Напоминание

Гражданское воспитание дошкольника через ознакомление с правами ребенка


Автор: Печёрина Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №112 "Сибирячок" комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: Гражданское воспитание дошкольника через ознакомление с правами ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВАМИ РЕБЕНКА

В настоящее время в дошкольном образовании используются термины

«социальное

развитие»,

«патриотическое»

и

«гражданское»

воспитание.

Области их значений частично пересекаются, но не являются тождественными.

Цель патриотического воспитания - привить любовь к Отечеству, гордость за

его культуру. Гражданское воспитание - это, прежде всего, личностно-

ориентированное воспитание, направленное на формирование у ребёнка

активной социальной позиции, осознание

себя участником и созидателем

общественной

жизни.

Патриотическое

воспитание

создаёт

предпосылки

гражданского поведения, гражданское поведение предполагает формирование

таких черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического

воспитания - активность, самостоятельность, инициативность, способность

принимать

решения.

Таким

образом,

гражданское

воспитание

можно

рассматривать как составную часть социального развития, как одно из

направлений социализации личности.

В новых социальных условиях гражданская активность, грамотность

населения очень важны, и от этого зависит судьба народа. Без преувеличения

можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в

тот период детского развития, который отличается особой восприимчивостью и

впечатлительностью.

В общеобразовательных программах: («Детство», «Истоки», «Радуга»

Т.Н. Дороновой, «Я, ты, мы» О.Л. Князевой, «Открой себя» Е.В.Рылеевой,

«Азбука общения» Л.М. Шипицыной, «Вместе» Е.В.Рыбак, «От рождения до

школы» Н.Е. Вераксы) дан материал для работы с детьми по социальному

развитию, определены направления работы по гражданскому воспитанию, с

помощью которых формируются позитивные модели поведения ребёнка в

природе

и

обществе.

Это

умение

разрешать

конфликтные

ситуации,

контролировать своё поведение и управлять им, учитывать желания и

потребности других. А отношение к себе, к природе и окружающим, включает

способность оценивать, воспринимать последствия собственных действий и

действий других, осознавать ответственность за совершаемые действия,

способность принимать людей с особенностями их характера, привычек, быть

терпимее, уважать права других. Для достижения желаемого результата

современному

детскому

саду

необходимо

синхронизировать

процессы

воспитания и развивающего обучения для того, чтобы ребёнок становился

социально активной и функционально грамотной личностью необходимо

формировать опыт самопознания и самооценки, учить согласовывать свои

эмоции с социально заданными этическими нормами. При отборе методов и

приёмов взаимодействия с детьми педагогу нужно помнить, что его задачами

являются: обеспечение успеха во всех делах ребёнка через разумную дозу

помощи; похвала от души, вера и доверие; обучение и воспитание ребёнка, с

учетом его индивидуальных особенности; без принуждения; помнить, о том,

что у каждого ребёнка свой срок и свой час постижения.

Гражданское воспитание

рассматривается как система знаний. И

примерное

содержание

образования

старших

дошкольников

в

системе

гражданского воспитания даётся в общеобразовательных программах.

Формируя основы гражданственности, преследуются следующие цели:

- воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности

компетентной, ответственной, самостоятельной, уважающей права других;

- подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества;

- обновление содержания и методов работы с детьми в процессе создания

системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах

деятельности, способствующих осмыслению детьми прав ребёнка, развитию

самооценки, чувства собственного достоинства.

Для реализации поставленных целей необходимо выполнить следующие

задачи:

- изучение прав человека дошкольниками через игровые технологии;

- знакомство с культурно-историческим наследием страны, региона;

- обогащение развивающей среды;

- развитие «Я - сознания» ребёнка, свободы самовыражения и самопрезентации;

-обучение

детей

ненасильственному

решению

конфликтов,

воспитание

терпимости к чужому мнению;

- повышение педагогической и правовой культуры родителей;

- конструирование процесса взаимодействия с семьями воспитанников.

С принятием Закона РФ «Об образовании»

ответственность за

воспитание детей делегируется семьям и одной из основных задач, стоящими

перед

педагогами

является

взаимодействие

с

семьёй

для

обеспечения

полноценного развития ребёнка. Семья – важнейший институт социализации

ребёнка, она даёт самое главное: интимно-личностную связь и единство с

родными. Социальная функция семьи - психологический тыл, защита,

убежище. Мать - главная воспитательница дошкольника. Функция родителей –

научить ребёнка жить. Они обязаны заботиться

о здоровье, физическом,

психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Обеспечение

соблюдения прав и интересов ребёнка – гражданский долг родителей.

Исследователи и педагоги - практики отмечают, что воспитательный

потенциал

современной

семьи

зачастую

невысок.

Родители

выбирают

непродуктивные тактики воспитания, что приводит к конфликтам в семье,

проблемам социализации детей, психологическим травмам.

Результаты исследования юридической грамотности родителей ДОУ

показали:

11% родителей знают положения «Конвенции о правах ребёнка»;

63% родителей знают о существовании «Семейного Кодекса»;

18% родителей знают о существовании «Декларации прав человека»;

8% родителей ничего о документах международного и федерального

уровня по защите прав детей не знают.

87% родителей, лишая ребёнка свободы движения, не воспринимают это

как нарушение его прав;

46% родителей, оставляя детей одних на несколько часов, не считают это

нарушение их прав (ст.156 УК РФ запирание ребёнка одного на

длительное время квалифицируется как неисполнение родительских

обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей);

40% родителей поддерживают применение телесных наказаний;

14% родителей уверенны в том, что телесные наказания неприемлемы ни

при каких обстоятельствах;

84% родителей осознают, что физические наказания нарушают права

детей, могут привести к серьёзным психологическим срывам.

Анализ практики взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ,

представляющими различные слои общества, имеющими разный уровень

образования, позволил выявить наиболее типичные затруднения в вопросах

воспитания. На их основе определились с содержанием работы, выбором форм

и методов повышения родительской компетентности в области формирования

правовой и педагогической культуры.

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной

Ассамблеей ООН в 1989г., стало предметом пристального внимания педагогов.

Можно сказать, что в нашей стране и в системе дошкольного образования тогда

были сделаны только первые шаги в этом направлении. В 2002 году

Московский Комитет образования опубликовал пособие, созданное группой

исследователей под руководством Т.Н. Дороновой «Защита прав и достоинства

маленького ребенка», в котором подробно изложены различные аспекты

работы ДОУ с семьей по обеспечению реализации положений Конвенции.

Дошкольное учреждение должно строить свою работу таким образом, чтобы

идеи и принципы Конвенции по правам ребенка усваивались не только в их

правовом содержании, но и становились нравственной основой общения,

регулятором жизнедеятельности.

Задачи образования издревле виделись людям как поддержание и

развитие человека, как помощь в реализации стремления к лучшему. В основу

образовательной

парадигмы

современности

положены

доказавшие

свою

жизнеспособность идеи гуманной педагогики, столь же древние, как и сама

педагогическая профессия.

Вслед за Конвенцией ООН российский документ «Концепция дошкольного

воспитания» ключевой позицией обновления детского сада провозглашает

«гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми и

раскрепощения жизни

детей и воспитателей». Определяющим звеном в

системе

гуманной

педагогике

является

личность

воспитателя,

учителя.

Действительно, каждый педагог выбирает формы общения и методы работы с

детьми в соответствии со своим

мировоззрением, уровнем культуры, по-

своему трактует запросы общества, по-своему видит приоритетные задачи,

стоящие перед ним, и пути их решения. В сложной и многоплановой работе по

защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив ДОУ. Это

организация таких форм работы с коллективом как семинар-практикум по

вопросам Конвенции ООН о правах ребенка, круглый стол «Защита прав

ребенка в условиях семьи», деловая игра «Координация усилий семьи и ДОУ».

Параллельно должна вестись работа с родителями (создание индивидуальных

альбомов "Я – человек!", "Моя семья").

Можно ли построить педагогический процесс, организовать учебную

деятельность ребёнка так, чтобы он становился воспитанным, развитым и

«обученным», но оставался свободным? Может ли обучение стать интересным

продолжением повседневной жизни детей, игры, сказки? Ребёнок 6-7 лет

переживает ответственный период

подготовки к обучению в школе.

Накопленный

опыт усвоения знаний позволяет решать возникающие в

процессе

обучения

проблемы.

Но

будущий

ученик

является

ещё

дошкольником, поэтому для него ведущим и любимым видом деятельности

остаётся игра. Поэтому, раскрытию содержания статей Конвенции во многом

помогает художественная литература. Чтобы данный вид деятельности был

более целенаправленным, была сделана подборка «В гостях у сказки». Анализ

произведений позволяет детям оценить поступки персонажей, соотнести

сказочные сюжеты с действующими в реальной жизни правами, увидеть

торжество закона или его нарушение.

Чтение сказок стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав

человека, прав ребенка. Серия демонстрационных плакатов, с помощью

которых можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом

положении Конвенции, стало хорошим дидактическим материалом для занятий

по этой теме. На плакатах изображены сказочные животные (не люди и не

дети), которые соблюдают (а не нарушают) права своих детенышей, далее

следовала

сюжетно-ролевая игра с детьми. Все это давало возможность

каждому ребенку усваивать

и проигрывать

возможные варианты поиска

помощи и самозащиты, а также получать знания о правах и обязанностях

человека.

Детям часто говорят о том, что они должны делать, и редко обсуждают с

ними их права. Но знание своих прав в первую очередь помогает ребёнку

запомнить

свои

обязанности,

учит

его

самостоятельности

и

чувству

собственного достоинства.

Проведенная работа показала, что детям эти знания доступны, понятны и

интересны. Организация родительского образования оказалась результативной:

улучшились взаимоотношения с ребёнком, появилась ответственность, забота о

нём как самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. Интересные

по форме и содержанию детско-родительские проекты в форме презентации,

например «Права ребёнка в моих любимых сказках», Семенов Тимур: «Мои

мама и папа рассказали, что как только дети рождаются, у них появляются

права. И права эти записаны в самом главном детском законе - «Конвенции о

правах ребёнка». Она защищает всех детей мира. Я очень люблю сказки. Читая

сказки, я узнал, что права ребёнка нарушаются. Добро пожаловать в

путеводитель по сказкам!».

Таким образом, решение проблемы охраны прав детей в дошкольном

учреждении, а в частности ознакомление дошкольников с правами ребенка

зависит от разумного распределения функциональных обязанностей между

сотрудниками и координации их полномочий.



В раздел образования