я – исследователь» памятку для обучающихся начальных классов.

Памятка обучающимся начальной школы по работе над учебным проектом.

Дорогой друг! Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом

виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем

того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями.

Предлагаем памятку, которая поможет в работе над проектом

1.Разберёмся в значении некоторых слов:

Проект— это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по

решению определённой проблемы, осуществляется с помощью взрослых.

Гипотеза – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Презентация – это наглядное представление окружающим того, каким был замысел,

и что получилось в результате совместного решения проблемы. В ходе презентации

необходимо чётко и ясно представить полученный результат.

Виды презентаций:

Устное сообщение (сопровождаемое показом альбома, тематического стенда, эскизов )

Театрализованное представление

Слайд-шоу и т.д.

2. Шаги работы над проектом:

1.

Выбор темы.

Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2.

Сформулируй тему своего исследования.

3.

Подумай над целями и задачами твоей работы.

Определить цель исследования — значит объяснить, зачем ты его проводишь.

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги в работе.

4.

Формулировка гипотезы.

5. Осуществление проектной деятельности.

Активная самостоятельная работа. Консультации учителя. Оформление полученных

результатов. Репетиция предстоящей презентации.

6.

Презентация результатов.

Выступление в классе, на школьной конференции. В презентацию входит озвучивание

проблемы, темы, цели, задач, гипотезы. Демонстрация полученного результата в виде

созданных тобою: газеты, альбома, слайд-шоу и т.д. Заканчивается презентация

собственными выводами, которые соотносятся с ранее выдвигаемой гипотезой.

7.

Самооценка своей работы.

Ответь на вопросы: Доволен ли я результатом своей работы? Что получилось хорошо?

В чём испытывал трудности?

3. Визитка проекта.

(Письменный план работы над проектом)

Автор(ы)………………………………………………………………………………………

Класс………………………………………………………………………………………

Проблема…………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

Тема проекта………………………………………………………………………………

Гипотеза……………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Цель работы………………………………………………………………………………..

Задачи………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………..

Для этого сделаю(ем)………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………

Я узнал (Мы узнали)…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Продукт деятельности (вид презентации) …………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………..

Получилось хорошо……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Следует ещё поработать над…………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………

Критерии оценки проектных работ

1.

Постановка цели проекта (четкость формулировки цели, пояснения – в связи с чем эта

цель поставлена; пути достижения цели): 0 – 5 баллов.

2.

Решение задач проекта (чёткость формулировок, логичность и самостоятельность

суждений, оригинальность, творческий подход, личное отношение к данному вопросу,

возможность использования идей и результатов проекта в разных областях знаний: (0 –

25 баллов).

3.

Оформление проекта (соответствие стандартам оформления, наличие и качество

наглядных пособий для презентации проекта): 0 – 10 баллов.

4.

Защита проекта (ясность, логика изложения, владение словом, заинтересованность

аудитории; лаконичность выступления): 0 – 10 баллов.

Сумма в 47 – 50 баллов соответствует оценке «отлично».

Информационные ресурсы

1. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. «Метод проектов в

технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. А. И. Сасовой.

– М. Вентана - Граф, 2003.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое

пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., и доп.- М.:

АРКТИ, 2009.

3. Н.М. Конышева Проблемы современного урока практического труда// Начальная

школа.-2009.-№4.

4. Рыжова Н.А. Экологический проект “Мое дерево”// Начальная школа.- 2010.-№4.

5. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования.//

Начальное образование.- 2005.- №6.

6. Белонин И.В. Организация фронтальной работы при выполнении проектов// Школа и

производство.-2006.- №6

7. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников», -

Издательство «Учебная литература». - 2007

8. Савенков А. И. «Я исследователь», рабочая тетрадь. Издательский дом «Фёдоров». –

2008

9. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по

русскому языку. 2 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2013.



В раздел образования