Автор: Манаева Любовь Николаевна
Должность: преподаватель хореографического отделения
Учебное заведение: МБУДО "Красненская ДШИ"
Населённый пункт: с.Красное Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Специфика социализации и развития творческой активности обучающихся в хореографическом коллективе ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
Специфика социализации и развитие творческой активности
обучающихся в хореографическом коллективе ДШИ
Манаева Л. Н.
преподаватель по классу хореографии
МБУ ДО «Красненская ДШИ»
Одной из основных задач, стоящих перед государством в области
образования,
особое
значение
приобретают
вопросы
художественно-
эстетического и творческого развития молодого поколения.
Главная цель образования - это не объём информации, предоставленный
подрастающему поколению, а разностороннее и гармоничное развитие
личных способностей ребёнка, подготовка его к жизни, психологическая и
социальная адаптация.
Среди многих форм гармоничного развития подрастающего поколения
хореография занимает особое место. Хореографическое творчество через
музыку и движение располагает большими ресурсами эмоционального,
психологического,
воздействия
на
детей,
а
также
выполняет
воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции.
Занимаясь хореографией, дети учатся не только понимать и создавать
прекрасное, но и развивают своё творческое воображение, фантазию и
образное мышление. Хореографическая деятельность также способствует
физическому здоровью детей, воспитывает красоту движений и культуру
поведения в обществе.
С психологической точки зрения именно младший школьный возраст
является наиболее благоприятным для развития творческих способностей.
Дети в этом возрасте чрезвычайно любознательны, их мышление наиболее
независимо и свободно и у них есть огромное желание познавать
окружающий мир.
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей.
Хореографические отделения в школах искусств показали себя на практике
как наиболее эффективная форма эстетического воспитания и социализации
детей. Используя уникальные специфические средства искусства танца и
заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность
проводить большую воспитательную работу.
Чем богаче и содержательнее организована эта работа, тем больше
раскрывается возможностей для целенаправленного воздействия на ребенка.
Она может оказывать большое влияние на развитие личностных качеств,
которые формируются в коллективной танцевально-творческой деятельности
Социализация детей в хореографическом коллективе - это сложный и
многогранный процесс.
Оказываясь членом танцевального коллектива,
ребенок попадает в новую для него микросреду. Постепенно к нему приходит
осознание ответственности и обязанности сотворчества в коллективе,
включение в его творческую и общественно-полезную деятельность.
В школе искусств дети обучаются танцу достаточно длительное время,
проявляя при этом немалое усердие и настойчивость в освоении знаний и
умений.
На начальном этапе обучения для развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста используется, в основном, игровое
творчество: коммуникативные танцы - игры, постановки детских образных и
сюжетных танцев, а также творческие игры на развитие воображения и
импровизации. Через творческие игру и движение дети выражают свои
мысли и чувства, создают небольшие танцевальные этюды (на заданную
тему), исполняя сюжетные - образные танцы учатся понимать, через
созданные образы, что такое добро и зло. Для детей исполняемая в танце
роль – это поле для его фантазий, где он сопоставляет себя с персонажем
сюжета, действует в соответствии со своим представлением о нём.
Разнообразные
роли,
которые
ребенок
выполняет
в
танце,
создавая
художественные
образы
на
бытовые,
хозяйственные,
обрядовые
и
исторические темы.
Педагогическая ценность творческой деятельности ребенка в
танцевальном коллективе обеспечивается слиянием хореографии с музыкой,
игровым и театральным искусством
Интересные постановки формируют у детей художественное мышление и
образное представления о красоте человека, природной и социальной среды.
Постановка танца - это результат совместной деятельности педагога и
обучающихся. В педагогическом процессе ребенок не просто воспроизводит
то, что усваивает, например, культуру или социальный опыт, а благодаря
своей личной уникальности и неповторимости развивает их, дополняет и
совершенствует.
Грамотно выстроенный педагогический процесс, который должен
способствует развитию социализации детей в хореографическом коллективе,
зависит от множества факторов: целей и задач, личности преподавателя,
учебно-воспитательной и концертной деятельности, взаимоотношений между
преподавателем и участниками танцевального коллектива, традиций в
танцевальном коллективе, положительного психологического климата.
На занятиях следует создавать доброжелательную, комфортную
обстановку, всегда подбадривать детей и радоваться их малейшим успехам и
находкам.
Замечания
следует
делать
корректно,
ошибки
исправлять
осторожно. Систематические занятия хореографией дают выход физической
и
эмоциональной
энергии
ребенка,
что
позволяет
ему
весело
и
жизнерадостно познавать мир. Именно в этом и состоит закон творческого
развития и особенность методов воспитательного процесса, которые строятся
на
всемерной
поддержке
максимального
творческого
самовыражения
ребенка.
Одним из средств социализации детей и формирование их творческой
активной жизненной позиции является хореографический коллектив. В таком
творческом сообществе детей создаются все условия для саморазвития и
успешной самореализации детей и подростков.
Приобретение детьми навыков самообразования,
ответственности и
самореализации, активной позиции к усвоению общественных стандартов
поведения, а также стремление преобразовать и улучшить их, имеют
большое значение для начальной социализации детей.
В хореографическом коллективе детей объединяет совместная
деятельность, стремление к достижению определённых целей и постоянная
мотивация на успех. Если ребята уже имеют опыт проживания успеха, то они
будут ощущать потребность испытать его и в дальнейшем. Это побуждает
ребят к еще большему стремлению совершенствования своего мастерства для
достижения успеха более высокого уровня.
Обучающиеся хореографического отделения всегда активно участвуют в
творческой деятельности школы искусств. Совместные лекции - концерты в
детских садах и средних школах стали уже традицией для учащихся
хореографического и фольклорного отделений.
Ежегодно проводятся
творческие отчеты класса, тематические мероприятия – День музыки,
«Посвящение в первоклассники», классные часы- беседы о знаменитых
деятелях хореографии и об известных ансамблях танца.
Самым любимым и долгожданным мероприятием является новогоднее
представление. Уже несколько лет подряд преподаватели и обучающиеся
ДШИ показывают для всех детей и жителей района новогодний спектакль-
мюзикл на всеми любимые детские сказки «Золушка», «Приключение
Буратино», «Морозко» и другие. Во время подготовки к этому мероприятию
весь коллектив преподавателей и обучающиеся дети сплачиваются в один
творческий
«организм»:
написание
сценария,
поиски
фонограмм,
разучивание песен для героев сказки и танцевальных номеров, пошив
костюмов, подготовка декораций и т.д. Дети активно и с большим
удовольствием включаются в этот творческий процесс подготовки. Каждый
день они прибегают на репетиции, младшие
стараются придумывать
танцевальные образы и комбинации для сказочных персонажей. Осторожно
корректируя их фантазию в сочинительстве,
я
всегда поощряю
их
творческую инициативу. Старшие ребята помогают младшим в отработке
танцевальных номеров.
Само представление проходит в зале РДК при полном аншлаге. Среди
зрителей – родители, друзья и одноклассники наших детей, представители
администрации района и отдела культуры, жители села.
Восхищение друзей, одноклассников и всех зрителей от просмотра
спектакля, осознание успеха от своей творческой деятельности вызывает
положительные эмоции у детей, влияет на их позитивный настрой. Всё это
сплачивает ребят, придаёт уверенности в своих силах и возможностях.
Во время участия в различных концертах, фестивалях и конкурсах дети
приобретают не только опыт публичных выступлений. Они
учатся
доброжелательному общению и позитивному
отношение друг к другу,
организованности
и
дисциплине.
Их
взаимоотношения
в
коллективе
положительно влияют на формирование у детей чувства ответственности,
дружбы и взаимной поддержки.
Итогом учебно-воспитательной и творческой работы по социально-
нравственному развитию детей возможностями хореографического искусства
является умение правильно ориентироваться в правилах и нормах поведения,
приобретение ими нравственных качеств и духовных ценностей: доброта,
порядочность, самостоятельность, повышение физической и творческой
активности.
Благодаря занятиям хореографией у детей накапливается творческий и
эмоциональный опыт, расширяется общий жизненный кругозор, что является
основами социализации обучающегося.
Хореографический коллектив является одной из самых действенных
форм социализации детей в системе дополнительного образования, потому
что именно в них создаются эффективные условия для самоопределения
человека в окружении творческой и культурно значимой атмосферы.
Литература:
Маслова И. А. Особенности социализации подростков в воспитательном
пространстве учреждений дополнительного образования детей / Маслова И.
А. // Вестник Поморского университета. – 2006.
А. В. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под
ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр
«Академия», 2000. — 200 с.
Каминская
Е.
Ю.
Специфика
социализации
обучающихся
в
хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования