Напоминание

Специфика социализации и развития творческой активности обучающихся в хореографическом коллективе ДШИ»


Автор: Манаева Любовь Николаевна
Должность: преподаватель хореографического отделения
Учебное заведение: МБУДО "Красненская ДШИ"
Населённый пункт: с.Красное Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Специфика социализации и развития творческой активности обучающихся в хореографическом коллективе ДШИ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфика социализации и развитие творческой активности

обучающихся в хореографическом коллективе ДШИ

Манаева Л. Н.

преподаватель по классу хореографии

МБУ ДО «Красненская ДШИ»

Одной из основных задач, стоящих перед государством в области

образования,

особое

значение

приобретают

вопросы

художественно-

эстетического и творческого развития молодого поколения.

Главная цель образования - это не объём информации, предоставленный

подрастающему поколению, а разностороннее и гармоничное развитие

личных способностей ребёнка, подготовка его к жизни, психологическая и

социальная адаптация.

Среди многих форм гармоничного развития подрастающего поколения

хореография занимает особое место. Хореографическое творчество через

музыку и движение располагает большими ресурсами эмоционального,

психологического,

воздействия

на

детей,

а

также

выполняет

воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции.

Занимаясь хореографией, дети учатся не только понимать и создавать

прекрасное, но и развивают своё творческое воображение, фантазию и

образное мышление. Хореографическая деятельность также способствует

физическому здоровью детей, воспитывает красоту движений и культуру

поведения в обществе.

С психологической точки зрения именно младший школьный возраст

является наиболее благоприятным для развития творческих способностей.

Дети в этом возрасте чрезвычайно любознательны, их мышление наиболее

независимо и свободно и у них есть огромное желание познавать

окружающий мир.

Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей.

Хореографические отделения в школах искусств показали себя на практике

как наиболее эффективная форма эстетического воспитания и социализации

детей. Используя уникальные специфические средства искусства танца и

заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность

проводить большую воспитательную работу.

Чем богаче и содержательнее организована эта работа, тем больше

раскрывается возможностей для целенаправленного воздействия на ребенка.

Она может оказывать большое влияние на развитие личностных качеств,

которые формируются в коллективной танцевально-творческой деятельности

Социализация детей в хореографическом коллективе - это сложный и

многогранный процесс.

Оказываясь членом танцевального коллектива,

ребенок попадает в новую для него микросреду. Постепенно к нему приходит

осознание ответственности и обязанности сотворчества в коллективе,

включение в его творческую и общественно-полезную деятельность.

В школе искусств дети обучаются танцу достаточно длительное время,

проявляя при этом немалое усердие и настойчивость в освоении знаний и

умений.

На начальном этапе обучения для развития творческих способностей

детей младшего школьного возраста используется, в основном, игровое

творчество: коммуникативные танцы - игры, постановки детских образных и

сюжетных танцев, а также творческие игры на развитие воображения и

импровизации. Через творческие игру и движение дети выражают свои

мысли и чувства, создают небольшие танцевальные этюды (на заданную

тему), исполняя сюжетные - образные танцы учатся понимать, через

созданные образы, что такое добро и зло. Для детей исполняемая в танце

роль – это поле для его фантазий, где он сопоставляет себя с персонажем

сюжета, действует в соответствии со своим представлением о нём.

Разнообразные

роли,

которые

ребенок

выполняет

в

танце,

создавая

художественные

образы

на

бытовые,

хозяйственные,

обрядовые

и

исторические темы.

Педагогическая ценность творческой деятельности ребенка в

танцевальном коллективе обеспечивается слиянием хореографии с музыкой,

игровым и театральным искусством

Интересные постановки формируют у детей художественное мышление и

образное представления о красоте человека, природной и социальной среды.

Постановка танца - это результат совместной деятельности педагога и

обучающихся. В педагогическом процессе ребенок не просто воспроизводит

то, что усваивает, например, культуру или социальный опыт, а благодаря

своей личной уникальности и неповторимости развивает их, дополняет и

совершенствует.

Грамотно выстроенный педагогический процесс, который должен

способствует развитию социализации детей в хореографическом коллективе,

зависит от множества факторов: целей и задач, личности преподавателя,

учебно-воспитательной и концертной деятельности, взаимоотношений между

преподавателем и участниками танцевального коллектива, традиций в

танцевальном коллективе, положительного психологического климата.

На занятиях следует создавать доброжелательную, комфортную

обстановку, всегда подбадривать детей и радоваться их малейшим успехам и

находкам.

Замечания

следует

делать

корректно,

ошибки

исправлять

осторожно. Систематические занятия хореографией дают выход физической

и

эмоциональной

энергии

ребенка,

что

позволяет

ему

весело

и

жизнерадостно познавать мир. Именно в этом и состоит закон творческого

развития и особенность методов воспитательного процесса, которые строятся

на

всемерной

поддержке

максимального

творческого

самовыражения

ребенка.

Одним из средств социализации детей и формирование их творческой

активной жизненной позиции является хореографический коллектив. В таком

творческом сообществе детей создаются все условия для саморазвития и

успешной самореализации детей и подростков.

Приобретение детьми навыков самообразования,

ответственности и

самореализации, активной позиции к усвоению общественных стандартов

поведения, а также стремление преобразовать и улучшить их, имеют

большое значение для начальной социализации детей.

В хореографическом коллективе детей объединяет совместная

деятельность, стремление к достижению определённых целей и постоянная

мотивация на успех. Если ребята уже имеют опыт проживания успеха, то они

будут ощущать потребность испытать его и в дальнейшем. Это побуждает

ребят к еще большему стремлению совершенствования своего мастерства для

достижения успеха более высокого уровня.

Обучающиеся хореографического отделения всегда активно участвуют в

творческой деятельности школы искусств. Совместные лекции - концерты в

детских садах и средних школах стали уже традицией для учащихся

хореографического и фольклорного отделений.

Ежегодно проводятся

творческие отчеты класса, тематические мероприятия – День музыки,

«Посвящение в первоклассники», классные часы- беседы о знаменитых

деятелях хореографии и об известных ансамблях танца.

Самым любимым и долгожданным мероприятием является новогоднее

представление. Уже несколько лет подряд преподаватели и обучающиеся

ДШИ показывают для всех детей и жителей района новогодний спектакль-

мюзикл на всеми любимые детские сказки «Золушка», «Приключение

Буратино», «Морозко» и другие. Во время подготовки к этому мероприятию

весь коллектив преподавателей и обучающиеся дети сплачиваются в один

творческий

«организм»:

написание

сценария,

поиски

фонограмм,

разучивание песен для героев сказки и танцевальных номеров, пошив

костюмов, подготовка декораций и т.д. Дети активно и с большим

удовольствием включаются в этот творческий процесс подготовки. Каждый

день они прибегают на репетиции, младшие

стараются придумывать

танцевальные образы и комбинации для сказочных персонажей. Осторожно

корректируя их фантазию в сочинительстве,

я

всегда поощряю

их

творческую инициативу. Старшие ребята помогают младшим в отработке

танцевальных номеров.

Само представление проходит в зале РДК при полном аншлаге. Среди

зрителей – родители, друзья и одноклассники наших детей, представители

администрации района и отдела культуры, жители села.

Восхищение друзей, одноклассников и всех зрителей от просмотра

спектакля, осознание успеха от своей творческой деятельности вызывает

положительные эмоции у детей, влияет на их позитивный настрой. Всё это

сплачивает ребят, придаёт уверенности в своих силах и возможностях.

Во время участия в различных концертах, фестивалях и конкурсах дети

приобретают не только опыт публичных выступлений. Они

учатся

доброжелательному общению и позитивному

отношение друг к другу,

организованности

и

дисциплине.

Их

взаимоотношения

в

коллективе

положительно влияют на формирование у детей чувства ответственности,

дружбы и взаимной поддержки.

Итогом учебно-воспитательной и творческой работы по социально-

нравственному развитию детей возможностями хореографического искусства

является умение правильно ориентироваться в правилах и нормах поведения,

приобретение ими нравственных качеств и духовных ценностей: доброта,

порядочность, самостоятельность, повышение физической и творческой

активности.

Благодаря занятиям хореографией у детей накапливается творческий и

эмоциональный опыт, расширяется общий жизненный кругозор, что является

основами социализации обучающегося.

Хореографический коллектив является одной из самых действенных

форм социализации детей в системе дополнительного образования, потому

что именно в них создаются эффективные условия для самоопределения

человека в окружении творческой и культурно значимой атмосферы.

Литература:

Маслова И. А. Особенности социализации подростков в воспитательном

пространстве учреждений дополнительного образования детей / Маслова И.

А. // Вестник Поморского университета. – 2006.

А. В. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под

ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр

«Академия», 2000. — 200 с.

Каминская

Е.

Ю.

Специфика

социализации

обучающихся

в

хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования



В раздел образования