Напоминание

Урок-практикум в 9 классе "Написание сочинения-рассуждения 15.2"


Автор: Борсук Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №10
Населённый пункт: станицы Новощербиновской
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-практикум в 9 классе "Написание сочинения-рассуждения 15.2"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок-практикум в 9 классе по теме «Написание сочинения-рассуждения

в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку»

Тип урока: урок обучающего сочинения.

Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи, как

рассуждение,расширить представление учащихся об особенностях

рассуждения.

Задачи урока:

образовательные:

- развивать умение вдумываться в тему,осмысливать ее границы, раскрывать

тему сочинения;

-развивать умение подчинять свое сочинение основной мысли;

-развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения;

- развивать умение строить сочинение в определенной композиционной

форме;

развивающие:

- развивать речевую культуру учеников;

- развивать память учащихся и умение пересказывать.

Тип урока: урок развития связной устной и письменной речи.

Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.

Используемые технологии : информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: персональный компьютер, экран,мультимедийный проектор,

презентация Microsoft Power Point.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная,групповая.

Ход урока.

1.Эмоциональный настрой. Звучит песня о дружбе.Все учащиеся класса

разделены на 5 групп, равных по знаниям.

Слайд 1.

2.Сообщение темы и целей урока.(Слайд 2)

Сегодня на уроке подготовки к ОГЭ мы продолжим учиться писать

сочинение-рассуждение 15.2.Для этого вспомним структуру и алгоритм

работы над сочинением 15.2,повторим критерии оценивания и типовые

конструкции.

3.Повторение теоретического материала. (Слайд 33)

Речевая разминка.

Вы знаете, что задание 15.2. проверяет умение самостоятельно

интерпретировать(разъяснять, раскрывать, истолковывать) смысл ключевого

фрагмента текста. Давайте повторим все,что вы знаете о сочинении-

рассуждении 15.2.Как звучит задание? (Слайд 4)

Слайд 5.

Задание для микрогрупп:

1 микрогруппа-что такое тема и идея текста.

2 микрогруппа- структура сочинения-рассуждения и содержание абзацев

сочинения 15.2.(Слайд 6)

3 микрогруппа- последовательность работы над сочинением 15.2.

4 микрогруппа- типовые конструкции для сочинение 15.2.

5 микрогруппа- критерии оценивания сочинения 15.2.

Выступление микрогрупп(3 минуты на обсуждение,затем ответы

представителей от каждой микрогруппы),

Вспоминаем, что такое тезис, аргументы,комментарий.(Слайд №7)

4.Чтение исходного текста и задания к нему.Учитель читает текст Елены

Чепилки, современной российской писательницы, вслух:

Слайд 8.

Задание к тексту:

- напишите сочинение-рассуждение 15.2.Объясните,как Вы понимаете

смысл финала текста:»Великая вещь-дружба».Приведите в сочинении два

аргумента из прочитанного текста,подтверждающие Ваши

рассуждения.Объем сочинения должен составлять не менее 70

слов.Сочинение пишите аккуратно,разборчивым почерком.

Слайд 9.

- Как Вы понимаете значение слова «дружба»?

дайте определение.

- Орфографическая работа:

- привязанность

-взаимопонимание

- доверие

-искренность.

Вспомните пословицы,поговорки,крылатые выражения,высказывания

великих людей о дружбе.

5 Алгоритм пошаговой работы с текстом при написании сочинения-

рассуждения на тему, связанную с анализом текста:

-Читаем задание.

- читаем текст и ищем в нем данный в задании фрагмент.

- Объясняем смысл фрагмента текста.

-Ищем в тексте аргументы, которые подтвердят ваши мысли по поводу

содержания фрагмента текста.

6.Вдумчиво и не спеша прочитаем еще раз текст современной российской

писательницы Елены Чепилки.

У каждого учащегося на столе лежит памятка»Как работать над

сочинением 15.2.»

Памятка «Как работать над сочинением ( Задание 15.2)»

1.

Внимательно прочитайте текст.

2.

Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить,

найдите в нём ключевые слова.

3.

Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить

на поставленный вопрос.

4.

Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса.

5.

Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих

правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры

или указывайте в скобках номера предложений.

6.

Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-

рассуждение (тезис, аргументы, вывод).

7.

Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с

авторской позицией (идеей текста).

7.После повторного чтения определяем основную мысль и значение в тексте

данного высказывания.

8.Составляем план сочинения.

Важно:

В сочинении должно быть 4 абзаца,т.е. каждый пункт плана –это отдельный

абзац.

9.Пишем черновик сочинения.

Стандартный шаблон,по которому учащиеся пишут сочинение:

Смысл данного отрывка(финала текста, фразы из текста…) я понимаю так….

(толковать смысл своими словами).Для доказательства своего мнения

приведу примеры из текста…(фамилия автора).

Так, в предложении (номер предложения) говорится о том, что…(вкратце о

первом аргументе).Это свидетельствует о…(микровывод по первому

аргументу).

Кроме того, в …(номер предложения) предложении прослеживается мысль о

том,что …(второй аргумент).Вот подтверждение моей мысли (микровывод по

второму аргументу).

Таким образом,мне удалось разъяснить смысл отрывка(финала,фразы…).

(Вывод по теме.)

10.Чтение черновиков сочинения, исправление речевых ошибок.

11.Подведение итогов урока:

-Чему вы научились сегодня на уроке?

-Что нового о сочинении 15.2 вы узнали?

12.Домашнее задание: дописать сочинение.



В раздел образования