Автор: Сверчкова Любовь Константиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад №5
Населённый пункт: Ульяновская обл. Старомайнский район р. п. Старая Майна
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Семья как фактор нравственного воспитания детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
МДОУ Старомайнский д/с № 5
План по самообразованию педагога
Сверчковой ЛюбовиКонстантиновны
Стаж работы: 30 лет , 1 кв. категория
Тема: «Семья как фактор нравственного воспитания детей
раннего возраста»
2022-2023г.г.
Разновозрастная группа раннего возраста.
Тема: «Семья как фактор нравственного воспитания детей раннего
возраста».
Актуальность:Младший дошкольный возраст — важный период в
нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей
активно формируются первые элементарные представления о хорошем и
плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и
сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного
педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства,
представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот
моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего
нравственного развития. Известно, что в нравственном воспитании семье
принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи
характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность,
непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и
переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в
дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке
родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую
наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота
о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно
восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от
того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство
эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все
это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Цель:
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и
компетентности. Углубление знаний через изучение методической
литературы по теме самообразования.
Задачи:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- расширить знания о нравственном воспитании детей младшего
дошкольного возраста
- обогатить развивающую среду группы по нравственному
воспитанию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций
«Нравственное дошкольников воспитание в семье», родительское собрание
«Моя семья - что может быть дороже».)
Перспективный план работы
Разделы плана:
1.Этап информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)
Изучение учебно-методической литературы:
Литература:
1.Ашикова В. Ещё раз о воспитании / Дошкольное воспитание. – 2005. - №4.
– 3-5.
2.Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования /Ребёнок
в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
3.Мосалова Л. Л. / Я и мир: Конспект занятий по социально-нравственному
воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2010.- 80 с.
4.Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике /
Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С.104-110.
2.Этап - внедрение в практику.
3.Этап – обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Формы работы
С детьми
С педагогами
С родителями
Сентябрь
Ознакомление с литературой.
Октябрь
1.Д/игра: «Где моя мама?».
2.С/р игра: «Дочки-матери»
сюжет «Мама кормит дочку».
3.Пальчиковая игра: «Моя
семья»
4.Чтение: р. н. Сказка «Репка»
Ноябрь
1.НОД: «В гостях у бабушки-
хозяюшки».
Консультация:
«Нравственное
Беседа: « Моя семья».
2.Д/и: «Я люблю…»
3.Пальчиковая гимнастика:
«Сорока, сорока»
воспитание младших
дошкольников в
семье».
ДЕКАБРЬ
1.Д/и: «Моя семья»
2.С/р игра: «Дочки-матери»
сюжет «Мама моет дочку».
3.Рассматривание картины:
«Кошка с котятами»
4.Физминутка: «У меня есть
семья».
Анкета.
Январь
1.С/игра: «Дочки-матери»
сюжет «Мама укладывает
дочку спать».
2.Беседа:«Кто в доме живёт?»
3.Чтение потешки: «Ладушки,
ладушки…».
4.рассматривание альбома:
«Моя семья»
Изготовление альбома
«Моя семья».
Февраль
1. Беседа:« Я и мой папа».
2.Рассматривание картины:
«Петушок с семьёй».
3.Чтение: р. н. сказка«Три
медведя».
4. С\и: «Папины помошники»
Март
1.Беседа: «Праздник у мамы».
2. С/р игра: «Моя семья».
3.Лепка: «Помогаем бабушке
испечь оладушки».
4.Д/игра: «Чьи детки?».
Апрель
1
.
Беседа: «Как мама заботится
о нас».
2. Игра: «Вышла курочка
гулять».
3.Чтение: стихотворение С.
Капутикян: «Маша
обедает»(фланелеграф).
4.Д/игра: «Угадай и назови!».
Выступление на педсовете
из опыта работы.
Родительское
собрание «Моя семья-
что может быть
дороже».
Май
1
.
Чтение : А. Барто «Самолет»
2.Беседа:«Мамины
помошники».
3.С/ригра: «У нас гости».