Автор: Животова Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Лицей № 6"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: авторская программа по внеурочной деятельности
Тема: "Путешествие в прекрасное"
Раздел: начальное образование
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в прекрасное»
составлена на основе пособия «Методический конструктор внеурочной деятельности
школьников»
(авторы Д. В. Григорьев, к.п.н., П. В. Степанов
к. п.н., Центр теории воспитания
Института теории и истории педагогики РАО).
Учебный курс изучается в 2-3-ых классах, рассчитан на 34 часов в год. Курс введен в
часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-
нравственного направления
Программа реализовывается в рамках внеурочной деятельности в соответствии с
образовательным планом.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из
актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в
сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается
необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать
возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без
использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество.
Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим
духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь
средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны
связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.
Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть,
посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе,
потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению
в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как
музей.
Музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного
кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и
профессиональных склонностей, навыков общественно -полезной деятельности.
Особенности организации учебного процесса
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с
процессом
подготовки
спектакля:
посещение
гримерной,
костюмерной,
просмотр
спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности:
беседы по содержанию и иллюстрирование.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы: посещение
музея, тематических выставок, участие в интерактивных занятиях, что дать первичные
навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной
работы.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм
самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность
и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В
результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству
развития своей личности.
Программа рассчитана на 1 год обучения в каждом классе по 1 часу в неделю, 34
часа в год во 2-3 классах.
Цель данного курса: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного
театрального зрителя, обладающего художественным вкусом,
развитию творческого
потенциала каждого ребенка.
Основные задачи курса:
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка.
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.
привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные
сведения о ней.
.
Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых
ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,
сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и
чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению
курса развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности,
тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при
общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами
изучения курса «Школа развития речи»
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и
неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного
общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа,
громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
–
анализировать
уместность,
эффективность
реализации
речевых
жанров
приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
–
продуцировать
уместные,
эффективные
этикетные
жанры
приветствия,
прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать
заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль
как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений,
рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном
тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях
общения.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
Материал учебного курса «Школа развития речи» представлен в программе
следующими формами проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
посещение музея
участие в творческих мастерских музея
посещение спектакля
работа в малых группах
экскурсия
Разделы программы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Музей.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Путешествие в прекрасное»
2 класс (34 часа)
№
п/п
Название разделов
Количество часов
всего
аудиторные
внеаудиторные
1
«Мы играем – мы мечтаем!»
3
-
3
2
Театр.
14
5
9
3
Музей.
17
5
12
Всего
34
10
24
2 класс (34 часа)
№ п/
п
Тема
Количество часов
Всего
Аудиторные
Внеаудиторные
1
Игры на развитие внимания
и воображения. Игра
«Ёлки-палки».
1
1
2
Игры на развитие внимания
и воображения. Игра
«Цирк».
1
1
3
Просмотр спектакля
«Трубадур и принцесса».
1
1
4
Беседа после просмотра
спектакля.
Иллюстрирование.
1
5
«Здравствуй, музей».
Знакомство с секретами и
тайными музейного мира.
1
6
«Бабушкины сказки».
Музейное занятие.
1
1
7
Иллюстрирование к
русским народным сказкам.
1
1
8
Просмотр спектакля в
МДТ.
1
1
9
Беседа после просмотра
спектакля.
Иллюстрирование.
1
1
10
«Пять чувств леса»
Мультимедия занятие-игра
о жизни деревьев.
1
1
11
«Волшебная глина».
Занятие-сказка о гончарном
промысле.
1
1
12
Просмотр спектакля в МДТ
1
1
14
«Как мамонты в Волге
купались». Музейное
занятие.
1
1
15
«Второе лицо». Рассказ об
истории масок и
изготовление собственной
личины.
1
1
16
Новогоднее представление
в МДТ.
1
1
17
Иллюстрация к
Рождественской ёлке.
1
1
18
Музейное занятие
«Игроград»
1
1
19
Просмотр спектакля в
МДТ.
1
1
20
Беседа после просмотра
спектакля.
Иллюстрирование.
1
1
21
Музейное занятие
«Забавная семейка».
1
1
22
Просмотр фильма
«Памятники города»
1
1
23
Конкурс рисунков
«Защитники Отечества»
1
1
24
Просмотр спектакля в
МДТ.
1
1
25
Беседа после просмотра
спектакля.
Иллюстрирование.
1
1
26
Музейное занятие
«Тряпичная подружка».
1
1
27
«Рециклинг». Музейное
занятие (изделия из отходов
бытового пластика).
1
1
28
Просмотр спектакля в
МДТ.
1
1
29
Музейное занятие «Город
святого креста»
1
1
30
Музейное занятие
«Ставрополь – Тольятти».
Видео-экскурсия.
1
1
31
Просмотр спектакля в
МДТ.
1
1
32
Иллюстрирование по
мотивам спектакля.
1
1
33
Музейное занятие
«Игроград»
1
1
34
«Русское чаепитие»
1
1
Всего
34
7
27
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Путешествие в прекрасное»
3 класс (34 часа)
№
п/п
Название разделов
Количество часов
всего
аудиторные
внеаудиторные
1
«Мы играем – мы мечтаем!»
2
-
2
2
Театр.
14
5
10
3
Музей.
18
5
12
Всего
34
10
24
3 класс (34 часа)
№ п/
п
Тема
Количество часов
Всего
Аудиторные
Внеаудиторные
1
Игры на развитие внимания
и воображения. Игра
«Баранья голова».
1
1
2
Игры на развитие внимания
и воображения. Игра
«Машинки».
1
1
3
Просмотр спектакля
«Трубадур и принцесса».
1
1
4
Просмотр видеодиска
«Дядя Фёдор, пёс и кот» 1
часть.
1
1
5
Просмотр видеодиска
«Дядя Фёдор, пёс и кот» 2
часть.
1
1
6
«Бабушкины сказки».
Музейное занятие.
1
1
7
Иллюстрирование к
русским народным сказкам.
1
1
8
Просмотр спектакля в
МДТ.
1
1
9
Беседа после просмотра
спектакля.
Иллюстрирование.
1
1
10
«Тайна огня и металла»
Мультимедия занятие.
1
1
11
«Волшебная глина».
Занятие-сказка о гончарном
промысле.
1
1
12
Просмотр спектакля в
1
1
МДТ.
13
«Урок в старой школе».
Музейное занятие.
1
1
14
«Как мамонты в Волге
купались». Музейное
занятие.
1
1
16
Новогоднее представление
в МДТ.
1
1
17
Иллюстрация к
Рождественской ёлке.
1
1
18
Музейное занятие
«Игроград»
1
1
19
Просмотр спектакля в
МДТ.
1
1
20
Беседа после просмотра
спектакля.
Иллюстрирование.
1
21
Музейное занятие
«Глиняные чудеса».
1
1
22
Просмотр фильма
«Памятники города»
1
1
23
Конкурс рисунков
«Защитники Отечества»
1
1
24
Просмотр спектакля в
МДТ.
1
1
25
Беседа после просмотра
спектакля.
Иллюстрирование.
1
1
26
Музейное занятие
«Тряпичная подружка».
1
1
27
«Рециклинг». Музейное
занятие (изделия из отходов
бытового пластика).
1
1
28
Просмотр спектакля в
МДТ.
1
1
29
Музейное занятие «Город
святого креста»
1
1
30
Музейное занятие
«Ставрополь – Тольятти».
Видео-экскурсия.
1
1
31
Просмотр спектакля в
МДТ.
1
1
32
Иллюстрирование по
мотивам спектакля.
1
1
33
Музейное занятие
«Игроград»
1
1
34
«Русское чаепитие»
1
1
Всего
34
10
24