Автор: Кондрашова Маргарита Витальевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО "ЦРТДиЮ" г. Рославль
Населённый пункт: г. Рославль, Смоленская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Стимулирование творческой активности на занятиях творческого объединения «Радуга» как условие развития способностей учащихся»
Раздел: дополнительное образование
«Стимулирование творческой активности на занятиях творческого объединения «Радуга»
как условие развития способностей учащихся»
Цель– формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной. Изобразительное искусство в силу своей специфики имеет благоприятную почву для
того, чтобы ребенок мог на занятии почувствовать себя успешным, что способствует в свою
очередь повышению мотивации к познавательной деятельности в целом.
К. Д. Ушинский писал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. На мой взгляд,
эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том числе и к
изобразительной, у обучающихся за последнее время заметно снизилась. Особенно это видно
среди учащихся среднего звена. Почему так происходит? Учащиеся в этом возрасте сравнивают
более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный
результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность своими работами
приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути –
отказу от изобразительной деятельности.
Вот почему очень важно, чтобы учащиеся чувствовали себя успешными и цель педагога – создать
все условия для успешной деятельности.
Для повышения мотивации к творческой деятельности обучающихся занятия изобразительным
искусством следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели
возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически
выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не
бояться нового, неожиданного.
Что дает высокая мотивация ребенку:
·Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;
·Повышение собственной значимости;
·Признание взрослых и сверстников;
·Развитие творческих способностей;
·Гордость собой и своими успехами;
·Статус успешного человека.
Как оживить занятие? Как поддержать интерес и желание изучать то, что кажется хорошо
знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?
Занятия изобразительным искусством должны быть наиболее разнообразными и современно-
технологичными, а не представлять собой стандартное занятие. Большое значение для проведения
современного познавательного занятия имеет его жанр. Жанр занятия искусства является
органичной частью художественной педагогики. Занятие в творческом объединении может быть
представлено в жанре - путешествия, - прогулки, – спектакля, – викторины, - импровизации,
деловой или ролевой игры, интервью. Возможно занятие -репортаж из музея, с выставки,
панорама. На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
Примеры проведения занятий:
Занятие – виртуальная прогулка/путешествие. Данное занятие можно провести по знаменитым
местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком
занятии учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран, через
архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Примерами
таких занятий могут быть занятия по темам «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их
роль в культуре», «Эрмитаж – сокровищница мировой культуры», «Кижи – деревянная сказка».
На занятиях связанных с этой темой с ребятами можно изучать и выполнять эскизы
архитектурных деталей памятников народного зодчества, проводить беседы, в ходе которых
рассматриваются характерные детали и фрагменты построек. Это программный уровень третьего
года обучения.
Занятие – репортаж с выставки. Данное занятие проводится после занятия – виртуального
путешествия, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают
репортаж в форме сообщения или презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ
рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают, стихи.
Занятие – панорама. Это занятие может проходить так же после предварительного домашнего
задания или вместе с детьми на занятии, по заготовленным педагогом репродукциям картин на
определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Ярким
примером такого занятия может быть занятие по теме «Пейзаж – настроение. Природа и
художник», на котором можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия «Пейзажная
живопись».
Занятие – викторина. На таком занятии учащиеся разбиваются на команды или работают
индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов, стилей изобразительного
искусства, знание художников и их картин, показывают свои умения и знания в изобразительном
искусстве. Ребята отвечают на вопросы подготовленные педагогом, выполняют определенные
задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы. Одно из таких
занятий можно провести как итоговое занятие «Народные промыслы».
Занятие - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при
изучении нового материала. Очень интересно можно провести занятие «Русский костюм и
современная мода». Учащиеся с удовольствием разрабатывают модели одежды.
Занятие-конкурсы: на занятиях ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе занятия
подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Пример такого занятия –
занятие по теме «Жанры в изобразительном искусстве».
Занятие-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой
исполнения, изобразительной грамотностью.
Занятия-знакомства с различными техниками рисования (в том числе нетрадиционными):
монотипия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография,
рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал,
создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь
детям
познавать
окружающую
действительность,
развивать
наблюдательность,
научить
правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в выставках. Выставки
проводятся регулярно и это большой стимул для дальнейшего развития обучающихся, для
родителей.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои
работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы учащихся могут быть
использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении интерьера и
становятся прекрасным его дополнением и украшением.
На занятиях в творческом объединении «Радуга» происходит освоение учащимися различных
художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага,
картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для
обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного
качества, разной структуры и фактуры.
Разнообразие инструментов позволяет расширить
диапазон видов творческих работ. От занятия к занятию происходит постоянная смена
художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие
видов деятельности и форм работы с учащимися стимулирует их интерес к предмету, изучению
искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Занятия в творческом объединении стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в
жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Они должны быть каждый раз новыми,
непохожими на предыдущие, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при
помощи слова, диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых
ситуаций.
Стараюсь творчески подойти к методике проведения занятий, организовывать индивидуальные,
групповые, коллективные, игровые формы работы, выстраиваю систему занятий таким образом,
чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать
нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и
неожиданного.
Не буду останавливаться на важности проведения интегрированных занятий, хочется только
отметить, что при интеграции занятий происходит использование потенциала нескольких
учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и
воспитательных задач, уплотнение количества информации на занятии и мыслительной
деятельности
учащихся
по
усвоению
этой
информации.
Пример
такого
занятия
–
«Радуга»-«Сувенир» (рисование + тестопластика), на котором дети узнали о новой технике.
Интересна и, на мой взгляд актуальна, такая проблема как развитие познавательной активности на
занятиях с применением информационно – коммуникационных технологий. Процесс обучения
изобразительному искусству обучающихся может быть эффективным, познавательным и
интересным если при объяснении определенных тем будет использован компьютер. За 2 года
работы у меня накопилось много презентаций по различным темам, которые я создала
сама. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями
обучения, являются дополнительным стимулом повышения мотивации к занятию творчеством
обучающихся.
Альберт Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут
способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Мы педагоги,
постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на
отрицательной мотивации. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для
появления внутренних побуждений к обучению, осознания их самими учащимися и дальнейшего
саморазвития мотивационной сферы.