Автор: Печёрина Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №112 "Сибирячок" комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: Гражданское воспитание дошкольника через ознакомление с правами ребенка
Раздел: дошкольное образование
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВАМИ РЕБЕНКА
В настоящее время в дошкольном образовании используются термины
«социальное
развитие»,
«патриотическое»
и
«гражданское»
воспитание.
Области их значений частично пересекаются, но не являются тождественными.
Цель патриотического воспитания - привить любовь к Отечеству, гордость за
его культуру. Гражданское воспитание - это, прежде всего, личностно-
ориентированное воспитание, направленное на формирование у ребёнка
активной социальной позиции, осознание
себя участником и созидателем
общественной
жизни.
Патриотическое
воспитание
создаёт
предпосылки
гражданского поведения, гражданское поведение предполагает формирование
таких черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического
воспитания - активность, самостоятельность, инициативность, способность
принимать
решения.
Таким
образом,
гражданское
воспитание
можно
рассматривать как составную часть социального развития, как одно из
направлений социализации личности.
В новых социальных условиях гражданская активность, грамотность
населения очень важны, и от этого зависит судьба народа. Без преувеличения
можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в
тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и
впечатлительностью.
В общеобразовательных программах: («Детство», «Истоки», «Радуга»
Т.Н. Дороновой, «Я, ты, мы» О.Л. Князевой, «Открой себя» Е.В.Рылеевой,
«Азбука общения» Л.М. Шипицыной, «Вместе» Е.В.Рыбак, «От рождения до
школы» Н.Е. Вераксы) дан материал для работы с детьми по социальному
развитию, определены направления работы по гражданскому воспитанию, с
помощью которых формируются позитивные модели поведения ребёнка в
природе
и
обществе.
Это
умение
разрешать
конфликтные
ситуации,
контролировать своё поведение и управлять им, учитывать желания и
потребности других. А отношение к себе, к природе и окружающим, включает
способность оценивать, воспринимать последствия собственных действий и
действий других, осознавать ответственность за совершаемые действия,
способность принимать людей с особенностями их характера, привычек, быть
терпимее, уважать права других. Для достижения желаемого результата
современному
детскому
саду
необходимо
синхронизировать
процессы
воспитания и развивающего обучения для того, чтобы ребёнок становился
социально активной и функционально грамотной личностью необходимо
формировать опыт самопознания и самооценки, учить согласовывать свои
эмоции с социально заданными этическими нормами. При отборе методов и
приёмов взаимодействия с детьми педагогу нужно помнить, что его задачами
являются: обеспечение успеха во всех делах ребёнка через разумную дозу
помощи; похвала от души, вера и доверие; обучение и воспитание ребёнка, с
учетом его индивидуальных особенности; без принуждения; помнить, о том,
что у каждого ребёнка свой срок и свой час постижения.
Гражданское воспитание
рассматривается как система знаний. И
примерное
содержание
образования
старших
дошкольников
в
системе
гражданского воспитания даётся в общеобразовательных программах.
Формируя основы гражданственности, преследуются следующие цели:
- воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности
компетентной, ответственной, самостоятельной, уважающей права других;
- подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества;
- обновление содержания и методов работы с детьми в процессе создания
системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах
деятельности, способствующих осмыслению детьми прав ребёнка, развитию
самооценки, чувства собственного достоинства.
Для реализации поставленных целей необходимо выполнить следующие
задачи:
- изучение прав человека дошкольниками через игровые технологии;
- знакомство с культурно-историческим наследием страны, региона;
- обогащение развивающей среды;
- развитие «Я - сознания» ребёнка, свободы самовыражения и самопрезентации;
-обучение
детей
ненасильственному
решению
конфликтов,
воспитание
терпимости к чужому мнению;
- повышение педагогической и правовой культуры родителей;
- конструирование процесса взаимодействия с семьями воспитанников.
С принятием Закона РФ «Об образовании»
ответственность за
воспитание детей делегируется семьям и одной из основных задач, стоящими
перед
педагогами
является
взаимодействие
с
семьёй
для
обеспечения
полноценного развития ребёнка. Семья – важнейший институт социализации
ребёнка, она даёт самое главное: интимно-личностную связь и единство с
родными. Социальная функция семьи - психологический тыл, защита,
убежище. Мать - главная воспитательница дошкольника. Функция родителей –
научить ребёнка жить. Они обязаны заботиться
о здоровье, физическом,
психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Обеспечение
соблюдения прав и интересов ребёнка – гражданский долг родителей.
Исследователи и педагоги - практики отмечают, что воспитательный
потенциал
современной
семьи
зачастую
невысок.
Родители
выбирают
непродуктивные тактики воспитания, что приводит к конфликтам в семье,
проблемам социализации детей, психологическим травмам.
Результаты исследования юридической грамотности родителей ДОУ
показали:
11% родителей знают положения «Конвенции о правах ребёнка»;
63% родителей знают о существовании «Семейного Кодекса»;
18% родителей знают о существовании «Декларации прав человека»;
8% родителей ничего о документах международного и федерального
уровня по защите прав детей не знают.
87% родителей, лишая ребёнка свободы движения, не воспринимают это
как нарушение его прав;
46% родителей, оставляя детей одних на несколько часов, не считают это
нарушение их прав (ст.156 УК РФ запирание ребёнка одного на
длительное время квалифицируется как неисполнение родительских
обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей);
40% родителей поддерживают применение телесных наказаний;
14% родителей уверенны в том, что телесные наказания неприемлемы ни
при каких обстоятельствах;
84% родителей осознают, что физические наказания нарушают права
детей, могут привести к серьёзным психологическим срывам.
Анализ практики взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ,
представляющими различные слои общества, имеющими разный уровень
образования, позволил выявить наиболее типичные затруднения в вопросах
воспитания. На их основе определились с содержанием работы, выбором форм
и методов повышения родительской компетентности в области формирования
правовой и педагогической культуры.
Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН в 1989г., стало предметом пристального внимания педагогов.
Можно сказать, что в нашей стране и в системе дошкольного образования тогда
были сделаны только первые шаги в этом направлении. В 2002 году
Московский Комитет образования опубликовал пособие, созданное группой
исследователей под руководством Т.Н. Дороновой «Защита прав и достоинства
маленького ребенка», в котором подробно изложены различные аспекты
работы ДОУ с семьей по обеспечению реализации положений Конвенции.
Дошкольное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы
идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их
правовом содержании, но и становились нравственной основой общения,
регулятором жизнедеятельности.
Задачи образования издревле виделись людям как поддержание и
развитие человека, как помощь в реализации стремления к лучшему. В основу
образовательной
парадигмы
современности
положены
доказавшие
свою
жизнеспособность идеи гуманной педагогики, столь же древние, как и сама
педагогическая профессия.
Вслед за Конвенцией ООН российский документ «Концепция дошкольного
воспитания» ключевой позицией обновления детского сада провозглашает
«гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми и
раскрепощения жизни
детей и воспитателей». Определяющим звеном в
системе
гуманной
педагогике
является
личность
воспитателя,
учителя.
Действительно, каждый педагог выбирает формы общения и методы работы с
детьми в соответствии со своим
мировоззрением, уровнем культуры, по-
своему трактует запросы общества, по-своему видит приоритетные задачи,
стоящие перед ним, и пути их решения. В сложной и многоплановой работе по
защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив ДОУ. Это
организация таких форм работы с коллективом как семинар-практикум по
вопросам Конвенции ООН о правах ребенка, круглый стол «Защита прав
ребенка в условиях семьи», деловая игра «Координация усилий семьи и ДОУ».
Параллельно должна вестись работа с родителями (создание индивидуальных
альбомов "Я – человек!", "Моя семья").
Можно ли построить педагогический процесс, организовать учебную
деятельность ребёнка так, чтобы он становился воспитанным, развитым и
«обученным», но оставался свободным? Может ли обучение стать интересным
продолжением повседневной жизни детей, игры, сказки? Ребёнок 6-7 лет
переживает ответственный период
подготовки к обучению в школе.
Накопленный
опыт усвоения знаний позволяет решать возникающие в
процессе
обучения
проблемы.
Но
будущий
ученик
является
ещё
дошкольником, поэтому для него ведущим и любимым видом деятельности
остаётся игра. Поэтому, раскрытию содержания статей Конвенции во многом
помогает художественная литература. Чтобы данный вид деятельности был
более целенаправленным, была сделана подборка «В гостях у сказки». Анализ
произведений позволяет детям оценить поступки персонажей, соотнести
сказочные сюжеты с действующими в реальной жизни правами, увидеть
торжество закона или его нарушение.
Чтение сказок стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав
человека, прав ребенка. Серия демонстрационных плакатов, с помощью
которых можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом
положении Конвенции, стало хорошим дидактическим материалом для занятий
по этой теме. На плакатах изображены сказочные животные (не люди и не
дети), которые соблюдают (а не нарушают) права своих детенышей, далее
следовала
сюжетно-ролевая игра с детьми. Все это давало возможность
каждому ребенку усваивать
и проигрывать
возможные варианты поиска
помощи и самозащиты, а также получать знания о правах и обязанностях
человека.
Детям часто говорят о том, что они должны делать, и редко обсуждают с
ними их права. Но знание своих прав в первую очередь помогает ребёнку
запомнить
свои
обязанности,
учит
его
самостоятельности
и
чувству
собственного достоинства.
Проведенная работа показала, что детям эти знания доступны, понятны и
интересны. Организация родительского образования оказалась результативной:
улучшились взаимоотношения с ребёнком, появилась ответственность, забота о
нём как самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. Интересные
по форме и содержанию детско-родительские проекты в форме презентации,
например «Права ребёнка в моих любимых сказках», Семенов Тимур: «Мои
мама и папа рассказали, что как только дети рождаются, у них появляются
права. И права эти записаны в самом главном детском законе - «Конвенции о
правах ребёнка». Она защищает всех детей мира. Я очень люблю сказки. Читая
сказки, я узнал, что права ребёнка нарушаются. Добро пожаловать в
путеводитель по сказкам!».
Таким образом, решение проблемы охраны прав детей в дошкольном
учреждении, а в частности ознакомление дошкольников с правами ребенка
зависит от разумного распределения функциональных обязанностей между
сотрудниками и координации их полномочий.