Напоминание

«Стимулирование творческой активности на занятиях творческого объединения «Радуга» как условие развития способностей учащихся»


Автор: Кондрашова Маргарита Витальевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУДО "ЦРТДиЮ" г. Рославль
Населённый пункт: г. Рославль, Смоленская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Стимулирование творческой активности на занятиях творческого объединения «Радуга» как условие развития способностей учащихся»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Стимулирование творческой активности на занятиях творческого объединения «Радуга»

как условие развития способностей учащихся»

Цель– формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры

духовной. Изобразительное искусство в силу своей специфики имеет благоприятную почву для

того, чтобы ребенок мог на занятии почувствовать себя успешным, что способствует в свою

очередь повышению мотивации к познавательной деятельности в целом.

К. Д. Ушинский писал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. На мой взгляд,

эта тема сегодня актуальна, так как мотивация к учебной деятельности, в том числе и к

изобразительной, у обучающихся за последнее время заметно снизилась. Особенно это видно

среди учащихся среднего звена. Почему так происходит? Учащиеся в этом возрасте сравнивают

более развитые формы изображения со своими рисунками. Их не всегда устраивает конечный

результат – хочется лучше, а лучше не получается. Неудовлетворенность своими работами

приводит некоторых ребят к наиболее легкому пути –

отказу от изобразительной деятельности.

Вот почему очень важно, чтобы учащиеся чувствовали себя успешными и цель педагога – создать

все условия для успешной деятельности.

Для повышения мотивации к творческой деятельности обучающихся занятия изобразительным

искусством следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели

возможность многое делать своими руками, с другой стороны – могли самостоятельно логически

выстраивать свою мысль (в слове, изображении, звуке), быть раскованными в творчестве, не

бояться нового, неожиданного.

Что дает высокая мотивация ребенку:

·Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;

·Повышение собственной значимости;

·Признание взрослых и сверстников;

·Развитие творческих способностей;

·Гордость собой и своими успехами;

·Статус успешного человека.

Как оживить занятие? Как поддержать интерес и желание изучать то, что кажется хорошо

знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?

Занятия изобразительным искусством должны быть наиболее разнообразными и современно-

технологичными, а не представлять собой стандартное занятие. Большое значение для проведения

современного познавательного занятия имеет его жанр. Жанр занятия искусства является

органичной частью художественной педагогики. Занятие в творческом объединении может быть

представлено в жанре - путешествия, - прогулки, – спектакля, – викторины, - импровизации,

деловой или ролевой игры, интервью. Возможно занятие -репортаж из музея, с выставки,

панорама. На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с

музыкой, литературой, историей, трудом.

Примеры проведения занятий:

Занятие – виртуальная прогулка/путешествие. Данное занятие можно провести по знаменитым

местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком

занятии учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран, через

архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Примерами

таких занятий могут быть занятия по темам «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их

роль в культуре», «Эрмитаж – сокровищница мировой культуры», «Кижи – деревянная сказка».

На занятиях связанных с этой темой с ребятами можно изучать и выполнять эскизы

архитектурных деталей памятников народного зодчества, проводить беседы, в ходе которых

рассматриваются характерные детали и фрагменты построек. Это программный уровень третьего

года обучения.

Занятие – репортаж с выставки. Данное занятие проводится после занятия – виртуального

путешествия, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают

репортаж в форме сообщения или презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ

рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают, стихи.

Занятие – панорама. Это занятие может проходить так же после предварительного домашнего

задания или вместе с детьми на занятии, по заготовленным педагогом репродукциям картин на

определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Ярким

примером такого занятия может быть занятие по теме «Пейзаж – настроение. Природа и

художник», на котором можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия «Пейзажная

живопись».

Занятие – викторина. На таком занятии учащиеся разбиваются на команды или работают

индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов, стилей изобразительного

искусства, знание художников и их картин, показывают свои умения и знания в изобразительном

искусстве. Ребята отвечают на вопросы подготовленные педагогом, выполняют определенные

задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы. Одно из таких

занятий можно провести как итоговое занятие «Народные промыслы».

Занятие - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при

изучении нового материала. Очень интересно можно провести занятие «Русский костюм и

современная мода». Учащиеся с удовольствием разрабатывают модели одежды.

Занятие-конкурсы: на занятиях ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе занятия

подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Пример такого занятия –

занятие по теме «Жанры в изобразительном искусстве».

Занятие-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой

исполнения, изобразительной грамотностью.

Занятия-знакомства с различными техниками рисования (в том числе нетрадиционными):

монотипия, восковые карандаши + акварель, рисование пальчиками, набрызг, кляксография,

рисование нитками, рисование солью и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал,

создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь

детям

познавать

окружающую

действительность,

развивать

наблюдательность,

научить

правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.

Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в выставках. Выставки

проводятся регулярно и это большой стимул для дальнейшего развития обучающихся, для

родителей.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои

работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы учащихся могут быть

использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении интерьера и

становятся прекрасным его дополнением и украшением.

На занятиях в творческом объединении «Радуга» происходит освоение учащимися различных

художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага,

картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для

обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного

качества, разной структуры и фактуры.

Разнообразие инструментов позволяет расширить

диапазон видов творческих работ. От занятия к занятию происходит постоянная смена

художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие

видов деятельности и форм работы с учащимися стимулирует их интерес к предмету, изучению

искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Занятия в творческом объединении стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в

жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Они должны быть каждый раз новыми,

непохожими на предыдущие, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при

помощи слова, диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых

ситуаций.

Стараюсь творчески подойти к методике проведения занятий, организовывать индивидуальные,

групповые, коллективные, игровые формы работы, выстраиваю систему занятий таким образом,

чтобы учащиеся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать

нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и

неожиданного.

Не буду останавливаться на важности проведения интегрированных занятий, хочется только

отметить, что при интеграции занятий происходит использование потенциала нескольких

учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и

воспитательных задач, уплотнение количества информации на занятии и мыслительной

деятельности

учащихся

по

усвоению

этой

информации.

Пример

такого

занятия

«Радуга»-«Сувенир» (рисование + тестопластика), на котором дети узнали о новой технике.

Интересна и, на мой взгляд актуальна, такая проблема как развитие познавательной активности на

занятиях с применением информационно – коммуникационных технологий. Процесс обучения

изобразительному искусству обучающихся может быть эффективным, познавательным и

интересным если при объяснении определенных тем будет использован компьютер. За 2 года

работы у меня накопилось много презентаций по различным темам, которые я создала

сама. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями

обучения, являются дополнительным стимулом повышения мотивации к занятию творчеством

обучающихся.

Альберт Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут

способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать». Мы педагоги,

постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на

отрицательной мотивации. Формирование мотивации - это, прежде всего, создание условий для

появления внутренних побуждений к обучению, осознания их самими учащимися и дальнейшего

саморазвития мотивационной сферы.



В раздел образования