Автор: Чупина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Крутишинский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Алтайский край Шелаболихинский район с.Крутишка
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект
Тема: "Этот загадочный космос"
Раздел: дошкольное образование
Крутишинский детский сад «Колосок»- филиал МБДОУ
Шелаболихинский детский сад «Золотая рыбка»
Познавательно-исследовательский
проект
«Этот загадочный космос»
:
Разработали воспитатели
.
.
Шушакова Н В
.
.
Чупина Н В
.
.
2022
.
с Крутишка
г
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный
Сроки:
Проблема
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах,
космонавтах,
так как данная тема,
как
все
неведомое, непонятное,
недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет
детям
научиться
добывать
информацию
из
различных
источников,
систематизировать полученные знания, применить их, проявить свою
собственную
инициативу,
активность
в
различных
видах
детской
деятельности.
Актуальность проекта
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не
хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных
детей. Между тем, космические пираты,
звездные войны и другие
инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные
персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих
планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют
развитию
страхов.
Поэтому
важно
грамотно
выстроить
работу
по
формированию у детей представлений о космосе.
Данный процесс на
практике может помочь реализовать метод проекта. Он позволит детям
усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем
самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Гипотеза
Чем шире мировоззрение ребенка, тем наиболее полно сформируется
активная творческая личность, способная получить представления об
окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а
открывая их самому.
Цель проекта
Приобщение детей к знаниям о вселенной, освоении человеком
космического пространства, о значении космических исследований для
жизни
людей
на
Земле.
Вызвать
чувство
гордости
за
наших
соотечественников таких, как Циолковский, Королев, Гагарин и многих
других, внесших неоспоримый вклад в историю покорения космоса.
Задачи проекта
1.
Сформировать
устойчивый
интерес
к
познанию
космического
пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой
некоторых созвездий, строением солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их
величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых
особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной и
творческой инициативы.
6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Ожидаемые результаты:
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть
сформированы умения экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные
навыки, возникло желание творить и исследовать вместе со взрослыми, что
несомненно позволит им успешно адаптироваться к ситуации школьного
обучения и окружающему миру.
Этапы реализации проекта
1. Этап подготовительный:
- анализ предметной среды группы;
- беседа с детьми и родителями;
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор и изучение литературы по теме проекта.
2. Основной этап:
План мероприятий по проекту
Тема мероприятия
Взаимодействие
с
родителями
Школа
мудрого
звездочёта
ООД
Тема: «Зачем летают в космос?»
Цель: Систематизировать и расширить
представления детей о космонавтике,
познакомить
с
искусственными
спутниками земли.
Тема: «Космические исследователи».
Цель:
обогащение
знаний
детей
о
планетах Солнечной системы.
Информация
в
родительском уголке
о начале работы над
проектом.
Приглашение
к
участию.
Размещение
справочной
информации
по
Тема: «Путешествие в космос».
Цель:
Закрепить
умение
ориентироваться
на
листе
бумаги.
Развивать логику, внимание, память при
решении
поставленной
задачи.
Закрепить знания о солнечной системе,
планетах, космосе.
Тема: «Покорители космоса».
Цель: Систематизировать знания детей о
первых космонавтах.
Тема: «Космические спасатели».
Цель: Углубить знания детей о работе
космонавтов в открытом космосе.
Тема: « Многоликая Луна».
Цель:
способствовать
ознакомлению
детей со спутником планеты Земля –
Луной.
Тема: «Животные в космосе».
Цель: Обогатить знания детей о первых
покорителях космоса.
тематике
бесед
и
занятий с детьми.
Активное участие в
подборе
книг,
иллюстраций,
энциклопедий, аудио
и видеоматериалов о
космосе.
Космокинозал
Просмотр электронных презентаций:
«Планеты Солнечной системы».
«Животные в космосе».
Просмотр фильмов:
«Юрий Гагарин».
«Первый полёт».
Мультфильмы
о
Земле,
о
Солнце,
космических
машина,
планетах
Солнечной системы.
Совместный
просмотр
родителями и детьми
мультфильмов:
«Тайна
красной
планеты».
«Загадочная
планета».
«Незнайка на Луне».
Читальный зал
Чтение
с
детьми
произведений
о
космосе:
Чтение П.Клушанцева «О чем рассказал
телескоп».
И.Холи «Я тоже к звездам полечу».
К.А.Порцевский «Моя первая книга о
Космосе».
Л.Талимонова «Сказки о созвездиях».
Рассказы по картинкам «На чем люди
летают в космос».
Н.Носов «Незнайка на Луне».
Чтение родителей с
детьми
произведений
по
теме (на выбор)
Консультация
для
родителей
«Рассказать детям о
космосе».
Поэтическая гостиная
Чтение поэтических произведений:
Чтение
стихотворений
современных
поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах
космонавтов.
«Копилка
мудрых
мыслей»
-
разучивание
пословиц,
поговорок,
загадок о космосе и космонавтах.
Вместе
с
детьми
найти
новую
поговорку,
стихотворение,
загадку и разучить.
Лаборатория
космических опытов
Опыты
Опыт «Как тучи мешают проводить
астрономические наблюдения. Что к нам
ближе солнце или тучи?»
Опыт «Шарики на ниточках».
Опыт «Делаем облако».
Опыт «Солнечная система».
Опыт «Затмение солнца».
Экспериментирован
ие
в
домашних
условиях
Творческая
космомастерская
Лепка «Ракета».
Лепка «Инопланетяне».
Оригами «Космический шлем».
Конкурс
«Ловкий
карандашик»
-
рисунки о космосе.
Рисование «Загадочный космос».
Аппликация «Планеты».
Рисование
«Кометы»
(техники
«Граттаж»).
Рисование» Лунный пейзаж».
Пластилинография
«Планеты
Солнечной системы».
Конкурс совместных
поделок
детей
и
родителей
«Этот
удивительный
космос».
Космический спортзал
Физкультурно-познавательный
досуг
«Загадки Вселенной».
Совместное участие
в досуге.
Создание призов.
Космическая игральдия
Дидактические игры
«Звездный путь».
«Восстанови
порядок
в
солнечной
системе».
«Куда летят ракеты».
«Подбери созвездие».
Конструктивные игры:
Складывание созвездий из мозаики.
«Космодром».
«Космический корабль».
Поиск
вместе
с
родителями
информации
на
тему:
«Загадочный
космос».
Папка-передвижка
для родителей
«КОСМОС»
-
сборник
идей
для
совместных
игр
и
Конструирование
планет
солнечной
системы из снега на прогулке.
Сюжетно-ролевые игры
«Уроки Звездочёта».
«Космонавты».
Подвижные игры
«Невесомость».
«Метеоритный дождь».
«Лабиринт».
занятий
с
детьми
дома
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта;
3. Итоговый этап:
- презентация проекта.
Используемые источники литературы:
Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
Гонтарук Т., “Я познаю мир”, М., АСТ: Транзиткнига.
Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
Дубкова С.И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.
Левитан Е.П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
Порцевский К.А.“Моя первая книга о Космосе”.
«Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)
Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути,
космонавты».
Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".