Автор: Безрукова Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №184"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: методический семинар
Тема: Эффективные формы и методы коррекции нарушений вербального компонента деятельности у детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Методический семинар
Тема «Эффективные формы и методы коррекции нарушений вербального
компонента деятельности у детей с ТНР»
«Есть все фактические и теоретические основания
утверждать, что не только интеллектуальное развитие
ребёнка, но и формирование его характера, эмоций,
личности в целом находятся в непосредственной
зависимости от речи» Л.С. Выготский
Дошкольное детство — уникальный, самоценный период становления
личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития,
требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий;
основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.
Овладение родным языком – важнейшее приобретение детства. «Речевая
компетенция»- свободное практическое владение речью на данном языке,
умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде
монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение
производить и понимать речь в любом функциональном стиле.
В настоящее время существует серьёзная проблема: стремительное
увеличение количества дошкольников, имеющих отставание в формировании
и развитии вербального компонента деятельности. Необходимо отметить, что
данный вопрос остро стоит на повестке дня не только в России. По данным
ВОЗ в развитых странах (США, Финляндия, Англия, Германия, Швеция и
других) практически 20% детей от 3 до 16 лет имеют нарушения речевого
развития разной степени выраженности и тяжести. В этих статистических
выкладках не учитываются дети, имеющие «относительно лёгкие»
нарушения вербального компонента деятельности, такие как: фонетико-
фонематическое недоразвитие речи, фонетическое недоразвитие речи,
лексико-грамматическое недоразвитие речи и отставание в развитии связной
речи. Эксперты ВОЗ также отмечают неуклонный рост числа детей с
патологиями речевого развития, увеличивается и количество детей с
сочетанной патологией. В России примерно 25% процентов детей
дошкольного возраста отстают в речевом развитии от возрастной нормы и
также неуклонно растёт количество детей с ТНР в сочетании с другими
патологиями.
Из своей практики могу сказать, что если в 2010 году среди 14 детей,
зачисленных в группу компенсирующей направленности с заключением
ОНР, было 26% детей с ЗПР, 21% с дизартрическим компонентом, то уже в
2016 году из 18 детей 38% с ЗПР, 50% с дизартрическим компонентом, а в
2020 году из 20 детей уже 55% с ЗПР и 65% с дизартрическим компонентом.
То есть можно с уверенностью сделать вывод о существовании устойчивой
Безрукова Светлана Александровна
тенденции к росту количества детей с речевыми нарушениями различной
степени тяжести, осложнёнными сочетанными патологиями.
Следует отметить, что нарушения речевого развития некомпенсированные в
дошкольный период требуют более сложной и длительной коррекции в
школьный период, провоцируют ситуацию неуспешности в учебной
деятельности, а зачастую не поддаются исправлению частично или
полностью. Между нарушениями устной речи и письменной (письмо и
чтение) существует тесная неразрывная связь. У детей с остаточными
явлениями ОНР, ФФНР наблюдаются стойкие нарушения письменной речи.
По данным за 2019 от 10% до 15% российских школьников имеют трудности
в формировании письменной речи. В сложившейся ситуации мы можем
сказать, что на учителей-логопедов начальной ступени образования
возложена серьёзная миссия: поиск наиболее эффективного пути развития
каждого ребёнка данной категории. Не случайно, в федеральном
государственном стандарте дошкольного образования речевое развитие
выделено в отдельную образовательную область, включающую в себя
задачи: овладение речью как средством общения и культуры: обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылке обучения грамоте.
Главной своей задачей я вижу создание для детей специальных условий для
получения образования, прописанных в статье 79 Федерального закона об
образовании.
Прежде всего для реализации этих условий мною была разработана
«Рабочая программа учителя – логопеда», за основу которой была взята
программа Т.Б. Филичевой, Г\В. Чиркиной Коррекция нарушений речи /
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи. - М: Просвещение, 2014 г и «Основная
образовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида
№ 184».
Успешность коррекционного процесса в ДОУ напрямую связана с
правильностью и гармоничностью организации всей системы обучения и
воспитания ребёнка с ОВЗ, с точностью выбора методов и технологий,
наличием технических средств обучения, оптимальностью взаимодействия
всех участников процесса. Основным компонентом успешности
коррекционных мероприятий является выстраивание единой системы
взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
При этом мы ставим перед собой задачи: разработать единые подходы по
взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя, подобрать новые
эффективные формы взаимодействия в условиях специализированной
Безрукова Светлана Александровна
группы, разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и
воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе, разработать
совместный алгоритм коррекционного воздействия на ребёнка с ОВЗ всеми
участниками образовательных отношений. При организации предметно –
развивающей среды в группе и в кабинете учителя-логопеда мы
руководствуемся следующими принципами: принцип научности,
природосообразности, наглядности, перспективной направленности,
комплексного использования предметов среды, принцип оптимального
насыщения, мобильности, эстетичности.
“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы
хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя
ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет
переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.” (Сухомлинский
В. А.)
Основной формой коррекционного обучения является непрерывная
образовательная деятельность, на которой систематически осуществляется
развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа
воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение
коррекционных задач в форме: фронтальных, подгрупповых,
индивидуальных занятий. Тематический подход к построению и
структуризации коррекционной деятельности даёт возможность обеспечить
многократное повторение одного и того же речевого материала за короткий
промежуток времени и способствует его эффективной активизации. Опора
на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное
включение разных видов игр в НОД обеспечивают выраженный позитивный
эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии
познавательных психических процессов. Индивидуальная коррекционно-
развивающая работа, проводимая в течение каждого дня, направлена на
изучение с детьми тех разделов программы, при усвоении которых эти дети
испытывают трудности. Прежде всего, эта работа по автоматизации и
дифференциации звуков. Ещё одной из форм работы по развитию речи детей
является образовательная ситуация. Образовательная ситуация в отличие от
занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям и в
большей степени индивидуализировать процесс обучения. Мы
организовываем образовательную ситуацию в любое время в режиме дня.
Коррекционно-речевая работа осуществляется различными методами,
среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Всё это традиционные методы и формы организации образовательного
процесса в логопедической группе. Но одним из важных условий для
успешного получения дошкольного образования детьми с ОВЗ, к которым
относятся дети с нарушениями вербального компонента деятельности
является использование в работе учителя-логопеда инновационных
технологий. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии
Безрукова Светлана Александровна
и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим
потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и
приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-
логопеда.
Инновационные технологии в логопедической практике– это
дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям
(технология диагностики, технология звукопостановки, технология
формирования речевого дыхания при различных нарушениях
произносительной стороны речи и так далее). Это новые, обладающие
повышенной эффективностью методы, инструменты и приёмы, новые
способы взаимодействия педагога и ребёнка,новые стимулы, служащие для
создания благоприятного эмоционального фона, способствующие
включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических
функций. Технологический подход, то есть новые педагогические
технологии, оптимизируют достижения дошкольника в речевом развитии и в
дальнейшем гарантируют его успешное обучение в школе. Создание
технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося
работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром
познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Применение
инновационных педагогических технологий способствует: повышению
качества самообразования и квалификации педагога, накоплению
педагогического опыта и его систематизации, использованию компьютерных
технологий воспитанниками, сохранению и укреплению здоровья
воспитанников, улучшению качества обучения и воспитания. Какие же
именно инновационные технологии я использую в своей деятельности?
Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с
определенной целью, по определенному плану для решения поисковых,
исследовательских, практических задач по любому, направлению
содержания образования. Мы на нашей группе уже давно широко и активно
используем в коррекционно-образовательной работе проектные технологии,
и, как оказалось, они весьма эффективны и увлекательны. Детям с ОВЗ
участие в проектной деятельности даёт неограниченные возможности для
творчества и развития. В течение всего года ребята, их родители, логопед,
воспитатели трудятся над ставшим уже традиционным долгосрочным
информационно-практико-ориентированным, коллективным проектом
«Путешествие в страну Живых слов», в результате чего собирается огромный
материал с наблюдениями за языковой действительностью, создаются
самодельныесловари различной направленности, дети получают начальные
представления о многообразии слов в русском языке; у них появляется
интерес к родному языку, к «живому слову», значительно расширяются
рамки собственного лексического запаса воспитанников. Нам приятно
осознавать, что и родители с удовольствием вовлекаются в поисковую
деятельность и активно, заинтересованно участвуют в совместных
мероприятиях в рамках проекта.
Безрукова Светлана Александровна
В течение года также дети и их родители принимают участие в реализации
ещё нескольких краткосрочных проектов разной творческой направленности.
Например: «Сказки о весёлом язычке», «Смекалочка», «Космические
приключения в стране звуков», «Книга – лучший друг», «Неделя
интеллектуальных игр» и многих других.
Одним из ценных инновационных направлений в своей деятельности я
усматриваю в использовании в своей работе информационно-
коммуникативных технологий. Информационно-коммуникационные
технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные
устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
Новым требованием к дошкольному воспитанию, как первому звену
непрерывного образования, стало использование современных
информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и
др.) Как нам кажется, задача учителя-логопеда, педагогов, работающих с
детьми с ОВЗ, в использовании ИКТ сводиться к нескольким направлениям:
оптимизировать коррекционно-образовательную деятельность, шагая в ногу
со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы
информационной культуры его личности, повысить свой профессиональный
уровень и компетентность родителей. В нашей работе мы основываемся на
главных требованиях к компьютерным программам ДОУ: исследовательский
характер; легкость для самостоятельных занятий детей; развитие широкого
спектра навыков и представлений; возрастное соответствие;
занимательность. А ещё использование ИКТ – это повышение мотивации к
логопедическим занятиям; организация объективного контроля развития и
деятельности детей; расширение сюжетного наполнения традиционной
игровой деятельности; возможность быстрого создания собственного
дидактического материала; визуализация акустических компонентов речи;
расширение спектра невербальных заданий; обеспечение незаметного для
ребёнка перехода от игровой деятельности к учебной; значительные
возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления;
формирование планирующей функции мышления и речи; за счёт
повышенного эмоционального тонуса осуществление более быстрого
перевода изучаемого материала в долговременную память.
В современных условиях не представляется возможным эффективно
проводить коррекционную работу без использования здоровьесберегающих
технологий.
На мой взгляд внедрение в профессиональную деятельность подобного рода
технологий служит важнейшим условием для успешного освоения детьми с
ОВЗ программы дошкольного образования. Здоровьесберегающая
технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие
всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья
ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него
необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Безрукова Светлана Александровна
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой
символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем
помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям,
получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном
восприятии музыки, оказывающий седативное или тонизирующее действие
на ребёнка, в зависимости от поставленной педагогом цели. Логоритмика -
это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально -
речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической
коррекции.Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для
речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования
взаимодействия через речь с окружающим миром. Игротерапия– это
единство развивающих возможностей игры для формирования личности
ребёнка с эмоционально-поведенческими проблемами осуществляется, во-
первых, средствами разумной организации разносторонней игровой
деятельности, доступной каждому ребёнку с учётом его личностных
возможностей, во-вторых, путём осуществления специальных игровых
программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный
характер. В организации развивающей среды нашей логопедической группы
мы постарались предусмотреть возможность организации индивидуальной
игровой деятельности для развития ЭВС, а также проведение открытых
досугово – игровых программ и театрализованных праздников, которые
специально ориентированы на организацию игрового поведения детей-
логопатов.
Телесноориентированные технологии мною также широко
используются в коррекционной практике. Весь детский опыт связан с
развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть,
ходить, играть, и, конечно же, говорить). Обращая внимание на развитие
двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие
психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные
проявления влияет на развитие его характера, способностей и, конечно,речи.
Биоэнергопластика– соединение движений артикуляционного аппарата с
движениями кисти руки, что активизирует интеллектуальную и речевую
деятельность, развивает координацию артикуляционных движений и мелкую
моторику, повышает мотивацию к логопедическим занятиям, стимулирует
речевую активность. Растяжки – чередование напряжения и расслабления в
различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц.
Упражнения для релаксации – способствуют расслаблению,
самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым
процессом. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма,
развивают самоконтроль и произвольность движений речевого аппарата.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих
активизировать межполушарное взаимодействие: развивают мозолистое тело
мозга, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную
Безрукова Светлана Александровна
деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают
процесс чтения и письма, улучшают как настроение, так и самочувствие
выполняющего их человека.
По моему мнению, высокую эффективность в практической деятельности
показывает метод моделирования, которыйявляется одним из
перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно –
развивающего обучения, мы активно применяем его в группе. Мнемоника,
или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих
запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования
дополнительных ассоциаций.
Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить
абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с
ними. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс
запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.
Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять
навыки в процессе коррекционного обучения.
Дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без
специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом,
сравнением и обобщением. формированию этих функций способствует
использование мною в работе интеллектуально-направленныетехнологии,
такие как: ТРИЗ, которая помогает развивать системное мышление детей,
воспитывать творческую личность, способную понимать единство и
противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать
свои маленькие проблемы. Параллельно с задачей накопления, обогащения,
уточнения словарного запаса должна решаться другая не менее важная:
создание условий для его активизации и актуализации собственного
высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн.
Эта технология не требует особых условий для использования в условиях
группы коррекционной направленности и органично вписывается в работу по
развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников и младших
школьников с ОНР. Технология «Интеллектуальная карта» занимает
особое место в моей работе, поскольку это уникальный и простой метод
запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие,
так и речевые способности детей и активизируется мышление, что в свою
очередь помогает пробудить у ребенка способность к изображению
окружающего мира.
Я апробировала в своей работе технологию «Кластер». «Кластер» в
переводе с английского – (скопление, гроздь, пучок), совокупность,
объединение нескольких однородных элементов, предметов.Технология
«Кластер» позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы,
которые происходят при погружении в тот или иной текст.Технология
кластеров универсальна, так как даёт возможность работать с большим
объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное,
систематизировать и определенным образом представить. Инновационные
Безрукова Светлана Александровна
методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным
средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими
нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств
коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в
преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне
комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя
особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и
способствуют оздоровлению всего организма.
Анализируя результаты своей работы в данном направлении, я могу с
уверенностью сказать, что традиционные подходы в сочетании с новыми
направлениями логопедической теории и практики дают устойчивый
позитивный эффект, подтверждаемый результатами мониторинга
коррекционной деятельности за последние три года. Среди 19 детей с ОНР,
поступивших в группу компенсирующей направленности в 2017 – 2018 г,
52% имели дизартрический компонент, 42% - сочетанную патологию, 10% -
лёгкую степень алалии. Результат, достигнутый при выпуске, составляет: все
дети выпущены в массовую школу, из них 83% с чистой речью, 17% с
незначительными остаточными явлениями ОНР. Среди 18 детей с ОНР,
поступивших в группу компенсирующей направленности в 2018 – 2019 г,
44% имели дизартрический компонент, 50% - сочетанную патологию, 5,5% -
моторную алалию, 5,5% - заикание. Результат, достигнутый при выпуске,
составляет: все дети выпущены в массовую школу, из них 88% с чистой
речью, 11% с незначительными остаточными явлениями ОНР. Среди 19
детей с ОНР, поступивших в группу компенсирующей направленности в
2019 – 2020 г, 57% имели дизартрический компонент, 47% - сочетанную
патологию, 10% - заикание. Результат, достигнутый при выпуске, составляет:
16 детей выпущены в массовую школу, из них 83% с чистой речью, 17% с
незначительными остаточными явлениями ОНР, 3 ребёнка оставлены на
дублирование подготовительной группы.
Основываясь на результатах логопедического мониторинга и на анализе
полученных в ходе опыта результатов, я убедилась в том, что при
организации непрерывной образовательной деятельности с использованием
инновационных технологий и нестандартных игровых пособий, создаются
благоприятные условия для успешного преодоления сложных речевых
нарушений у детей старшего дошкольного возраста, для активизации всех
вербальных процессов и развития связной речи ребенка. При использовании
инновационной технологий у детей возрастает заинтересованность в
логопедических занятиях, развиваются познавательные процессы,
коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный
процесс проходит радостно и не утомительно.
Литература:
Безрукова Светлана Александровна
1)
Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учебно-
методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2008.
2)
Акименко В. М. Применение интеллектуальных карт в
процессеобучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после.
2012. № 7.
3)
Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии, - Ростов-на-
Дону, Феникс, 2011
4)
Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические
технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 112 с. (Серия
«Методический кабинет»)
5)
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский; М.: Лабиринт,
1996. - 416 с.
6)
Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
7)
Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: методическое
пособие для дошкольных образовательных учреждений /О.Е. Громова.
– Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
8)
Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников /
Журнал «Логопед», № 5, 2005
9)
Каше, Г.А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи 7 года жизни/ Г.А.Каше,
Т.Б.Филичёва, Г.В. Чиркина; М.: Министерство Просвещения СССР /
научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.
10)
Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей / Хрестоматия
по логопедии. Т.2 - М.: ВЛАДОС,1997