Автор: Родина Анна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №15"
Населённый пункт: г. Усть-Катав, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Моторное планирование в рамках коррекции звукопроизношения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Применение моторной программы в структуре
логопедического занятия по коррекции звукопроизношения
«Движение может заменить лекарство, но ни одно лекарство не заменит
движения» Ж. Тассо
«Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли
необходимо движение» И.П.Павлов
«Обычная логопедия уже изживает себя, человек, который работает с высшими
функциями, должен осознавать, как они организованы мозгом. Когда мы пытаемся
проникнуть за черепные своды, то начинаем понимать, что мы делаем и для чего».
Визель Т. Г.
Сейчас
логопеды
много
говорят
о
нейропсихологии,
успешно
применяют приемы нейропсихологии в своей практике. Ученые всего мира
называют 21 век – веком нейронаук. Педагогической практикой доказана
целесообразность соединения нейронауки с другими науками, в данном
случае
с
логопедией.
Положительное
влияние
нейропсихологии
на
коррекцию речи доказано в научных работах А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой,
Л.С. Выготского, Т.В. Ахутиной, Ж.М. Глозман, А.В. Семенович, А.Е.
Соболевой. Авторами подчеркивается, что ни одна проблема не является
изолированной. Речь является средством овладения любой психической
операцией.
Источниками
речевого
развития
являются:
сенсомоторные
координации, ритмология и вокализация, обогащенная сенсорная среда,
сформированные пространственные представления, постоянное активное
коммуникативное взаимодействие ребенка со взрослым окружением.
Я тоже хочу коснуться этой темы, потому что дети с речевыми
нарушениями имеют поражение или дисфункцию разных мозговых областей.
В процессе дальнейшего развития головного мозга у детей возникают
трудности в обучении. Поэтому детям с нарушением речевого развития
необходимо работать не только с «головой», но и всем телом.
Мне бы хотелось представить применение моторного планирования в
структуре моего логопедического занятия по коррекции звукопроизношения
на каждом этапе.
Для чего? Дело в том, что в основе успешного освоения навыков,
которыми
мы
овладеваем
в
течение
жизни,
лежит
двигательное
планирование.
Когда
мы
учимся
выполнять
какое-то
движение
и
прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная
кора лобной доли и мозжечок. Эта работа и есть моторное планирование, на
языке нейропсихологии называется «праксис». Умение говорить и писать это
тоже навык, который формируется в движении, точнее в умении планировать
движения. Говоря научным языком, нейронная связь, отвечающая за верное
произнесение того или иного звука, должна быть на столько крепкой, чтобы
мозг мог выполнять параллельно другую задачу, не отвлекаясь и не теряя
этот навык. Если будет порядок и согласованность действий в крупной и
мелкой моторики, то и с речью, ее построением, формулированием мыслей
проблем не будет.
Ну и наконец, согласитесь, гораздо интереснее автоматизировать звук
играючи, в движении, чем сидеть за столом и называть известные всем
давным-давно карточки с картинками или чистоговорки. Именно поэтому
мои занятия строятся в формате моторного планирования.
Цель автоматизации звука в движении – использование ребенком
поставленного звука в бытовых условиях, а именно доведение звука до
автоматизма в свободной речи, уход от «кабинетной» речи». Моторная
программа строится по принципу «от простого к сложному» и принципу
«системности». Мы переходим к автоматизации звука в движении только
тогда, когда без дополнительной нагрузки и зрительной опоры ребенок
может сделать артикуляционные упражнения или произнести звук легко.
Так,
например,
на
подготовительном
этапе
мы
выполняем
артикуляционную
гимнастику,
шагая
по
коврикам
и
одновременно
выполняем упражнение «качели», когда этот навык достиг автоматизма, мы
усложняем движение, например «выполни наоборот» - язык вверх, а руки
опусти вниз. И т.п.
Во время автоматизации изолированного звука (звук должен легко
произноситься в статической позе, ребенок выполняет инструкцию логопеда:
сначала отхлопай столько же, а потом прыгни на коврик, произнося
закрепляемый звук. Усложнить материал можно заданием: хлопни на один
больше или меньше. Здесь мы можем говорить о том, что ребенок переводит
фокус внимания с правильного уклада на другую деятельность, когда
ребенку необходимо не только контролировать произношение, но и
распределить внимание на выполняемые движения.
Этап автоматизации очень интересен в слогах и словах очень интересен
для детей, потому что здесь мы играем в с мячом, прыгаем, ищем по
стрелочкам клад, при этом решаем задачи, направленные на развитие:
ориентации в пространстве, слухоречевой памяти, слухового внимания,
грамматического строя речи.
Исходя
из
опыта
работы,
могу
смело
заявить,
что
этап
дифференциации звуков происходит быстрее и эффективнее, если работа
строится с применением моторной программы. Ведь во время произнесения
звуков идет подкрепление позы языка движениями рук или всего тела.
Представленный подход на логопедических занятиях значительно
ускоряют процесс введения в речь закрепляемых звуков, благотворно
воздействуют на мозговые структуры, снижают утомляемость, повышают
способность
к
произвольному
контролю,
способствуют
развитию
познавательных
процессов,
пространственной
ориентации,
зрительно-
моторной координации, улучшают сенсомоторный контроль и делают
занятие по автоматизации звуков более интересным и продуктивным.
И так как речевая деятельность и артикуляционная моторика требует
сложных механизмов контроля за органами речи до тех пор, пока эти умения
не станут навыком, то внедрение моторной программы на логопедических
занятиях существенно ускоряет процесс введения в речь закрепляемых
звуков.
Список литературы:
1.
Визель Т.Г. «Основы нейропсихологии»
2.
Микадзе Ю.В. «Нейропсихология детского возраста»
3.
Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском
возрасте»
4.
Цветкова Л.С. «Актуальные проблемы нейропсихологии детского
возраста»