Автор: Байшева Екатерина Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 5"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Рабочая программа учебного предмета
Тема: «Русский язык» (вариант 1) 5 класса на 2022-2023 учебный год
Раздел: среднее образование
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 5»
Рассмотрено
на заседании МО
учителей старших классов
протокол № 1
«23» августа 2022 г.
Руководитель МО
____________Е.В.Байшева
Утверждено
приказом директора КГБОУ
«Барнаульская общеобразовательная
школа- интернат №5»
«30» августа 2022 г.
приказ № 69
Согласовано
Заместитель
директора по УВР
____________О.В. Форат
«26» августа 2022 г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
(вариант 1)
5 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработчик рабочей программы:
Байшева Е.В.,
учитель русского языка
г. Барнаул, 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (вариант 1) для учащихся 5
класса разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденный
приказом
Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) КГБОУ
«Барнаульская общеобразовательная школа- интернат № 5»;
сборника «Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Под редакцией Якубовской Э.В.– М.
«Просвещение», 2018. Раздел «Русский язык» в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования
(приказ
Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.),
учебного плана образовательной организации.
Цели и задачи обучения и коррекции
Цель:
создание условий для развития и исправления дефектов общего и речевого
развития детей, коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (УО).
Задачи
Образовательные:
вырабатывать у учащихся достаточно прочные навыки аккуратного, разборчивого и
правильного
письма
на
основе
усвоения
элементарных
сведений
по
грамматике
и
правописанию.
Развивать у учащихся умение последовательно и правильно излагать свои мысли в
устной и письменной форме, правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
Обучать
способности
видеть,
сравнивать,
обобщать,
конкретизировать,
делать
элементарные
выводы,
устанавливать
несложные
причинно-следственные
связи
и
закономерности.
Коррекционно-развивающие:
формировать и отрабатывать различные речевые умения.
Обогащать словарный запас учащихся, развитие мышления.
Повышать
общий
уровень
развития
учащихся
и
корригировать
недостатки
их
познавательной деятельности и личностных качеств.
Воспитательные:
воспитывать адекватную самооценку на основе критерия оценивания.
Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,
любознательность,
формировать
умение
планировать
свою
деятельность,
осуществлять
контроль и самоконтроль.
Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Процесс обучения русскому языку неразрывно связан с решением специфической задачи
- коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
формированием
умений
планировать
свою
деятельность,
осуществлять
контроль
и
самоконтроль.
Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со
всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов,
а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе
компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются
коммуникативная,
языковая,
лингвистическая
(языковедческая)
и
культуроведческая
компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к
анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и
ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского
языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. В программе
принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы
пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного
воспитания детей в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на
коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей
личности в целом.
Используемые технологии:
разноуровневого и дифференцированного подхода;
здоровьесберегающие;
личностно-ориентированные;
информационно-коммуникативные.
Методы обучения
1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной
деятельности:
словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником, иллюстрацией);
практический метод (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии);
наглядный метод (иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся).
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные
дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение,
требование.
3. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
устные или письменные методы контроля;
фронтальные, групповые или индивидуальные;
итоговые и текущие.
Формы обучения:
по охвату детей в процессе обучения (индивидуальная работа, работа в парах и группах,
коллективная работа);
по месту организации (школьные);
традиционные (урок, экскурсия, домашняя учебная работа,
фронтальная работа,
словарная работа, контрольная работа, творческая работа);
нетрадиционные
формы
обучения (уроки-соревнования;
уроки-викторины; уроки-
конкурсы; уроки-игры и т.д.).
Виды деятельности:
анализ, обобщение, группировка, систематизация элементарного языкового материала;
звуко - буквенный анализ слова;
овладение правописанием слов, предложений, текстов;
различение разрядов слов – названия предметов, действий, признаков;
работа с предложением: его построение, установление связи слов в предложении,
нахождение главных и второстепенных членов предложения;
ответы на последовательно – поставленные вопросы;
совершенствование графического навыка;
списывание с письменного и печатного текста, письмо под диктовку;
самостоятельные
письменные
работы,
которые
способствуют
воспитанию
самостоятельности и самоконтролю;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения
учителя;
развёрнутые объяснения при написании слов с изученными орфограммами;
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению
ошибок;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия и добросердечности.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
учебный
предмет
«Русский
язык»
входит
в
образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного
плана.
Базисный учебный план предполагает 175 часов на изучение предмета (5 часов в
неделю), поэтому данная программа расширена со 136 часов до 175 за счёт части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Формирование базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью
(далее – БУД) реализуется в 5 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и
предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных
дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к
обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования
школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании
школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает
одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение
доступными видами профильного труда.
Задачами формирования и развития БУД являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный
компонент учебной деятельности;
развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую
деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь
педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:
определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и
своеобразие учебной деятельности обучающихся;
определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
На уроках русского языка формируются следующие БУДы:
Личностные базовые
учебные действия (далее по
тексту – ЛУД)
Активно
включаться
в
общеполезную
социальную
деятельность;
осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в
школе, в обществе, в природе;
уважительно и бережно относиться к труду работников
школы, школьному имуществу;
проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
оказывать помощь сверстникам и взрослым;
гордиться
школьными
успехами
и
достижениями
как
собственными, так и своих товарищей;
адекватно
эмоционально
откликаться
на
произведения
литературы, музыки, живописи и др.;
проявлять бережное отношение к культурно-историческому
наследию родного края и страны
Регулятивные
базовые учебные действия
(далее по тексту – РУД)
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых
учебных и практических задач, осуществлять коллективный
поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций
для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
осуществлять
действия
самоконтроля
в
процессе
деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность
Познавательные
базовые учебные действия
(далее по тексту – ПУД)
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение,
анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление
аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей)
на
наглядном,
доступном
вербальном
материале
при
установлении аналогии между частями слова, частями речи, в
работе с предложением;
использовать в деятельности межпредметные знания для
формирования
грамматикоорфографических
умений,
для
решения коммуникативно-речевых практических задач
Коммуникативные
базовые учебные действия
(далее по тексту – КУД)
Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и
др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
использовать доступные источники и средства получения
информации
для
решения
коммуникативных
и
познавательных задач
В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет
отражать
индивидуальные
достижения
обучающихся
и
позволит
делать
выводы
об
эффективности проводимой в этом направлении работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования,
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как
итоговые на момент завершения общего образования.
Предметные результаты освоения АООП образования, обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями овладения
предметными результатами в зависимости от учебных возможностей школьников:
1
уровень
(базовый)
2 уровень
3 уровень
Предполагает
реализацию
требований к ученику
в
объёме
программного
материала
Скорректирован
по
отношению к базовому уровню в
сторону
уменьшения
объёма
материала и его содержательного
потенциала
(с
систематическим
использованием
образцов
выполнения
работы,
опорных
схем, опосредованных подсказок)
Ограничен
умением
аккуратно
и
правильно
списывать
с
рукописного
и
печатного текстов. Он доступен
ученикам с более выраженными
или
осложненными
интеллектуальными
нарушениями
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень:
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;
подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в
разных частях слова;
определять части речи;
составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную
ситуацию;
составлять план к текстам повествовательного характера с чётко выраженными
структурными частями;
писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану
и данной иллюстрации;
оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
пользоваться школьным орфографическим словарём;
решать орфографические задачи, опираясь на схему;
называть и различать части речи;
принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания
текста;
оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3-й уровень:
знать буквы, обозначать звуки буквами;
списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из
словаря;
участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);
участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе
заголовка к тексту;
записывать по памяти своё имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.
Содержание тем учебного курса
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Количество
часов
В том числе
Контрольные
работы
Самостоятель
ные
Практические
1.
Звуки и буквы. Текст
18
1
2.
Предложение. Текст
19
1
3.
Слово. Текст
86
6
4.
Предложение. Текст
(продолжение)
13
1
5.
Повторение
17
1
6.
Связная письменная
речь.
Деловое
письмо.
22
Итого
175
10
Содержание учебного предмета «Русский язык» в 5 классе
Раздел 1. «Звуки и буквы. Текст»
Тема 1. Повторение. Звуки и буквы. Текст.
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. Характеристика гласных (слогообразующая
роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Установление
несовпадения звука и буквы в слове. Знакомство с орфографическим словарем
Тема 2. Мягкие и твердые согласные перед и, е, ю, я
Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных на
письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Тема 3. Мягкий знак
Разделительный
ь.
Правописание
слов
с
разделительным
мягким
знаком
(ь
Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля —
лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
Тема 4. Различение текста и не текста
Различение отдельных предложений от текста. Озаглавливание текста.
Тема 5. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова
Дифференциация звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и
буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Тема 5. Ударные и безударные гласные
Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции.
Введение термина орфограмма.
Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые
безударные гласные.
Тема 6. Определение темы текста
Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Раздел 2. «Предложение. Текст»
Тема 1. Отличие предложения от текста
Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с
помощью текста — развить ее в двух и более предложениях).
Деление
текста
на
предложения.
Границы
предложений.
Установление
последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте.
Тема 2. Предложение как единица речи
Смысловая и интонационная законченность предложения. Наблюдения за знаками в
конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Связь слов в
предложении.
Тема 3. Главные и второстепенные члены предложения.
Определение подлежащего и сказуемого с помощью вопросов (кто? что? что делает? что
делал? что сделает?) Выделение в предложении главных членов и второстепенных членов
предложения
Раздел 3. «Слово. Текст»
Состав слова
Тема 1. Корень и однокоренные слова
Нахождение общей части в родственных словах, подбор однокоренных слов, общее и
различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения.
Тема 2. Окончание
Окончание – изменяемая часть слова. Связь слов в предложении с помощью окончания.
Тема 3. Приставка
Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от
приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион —
ушел со стадиона).
Приставка и предлог. Их различение. Разделительный ъ в словах с
приставками.
Тема 4. Суффикс
Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик-
и др.).
Тема 5. Правописание безударных гласных в корне слова
Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы
слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм
в ряду однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
Тема 6. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения
формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием
орфограмм в ряду однокоренных слов.
Тема 7. Непроверяемые написания в корне слова
Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми
согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с
двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду
однокоренных слов.
Части речи
Тема 1. Названия предметов, действий, признаков
Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Тема 2. Понятие о частях речи.
Существительное. Глагол. Прилагательное.
Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы
как средство для выявления этих частей речи. Различение частей речи по вопросам и значениям.
Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
Тема 3. Имя существительное. Значение существительных в речи.
Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых
категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д.
Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по
значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных
оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).
Тема 4. Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Имена существительные одушевленные и неодушевленные, различение их с помощью
вопросов «кто это?», «что это?».
Тема 5. Имена существительные собственные и нарицательные
Имена собственные и нарицательные, различение имен предметов.
Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания
имен собственных. Правописание имен собственных.
Тема 6. Текст. Тема и основная мысль в тексте
Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста.
Тема 7. Изменение имен существительных по числам
Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в
единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам.
Тема 8. Род существительных
Понятие «рода». Существительные мужского, женского, среднего рода. Различение
существительных по родам.
Тема 9. Существительное. Закрепление знаний
Имена
существительные
одушевленные
и
неодушевленные,
собственные
и
нарицательные. Изменение существительных по числам. Различение существительных по
родам.
Тема 10. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи
Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки,
обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус; материал, из которого сделан
предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные,
близкие
и
противоположные
по
смыслу.
Использование
имен
прилагательных
для
выражения
сравнения
(ласковый,
как
котенок),
художественных
определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение
из
текста
словосочетаний
существительных
с
прилагательными
и
коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям
Тема 11. Изменение прилагательных по родам
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Окончания имен
прилагательных мужского, женского и среднего родов.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с
существительным.
Тема 12. Глагол. Значение глагола в речи
Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли,
труда, чувства).
Тема 13. Изменение глаголов по временам
Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Настоящее время
глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола.
Тема 14. Текст. Отбор примеров и фактов
для подтверждения основной мысли
Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.
Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку
или вопросы.
Тема 15. Глагол. Закрепление знаний.
Семантические группы глаголов. Изменение глаголов по временам.
Раздел 4. «Предложение. Текст»
Тема 1. Главные и второстепенные члены предложения
Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды).
Постановка вопросов от главных членов к второстепенным членам.
Тема 2. Нераспространенное и распространенное предложения
Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка
слов в предложении.
Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к
зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Тема 3. Однородные члены предложения
Практическое
знакомство
с
однородными
членами
предложения.
Интонация
перечисления. Дополнение предложений однородными членами.
Тема 4. Интонация предложений
Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Выделение
вопросительных
слов
в
предложении.
Составление
вопросительных
предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование.
Упражнения
в
составлении
восклицательных
предложений.
Интонация
в
восклицательном предложении.
Тема 5. Составление диалогов
Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых
задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем).
Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или
словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены
места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
Тема 6. Структура текста
Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным
планом,
деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с
помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом.
Раздел 5. «Повторение»
Тема 1. Состав слова
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях
слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые
безударные гласные. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными. Размещение
слов по алфавиту.
Тема 2. Имя существительное
Имена
существительные
собственные
и
нарицательные,
одушевленные
и
неодушевленные. Большая буква в именах собственных. Изменение имен существительных по
числам. Род имен существительных. Изменение существительных по падежам (склонение).
Тема 3. Имя прилагательное
Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из
которого сделан предмет,
его оценочная характеристика.
Упражнения в образовании
прилагательных от существительных.
Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными.
Род прилагательных.
Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Упражнения в
подборе прилагательных для описания предмета
Тема 4. Глагол
Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства).
Изменение глаголов по временам.
Тема 5. Предложение
Смысловая и интонационная законченность предложения Точка, вопросительный,
восклицательный знаки в конце предложения.
Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.
Тема 6. Текст
Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста.
Деление текста на предложения. Связь предложений в тексте. Выделение опорных слов в
тексте.
Расположение частей текста в соответствии с планом. Работа с деформированным
текстом.
Раздел 6. «Связная речь»
Тема 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы,
средств связи предложений и частей текста.
Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
Тема 2. Свободный диктант
Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой
части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части
с опорой на выделенные слова.
Тема 3. Изложение текста по плану и опорным словам
Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и
опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста.
Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных
слов. Запись текста на доске и в тетрадях.
Тема 4. Составление рассказа по сюжетной картинке
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы,
структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи
между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим
самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых).
Тема 5. Изложение текста, воспринятого на слух
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в
тетрадях.
Тема 6. Свободный диктант
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из
каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств
языка.
Тема 7. Изложение текста, воспринятого на слух по плану, опорным словам
Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из
текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
Тема 8, 9. Составление текста письма
Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор
содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в
тетрадях.
Тематическое планирование
1
№ п/
п
1
уро-
ка
№
п/п
урок
а по
теме
Наименование разделов, тем урока
Кол
-во
часо
в
1.
Звуки и буквы. Текст (18+4 Рр.)
1
1.1
Повторение. Звуки и буквы. Текст.
1
2
1.2
Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит.
1
3
1.3
Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове.
1
4
1.4
Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ю, Я.
1
5
1.5
Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.
1
6
1.6
Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).
1
7
6.1
Деловое письмо. Адрес.
1
8
1.7
Текст. Различение текста и не текста.
1
9
1.8
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова.
1
10
1.9
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова.
1
11
1.10
Ударные и безударные гласные в слове.
1
12
1.11
Ударные и безударные гласные в слове.
1
13
1.12
Проверка безударных гласных в слове.
1
14
1.13
Проверка безударных гласных в слове.
1
15
1.14
Текст. Определение темы текста. Заголовок.
1
16
1.15
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
1
17
1.16
Контрольные вопросы и задания по теме «Звуки и буквы. Текст».
1
18
1.17
Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы. Текст».
1
19
1.18
Контрольный диктант № 1.
1
20
6.2
Деловое письмо. Адрес. Заполнение конверта.
1
21
6.3
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок.
1
22
6.4
Написание рассказа по серии сюжетных картинок.
1
2.
Предложение. Текст (19+2 Рр.)
23
2.1
Выражение в предложении законченной мысли.
1
24
2.2
Распространение предложений.
1
25
2.3
Порядок слов в предложении.
1
26
2.4
Связь слов в предложении.
1
27
2.5
Главные члены предложения. Сказуемое.
1
28
2.6
Главные члены предложения. Подлежащее.
1
29
2.7
Второстепенные члены предложения.
1
30
2.8
Текст. Отличие предложения от текста.
1
31
2.9
Текст. Деление текста на предложения.
32
6.5
Деловое письмо. Адрес. Почтовая марка.
1
33
2.10
Наблюдение за знаками препинания в конце предложений
1
34
2.11
Вопросительные предложения.
1
35
2.12
Восклицательные предложения.
1
36
2.13
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
1
37
2.14
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.
1
38
2.15
Предложение. Закрепление знаний.
1
39
2.16
Контрольный диктант за 1 четверть (№ 2).
1
40
2.17
Контрольные вопросы и задания.
1
41
2.18
Повторение по теме «Предложение. Текст».
1
42
2.19
Закрепление знаний по теме «Предложение. Текст».
1
43
6.6
Деловое письмо. Адрес. Почтовая марка, её функциональное значение.
1
3.
Слово. Текст (86 часа +11 Рр.)
44
3.1
Корень и однокоренные слова.
1
45
3.2
Корень и однокоренные слова.
1
46
3.3
Общее и различия в значении однокоренных слов.
1
47
3.4
Общее и различия в значении однокоренных слов.
1
48
3.5
Включение однокоренных слов в предложения.
1
49
3.6
Окончание – изменяемая часть слова.
1
50
3.7
Установление связи между словами с помощью окончания.
1
51
3.8
Установление связи между словами с помощью окончания.
1
52
6.7
Деловое письмо. Поздравление.
1
53
3.9
Приставка как часть слова.
1
54
3.10
Изменение значения слова в зависимости от приставки.
1
55
3.11
Приставка и предлог.
1
56
3.12
Суффикс как часть слова.
1
57
3.13
Изменение значения слова в зависимости от суффикса.
1
58
3.14
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.
1
59
3.15
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне.
1
60
3.16
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов
1
61
3.17
Слово-корень с ударной гласной.
1
62
3.18
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
1
63
3.19
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов.
1
64
3.20
Проверка безударных гласных в корне слова.
1
65
3.21
Проверка безударных гласных в корне слова.
1
66
3.22
Проверочный диктант № 3.
1
67
3.23
Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих
согласных в корне.
1
68
6.8
Деловое письмо. Поздравительная открытка.
1
69
3.24
Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне
однокоренных слов.
1
70
3.25
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.
1
71
3.26
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.
1
72
3.27
Проверяемые гласные и согласные в корне.
1
73
3.28
Проверяемые гласные и согласные в корне.
1
74
3.29
Непроверяемые написания в корне слова.
1
75
3.30
Непроверяемые написания в корне слова.
1
76
3.31
Контрольный диктант (№ 4) за 2 четверть.
1
77
3.32
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.
1
78
3.33
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов.
1
79
3.34
Состав слова. Закрепление знаний по теме «Состав слова».
1
80
3.35
Повторение по теме «Состав слова». Контрольные вопросы и задания.
1
81
6.9
Деловое письмо. Письмо-поздравление.
1
82
3.36
Части речи. Текст. Названия предметов, действий, признаков.
1
83
3.37
Понятие о частях речи. Существительное.
1
84
6.10
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану.
1
85
6.11
Написание рассказа по сюжетной картинке и данному плану.
1
86
3.38
Глагол.
1
87
3.39
Прилагательное.
1
88
3.40
Различение частей речи по вопросу и значениям.
1
89
3.41
Различение частей речи по вопросу и значениям.
1
90
3.42
Употребление разных частей речи в предложении и тексте.
1
91
3.43
Контрольные вопросы и задания.
1
92
3.44
Закрепление знаний по теме: «Части речи».
1
93
3.45
Имя существительное. Значение существительных в речи.
1
94
3.46
Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
1
95
3.47
Одушевлённые и неодушевлённые существительные.
1
96
3.48
Собственные и нарицательные существительные.
1
97
3.49
Правописание имён собственных.
1
98
3.50
Правописание имён собственных.
1
99
3.51
Контрольный
диктант
№
5
по
теме
«Правописание
имён
собственных».
1
100
3.52
Работа над ошибками. Текст. Тема и основная мысль текста.
1
101
6.12
Деловое письмо. Письмо-поздравление.
1
102
3.53
Понятие о единственном и множественном числе.
1
103
3.54
Употребление существительных в единственном и множественном
числе.
1
104
3.55
Изменение существительных по числам.
1
105
6.13
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух.
1
106
6.14
Написание коллективного изложения текста, воспринятого на слух.
1
107
3.56
Знакомство с понятием рода.
1
108
3.57
Существительные мужского рода.
1
109
3.58
Существительные женского рода.
1
110
3.59
Существительные среднего рода.
1
111
3.60
Различение существительных по родам.
1
112
3.61
Различение существительных по родам.
1
113
3.62
Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное».
1
114
3.63
Существительное. Закрепление знаний.
1
115
3.64
Контрольные вопросы и задания.
1
116
3.65
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи.
1
117
3.66
Различение признаков, обозначаемых прилагательных.
1
118
3.67
Зависимость рода прилагательных от рода существительных.
1
119
3.68
Окончания прилагательных мужского рода.
1
120
3.69
Окончания прилагательных женского рода.
1
121
3.70
Окончания прилагательных среднего рода.
1
122
3.71
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода.
1
123
3.72
Изменение прилагательных по родам.
1
124
3.73
Закрепление знаний по теме «Прилагательное».
1
125
3.74
Контрольный диктант (№ 7) за 3 четверть.
1
126
3.75
Прилагательное. Контрольные вопросы и задания.
1
127
6.15
Деловое письмо. Записка.
1
128
3.76
Глагол. Значение глагола в речи.
1
129
3.77
Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли.
1
130
6.16
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному
началу и опорным словам.
1
131
3.78
Различение действий, обозначаемых глаголами.
1
132
3.79
Изменение глаголов по временам. Настоящее время глаголов.
1
133
3.80
Прошедшее время глаголов.
1
134
3.81
Будущее время глаголов.
1
135
3.82
Различение глаголов по временам.
1
136
6.17
Деловое письмо. Записка товарищу.
1
137
3.83
Глагол. Закрепление знаний.
1
138
3.84
Контрольные вопросы и задания по теме «Глагол».
1
139
3.85
Контрольный диктант № 8 «Глагол».
1
140
3.86
Закрепление знаний по теме «Глагол».
1
4.
Текст. Предложение. (13 часов +3 Рр.)
141
4.1
Главные члены предложения.
1
142
6.18
Деловое письмо. Записка.
1
143
6.19
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному
началу и опорным словам.
1
144
4.2
Главные и второстепенные члены предложения.
1
145
4.3
Второстепенные члены предложения.
1
146
4.4
Постановка
вопросов
от
главных
членов
предложений
к
второстепенным членам.
1
147
4.5
Различение нераспространенных и распространенных предложений.
1
148
4.6
Распространение предложений.
1
149
4.7
Знакомство с однородными членами предложения.
1
150
4.8
Дополнение предложения однородными членами.
1
151
4.9
Дополнение предложения однородными членами.
1
152
4.10
Закрепление знаний по теме «Текст. Предложение».
1
153
6.20
Деловое письмо. Записка.
1
154
4.11
Предложение. Контрольные вопросы и задания.
1
155
4.12
Контрольные вопросы и задания по теме "Текст. Предложение".
1
156
4.13
Контрольные вопросы и задания по теме "Текст. Предложение".
1
5.
Повторение (17 часов+2 Рр.)
157
5.1
Повторение по теме «Состав слова».
1
158
5.2
Повторение по теме «Состав слова».
1
159
5.3
Повторение по теме «Состав слова».
1
160
6.21
Деловое письмо. Письмо.
1
161
5.4
Повторение по теме «Существительное».
1
162
5.5
Повторение по теме «Существительное».
1
163
5.6
Повторение по теме «Прилагательное».
1
164
5.7
Повторение по теме «Прилагательное».
1
165
5.8
Повторение по теме «Глагол».
1
166
5.9
Повторение по теме «Глагол».
1
167
5.10
Годовой контрольный диктант (№ 9).
1
168
5.11
Повторение по теме «Предложение».
1
169
5.12
Повторение по теме «Предложение».
1
170
6.22
Деловое письмо. Составление текста письма.
1
171
5.13
Повторение изученного по теме «Текст».
1
172
5.14
Повторение изученного по теме «Текст».
1
173
5.15
Повторение изученного за год.
1
174
5.16
Закрепление знаний по теме: «Повторение изученного за год».
1
175
5.17
Итоговый урок.
1
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Список методических и учебных пособий:
1.
Якубовская
Э.
В.,
Галунчикова
Н.
Г.
Русский
язык.
5
класс.
Учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
АООП.
5
издание.
–
М.
«Просвещение», 2020, 224 с.
2.
Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Комплект рабочих тетрадей по русскому языку для
учащихся 5-9 классов в 4 частях. М.«Просвещение» 2005.
3.
Якубовская Э. В. «Русский язык методические рекомендации 5-9 класс» учебное пособие
для общеобразовательных организаций, реализующих АООП, М., «Просвещение», 2016.
Оборудование и приборы: компьютер, медиапроектор, экран.
Дидактический материал: раздаточный материал по изучаемым темам
Приложение
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
5 класс (до 50 слов)
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
способы проверки написания гласных и согласных в корнях слов.
Учащиеся должны уметь:
правильно обозначать звуки буквами на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных в корне, звонких и глухих согласных путём
подбора родственных слов;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. ВХОДНОЙ СРЕЗ
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне
слова; глухие согласные в корне и на конце слова; правописание ча-ща; раздельное написание
предлогов со словами; ь для обозначения мягкости согласных);
выполнять звукобуквенный анализ слов;
находить и подчёркивать главные члены в предложении.
Диктант
НОВОСЕЛЬЕ
Мы купили квартиру. Выгружали из машины мебель. Я таскал сумки с одеждой. Вечером
я знакомился с новым местом. Шёл по улице. Вот аптека и овощной магазин. Рядом остановка
трамвая. Куплю проездной билет.
Буду ездить на трамвае в гости к товарищу.
НО-ВО-СЕ-ЛЬЕ
Мы купили но-ву-ю квар-ти-ру. Рядом ап-те-ка и ма-га-зин. За уг-лом ос-та-нов-ка трам-
ва-я. Буду ездить на трам-ва-е в гости.
Задания:
I в а р и а н т
Выполнить звукобуквенный анализ слова мебель.
В предложении подчеркнуть главные члены: Я таскал сумки с одеждой.
II в а р и а н т
1. Выполнить звукобуквенный анализ слова шёл.
2. В предложении подчеркнуть главные члены: Мы купили квартиру.
III в а р и а н т
1. Списать текст.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА I ЧЕТВЕРТЬ
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне
слова; раздельное написание предлогов со словами; разделительный мягкий знак);
выполнять разбор слова по составу слов;
находить и подчёркивать главные и второстепенные члены предложения.
Контрольный диктант
ДЯТЕЛ
Стук в окно. Кто там? Молчат. Смотрю - дятел! Прицепился за раму и стучит. Избу он
принял за дерево, а окно - за дупло. И в дупле кто-то сидит. Белку в дупле видел, птичку тоже. А
человека увидел дятел первый раз.
Это был молодой дятел. Он ещё мало что видел.
ДЯ-ТЕЛ
Стук в окно. Кто там? Мол-чат. Смо-трю - дятел. Избу он принял за дерево, а окно - за
дупло. Это был мо-ло-дой дятел.
Задание:
I в а р и а н т
1.
Предложение разобрать по членам: Это был молодой дятел.
2.
Выписать по два слова с безударной гласной в корне; проверить их написание.
3.
Разобрать по составу слова: сидит, молодой, птичку.
II в а р и а н т
1.
Предложение разобрать по членам: А человека увидел дятел первый раз.
2.
Выписать слово с безударной гласными в корне; проверить их написание.
3.
Разобрать по составу слово птичку.
III в а р и а н т
1.
Списать текст.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ
«СОСТАВ СЛОВА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне
слова;
глухие согласные в корне и на конце слова; раздельное написание предлогов со словами);
находить и подчёркивать главные и второстепенные члены предложения;
выделять корень.
Диктант
СКАЗКИ
Все ребята любят сказки. Чтение их - маленький праздник. За лесами, морями живут
чудеса. Иванушка летит на волшебном ковре. Добрый молодец спасает красавицу из темницы.
У сказки всегда хороший конец.
Поэтому сказки ходят по земле и учат нас добру.
СКАЗ-КИ
Все ребята любят сказ-ки. У сказ-ки все-гда хо-ро-ший конец. По-э-то-му сказ-ки ходят
по земле и учат нас добру.
Задание:
I в а р и а н т
1.
Выделить корень в словах: сказки, лесами, Иванушка, ходят.
2.
Данное предложение разобрать по членам предложения: Добрый молодец спасает
красавицу из темницы.
II в а р и а н т
1 .
Выделить корень в словах: сказки, лесами, Иванушка, ходят.
2 .
Данное предложение разобрать по членам предложения: Иванушка летит на волшебном
ковре.
III в а р и а н т
1.
Списать текст.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне
слова; глухие согласные в корне и на конце слова;; раздельное написание предлогов со
словами);
выполнять разбор слов по составу;
находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения.
Контрольный диктант
ГЛУХАРЬ
Я шёл на лыжах по лесной дорожке. Тихо стоят деревья. Снежком покрыты сосны и ели.
На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ивы. Быстро взлетел глухарь.
Крыльями он поднял столб снега.
В сильный мороз глухари спят в сугробах. Там им тепло.
ГЛУ-ХАРЬ
Тихо в лесу. Сне-гом по-кры-ты сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке.
Там они грыз-ли ве-точ-ки ивы.
Задание:
I в а р и а н т
1. Разобрать по составу: веточки.
2. Разобрать по членам предложения: Снежком покрыты сосны и ели.
II в а р и а н т
1. Разобрать по составу: снежком.
2. Предложение разобрать по членам предложения: Я шёл на лыжах по лесной дорожке.
III в а р и а н т
1 . Списать текст.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ
«ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СОБСТВЕННЫХ»
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне
слова; глухие согласные в корне и на конце слова; правописание жи-ши; раздельное написание
предлогов со словами; ь для обозначения мягкости согласных;);
выполнять разбор слов по составу;
подбирать однокоренные слова.
Диктант
СОФКА И ЩАВЛИК
Собачка Софка бежит домой. Откуда она? Из деревни Дубравки. Туда отдали её щенка
Щавлика. Каждый день Софка бегает его кормить.
Весной речка Рамица разлилась. Теперь щенок на том берегу. Что делать? Собачка
бросилась в воду и поплыла.
Бурные потоки не испугали Софку.
СОФКА И ЩАВЛИК
Со-бач-ка Софка бежит домой. От-ку-да она? Из де-рев-ни Дуб-рав-ки. Туда от-да-ли её
щенка Щав-ли-ка. Каж-дый день Софка бе-га-ет его кормить.
Задание:
I в а р и а н т
1. Разобрать по составу слова: деревни, отдали.
2. Подобрать однокоренные слова к существительному: вода - .
II в а р и а н т
1. Разобрать по составу слова: кормить, берегу.
2. Подобрать однокоренные слова к существительному: вода - .
III в а р и а н т
1. Списать текст.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ»
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне
слова; глухие согласные в корне и на конце слова; правописание жи-ши; раздельное написание
предлогов со словами; ь для обозначения мягкости согласных;);
выполнять разбор слов по составу;
подбирать однокоренные слова.
Диктант
СУД ПТИЦ
Решили птицы декабрь судить. Устали от него. День он сократил, а ночь удлинил. Филин
выступил против. Ночью хорошая охота. Тогда надо судить декабрь за снег. Он хоть и мягкий, а
трава глубоко.
Теперь тетерев против. Он в снегу спит.
Судили, рядили и оставили всё как есть.
СУД ПТИЦ
Птицы судили де-кабрь за длин-ну-ю ночь. Филин был про-тив. Ho-чью хо- ро-ша-я охота.
Стали судить за глу-бо-кий снег. Тетерев вы-сту-пил про-тив. Он в снегу спит.
Задание:
I вариант
1. Разобрать по членам предложения: Филин выступил против.
2. Разобрать по составу слова: хорошая, охота.
II вариант
1. Разобрать по членам предложения: Он в снегу спит.
2. Разобрать по составу слова: выпить, звери.
III вариант
1.
Списать текст.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне
слова; глухие согласные в корне и на конце слова; раздельное написание предлогов со словами);
выполнять разбор слов по составу.
Контрольный диктант
ОТКРЫТИЕ МИРА
Жеребёнок Майка приступил к открытию мира. А мир был интересный и большой. Над
головой синее небо. Под ногами мягкая летняя трава. Маленькие серые птички прыгают у ног
Майки. Они ищут зёрнышки.
Вдруг на забор села белобокая птица. Глаза хитрые, а хвост длинный.
Она высматривала куриное гнездо.
ОТКРЫТИЕ МИРА
Же-ре-бён-ка звали Майка. Майке всё было ин-те-рес-но. Над го-ло-вой синее небо. Под
но-га-ми мяг-ка-я трава. Се-ры-е пти-чки пры-га-ли у ног Майки.
Задание:
I в а р и а н т
1.
Разобрать по составу слова: длинный, птички.
2.
Подобрать 5 прилагательных к существительному: жеребёнок - .
II в а р и а н т
1.
Разобрать по составу слова: серые, птица.
2.
Подобрать 3 прилагательных к существительному: жеребёнок - .
III в а р и а н т
1.
Списать текст.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ
«ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ И ЧИСЛАМ»
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами (безударные гласные в корне
слова; правописание ча-ща; раздельное написание предлогов со словами);
выполнять разбор слов по составу;
находить и подчёркивать главные и второстепенные члены в предложения.
Диктант
БОТИНКИ
Петя надел ботинки и вышел во двор. Вдруг ботинки потянули Петю к колодцу. Петя набрал
воды, принёс домой. А ботинки уже тащат его к забору. Там дрова. Взял Петя топор, наколол
дров. К вечеру ноги устанут.
А Петя поймёт, что носил ботинки старшего брата.
БОТИНКИ
Петя надел бо-тин-ки и вышел во двор. Бо-тин-ки по-тя-ну-ли Петю к ко-лод-цу. Петя
взял вёд-ра, на-брал воды и принёс домой.
Задание:
I в а р и а н т
1. 3-е предложение разобрать по членам предложения.
2. Разобрать по составу слова: припадёт, сказки.
II в а р и а н т
1. 1-е предложение разобрать по членам предложения.
2. Разобрать по составу слова: тащат, дрова.
III в а р и а н т
1. Списать текст.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА ГОД
Цель работы: проверить умения:
писать под диктовку текст с изученными орфограммами ;
правильно писать окончания имён существительных, имён прилагательных.
Годовой контрольный диктант
ПТИЦЫ ЛЕТЯТ
В марте ещё снег и лёд. Но уже летят на родину грачи.
В апреле чернеют проталины. Журчат в оврагах ручьи. Спешат домой стрижи, скворцы,
трясогузки.
В мае зеленеют луга и сады. Летят домой гуси, утки, ласточки.
У птиц долгий и трудный путь домой.
ПТИЦЫ ЛЕТЯТ
В марте летят на ро-ди-ну грачи.
В ап-ре-ле спешат домой скво-рцы и стри-жи. А в мае мчат-ся домой лас-точ-ки.
Задание:
I
в а р и а н т
1.
Разобрать по составу существительное и прилагательное: трудный, ласточки.
2.
Разобрать по членам предложение: Летят домой гуси, утки, ласточки.
II
в а р и а н т
1.
Разобрать по составу существительное и прилагательное: грачи, долгий.
2.
Разобрать по членам предложение: Спешат домой стрижи, скворцы, трясогузки.
III
в а р и а н т
1.
Списать текст.
2.
Выделить окончания: первые грачи.
Литература:
Якубовская Э. В. «Русский язык методические рекомендации 5-9 класс» учебное пособие
для общеобразовательных организаций, реализующих АООП, М., «Просвещение», 2016.