Напоминание

"Путешествие в прекрасное"


Автор: Животова Ирина Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Лицей № 6"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: авторская программа по внеурочной деятельности
Тема: "Путешествие в прекрасное"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в прекрасное»

составлена на основе пособия «Методический конструктор внеурочной деятельности

школьников»

(авторы Д. В. Григорьев, к.п.н., П. В. Степанов

к. п.н., Центр теории воспитания

Института теории и истории педагогики РАО).

Учебный курс изучается в 2-3-ых классах, рассчитан на 34 часов в год. Курс введен в

часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-

нравственного направления

Программа реализовывается в рамках внеурочной деятельности в соответствии с

образовательным планом.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из

актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в

сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается

необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать

возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без

использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество.

Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим

духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь

средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны

связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть,

посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе,

потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению

в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как

музей.

Музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного

кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и

профессиональных склонностей, навыков общественно -полезной деятельности.

Особенности организации учебного процесса

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с

процессом

подготовки

спектакля:

посещение

гримерной,

костюмерной,

просмотр

спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности:

беседы по содержанию и иллюстрирование.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы: посещение

музея, тематических выставок, участие в интерактивных занятиях, что дать первичные

навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной

работы.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм

самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность

и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В

результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству

развития своей личности.

Программа рассчитана на 1 год обучения в каждом классе по 1 часу в неделю, 34

часа в год во 2-3 классах.

Цель данного курса: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного

театрального зрителя, обладающего художественным вкусом,

развитию творческого

потенциала каждого ребенка.

Основные задачи курса:

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка.

помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.

привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные

сведения о ней.

.

Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых

ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,

сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,

концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так

и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и

чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению

курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи,

стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе

соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих

умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности,

тактичности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при

общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами

изучения курса «Школа развития речи»

является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной

деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и

неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать

недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной

деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих

умений:

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного

общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа,

громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать

уместность,

эффективность

реализации

речевых

жанров

приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать

уместные,

эффективные

этикетные

жанры

приветствия,

прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать

заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль

как важных составляющих текста;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений,

рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном

тексте;

– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях

общения.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

Материал учебного курса «Школа развития речи» представлен в программе

следующими формами проведения занятий:

игра

беседа

иллюстрирование

посещение музея

участие в творческих мастерских музея

посещение спектакля

работа в малых группах

экскурсия

Разделы программы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Музей.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Путешествие в прекрасное»

2 класс (34 часа)

п/п

Название разделов

Количество часов

всего

аудиторные

внеаудиторные

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

3

-

3

2

Театр.

14

5

9

3

Музей.

17

5

12

Всего

34

10

24

2 класс (34 часа)

№ п/

п

Тема

Количество часов

Всего

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Игры на развитие внимания

и воображения. Игра

«Ёлки-палки».

1

1

2

Игры на развитие внимания

и воображения. Игра

«Цирк».

1

1

3

Просмотр спектакля

«Трубадур и принцесса».

1

1

4

Беседа после просмотра

спектакля.

Иллюстрирование.

1

5

«Здравствуй, музей».

Знакомство с секретами и

тайными музейного мира.

1

6

«Бабушкины сказки».

Музейное занятие.

1

1

7

Иллюстрирование к

русским народным сказкам.

1

1

8

Просмотр спектакля в

МДТ.

1

1

9

Беседа после просмотра

спектакля.

Иллюстрирование.

1

1

10

«Пять чувств леса»

Мультимедия занятие-игра

о жизни деревьев.

1

1

11

«Волшебная глина».

Занятие-сказка о гончарном

промысле.

1

1

12

Просмотр спектакля в МДТ

1

1

14

«Как мамонты в Волге

купались». Музейное

занятие.

1

1

15

«Второе лицо». Рассказ об

истории масок и

изготовление собственной

личины.

1

1

16

Новогоднее представление

в МДТ.

1

1

17

Иллюстрация к

Рождественской ёлке.

1

1

18

Музейное занятие

«Игроград»

1

1

19

Просмотр спектакля в

МДТ.

1

1

20

Беседа после просмотра

спектакля.

Иллюстрирование.

1

1

21

Музейное занятие

«Забавная семейка».

1

1

22

Просмотр фильма

«Памятники города»

1

1

23

Конкурс рисунков

«Защитники Отечества»

1

1

24

Просмотр спектакля в

МДТ.

1

1

25

Беседа после просмотра

спектакля.

Иллюстрирование.

1

1

26

Музейное занятие

«Тряпичная подружка».

1

1

27

«Рециклинг». Музейное

занятие (изделия из отходов

бытового пластика).

1

1

28

Просмотр спектакля в

МДТ.

1

1

29

Музейное занятие «Город

святого креста»

1

1

30

Музейное занятие

«Ставрополь – Тольятти».

Видео-экскурсия.

1

1

31

Просмотр спектакля в

МДТ.

1

1

32

Иллюстрирование по

мотивам спектакля.

1

1

33

Музейное занятие

«Игроград»

1

1

34

«Русское чаепитие»

1

1

Всего

34

7

27

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

«Путешествие в прекрасное»

3 класс (34 часа)

п/п

Название разделов

Количество часов

всего

аудиторные

внеаудиторные

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

2

-

2

2

Театр.

14

5

10

3

Музей.

18

5

12

Всего

34

10

24

3 класс (34 часа)

№ п/

п

Тема

Количество часов

Всего

Аудиторные

Внеаудиторные

1

Игры на развитие внимания

и воображения. Игра

«Баранья голова».

1

1

2

Игры на развитие внимания

и воображения. Игра

«Машинки».

1

1

3

Просмотр спектакля

«Трубадур и принцесса».

1

1

4

Просмотр видеодиска

«Дядя Фёдор, пёс и кот» 1

часть.

1

1

5

Просмотр видеодиска

«Дядя Фёдор, пёс и кот» 2

часть.

1

1

6

«Бабушкины сказки».

Музейное занятие.

1

1

7

Иллюстрирование к

русским народным сказкам.

1

1

8

Просмотр спектакля в

МДТ.

1

1

9

Беседа после просмотра

спектакля.

Иллюстрирование.

1

1

10

«Тайна огня и металла»

Мультимедия занятие.

1

1

11

«Волшебная глина».

Занятие-сказка о гончарном

промысле.

1

1

12

Просмотр спектакля в

1

1

МДТ.

13

«Урок в старой школе».

Музейное занятие.

1

1

14

«Как мамонты в Волге

купались». Музейное

занятие.

1

1

16

Новогоднее представление

в МДТ.

1

1

17

Иллюстрация к

Рождественской ёлке.

1

1

18

Музейное занятие

«Игроград»

1

1

19

Просмотр спектакля в

МДТ.

1

1

20

Беседа после просмотра

спектакля.

Иллюстрирование.

1

21

Музейное занятие

«Глиняные чудеса».

1

1

22

Просмотр фильма

«Памятники города»

1

1

23

Конкурс рисунков

«Защитники Отечества»

1

1

24

Просмотр спектакля в

МДТ.

1

1

25

Беседа после просмотра

спектакля.

Иллюстрирование.

1

1

26

Музейное занятие

«Тряпичная подружка».

1

1

27

«Рециклинг». Музейное

занятие (изделия из отходов

бытового пластика).

1

1

28

Просмотр спектакля в

МДТ.

1

1

29

Музейное занятие «Город

святого креста»

1

1

30

Музейное занятие

«Ставрополь – Тольятти».

Видео-экскурсия.

1

1

31

Просмотр спектакля в

МДТ.

1

1

32

Иллюстрирование по

мотивам спектакля.

1

1

33

Музейное занятие

«Игроград»

1

1

34

«Русское чаепитие»

1

1

Всего

34

10

24



В раздел образования